Конспект открытого урока по теме "Антонимы" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
В разработке представлен материал открытого урока по новым ФГОС: подробный конспект с УУД, технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА
ПРОГРАММА Л.В.ЗАНКОВА
АВТОР УЧЕБНИКА Н.В.НЕЧАЕВА
ТЕМА «АНТОНИМЫ»
Цель урока: расширить представления учащихся об антонимах, формировать умение подбора слов с противоположным значением.
Задачи:
Предметные:
В процессе работы прийти к выводу, что
антонимы являются одной частью речи
не у всех слов есть антонимы,
у многозначных слов разные антонимы
Метапредметные:
создать у учащихся мотивацию к уроку
формировать умение формулировать тему урока
формировать умение принимать учебную задачу
развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы
формировать умение работать по инструкции
развивать речь и обогащать её словарный запас
мотивировать детей к развитию устной речи
развивать умение работать в паре
формировать умение слушать и вступать в диалог
формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Личностные:
формировать мотивацию к обучению и познанию
формировать способность детей к саморазвитию
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | |
Организация направленного внимания на начало урока. | Проверяют наличие учебника, письменных принадлежностей, настраиваются на урок. |
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | |
Упражнение № 5 стр. 5 - Назовите синонимы к слову «воин». - Что в них общего кроме лексического значения? -Назовите устаревшие слова. -Назовите синонимы к слову «работа». | Развитие навыка самопроверки. - Боец, солдат, витязь, дружинник, ратник. - Это имена существительные мужского рода единственного числа. -Витязь, дружинник, ратник. - Труд, дело, служба, занятие. |
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ | |
- Послушайте стихи Генриха Сапгира. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко. А Мышонок_ высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка - далеко, А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок - тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно: - Кислое?- зачем оно? - Что вы? – шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. - Как вы поняли, почему возник спор о яблоке? - Положите перед собой текст стихотворения. Подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко. - Что вы можете о них сказать?
- Какова же тема сегодняшнего урока? | Учащиеся анализируют текст, находят нужную информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод. Учащиеся анализируют информацию. -Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему. - Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико и тяжело, кислое – сладкий. Учащиеся актуализируют свои знания. - Эти слова противоположны по смыслу. Учащиеся заявляют тему урока. - Мы будем говорить об антонимах. |
4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | |
а) Значение слова «антоним» На экране слайд. Слово антоним состоит из двух частей: «анти»- приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название. б) Наблюдение за тем, какой частью речи являются антонимы Упр.266 стр. 123. - Подберите антонимы к любым четырём словам. Укажите части речи. -Что можете сказать? - Физкультминутка. в) Наблюдение за антонимами многозначных слов. Работа в паре. Упр.269 стр.123 - Прочитайте задание. Первый ряд работает со словами «добрый человек, добрая весть», второй - со словами «чёрная краска, чёрные мысли», третий ряд - со словами «мелкий песок, мелкая река». Задание непростое, поэтому выполнять его будете в паре. Вспомните правила работы в паре. -Прочитайте антонимы. Что вы заметили? г) Составление правила. - Вспомните в паре, что нового мы сегодня узнали об антонимах. -Составьте правило об антонимах. -Прочитайте правило в учебнике (стр. 122). - Что можете сказать? | Дети учатся воспринимать научную информацию. Учащиеся анализируют слова по указанным признакам и делают вывод на основе своих наблюдений. - Левый – правый, найти – потерять, стол – нет антонима, ломать – чинить… - Антонимы являются одной частью речи. - К некоторым слова подобрать антоним невозможно. Формирование культуры общения. Формирование навыка анализа сложных процессов русского языка и умения делать умозаключения. - Повернуться друг к другу в пол оборота. - Разговаривать негромкими голосами. - Слушать друг друга, не перебивая. - Исправлять ошибки, не обижая товарища. - Помогать друг другу. - Добрый человек – злой человек, добрая весть – грустная весть. - Чёрная краска – белая краска, чёрные мысли – добрые мысли. - Мелкий песок – крупный песок, мелкая река – глубокая река. - Многозначные слова имеют разные антонимы. Учащиеся обобщают полученные знания и составляют новое правило об антонимах. Учащиеся сравнивают два правила и делают вывод о том, что их знания по теме «Антонимы» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроках. |
5. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | |
На экране слайд. -Посмотрите на этих учеников. Что вы можете о них сказать? -После работы с текстом, вы выберите тот рисунок, который будет являться иллюстрацией к рассказу. Дети берут карточку с текстом. ТЕКСТ Я был плохим учеником. Тетради у меня неаккуратные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. -Прочитайте. Замените выделенные слова антонимами и запишите их над выделенными словами. - О каком из учеников идёт речь в тексте? Появляется слайд с учеником. - Прочитайте текст. На экране появляется текст с иллюстрацией. - У кого есть другие варианты? (Учитель записывает слова на доске.) - Выполните орфографическую проверку. Физкультминутка | Развитие монологической речи. Учащиеся формируют умения подбирать антонимы к словам в тексте. Я был хорошим учеником. Тетради у меня аккуратные, писал я старательно. Весело я бежал домой после уроков. Мама всегда радовалась, когда видела мой дневник. - В тексте идёт речь о старательном ученике. Дети обогащают свой словарный запас, прослушивая разные варианты подбора антонимов. |
6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ | |
- Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать. Возьмите карточку с тестом, выполните задания. ТЕСТ 1) Найди неверно составленную пару антонимов. 1вариант 2 вариант трудолюбивый – ленивый весёлый - грустный молодость – старость вперёд - назад справа – слева светлый - темнота низкий - высота длинный – короткий 2) Найди однокоренные антонимы. 1вариант 2 вариант правда - ложь война - мир друг - враг правда - неправда счастье - несчастье дело – безделье верх - низ молодость – старость 3) Найди слово, которое не имеет антонима. 1вариант 2 вариант вход молчать рука друг неприятель худой добрый песок 4) Вставь подходящий по смыслу антоним. 1вариант Хороша верёвка длинная, а речь … 2 вариант Знай больше, а говори … . - Проверьте выполнение теста. На экране появляются ответы теста. Рефлексия - Какие задания оказались трудными? -Кто справился со всеми заданиями? - Над какими вопросами нужно ещё поработать? | Учащиеся контролируют уровень усвоения нового материала. Выполнение теста. Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста и прогнозируют план следующего урока. |
7. ИТОГ УРОКА | |
- Какие слова называются антонимами? -Что нового мы о них узнали? После ответов детей на экране появляется слайд с предполагаемыми ответами. | Учащиеся обобщают сведения о новых знаниях. Учащиеся приходят к выводу, что их деятельность на уроке была успешной. |
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
упр. 268 или нарисуйте предметы, имеющие противоположные признаки или свойства; напишите предложения к этим рисункам. | Запись домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в третьем классе по чтению с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев. Сказка.
Урок по чтению в 3 классе школы VIII вида по учебнику З.Н. Смирновой, Г.Н. Гусевой. Данный урок был построен с использованием игровой технологии обучения. В нем также применялся дифференцированн...
Конспект открытого урока в третьем классе по математике с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».
Урок по математике в 3 классе школы VIII вида по учебнику В.В. Эк. Данный урок был построен с использованием проблемной технологий обучения, в его основе лежит сюжет сказки К.И. Чуковского...
Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»
Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе лежит практика использования в быту кухонной посуды....
Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»
Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе...
Конспект открытого урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».
Урок по русскому языку во 2 классе школы VIII вида по учебнику Н.М. Барской. Данный урок был построен с использованием разноуровневой технологии обучения. В данном уроке также применялись здоров...
Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».
Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...
Конспект открытого урока во втором классе по математике с использованием проблемной технологии обучения на тему: «Сложение и вычитание в пределах 10».
Открытый урок во втором классе коррекционной школы VIII вида по математике с использованием проблемной технологии обучения на тему: «Сложение и вычитание в пределах 10»....