конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине, развить монологическую речь и навыки самостоятельной работы, вызвать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Petr_I_.docx29.1 КБ
Файл Prezentaciya_Petr_I_car_i_chelovek.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №73»

муниципального образования «Город Саратов»

                   

                         Конспект открытого  урока

по предмету «Окружающий мир»

в 4 классе

тема:

«Петр I: царь и человек»

Система Л.В.Занкова

Подготовила учитель начальных классов

Булдакова Наталья Владимировна

г. Саратов

2011

 Тема: Петр I: царь и человек

Цели: вызвать интерес учащихся к историческому прошлому своей   страны;

систематизировать и углубить знания по теме;

развивать познавательные способности и монологическую речь, умение работать с дополнительной литературой;

воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I любовь к Родине.

Оборудование: презентация, репродукции картин : И.Филипс «Укорочение кафтанов на заставе», А.В.Серов « Петр  I на набережной Невы»

 , выставка книг о Петре I

                                Ход урока

1.Организационный момент.

Улыбнулись, подтянулись,

На уроке не зевать.

Ну, ребята, все за дело

И друг другу помогать.

2. Подведение к проблеме. Слайд №2

Прочитаем на слайде строчки А. С.Пушкина

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Учитель.  Догадались, о ком идет речь?  Обоснуйте свой ответ.

3. Формулирование проблемы учащимися. Слайд №3

Вывешивается на доске портрет Петра I и открывается часть записи темы урока.

4. Составим план исследования: Слайд №4

Посмотрим в книге

Спросим

Понаблюдаем

Подумаем сами

Проведем эксперимент

Заглянем в компьютер

5. Проведение исследования. Слайд №5

Выполняя домашнее задание,  ребята заглянули в компьютер, воспользовались Интернет-ресурсом.  Послушаем, какие сведения о Петре I они отыскали.

Сообщения

1 группа

От ранней юности до самой смерти трудился Петр .  Летом и зимой он вставал очень рано, трудился целый день.  Прежде всего, ходя по комнате, читал иностранные газеты и журналы, отмечая в них карандашом, что нужно перевести на русский язык.  Потом он шел осматривать работы на фабриках, в мастерских, на заводах, особенно часто посещал корабельные верфи, где собственноручно помогал рабочим.  В 6 или 7 часов шел в присутственные места, принимал просителей, решал дела скоро и справедливо.   В полдень обедал, ел самые простые блюда.  После обеда отдыхал 2 часа.  Потом слушал своих помощников, диктовал новые указы.  В виде отдыха любил вырезать или точить из дерева или кости.

2 группа

В своем образе жизни он подавал пример простоты  обхождения и бережливости.  С каждым из своих подданных он обращался как с равным, совершенно просто.  От своих подданных он требовал: «Будь исправен, будь проворен и говори правду.  Боже тебя сохрани солгать, хотя бы что и худо было»

3 группа

Летом он ездил в одноколке, а зимой в санях в одну лошадь.  Петр запретил падать перед ним на колени или на землю, а велел просто кланяться.  Но низкопоклонства  он не любил.  «Не кланяйся так, братец, не кланяйся, - сказал он одному из своих приближенных.- Я вам от бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость».  Он не любил, если кто, встретив его , остановится.  Таким он обыкновенно говорил: « У тебя свои дела, а у меня свои: ступай себе своей дорогой».  

4 группа

Государь не любил роскоши.  Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года.  Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой.  Царь Петр не раз говорил: « Мне мотать не из чего: заслуженного жалованья у меня не много, а с государственными доходами надо осторожно поступать – я должен в них отдать отчет Богу».

Учитель.    Царь Петр был бережлив.  Когда императрица подарила ему вышитый блестками кафтан, и несколько блесток упало на пол, он сказал ей: «Знаешь ли, Катенька, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно бы сутки прокормить солдата.»

Понаблюдаем.  Слайд №6

Предлагаю вам совершить мини-экскурсию в музей. Слово нашим экскурсоводам.

1 экскурсовод

Перед  вами корабли Петра Первого, построенные в Воронеже.

Однажды маленький Петр осматривал старые вещи в доме прадеда Никиты Ивановича Романова и нашел брошенную лодку.  Это оказался английский бот.  Нетерпеливый Пётр хотел сразу отправиться в плавание по реке Яузе, но плот был неисправен.  Тотчас отправились искать плотника.  С детства Петр страшно боялся воды, больших трудов стоило ему преодолеть страх.  Из Голландии выписали мастеров и построили корабельную верфь .  Петр прошел все чины сухопутной  военной службы, решил сам научиться строить корабли и с точностью узнать морскую службу.  Главный мастер заложил две яхты: для себя и для Петра.  Петр сам забивал гвозди, клал каждую доску.  Невероятно, но факт, что Петр опередил своего учителя и закончил работу раньше.

2 экскурсовод.

Перед вами картина И.Филипса «Укорочение кафтанов на заставе»

У наших предков были золотые кафтаны, дорогие шубы, длинные бороды.  Этим они отличались от европейцев.  Петр выписывал из-за границы иностранцев, которые выходя на улицу,  подвергались опасности.  Вскоре царь издает указ о том, что все дворяне и военные люди должны брить бороду, носить новое платье, похожее на платье немцев и голландцев.  Петр был неумолим: он приказывал на улицах обрезать полы кафтанов у упрямцев и брать штрафы с не хотевших расстаться со своими бородами.  Перед вами картина художника Неврева Н.В. « Петр        I в иностранном наряде»

3 экскурсовод  

Особенно государь заботился о просвещении.  Проживая за границей, он видел , что там многое лучше устроено, чем у нас, благодаря наукам, благодаря тому, что много школ,  из которых выходят образованные люди.  Слайд №7.   Перед вами заглавный лист первой русской газеты «Ведомости», вышедшей в 1704 году.

Слайд №8.   А это гражданская азбука с исправлениями Петра Первого от 1710 года.  Петр понимал, что никакие приказы и меры не принесут ему пользы, если в России не будет образованных людей.  По велению царя в Москве, Петербурге и других городах были открыты училища.  Он обязал дворян привозить детей для учебы в Петербург или Москву.  Неграмотный дворянин не мог поступить на службу и терял права дворянства.

4 экскурсовод

Слайд №9.  Перед вами картина  А.В.Серова « Петр  I на набережной Невы»

16 мая 1703 г. Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест.  Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра. Трудно было строить город на низком болотистом месте, которое иногда затоплялось водой с моря.  Но для великого Петра не существовало препятствий.  Работа кипела беспрерывно.  Десятки тысяч рабочих из разных областей вызваны для построения города.  Всеми работами распоряжался царь лично, трудился с топором в руке, подавая пример остальным.  

Слайд № 10.  Для него построен был домик в 2 комнаты с сенями и кухней.  Этот домик сохранен и поныне.  Одна из комнат сохранена в прежнем виде: стол, шкаф сделаны руками Петра.  Петр часто ходил по городу с планом в руках, распоряжался работами, кого наградит ласковым словом, а кому пригрозит дубинкой, с которой он обыкновенно ходил по городу.  Часто город он называл рай.  Здесь он беседовал запросто с матросами, крестил детей, ходил за гробом простых людей.

Учитель.  Вникал Петр в большое малое.  Заметил, птиц мало по берегам Невы, велел купить в Москве несколько тысяч и выпустить в Петербурге.  Приготовились послушать пение певчих птиц птиц.(  Упражнение на релаксацию.)

Посмотрим в книге. Слайд №11

Где же ты, дружок-волшебник,

Знаменитый наш учебник

Открывай его сестрицу

92 страницу.

Читаем самостоятельно текст на страницах 92-95. Работаем в группах.  Выбираем самое важное, интересное, что можно добавить в таблицу царь - человек.

На доске выставлены карточки со слов детей:

ЦАРЬ                                                                                ЧЕЛОВЕК

Открыл школы                                                               трудолюбивый

  Построил город Петербург                                      простой в обхождении                                                                                                                  

Учеба за границей                                                        требовательный

Вышла первая газета                                                   не любил роскоши

Ввел арабские цифры                                                 бережливый

Новый год стали отмечать 1 января                        любознательный

Создал армию, флот, заводы, фабрики                  настойчивый

                                                                                           решительный

                                                                                           сильный

                                                                                           бесстрашный

                                                                                           

                                       _______________________

.   НО:  люди нищали, бежали на окраины и за границу, усилилось крепостное право.

Проведем эксперимент.  Слайд №12

  • Прочитайте записи:
  • «Слово»  
  • «аз»
  •  «работа»  
  • «аз»
  •  «товарищ»
  • «он»
  • «веди»                   а s о е
  • Получим: Саратов 1695 – первый приезд царя Петра I в Саратов

Слайды13-14

Спросим у других людей.

Спросим у наших краеведов.  Они изучили материалы о пребывании Петра в Саратове и приготовились рассказать об этом.

СЦЕНКА

Петр подошел к воеводе, принял расшитое полотенце с хлебом – солью, отломил кусочек, обмакнул в солоницу:

ВОЕВОДА (повалился на колени)

- Бьем челом великому государю мы, холопы грешные.  Помилуй и спаси в великодушии своем царском.

ПЕТР (удивился, поморщился и сказал)

- Встань!  Велю, встань!

(Прохаживается)  Неудобно дома поставлены, в тесности, от огня опасно и без всякого манеру.

ВОЕВОДА (вздыхает) – Обвыкли уж, Петр Алексеевич, в тягости пребывать.  На всё воля божья.  Изволите, батюшка Петр Алексеевич, отобедать?

Петр – Нет,  желаю сначала осмотреть город.

(Идут)   - Вижу, вижу, подмели да выскребли всё усердно для царского осмотру.  А в иные дни хлев вокруг?

(Идут дальше)- Ну, где деньги награбленные прячешь?

ВОЕВОДА  - Здесь, в подвале

ПЕТР  - Много ль там у тебя?

ВОЕВОДА – Рублев с тысячу

ПЕТР – Точно ль  столько, без утайки?

ВОЕВОДА – как на духу , государь.

ПЕТР – Проследи, Алексашка, чтоб золото и серебро в казну внес, в приказных бумагах отметил.  А медь раздать нищим на папертях!

Нерадением своим ты причинил казне великие убытки, государству разорение, а людям тягость.  Но прощаю тебя, вижу – не врал и покаялся.  Но ежели ещё раз попадешься…

ВОЕВОДА – Батюшка-государь…

ПЕТР – Молчи!  Извести жителей, чтоб к полудню были на Соколовой горе.  Волю свою царскую объявлю народу.

(На следующий день Петр верхом в сопровождении толпы горожан отправился на Соколову  гору.  Осмотрев окружающую местность, не сходя с коня, распорядился:

- Волею своею царскою повелеваю отвесть жителям Саратова по их челобитью и на их потребу земли с сенокосными и лесными угодьями столь много, сколь видно мне с сего места.  И впредь отчуждениев с той земли никому не делать и сыску никакого не чинить.  Отныне и до веку!

2 приезд Петра Первого в Саратов

Состоялся в 1722 г. Цели приезда:1) узнать, как через Персию торговать с Индией , 2) свободно плавать по Каспию мешала опасность со стороны Оттоманской Порты.  Путь царя лежал  через Саратов. К этому времени в Саратове было 3 кирпичных завода, 8 церквей, но ни одной школы.  Самый красивый дом – комендантский.  Он стоял на площади близко к Троицкой церкви и сделан из прочных бревен. Диво!  В окнах стекло.  35-летний комендант Василий Пахомович Беклемишев бороду бреет. Платье вечернее носит, ходит в ботфортах со шпорами и при шпаге.  Город к приезду привели в порядок.  Царь поинтересовался, сколько и какого продовольствия может Саратов дать для армии, когда плотники подойдут ремонтировать суда.  Петр похвалил воеводу, что в бане велит мыться, в церковь ходить,  избы строить не ближе 30 сажень друг от друга, жать косами, устраивать ассамблеи с музыкой и дамами.  Царь выразил недовольство, что нет школ, леса порублены, лишние писари и рассыльные.  Петр сам проверил флотилию, попробовал солдатской каши, одобрил.  За хороший прием пожаловал Беклемишева в полковники, жаловал ему зеленый массив посреди реки.  11 июня в 10 часов царь отплыл.

5. Подведение итогов исследования.  Слайд №15-№16

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание  Слайд №17

  • Мини-сочинение «Исторический портрет Петра I»
  • Экзаменаторы готовят вопросы по теме «Петр I: царь и человек»
  • Интернет-ресурс.   Русский костюм  эпохи  Петра I.

         Выполнить одно задание по выбору

Слайд №18.   Учитель.  В царствование Императрицы Екатерины II Петру Великому воздвигнут величественный памятник в Петербурге, на берегу Невы.  На вершине скалы изображен взвившийся на дыбы конь, а на нем могучий всадник, правой рукой указывающей на Академию Наук, Университет, Академию Художеств, корабли.  Великий преобразователь указывает путь, как бы говорит нам: « Пред вами храм наук и искусств.  Туда!  Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!»

                                           

                                                      Литература

                     

  1.   Амелькин А.О.,  Степанов Д.И., Карпов С.П.  История. - М.: «Астрель АСТ», 2001
  2. Горбачевич К., Хабло Е.   Почему так назвали. -  Лениздат: 1975
  3. Демкина М.Н.   Эпоха Петра I. - ООО «Издательство Мир книги», 2008
  4.  Ошимова А.О.   История в рассказах для детей. -  М.: Россия, Ада, 1994
  5. Павленко Н.И.   Петр Первый и его время.- М.: «Просвещение, 1989
  6. .Пузицкий В.  Родная история. – Саратов: Издательство «Детская книга», 1994
  7. Семенов В.Н.  В старину саратовскую.-  Саратов: «Детская книга», 1994

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира в 4 «А» классе Учитель: Булдакова Наталья Владимировна МОУ «СОШ № 73» г.Саратов

Слайд 2

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А.С.Пушкин О ком идет речь? Обоснуйте свой ответ. Подведение к проблеме

Слайд 3

Петр I

Слайд 4

Подумаем сами ! Спросим у других людей Заглянем в компьютер Понаблюдаем Проведем эксперимент Посмотрим в книге Составим план исследования

Слайд 5

Проведем исследование

Слайд 6

Понаблюдаем

Слайд 7

Ведомости

Слайд 8

Образец гражданской азбуки, исправленный Петром I , 1710 г.

Слайд 9

В.А.Серов «Петр I на набережной Невы»

Слайд 10

Домик Петра I

Слайд 11

Посмотрим в книге

Слайд 12

Прочитайте записи: «Слово» «аз» «рцы» «аз» «твердо» «он» «веди» а s о е Проведем эксперимент

Слайд 13

1695 год– 1приезд Петра I в Саратов. 1722 год – 2 приезд Петра I в Саратов. Приезд Петр I в Саратов

Слайд 14

Петр I в Саратове. С картины художника А.В.Полякова.

Слайд 15

Открыл школы трудолюбивый Учеба за границей простой в обхождении Первая газета требовательный Упростил алфавит не любил роскоши Ввел арабские цифры бережливый Новый год с 1 января любознательный Создал армию, флот настойчивый Открыл заводы, фабрики решительный Построил Петербург сильный бесстрашный Царь Человек

Слайд 16

Люди нищали, бежали на окраины и за границу, усилилось крепостное право. НО:

Слайд 17

Мини-сочинение «Исторический портрет Петра I » Экзаменаторы готовят вопросы по теме «Петр I : царь и человек» Интернет-ресурс. Русский костюм эпохи Петра I . Выполнить одно задание по выбору Домашнее задание

Слайд 18

Сенатская площадь и памятник Петру I . Художник Б.Петерсен

Слайд 19

Царь и император Всероссийский Петр I Алексеевич (Великий. http://svarog.sitecity. ru /ltext_1107120431.phtml?p_ident=ltext_1107120431.p_1107125440 Петр I Алексеевич Великий. Русский царь (1682). http://wolfstein-3d.ucoz.ru/forum/17-140-6 Точная копия одного из первых кораблей Петра Первого . http://www.bards.ru/photo_index.php?master=2450 Первая страница газеты " Ведомости ". http://www.hi-edu.ru/e-books/AK/catalog.htm Страница гражданской азбуки с исправлениями Петра I . http://ptitza.livejournal.com/264588.html Репродукция картины Петр Первый http ://www.artrex.ru/canvas/122zoom.php Домик Петра I на Петровской набережной . http://www.newyork.ru/common/arc/story.php?id_cat=4&id=432988 Иллюстрация из книги В.Н.Семенова «В старину саратовскую ». - Саратов: «Детская книга», 1994 Памятник Петру I и здание Сената и Синода на площади Декабристов... http://fotki.yandex.ru/users/igordopira/view/17613/ Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Нервная система человека " по программе "Гармония"

В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны ...

Конспект и презентация урока окружающего мира "Что такое луг?" для учащихся 4 класса УМК "Школа России"

Данный подробный конспект урока по окружающему миру разработан для учащихся 4 класса УМК "Школа России", занимающихся по учебникам А. А. Плешакова. В данной разработке предоставлен сам конспект и ...

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....

Конспект и презентация урока окружающего мира по теме "Почва, её состав"

Представляю вашему вниманию конспект и презентацию урока окружающего мира по теме: "Почва, её состав" 3 класс УМК "Гармония"....

Конспект и презентация урока окружающего мира "Корень, стебель и лист"

УМК: «Перспективная начальная школа»Цель: учить различать части растений, делать выводы о значении корня, стебля, листа, цветка.Оборудование: авторская презентация, плакат или рисунок &laq...