Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пернатые изобретатели"
материал (окружающий мир) по теме
Конспект урока с презентацией по учебнику Вахрушева, УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Pernatye_izobretateli.zip | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная образовательная школа №7 города Белово»
Разработка урока
по окружающему миру
в 3 классе
по теме « Пернатые изобретатели »
по учебнику А.А.Вахрушева
Составитель:
учитель начальных классов
Белова Лариса Сергеевна
Белово 2010
Тема урока: « Пернатые изобретатели »
Цель урока: создание условий для выявления обучающимися особенностей многообразия птиц.
Задачи урока:
1)обучающие:
- исследовать перья птиц, выяснить роль перьев в полёте;
- познакомить учащихся с разновидностями птиц по их строению, по среде обитания, по способам добычи пищи;
- учить детей выделять признаки сходства и различия птиц;
2) развивающие:
- развивать умение сотрудничать в микрогруппах; развивать речь, внимание учащихся; развивать познавательный интерес к предмету.
3) воспитывающие:
- прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с изображением птиц, конверты с перьями, учебники для 3 класса А.А.Вахрушева «Окружающий мир. Обитатели земли».
План урока
І Организационный момент
II Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.
III Сообщение темы урока.
IV Сообщение новых знаний.
V Итог урока
VI Рефлексия
VII Домашнее задание
Ход урока
І Организационный момент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать ваша любознательность.
- Представьте, что вы идете по лесу, прислушайтесь к его звукам (на экране картина леса, звучит хор птиц)
- А теперь возвращаемся в класс и начинаем работать.
II Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.
-О какой группе животных мы говорили на прошлом уроке?
(о пресмыкающихся)
- Назовите их ( крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи)
- Что общего у всех пресмыкающихся? (дышат легкими, холоднокровные, откладывают яйца на суше)
-Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца? (молодое животное выходит из яйца уже самостоятельным, яйца откладываются в горячий песок)
1 слайд
- Посмотрите на экран, кто здесь лишний? ( черепаха – не летает)
- Каких летающих животных вы знаете? На какие группы можно их разделить?
( насекомые, звери: летучие мыши, опоссумы, белка летяга и птицы)
- Кто из животных вьет гнезда?( птицы, рыба колюшка, осы)
III Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы поговорим о животных, которые вьют гнезда, откладывают яйца и летают.
-О какой группе животных пойдет речь? ( о птицах )
2 слайд - название темы
IV Сообщение новых знаний.
- Чем птицы отличаются от других животных? ( у птиц есть перья)
- В учебнике на стр.32 посмотрите рисунок строения пера и рассмотрите перья курицы.
На парте конверт с перьями ( маховое, рулевое, покровное, пуховое)
- Как человек использует перья птиц? ( пуховики, подушки, перины, одеяла)
- Какие качества пера использует человек при изготовлении этих изделий?
( перо легкое, удерживает тепло, мягкое)
-Почему парашютист падает? ( сила притяжения Земли)
- Как парашютист замедляет падение? (раскрытый парашют опирается на воздух)
- Как птицы используют оперение крыльев и хвоста? ( опираются на воздух стр.32)
- На стр.33 рассмотрите движение крыла.
-На стр.36 подпишите название перьев ( пуховое, маховое, рулевое, покровное)
Физкультминутка
Сейчас я буду называть птицу, а вы движениями рук покажете её полёт
( воробей, орёл, синица, беркут).
3 слайд
Отгадайте загадки о птицах (учитель читает загадки, если отгадали картинка птицы на экране по клику мыши)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила ( кукушка)
Летом маленькие воры,
А зимою - крохоборы.
На крыше за трубой,
Трещат наперебой( воробьи)
Летит пташка чудесница,
Весны ранняя вестница:
В горле песня-веселье,
В роще – дом-новоселье ( скворец)
Ходит на рыбалку
Не спеша, вразвалку,
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка( утка)
Пусть я птичка невеличка,
У меня друзья привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда ( снегирь)
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Птичка летит низко,
Значит дождик близко ( ласточка)
Сел на елку, на сучок,
Бороды торчит клочок.
Как летун он плоховат,
А порою глуховат ( глухарь)
- На какие группы можно разделить этих птиц? (Проверка на экране: перелетные, оседлые, кочующие)
- Какие птицы в первой группе? (перелетные)
- Почему их называют перелетными? ( на зиму улетают в теплые края)
- Зачем птицы улетают на зиму? (из-за временного отсутствия корма)
- Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, то есть таким, для которых насекомые – основная пища, зимой прокормиться невозможно. Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.
- Какие птицы во второй группе? ( оседлые)
- Почему их так называют? (осели на одном месте)
- Почему снегирь в третьей группе? ( кочующая птица, перелетает с места на место в поисках пищи. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.)
- К кочующим птицам в Сибири относятся свиристели и сойки.
- Как вы можете помочь зимующим птицам? ( сделать кормушки, насыпать корм, подвешивать кусочки несолёного сала для синиц)
-Для дальнего полета птицам необходимо много силы. Чтобы самолёты летали, их заправляют топливом.
- Как птицы запасают энергию для дальних полетов?(хорошо питаются перед полетом)
- Найдите, как об этом говориться в учебнике на стр.33(энергия запасается в жировых отложениях и используется как топливо)
Сообщение учителя
-Перелетные птицы имеют ряд приспособлений. Они могут накапливать жир, а их мышцы обильнее снабжены кровью. Все предки курицы неперелетные, поэтому мы встречаем у неё белое мясо ( без капилляров), нежирное. Напротив, у утки все предки перелетные, поэтому её мышцы обильно снабжены кровью (мясо темное), а под кожей имеются большие запасы жира.
-Ребята, что весной происходит в жизни птиц? (перелётные птицы возвращаются на родину, все птицы строят гнёзда, откладывают яйца)
-Как вы можете помочь перелетным птицам?
Посмотрите на экран, какие гнезда бывают у некоторых птиц.
4 слайд ( картинки меняются по клику)
Учитель комментирует картинки.
-У орлов, городской ласточки, печника, скворца, дятла, большой поганки, альбатроса, тупика, ласточки – касатки (деревенской ласточки), ласточки береговушки.
- Яйца откладывают и пресмыкающиеся и птицы, чем они отличаются?
( первые не насиживают яйца и не заботятся о потомстве, другие насиживают яйца и оба родителя заботятся о птенцах)
Слайд 5
-Найдите птенца и его родителя ( курица, утка, орел, лазоревка)
-На какие две группы и по какому признаку можно разделить этих птиц? (курица-гусь, лазоревка-орел)
Слайд 6
-Разделите на две группы эти картинки птиц? ( выводковые и птенцовые)
-Что вы можете рассказать о выводковых птицах? О птенцовых? (ответы детей)
-Прочитайте о них в учебнике на стр.36.
-Птицы еще отличаются по условиям обитания. На стр.35 выполните 3 задание (дети подписывают группы птиц)
Физкультминутка.
Под песню «Танец маленьких утят» выполняют танцевальные движения.
Работа в группах
- У вас на партах лежат листочки с фотографиями птиц, выйдите к доске и разделитесь на 4 команды.(Учитель по мере необходимости помогает)
- О какой группе птиц будет рассказывать каждая команда? ( Показать картинки, перечислить птиц и назвать группу).
- Вам нужно подготовить рассказ о каждой группе птиц по плану, который записан на доске.
План
- Перечислить названия птиц
- Рассказать об особенностях ног и клюва.
- Рассказать где добывают пищу.
- Чем питаются.
- Время на работу 5 минут. Дети садятся группами, обсуждают.
Один член группы выходит к доске и рассказывает по плану.
Сообщение учителя
Каких только диковинных клювов нет в птичьем царстве! Клюв птицы служит ей для нападения и защиты, для схватывания пищи, а многие и пищу разыскивают тоже клювом. Поэтому величина, форма и строение клюва определяются главным образом жизнью птицы, способом ее питания. У хищных птиц клюв обычно короткий, сильный и загнутый крючком, по форме и строению хорошо приспособленный для разрывания мяса или для нанесения жертве сильных ударов. У зерноядных – клюв короткий и тупой. У большинства насекомоядных клювы тонкие и острые. У водоплавающих птиц – широкие и плоские.
-На стр. 36 выполните 9 задание ( проверить комментированием с места)
V Итог урока.
-Кто объяснит название темы «Пернатые изобретатели»? ( пернатые – имеют перья, изобретатели – крылья - это видоизмененные передние конечности, приспособились к полету на дальние расстояния)
VI Рефлексия
- Поднимите руку те, кто узнал на уроке что-то новое о птицах?
- Кто захотел ещё больше узнать о пернатых?
VII Домашнее задание.
- Задание на дом будет на выбор ( последний слайд)
1.Подготовить сообщения на темы:
« Нелетающие птицы»,
«Рекордсмены среди птиц»,
«Птицы, занесенные в Красную книгу».
2.Составить кроссворд о птицах.
3. Разгадать кроссворд «Мир пернатых».
- Кто подготовит сообщение? На какую тему? ( записать)
- Кто составит кроссворд?
- Кто выбрал 3 задание? (раздать кроссворд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Членистоногие"
Для мотивации к уроку использованы видеофрагменты, загадки, ответы детей на вопросы учителя подтверждаются текстом учебника....
План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"
урок составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...
конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме " Человек и природа.Правила поведения в природе"
урок в 1 классе по учебнику Саплиной....
Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме"Народные праздники древних славян"
Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа, в первую очередь, будет ...
Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Прирожденные разрушители" 3 класс.
Презентация и конспект урока по курсу окружающий мир, 3 класс. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся знакомятся с природнымиразрушителями – грибами, их отл...
Интерактивная доска. Конспект и презентация к уроку Окружающий мир. Экосистема озера. 3 класс
Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс. На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урокаучащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке...
Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»
Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....