Конспект и презентация к уроку "Омонимы"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)

Мусаева Инна Юрьевна

Урок русского языка "Омонимы"-2 класс "Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

1 Мотивирование к учебной деятельности
– Здравствуйте, начинаем урок русского языка.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Прочитайте слова, попробуйте составить и записать пары:

внимательный, слабый, коса, сильный, собранный, ключ,

Получились ли у вас пары, назовите признак объединенияи докажите свою точку зрения.

Внимательный - собранный (синонимы- близкие по значению)
Сильный - слабый (антонимы - противоположные)

Из каких слов не удалось составить пару.

Что можете сказать об этих словах? (Сколько значений  могут иметь слова?  Что нам известно? ( они – многозначные.)

 Задача урока - постараемся узнать больше о таких словах.

3. Введение в тему  Прочитайте стихотворение (слайд1)

В какой форме дано стих. (в форме диалога)

Сев в такси, -
Спросила такса: 
-За проезд какая такса?
А водитель:
- Денег с такс
Не берём совсем,
Вот так-с!

Что вызвало вашу улыбку?  На каких словах построена шутка - каламбур (слово такса)

Какой словарь помогает разъяснить значение слов... Толковый

А можем ли мы понять значение этих слов из текста, иллюстрации?Объясните

Такса- плата за проезд, такса- порода собак. (слово многозначное)

Эти 2 слова имеют одинаковое значение? А звучат и пишутся как? Мы назвали одинаковые или разные предметы?

 Интересно узнать, как они называются?

4. Открытие нового знания

Что же нам предстоит узнать открыть на уроке?

Узнать, как называются такие слова, наблюдать за ними, научиться находить и использовать. Откроем ещё одну тайну языка.

Работа с учебникомстр.68 рубрика "Давай подумаем"

Докажите, что одним словом называют разные слова.

Вывод: слова одинаково звучат (пишутся), но между значениями слов нет ничего общего.

Нос их помощью возникают шутки и каламбуры, игра слов. Называются ОМОНИМЫ (слайд 2)

Запишем, какими омонимами называют:
1. Большое художественное произведение и мужское имя. (Роман – роман)
2. Столицу Австрии и кровеносный сосуд. (Вена – вена)
3. Город и большую хищную птицу. (Орёл – орёл)

Почему некоторые слова с заглавной буквы (имена собственные). Как звучат слова -одинаково? А значение у них...

Давайте послушаем ещё одно стихотворение (слайд 3)

Отца спросила дочка:
– Не знаю, как прочесть.
      Есть слово «проволОчка»
И «прОволочка» есть.
А что такое «Атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «Атлас»,
Но есть ведь и «атлАс»?

Что поможет в этой ситуации? Как вы думаете? Смысл предложения подскажет (ударение)

Обратимся к учебнику стр.69 упр.2

 Читаем 1 вариант и объясняем ( зАмок - строение). А можно прочитать слово с другим значением?

2-ой (замОк- то, что запирает дверь). Что помогает понять значение? (ударение)

Спишите 2 или 3предложение и поставьте ударение. Читаем, что получилось.

Вывод: Эти слова похожи только на письме, но если их произносить они не совпадают по звучанию. Вам знакомы такие слова, приведите примеры.

Прочитайте слова: (слайд 4)

 вЕсти — вестИ, дОрог — дорОг, зАмок — замОк, здОрово — здорОво,
лЕсок — лесОк, мАло — малО, мУка — мукА , пЕкло — пеклО,
прИстань — пристАнь, сОрок — сорОк

Физминутка

Синоним - похлопали, антоним потопали, омонимы- руки подняли

Близко-далеко, черный - белый - (топаем), ирИс-Ирис-( вверх), товарищ- приятель -(хлопаем),  вестИ- вЕсти(вверх), ласковый - нежный- (хлопаем)

Продолжим расширять знания.

Внимание на экран. Помогут  прочитать …(слайд 5)

Почитайте небольшую сценку, взятую из повести Л.Кэролла “Алиса в стране чудес”. (проецируется на экране)
Мышь: Я тебе расскажу грустную историю…(вдруг вскрикивает)
Прохвост!
Алиса: История про хвост? Грустная история про хвост?
Мышь: Глупости! (Сердится) Вечно всякие глупости! Как я от них устала! Этого просто не вынести…
Алиса: А почему же вы его звали Спрутиком, если на самом деле он был черепахой?
Мышь: Мы его звали Спрутиком, потому что он всегда ходит с прутиком.
- Почему мышь и Алиса не понимают друг друга?

Слова одинаковы по звучанию

Ребята давайте запишем слова, которые вызвали недоумение у героев и попытаемся разобраться в этом вопросе.

 Прохвост (хитрый, лживый, мошейник, подлец) про хвост ( часть тела животного)

с  прутиком  (прутик - веточка) - Спрутиком - ( заглавная буква подсказывает, что перед нами имя собственное).  Спрут -морское животное(молюск), имеющее восемь больших щупалец - ног, которые служат орудием нападения и защиты

А теперь попробуйте понять на чём построена шутка стр.69 упр.3

Запишем:

Хлеб сухой (им. прил)- хлеб с ухой ( им. сущ. с предлогом)

Так с помощью омонимов  и возникают шутки

Сколько групп омонимов узнали? Какие   группы омонимов  узнали?

Закрепление

1.Одинаково звучат и пишутся  (омонимы)

2.Одинаково звуча , но пишутся -по разному (омоформы)

3.Одинаково  пишутся, но звучат по-разному (омографы)

1.такса      2. сухой -с ухой    3. Атлас- атлАс        

 В тетради  упр 4.

На доске таблица

 1                                    2                                     3

 уж-уж                      код-кот             гвоздики-гвоздики

У кого остались вопросы? Кто считает, что отлично понял тему.

Самостоятельная работа.

Вы, главное, ребята,
Не 
спешите –
И правильно
Слова с доски
Спишите!                                                              

- Кто услышал омонимы?

Слайд 6-8

Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были?
- У лисички?
- Что вы ели там?
- Лисички!

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– 
С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы? (
Слайд 9)
Приведите примеры. Что возникает при помощи омонимов?
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

- Так достигли мы поставленной цели?

Рефлексия  -Синквейн (слайд 10-11)
Дифференцированное домашнее задание
(выполнить любое на выбор)
Упражнение 6 или в словаре найти 2 пары омонимов. Составить предложения.

 Найти шутки, каламбуры или другие интересные задания, в которых встречаются слова омонимы.

1.Служу я людям  много лет.
  С моею помощью они включают свет.
  С тобою тоже буду я дружна –
  Я часто за столом тебе нужна (вилка)        

2.Всем пишущим я помогаю

    И птиц от стужи согреваю (перо)

3.Меня при играх набирают,              

   Меня и на нос надевают (очки)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сев в такси, - Спросила такса : -За проезд какая такса ? А водитель: - Денег с такс Не берём совсем, Вот так-с!

Слайд 2

Омонимы

Слайд 3

Что поможет в этой ситуации? Отца спросила дочка: – Не знаю, как прочесть. Есть слово « проволОчка » И « прОволочка » есть. А что такое «Атлас»? Его приносят в класс? Я прочитала «Атлас», Но есть ведь и « атлАс »?

Слайд 4

Что поможет различить слова? вЕсти — вестИ дОрог — дорОг зАмок — замОк сОрок — сорОк кОзлы — козлЫ лЕсок — лесОк мАло — малО мУка — мукА пЕкло — пеклО прИстань — пристАнь

Слайд 5

Сценка из повести Л . Кэролла “Алиса в стране чудес ” Мышь: Я тебе расскажу грустную историю … ( вдруг вскрикивает) Прохвост! Алиса : История про хвост? Грустная история про хвост? Мышь : Глупости! (сердится) Вечно всякие глупости! Как я от них устала! Этого просто не вынести… Алиса : А почему же вы его звали Спрутиком , если на самом деле он был черепахой? Мышь : Мы его звали Спрутиком , потому что он всегда ходит с прутиком.

Слайд 6

Выпиши омонимы Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: - Где вы были? - У лисички? - Что вы ели там? - Лисички!

Слайд 7

из норки норка

Слайд 8

у лисички лисички

Слайд 10

Синквейн –стихотворение из 5 строк

Слайд 12

Омонимы Разные весёлые Учат, развивают, забавляют Мы можем их использовать Шутить

Слайд 13

Оцени свою работу на уроке Какие слова называют омонимами? Что возникает с помощью омонимов? Приведите примеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пернатые изобретатели"

Конспект урока с презентацией по учебнику Вахрушева, УМК "Школа 2100"...

Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"

Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям  писателя для детей.   К уроку прилагается презентация. Размеры през...

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Членистоногие"

Для мотивации к уроку использованы видеофрагменты, загадки, ответы детей на вопросы учителя подтверждаются текстом учебника....

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

По сказочной стране Геометрии (конспект с презентацией)

Урок математики в коррекционной школе VIII вида.  Фронтальное повторение геометрического материала и индивидуальная работа с геометрическими фигурами с элементами контроля самоконтроля: решаются...