Конспект открытого урока по теме "Антонимы" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Калинина Елена Владимировна

В разработке представлен материал открытого урока по новым ФГОС: подробный конспект с УУД, технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА

ПРОГРАММА  Л.В.ЗАНКОВА

 АВТОР УЧЕБНИКА Н.В.НЕЧАЕВА

ТЕМА «АНТОНИМЫ»

Цель урока: расширить представления учащихся об антонимах, формировать умение подбора слов с противоположным значением.

  Задачи:

Предметные:

В процессе работы прийти к выводу, что

антонимы являются одной частью речи

не у всех слов есть антонимы,

у многозначных слов разные антонимы

Метапредметные:  

 создать у учащихся мотивацию к уроку

формировать умение формулировать тему урока

формировать умение принимать учебную задачу              

развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы                  

формировать умение работать по инструкции

 развивать речь и обогащать её словарный запас

 мотивировать детей к развитию устной речи                                                              

развивать умение работать в паре

формировать умение слушать и вступать в диалог

формировать умение участвовать в  коллективном обсуждении проблемы

Личностные:

формировать мотивацию к обучению и познанию    

  формировать способность детей к саморазвитию                                                                                  

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Организация направленного внимания на начало урока.

Проверяют наличие учебника, письменных принадлежностей, настраиваются на урок.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

 Упражнение № 5 стр. 5

 - Назовите синонимы к слову «воин».

- Что в них общего кроме лексического значения?

-Назовите устаревшие слова.

-Назовите синонимы к слову «работа».

Развитие навыка самопроверки.

- Боец, солдат, витязь, дружинник, ратник.

- Это имена существительные мужского рода единственного числа.

-Витязь, дружинник, ратник.

- Труд, дело, служба, занятие.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Послушайте стихи Генриха Сапгира.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?                                                                                                    

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок_ высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка - далеко,

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

- Кислое?- зачем оно?

- Что вы? – шепчет Червячок,

- Сладкий у него бочок.

- Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?

- Положите перед собой текст стихотворения.

Подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.

- Что вы можете о них сказать?

                                                                                 

- Какова же тема сегодняшнего урока?

Учащиеся анализируют текст, находят нужную информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод.

Учащиеся анализируют информацию.

-Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему.

- Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико и тяжело, кислое – сладкий.

Учащиеся актуализируют свои знания.

- Эти слова противоположны по смыслу.

Учащиеся заявляют тему урока.

- Мы будем говорить об антонимах.

4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

а) Значение слова «антоним»

 На экране слайд.

Слово антоним состоит из двух частей: «анти»- приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название.

б) Наблюдение за тем, какой частью речи являются антонимы 

Упр.266 стр. 123.

- Подберите антонимы к любым четырём словам. Укажите части речи.

-Что можете сказать?

- Физкультминутка.

в) Наблюдение за антонимами многозначных слов.

 Работа в паре.

Упр.269 стр.123

- Прочитайте задание.

 Первый ряд работает со словами «добрый человек, добрая весть», второй - со словами «чёрная краска, чёрные мысли», третий ряд - со словами «мелкий песок, мелкая река». Задание непростое, поэтому выполнять его будете в паре.

Вспомните правила работы в паре.

-Прочитайте антонимы. Что вы заметили?

г) Составление правила.

- Вспомните в паре, что нового мы сегодня узнали об антонимах.

-Составьте правило об антонимах.

-Прочитайте правило в учебнике (стр. 122).

- Что можете сказать?

Дети учатся воспринимать научную информацию.

Учащиеся анализируют слова по указанным признакам и делают вывод на основе своих наблюдений.

- Левый – правый, найти – потерять, стол – нет антонима, ломать – чинить…

- Антонимы являются одной частью речи.

- К некоторым слова подобрать антоним невозможно.

Формирование культуры общения.

Формирование навыка анализа сложных процессов русского языка и умения делать умозаключения.

- Повернуться друг к другу в пол оборота.

- Разговаривать негромкими голосами.

- Слушать друг друга, не перебивая.

- Исправлять ошибки, не обижая товарища.

- Помогать друг другу.

- Добрый человек – злой человек, добрая весть – грустная весть.

- Чёрная краска – белая краска, чёрные мысли – добрые мысли.

- Мелкий песок – крупный песок, мелкая река – глубокая река.

- Многозначные слова имеют разные антонимы.

Учащиеся обобщают полученные знания и составляют новое правило об антонимах.

Учащиеся сравнивают два правила и делают вывод о том, что их знания по теме «Антонимы» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроках.

5. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

На экране слайд.

-Посмотрите на этих учеников. Что вы можете о них сказать?

-После работы с текстом, вы выберите тот рисунок, который будет являться иллюстрацией к рассказу.

Дети берут карточку с текстом.

ТЕКСТ

Я был плохим учеником. Тетради у меня неаккуратные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

-Прочитайте.  Замените выделенные слова антонимами и запишите их над выделенными словами.

- О каком из учеников идёт речь в тексте?

Появляется слайд с учеником.

- Прочитайте текст.

На экране появляется текст с иллюстрацией.

- У кого есть другие варианты? (Учитель записывает слова на доске.)

- Выполните орфографическую проверку.

Физкультминутка

Развитие монологической речи.

Учащиеся формируют умения подбирать антонимы к словам в тексте.

Я был хорошим учеником. Тетради у меня аккуратные, писал я старательно. Весело я бежал  домой после уроков. Мама всегда радовалась, когда видела мой дневник.

- В тексте идёт речь о старательном ученике.

Дети обогащают свой словарный запас, прослушивая разные варианты подбора антонимов.

6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать. Возьмите карточку с тестом, выполните задания.

ТЕСТ

1) Найди неверно составленную пару антонимов.

1вариант        2 вариант

трудолюбивый – ленивый    весёлый - грустный

молодость – старость              вперёд - назад

справа – слева                           светлый - темнота

низкий - высота        длинный – короткий

2) Найди однокоренные антонимы.

1вариант        2 вариант

правда - ложь         война - мир

друг -  враг        правда - неправда

счастье - несчастье        дело – безделье

верх - низ        молодость – старость

3)  Найди слово, которое не имеет антонима.

 1вариант        2 вариант

вход        молчать

рука        друг

неприятель        худой

добрый        песок

4) Вставь подходящий по смыслу антоним.

1вариант

Хороша верёвка длинная, а речь …  

2 вариант

Знай больше, а говори …  .

- Проверьте выполнение теста.

На экране появляются ответы теста.

Рефлексия

- Какие задания оказались трудными?

-Кто справился со всеми заданиями?

- Над какими вопросами нужно ещё поработать?

Учащиеся контролируют уровень усвоения нового материала.

Выполнение теста.

Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста и прогнозируют план следующего урока.

7. ИТОГ УРОКА

- Какие слова называются антонимами?

-Что нового мы о них узнали?

После ответов детей на экране появляется слайд с предполагаемыми ответами.

Учащиеся обобщают сведения о новых знаниях.

Учащиеся приходят к выводу, что их деятельность на уроке была успешной.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

упр. 268 или нарисуйте предметы, имеющие противоположные признаки или свойства; напишите предложения к этим рисункам.

Запись домашнего задания.

                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по чтению с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев. Сказка.

Урок по чтению в 3 классе школы VIII вида по учебнику З.Н. Смирновой, Г.Н. Гусевой. Данный урок был построен с использованием игровой технологии обучения.  В нем также применялся дифференцированн...

Конспект открытого урока в третьем классе по математике с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

Урок по математике в 3 классе школы VIII вида по учебнику В.В. Эк. Данный урок был построен с использованием проблемной технологий обучения, в его основе  лежит сюжет сказки  К.И. Чуковского...

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе  лежит практика использования в быту кухонной посуды....

Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и  М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе...

Конспект открытого урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».

Урок по русскому языку во 2  классе школы VIII вида по учебнику Н.М. Барской. Данный урок был построен с использованием разноуровневой технологии обучения. В данном уроке также применялись здоров...

Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...

Конспект открытого урока во втором классе по математике с использованием проблемной технологии обучения на тему: «Сложение и вычитание в пределах 10».

Открытый урок во втором классе коррекционной школы VIII вида по математике с использованием проблемной технологии обучения на тему: «Сложение и вычитание в пределах 10»....