Конспект и презентация по русскому языку 2 класс на тему "«Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу». Конспект по обучению грамоте 1 класс "Буква Я обозначает один звук"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_ya.doc | 78 КБ |
russkiy_yazyk.docx | 24.08 КБ |
russkiy_yazyk.pptx | 754.13 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1 | Мотивационный Словесный метод: слово учителя. | 8:00- 8:02 | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лия Раилевна, сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте. | Слушать учителя. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу. |
2 | Постановка учебной задачи и ее решение Словесн: слово учителя, ответы на вопросы Практич.: сообщение темы урока | 8:02-8:05 | -Ребята, откройте учебник на стр.37. -Посмотрите на схему в левом верхнем углу. -Что вы уже узнали на прошлом уроке? Узнали, что буква я обозначает 2 звука [й’][а]. (-Мы узнали, какую работу выполняет буква я; -Буква я в начале слова и после гласных обозначает два звука: [й’][а]; -Когда мы называем букву я, то произносим сразу два звука [й’] [а];) -Ребята, а вы знаете, когда буква я обозначает один звук? (Нет). -Значит, сегодня это будет темой нашего урока. -Какие цели мы поставим себе на уроке? (-Мы вчера по моделям увидели, что буква я выполняет две работы. Вчера одну работу этой буквы мы узнали, начали читать слова с этой буквой. Сегодня мы узнаём, в каких случаях она выполняет вторую работу.) -Ребята, а ещё какой-то секрет мы узнаем о букве я сегодня на уроке. | Слушать, отвечать на вопросы поставленные учителем. Определять тему и цели урока. | Р.: Принимают и сохраняют учебную задачу. Р: отличают новое знание от уже известного с помощью учителя, формулируют проблему и цель. |
3 | Решение частных задач. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практический Работа в парах. Словесный. Конструирование. Практический. Взаимопроверка. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Словесный метод: Подведение итога. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Словесный метод: Подведение итога. Физминутка Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Физ.минутка Решение частных задач. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником Словесный метод: слово учителя. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником Словесный метод: слово учителя. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником Практический. Словесный метод: слово учителя. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником Словесный метод: слово учителя. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником Словесный метод: слово учителя. | 8:05-8:20 8:20-8:23 8:23-8:40 | -Ребята, читаем первый слог: -Ма. -Теперь произнесите согласный звук. (М) -М, какой это звук? (Твёрдый). -На. -Теперь произнесите согласный звук. (Н) -Н, какой это звук? (Твёрдый). -Ла. -Тепереь произнесите согласный звук. (Л) -Л, какой это звук? (Твёрдый). -Ра. -Теперь произнесите согласный звук. (Р) -[Р], какой это звук? (Твёрдый). -Мя. -[М’] мягкий звук, а слышится а. -Ня. -[Н’] мягкий звук, а слышится а. -Ля. -[Л’] мягкий звук, а слышится а. -Ря. -[Р’] мягкий звук, а слышится а. -Ребята, ничего не пойму, в первом случае слышится а, и в другом случае а. -Почему так? (Потому что звуки мы слышим, а буквы пишем и видим). -Ребята, вот и наш секрет: «Оказывается, если слышу звук [а] и согласный перед ним твёрдый, то пишется буква а. А если я слышу звук а, а согласный перед ним мягкий, то тогда я пишу букву я». -Какая же у буквы я интересная работа? (Я обозначает звук [а] после согласного, и показывает мягкость). -Ребята, возникла проблемная ситуация. -Я правильно поняла, и буква я есть? (Да). -А звук я есть? (Нету) -А какие гласные звуки бывают? [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. -Их сколько их? (6). -А какие гласные буквы есть? (а, о, у, э, ы, и, я). -Сколько их? (7). -А ещё будут гласные, которые выполняют такую интересную работу. Работа со схемами. -Закройте схему рукой. -Давайте послушаем слово Нана. Это имя девочки. -Какие вы слушаете звуки? -[Н]ана. (Н). Нана. -Н[а]на. (а). -На[н]а. (н). -Нан[а]. (а). -Посмотрите, правильно мы выделили звуки? [Н][а][н][а]. -А теперь закройте второй столбик звуков. -У девочки Наны есть няня. -[Н] Няня. -Н[а]на -На[н]а -Нан[а]. -Ребята, мы опять слышали звуки а. -Будет ли отличаться вторая схема от первой? (Да, во второй [Н’]мягкий звук, а в первой [Н] твёрдый звук). -А теперь открывайте, все буквы будут такие же? -Ребята, звук был [а], и буква а. -Почему а? (Потому что [н’]мягкий. -А сейчас самостоятельно почитайте слова на первых двух строчках на стр.38. -Вы знакомы с алгоритмом? (Да, сначала, читаем слог, слова по слогам, слово с ударением). -Когда читаете, следите пальцем по строчке. - мал – мял – мя-ли – мяли - мал – ма-ла – ма-ляр – маляр. -Ребята, скажите, где здесь слово действие? (Мяли). -А где слово-предмет? (Маляр). -Мала. Какая она? (Маленькая). -Ребята, скажите пожалуйста, а кто такой маляр? (Маляр - это человек , который красит потолки стены). - ня – А-ня –Аня - на – Ли-на – Лина - ля – О-ля – Оля - ла – Ми-ла – Мила - ла – Ла-на – Лана - ля – Ля-ля – Ляля - ла – Ла-ра – Лара - ня – ня-ня – няня - ля – Ли-ля – Лиля - У-ля – Уля. -Следующее задание, также читаем по алгоритму. -Первый ряд, первую строчку первого столбика. -Второй ряд, вторую строчку первого столбика. -Третий ряд, третью строчку первого столбика. -И так, по очереди. -Ребята, посмотрите пожалуйста, что у вас записано внизу? Это просто слова, или предложения. Только не читайте их. (Предложения). -А как вы угадали? (Начинается с большой буквы, в конце предложения стоит точка). -Вы эти предложения почитаете дома. -А если вы хорошо поработаете, то почитаем их в классе. -Ребята, я приготовила для вас очень интересную игру. -Вам нужно составить слова. -Прочитайте слоги с буквой. (ля, тя, ря, дя, мя). -А теперь в парах, подумайте, в каких словах эти слоги пропущены? (Котята, пятки, дядя, коляска, пламя). -Скажите, пожалуйста, в первое слово, какой поставили слог? (Котята, слог тя). -Во второе слово, какой слог? (Пятки, слог пя). -В третье слово, какой слог? (Коляска, слог ля). -В четвёртое слово, какой слог? (Дядя, слог дя) -В пятое слово, какой слог? (Пламя, слог мя). !Произнести слово, чётко выделяя а, и спросить, почему пишу я? (Потому что [т’] мягкий звук. -Ребята, итак, ещё раз сделаем вывод. -Какую вторую работу выполняет я? (Я обозначает звук [а] после согласного, и показывает мягкость.) -Следующее задание. Ян ля ря яз ям тя яр зя ят мя ял ня. -Ребята, вам нужно распределить эти слоги по двум столбикам. -Первый столбик: с мягким согласным звуком. -Второй столбик: с твёрдым согласным звуком. 1-ый столбик: !(произношу слог вслух, выделяю согласный звук, и сажаю в нужное место). -ян - твёрдый. - ля – мягкий. - ря – мягкий. - яз – твёрдый. - ям – твёрдый. - тя – мягкий. - яр – твёрдый. - зя – мягкий. - ят – твёрдый. - мя – мягкий. - ял – твёрдый. - ня – мягкий. -Ребята, какой можно сделать вывод? (Мы обозначаем мягкость только тогда, когда буква я стоит после согласного звука). | Отвечает на вопросы поставленные учителем. Анализируют Отвечать на вопросы поставленные учителем. Конструировать буквы Я, я. Взаимопроверка. Следовать указаниям учителя. Сравнивать буквы. Слушают учителя. Отвечать на вопросы, поставленные учителем. Слушают учителя; выполняют задание. Слушают учителя. Отвечать на вопросы поставленные учителем. Формулировать выводы. Слушать учителя; выполнять задание. Отвечать на вопросы; слушать учителя Слушать учителя; выполнять задание. Отвечать на вопросы; слушать учителя Слушать учителя; выполнять задание. Отвечать на вопросы; слушать учителя Слушать учителя; выполнять задание. Отвечать на вопросы; слушать учителя Слушать учителя; выполнять задание. Отвечать на вопросы; слушать учителя Слушать. Отвечать на вопросы учителя. | К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации К: слушают, и вступаю в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. П: узнают новую информацию о букве. П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации. К: умеют обмениваться мнением, слушать другого ученика и учителя. Р.: контроль и самоконтроль учебных действий. П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации. К.: Развивают умение слушать; К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. К: умеют обмениваться мнением, слушать другого ученика и учителя П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации. К: умеют обмениваться мнением, слушать другого ученика и учителя. Р.: контроль и самоконтроль учебных действий. П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации. К.: Развивают умение слушать; К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. К: умеют обмениваться мнением, слушать другого ученика и учителя К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. К: умеют обмениваться мнением, слушать другого ученика и учителя |
4 | Итог урока. Рефлексия Слов. Метод: Вопросы самоанализ | 8:40-8:45 | -Ребята, как называлась тема сегодняшнего урока? -Вспомните цель урока. - Что нового узнали про букву Я? -Какую вторую работу выполняет буква я? - У кого были затруднения на уроке, поднимите руку. - Что понравилось на уроке в своей работе? - Урок окончен. - До свидания! | Отвечать на вопросы; Оценивать свои достижения. | К.: строят речевое выс; П.: осуществляют синтез; П.: строят рассуждения; Р.: осуществлять итоговый контроль. |
Предварительный просмотр:
Раз№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Практич.: рефлексия | 08.00-08.03 | -Прозвенел и смолк звонок, -Начинается урок. -Тихо девочки за парту сели. -Тихо мальчики за парту сели. -На меня все посмотрели. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лия Раилевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Давайте определим своё настроение, настрой на работу. Поднимите цветной карандаш. Зелёный - отличный настрой. | Слушать. | Р: принимают и сохраняют уч задачу. |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: слов. упр. Физминутка | 08.03-08.18 08.18 - 08.20 08.20 - 08.35 | -Ребята, послушайте загадки. Отгадками будут словарные слова. Запишите их в строчку через запятую, подчеркните орфограммы. В них нарядим наши ножки. Хоть неплохо я одета, Грядка наш родимый дом. Закопали в землю в мае -Ребята, посмотрите пожалуйста на слайд. На слайде даны слова. Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, помощник. Запишите в тетради только опасные буквосочетания в словах. Ответ: ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,ЧН,ЩН,ЧК,ЩН. -Ребята, на какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж][Ч‘][Ш][Щ‘]’? (Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые.) -Назовите всегда мягкие звуки?( [Ч‘],[Щ‘]) -Назовите всегда твердые звуки? ([Ж],[Ш]) -Послушайте грамматическую сказку: - Жили - были шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили они очень дружно. Вот однажды решили они в прятки поиграть. Выпало водить шипящим. Попрятались остальные буквы. Шипящие во все щели заглянули, уже нашли многих, вот только не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали до вечера, устали и пошли домой. Проходят шипящие мимо домика гласных и в окошко видят, что Ы, Ю, Я дома сидят, чай пьют и телевизор смотрят! Обиделись шипящие на Ы, Ю, Я и с тех пор у них и дружба врозь. С тех пор и пишем всегда ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. -Посмотрите на доску. Ваша задача соединить эти буквы в «пары дружбы». Ж Ы Ш И Ч У Щ Ю Я А -Ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? Догадались? Откройте учебник на странице 10, и прочитайте тему. («Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). -А какие цели мы поставим на уроке? Танец «Что манит птицу» -Ребята, посмотрите на упражнение №11. Прочитайте задание. Прочитайте. Объясните смысл пословиц. 1.Дружбой дорожи, забывать её не спеши. -Ребята, как вы понимаете эту пословицу? 2.Ищи товарища лучше, и не хуже себя. 3.Делу время, а потехе час. -Спишите. Подчеркните буквы, обозначающие непарные шипящие согласные звуки. Произнесите каждый шипящий звук. -Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Товарищ). -Назовите безударную гласную в этом слове. (О) -Следующее упражнение №12. Прочитайте задание. -Произнесите звуки. В какие группы их можно объединить? [Ж][Ч‘][Щ‘][Ш]. (Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые) -Ребята, расскажите, что вы знаете о каждом шипящем согласном звуке. Приведите примеры слов, где есть шипящий звук. -Упражнение №13. -Прочитайте задание. -Давайте все хором начнём читать с первой строчки . (бы, сы, ты, ры, жи, ши, мы). -Следующие слоги. (ня, ча, ря, тя, бя, ща, дя). -И последний столбик. (ню, чу, зю, рю, лю, щу, дю). - Какой гласный звук произносится в словах каждой группы? - А какими буквами он обозначен? -В каких слогах написание букв и, а, у надо запомнить? Почему? -Ребята, кто больше слов подберёт в которых встречаются слоги или буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу? -Посмотрите на правило в жёлтой рамочке. | Выполняют словарные упражнения. Отвечать на вопросы. Слушать. Читать. Отвечать на вопросы. Выполнять движения. | П : дополняют и расширяют знания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. |
4. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.
| 08.35 - 08.40 | -Ребята, какая тема урока у нас сегодня была? -Что нового узнали для себя? -Что было трудным для вас? -А что оказалось лёгким? -Какие ошибки были при работе? -Теперь определим своё настроение в конце урока. Зелёный - отличный настрой. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Школа №4 Студентка:Гайнитдинова Л. 45гр Класс:2-А Учитель: Сайфуллина Р.З
Тема: «Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Цель: создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу.
Планируемые результаты:
Предметные
- научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
- получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
Метапредметные:
- познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
- коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
- регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
- Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Оборудование: Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.: ил. – (Школа Росси). – ISBN 978-5-09-026603-1.; презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, помощник.
ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,ЧН,ЩН,ЧК,ЩН.
Соединить эти буквы в «пары дружбы». Ж Ы Ш И Ч У Щ Ю Я А
«Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».
Цели -закрепить умения писать буквосочетания жи-ши , ча-ща , чу-щу .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК ПНШ русский язык 2 класс тема "Написание слов - названий предметов разного рода"
УМК "Перспективная начальная школа" русский язык 2 класс, тема :"Написание слов - названий предметов разного рода"...
УМК ПНШ русский язык 2 класс тема "Написание слов - названий предметов разного рода"
урок - конспект...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...
Урок русского языка 2 а класс «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Урок русского языка2 а класс«Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»...
Открытый урок русского языка 1 класс тема: "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"
Урок русского языка "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"...
урок русскоко языка 2 класс по теме"Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "
Технологическая карта урока по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...