Сборник заданий повышенной сложности по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Задания повышенной сложности для подготовки учеников 2-4 классов к олимпиадам по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_zadaniy_povyshennoy_slozhnosti_po_russkomu_yazyku.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки
1. Сколько звуков в словах: яма, возьму, грустно, соль, я.
2. Выпиши сначала слова, которые состоят из одного звука, затем из двух и т.д.: конь, я, он, ель, у, ел, ум, ау, и, яма.
3. В каких словах количество звуков и букв не совпадает?
а) пахать, боюсь, осень, каюта, зима.
б) юла, веять, моюсь, молчать.
4. В каких словах количество звуков и букв совпадает?
Ясли, местный, идёшь, седьмой, сеешь.
Звёздный, песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь.
5. Запиши слова, в которых один звук обозначался бы двумя буквами.
6. Запиши слова, в которых два звука обозначались бы одной буквой.
7. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков и три слова, в которых звуков больше, чем букв.
8. Запиши слова, в которых
а) букв больше, чем звуков на 1;
б) букв больше, чем звуков на 2; (местность, сельдь, жужжать)
в) букв больше, чем звуков на 3; (одиннадцатиклассник)
г) звуков больше, чем букв на 1;
д) звуков больше, чем букв на 2.
9. Подбери слово, в котором букв и звуков одинаковое количество и при этом есть мягкий знак.
10. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука:
1) статуя, паук, фиалка, союз, соус, старые, знаю, аллея, сауна, лауреат,
аудитория;
2) Азия, алоэ, корова, поезд, аул, поют, фиалка.
11. Выпиши слова, в которых есть звук [й']
а) Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас.
б) Братья Юра, Андрюша и Яша
Ели тёплую манную кашу.
Но пока они съели до дна,
Стала каша совсем холодна.
в) Совы ночью ищут пищу, а днём спят. Совы спят сидя
в дупле. Белки и зайцы спят лёжа. Цапля спит стоя.
А как спят рыбы?
г) И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
12. Запиши в алфавитном порядке только те слова, в которых есть звук [й'].
Семя, семья, Яков, месяц, экран, йод, змея, машинист, покой, полью, лайка, читаете, прогибаясь, воробьи.
13. Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды.
Любовью воздух напоён.
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоён.
а) Кто является автором этих строк?
б) Выпиши слова, в которых
1. Букв больше, чем звуков.
2. Букв меньше, чем звуков.
в) Запиши в транскрипции слова радостно, деревья.
14. Напиши звуки в обратном порядке. Какие слова получатся?
Яд, лён, люк, лоб, яр, лей, ешь, тушь, краб, лог, араб.
15. Запиши слова, которые получатся, если от слова маяк отбросить
последний звук, два последних звука.
16. Одинаковые ли гласные звуки в словах малина и машина?
17. Сколько разных гласных звуков в слове утюги? (утята)
18. Сколькими звуками различаются слова ёж и ешь?
19. Какими гласными и согласными звуками различаются слова
засвистеть и засвистать, сторожка и старушка?
20. Сколько раз в предложении встречается звук [и]?
В живом уголке жили ежи и ужи.
21. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
а) Назовете автора этих строк.
б) Посчитайте и запишите, сколько звуков [о] в этих словах из стихотворения.
22. Сколько раз в стихотворении встречается звук [о]?
а) В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
б) Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
23. Выпиши слова, в которых есть только твёрдые согласные звуки.
Водит, пашешь, верит, кочка, алый, пишешь, смех, мел, можешь, матч.
24. В каких словах есть только мягкие согласные звуки?
Цель, чемпион, идёшь, верить, помощь.
Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки.
25. Внимательно проанализируйте в словах согласные звуки и распределите слова в 3 группы.
Весло, орёл, гнездо, щавель, походка, моток, семья, еловый, болезнь, ясень, вода, коса, питьё, чаща, сядь.
26. Из звуков, входящих в слово палитра ученик составил слова пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найди среди этих слов 3 слова со звуками, которых нет в слове палитра.
27. Если в слове кот (стол) изменить один звук, то какие 4 разных слова можно
записать?
28. В слове [точ'ка] заменяй первый звук так, чтобы получились другие слова. Запиши эти слова буквами. Какая в них есть орфограмма?
29. Напиши 2 слова с одинаковым количеством звуков, но с разным количеством слогов.
30. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с]:
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам.
Скажешь здесь, а слышно там.
31. Сколько раз в стихотворении встречается звук [ш] ?
- Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
- Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь!
32.Определите, сколько раз встречается в предложении звук
[Ш] Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком.
[К] Язык мой – друг мой.
[Т] Сидит дед во сто шуб одет
Твоими бы устами да мёд пить.
Документ подписан директором.
[Г] На вокзале его встретил друг.
[П] На поляне стоял дуб в два обхвата.
[В] На дворе трава, на траве дрова.
[В'] Всегда вкусна свежая морковь.
[З'] Зина обратилась с просьбой к Лизе.
[С'] Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе.
[Б] Борис бидон бросил в прорубь.
33. Сколько твёрдых и сколько мягких звуков обозначаются
буквой Л в стихотворении:
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
34. Выпиши слова, в которых есть только глухие согласные.
У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела озябшие лапы.
35. Выпиши слова в 3 столбика.
№1- слова, в которых есть только глухие согласные;
№2- слова, в которых есть только звонкие согласные;
№3- слова, в которых есть и глухие и звонкие согласные.
Петушок, гребешок, травинка, колокольчики, грива, бровинка, голова, борода, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды.
Игры с буквами
1.Анаграммы.
Если какое-либо слово от перестановки в нём букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами: «липа – пила».
Поменяй местами буквы в словах так, чтобы получились новые слова:
адрес (среда) насос (сосна)
автор (товар, отвар) приказ (каприз)
баян (баня) право (повар)
банка (кабан) планка (клапан)
барыня (рабыня) петлица (теплица)
банка (кабан) потеха (пехота)
водопад (подвода) пальто (лапоть)
выбор (обрыв) ракета (карета)
вобла (обвал) росинка (соринка)
волос (слово) розга (гроза)
валик (вилка) ропот (топор)
глава (влага) салат (атлас)
кукла (кулак) сукно (конус)
корма (комар) торс (сорт, рост, трос)
коршун (шнурок) тапир (пират)
лейка (лакей) урок (укор)
майка (кайма) уклон (клоун, кулон) марка (рамка) часок (сачок)
мать (тьма) шпала (лапша)
марш (шрам, шарм) ямка (маяк)
масло (смола) мышка (камыш)
мошкара (ромашка) метрика (материк)
2.Напишите 3 слова из трёх букв, которые читаются слева направо и обратно одинаково.
3. Напиши цепочку не менее чем из 5 слов, меняя каждый раз в слове только
одну букву. Начинается цепочка со слова боб.
4. Напишите 3 слова из пяти букв, которые читаются слева направо и обратно одинаково.
5. В словах коса, сон, оси, леса замени одну букву так, чтобы они стали отвечать
на вопрос КТО?
6. Буква заблудилась.
Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?
Принцесса над цветком склонилась. На глазах у детворы
Корова с головы её скатилась. Крысу красят маляры.
Распустились на деревьях бочки, На островок налетел ураган
Скоро будут и листочки. На пальме остался последний баран.
Пешки весело палят,
Кораблю пристать велят.
На весёлом карнавале
Дети в мисках танцевали.
7. Узнай слово.
1) С буквой Г – весенний вестник.
С В – хотя и не кудесник,
Но спасёт тебя как друга,
От свирепого недуга. (Грач – врач.)
2) С буквой П - обогревает,
С буквой Р - мысль выражает,
С Т - водицу пропускает.
Кто слова все отгадает? (Печь, речь, течь.)
3) Чтоб отгадать, имей терпенье:
С Л я – часть лица, а с Б – растение. (Лоб – боб.)
4) С Л я слёзы вызываю, с Ж по воздуху летаю.
(Лук – жук.)
5) С Б – мучительной бываю,
С М – одежду пожираю,
С Р – актёру я нужна,
С С – для повара важна. (Боль, моль, роль, соль.)
6) С буквой Д вперёд шагаю от зари и до зари.
С П торчу, зачем – не знаю.
С Т я людям помогаю даже в самый сильный зной.
С Л всегда и всем мешаю, не дружите вы со мной.
(День, пень, тень, лень.)
7) Я цвет одинаковый часто имею:
И с Г зеленею, и с К зеленею.
Но с К вам со мною рискованно быть:
Могу и до слёз довести, и убить. (Луг – лук.)
8) С буквой Н я по ночам в небесах гуляю.
С буквой П частенько вам видеть помогаю.
(Луна – лупа.)
9) С Ы мы мчим вас что есть мочи,
С У мы ноги вам промочим. (Лыжи – лужи.)
10)С буквой Н, мои друзья, ничего не значу я,
Н на С перемените – смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М – я пальто у вас проем.
(Ноль – соль – моль.)
11) Со звуком [С] я невкусна, но в пищу каждому нужна.
С [М] берегись меня, не то я съем и шляпу и пальто.
(Соль – моль.)
12) С Т я книга, с С я рыба, с К бесформенная глыба,
С Л помог колоть я лёд, с Д народ во мне живёт.
(Том – сом – ком – лом – дом.)
13) Хоть мала я, но взгляни: весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени – я по болоту зашагаю.
(Капля – цапля.)
14) Я много – много лет давала людям свет,
Теперь меня употребляют редко,
Меня затмила яркая соседка,
Смените С на О – не рассержусь,
Коль шерсть нужна вам – пригожусь.
(Свечка – овечка.)
15) Мне не пройти в ветвистый лес –
Мои рога в ветвях застрянут.
Но поменяйте Л на С –
И листья леса все завянут. (Олень – осень.)
16) Мои кусты легко узнать: цвету я гроздьями весною.
Но замените мягкий знак на букву А – и я завою.
(Сирень – сирена.)
17) Я дерево в родной стране, найдёшь в лесах меня повсюду,
Но слоги переставь во мне – и воду подавать я буду.
(Сосна – насос.)
18) Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха – муха.)
19) С О – я вам рассказ кончаю,
С У – дождём вас поливаю,
С А – ваш груз перевожу,
С К – с волнами я дружу.
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе. (Точка – тучка – тачка – качка.)
20) С Ч над морем я летаю,
С Г в машине нахожусь,
С М тебя я одеваю,
С Л собачкою зовусь,
С С можешь в булочной купить,
С Ш в бане себя мыть. (Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка.)
21) С К я в школе на стене, горы, реки есть на мне.
С П – от вас не утаю – тоже в школе я стою.
(Карта – парта.)
22) Меня найдёшь на дереве, на клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме, и в книге, и в тетрадке.
Но птицей стать я захотел – и мне не надо буквы Л.
Мне А в начале напиши и как зовут меня реши.
(Лист – аист.)
23) Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладную тень,
Под кроной моей отдыхают
В безветренный, знойный день.
Но если согласные буквы в себе переставлю я,
Получится новое слово, несущее смерть для меня. (Липа – пила.)
8. В каком слове достаточно заменить одну букву, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? (Осёл – орёл.)
9. Из каждого слова выньте по одной букве, чтобы из оставшихся букв
получилось слово.
горсть
всласть
краска
склон
полк
тепло
беда
экран
10. Добавьте к каждому слову одну букву, чтобы получилось новое слово.
Роза (гроза, проза)
Рубка (трубка)
Дар (удар)
Стол (столб, ствол, стоил)
Клад (склад, оклад, уклад)
Лапа (лампа)
Шар (шарф)
Усы (бусы)
Укус (уксус)
Ель (мель, гель)
Кран (экран)
Мех (смех)
11. Замените одну букву другой, чтобы получилось новое слово.
Корж (морж)
Ногти (когти)
Булка (будка)
Лапка (лавка, папка)
Зубы (губы, кубы)
Киска (каска, миска)
Песок (лесок)
Галка (палка)
Орёл (осёл)
Норка (горка, корка)
Клин (блин, клён, клон)
Тоска (доска)
Свет (цвет)
Полено (колено)
Рамочка (мамочка, дамочка)
Дочка (точка, почка, кочка, ночка, мочка, бочка)
12. Я задумал слово.
Если изменить в нём первую букву, получится большая русская река.
Если изменить в нём вторую букву, получится близкий родственник.
Если изменить в нём третью букву, получится рыба.
А слово, которое я задумал, означает состояние отдыха, покоя.
Какое слово я задумал? Запиши всю цепочку. (Сон – Дон – сын – сом.)
13.Получи из слова год слово вес, изменяя по одной букве в каждом слове.
Имей в виду, что, выполняя каждый ход, у тебя должны получиться слова, а не
наборы букв. Используй подсказки.
год | |
Бывает у живых существ | |
Окружает замок | |
Синоним слова «рыбалка» | |
Животное семейства кошачьих | |
Природное сообщество | |
вес |
14. Превращения слов.
Попробуй, меняя последовательно по одной букве, превратить слово
«мяч» в слово «гол». (Мяч, меч, мел, мол, гол)
«волка» в «козу»; ( волк, полк, пола, поза, коза)
«ночь» в «день»;
«реку» в «море»; (река-рука- лука-луза- лоза- поза-пора-гора- горе- море)
«тесто» в «булку»
«мышку» в «кошку» (мышка-мошка-кошка)
«аиста» в «лису» (аист-лист-лиса)
15. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании?
( Сто - 100. Миллион - 1000 000.)
16. Напиши 3 слова, в каждом из которых
1) 3 одинаковых буквы гласных;
2) 3 разные буквы гласных.
17. Вопрос-шутка. Может ли быть в слове 100 одинаковых букв? Приведи три
примера.
18. Вопрос-шутка. В названии какой птицы 40 букв?
Слова
1. Напиши 3 слова, которые не меняются при перестановке слогов.
2. Запиши слово, от перестановки слогов которого получается слово с другим значением.
3. Напиши как можно больше значений для слов собачка, шишка; косяк, ручка; язык, клетка.
4. Объясни значение слов.
Лошадь, скакун, лошадка, лошадёнка, кляча.
5. Напиши 2 предложения со словами одеть и надеть.
(Форму глаголов можно менять.)
6.Пони и яки.
п | о | н | н |
Этот пони – день недели. Понедельник
я | к |
Этот як поёт на ели. Зяблик
п | о | н | и |
В этом пони бродят зубры. Заповедник
я | к |
Этот як оскалил зубы. Дворняжка
п | о | н | и |
Этот пони в шляпе алой. Подосиновик
я | к |
Этот як – малыш курчавый. Ягнёнок
п | о | н | и |
Этот пони – джем и тесто. Пончик
я | к |
Этот як – корабль ни с места. Якорь
п | о | н | и |
Этот пони – мастер ловкий. Плотник
я | к |
Этот як – беда в диктовке. Клякса
п | о | н | и |
Этот пони где? В вагоне. Проводник
я | к |
Этот як? Ах, нет гармони,
Мы б задачек не решали,
Мы бы весело плясали! Краковяк
7. Из двух слов получите одно слово и объясните его значение.
след
зал
град
газ
фа
штука
банк
бал
соль
ель
рот
ежи
опыт
тур
кон
ус
8.Найдите и запишите по два слова из каждого, не меняя порядок букв:
полоса мечталось
шарманка верхушки
светёлка пробасила
волокно залежи
9. Шарады.
Шарада – это своеобразная загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей), её образующих, а в конце даётся объяснение целого слова. Чтобы отгадать шараду, надо отгадать каждую часть, а потом – всё слово.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
Картина.
Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь.
Сукно.
Часть первая моя - предлог.
Второй владеет носорог.
Я целиком частичка дома.
Походка ваша мне знакома.
Порог
Три буквы облаками реют.
Две видим на лице мужском.
А целое порой белеет
«В тумане моря голубом».
Парус
Первый слог метут метлой, Названье ноты напиши,
Глазом назову второй, Прибавить имя поспеши -
Третий резать хлеб годиться, И покачусь я по дороге
А четвёртый лишь частица. Или тебе обую ноги.
Целое – животное. Резина.
Сороконожка.
Слог первый – восклицание, За предлогом лес сосновый:
Второй – достоин порицания, Ограждение готово.
А целое – на севере бывает Забор.
И жителей тех мест и греет и питает.
Олень.
Моё начало – буква алфавита, Число и нота рядом с ним,
Она всегда шипит сердито. Да букву припиши согласную
Второго корабли бояться, А в целом – мастер есть один,
А целое весной летает и жужжит, Он мебель делает прекрасную
То сядет на цветок, то снова улетит. Столяр.
Шмель.
10. Сколько село слов на мель?
Разобраться ты сумей.
Пять минут – уму зарядка,
Для детишек всех загадка.
Мель, *мель, мель****, ****мель, мель****, *мель**, *мель, *мель***.
(Шмель, мельница, карамель, мелькать, умельцы, хмель, смельчак.)
11. В каких словах «живёт рак»? Напиши 3 слова.
(Ракета, мрак, ракита, ракушка …)
12. В каких словах «есть ель»? Напиши 3 слова.
(Понедельник…)
13. Напиши слова, в которых «спрятались» ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
14. Допиши к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные:
1) перочинный …, русая …, закадычный …;
2) окладистая …, ахиллесова …, троянский …;
3) кромешная …, гнедой …, сезонные … .
15.Образуй от слов первой строки слова, которыми называют людей. Запиши их.
Какой? Храбрый, весёлый, хитрый, крепкий, умный, богатый, счастливый,
гордый, грубый.
Кто?
16. Подбери слова, близкие по значению.
Дом -…, дети -…, лодырь -…, печаль -…, село -… .
17. Замени выделенные слова близкими по смыслу.
Седые горы, бархатный голос, железные мышцы,
тяжёлый взгляд, лёгкий характер.
(Белоснежные, приятный, крепкие, мрачный, весёлый.)
18. Укажи лишнее слово в ряду синонимов:
1) голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный;
2) серый, стальной, малахитовый, свинцовый, пепельный;
3) лиловый, фиолетовый, дымчатый, сиреневый;
4) жёлтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный;
5) зелёный, смоляной, изумрудный, малахитовый;
6) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;
7) красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.
19. Определите, одинаковое ли значение в приведённых словосочетаниях у слова верный? Подберите к нему синонимы.
Верный друг, верный глаз, верное средство, верный ответ.
20. Слово верный имеет много значений. Подберите такие имена существительные к слову верный, чтобы значения этого слова в каждом словосочетании были разными. Напишите синонимы к слову верный в каждом словосочетании.
21. Определи значение слова лёгкий, заменяя его в каждом отдельном сочетании соответствующим синонимом.
Лёгкая ноша - … нетяжёлая.
Лёгкая походка - … плавная, изящная.
Лёгкая ткань - … тонкая, воздушная, неплотная.
Лёгкая пища - … нежирная.
Лёгкая работа - … нетрудная, несложная.
Лёгкий мороз - … небольшой, слабый.
Лёгкое ранение - … неопасное для жизни.
Лёгкий характер - … мягкий, уживчивый.
22. Спишите, заменяя имена прилагательные синонимами.
а) Свежий ветер - …, свежий номер - …, тихая езда - …, тихий голос - …,
густой лес - …, густой туман - …, верный товарищ - …, верный ответ - ….
б) Тёмное небо - …, тёмное лицо - …, крепкий трос - …, крепкий организм - …, старая книга - …, старый человек - ....
23. Замени прилагательное в словосочетаниях синонимом.
а) Наточенный нож - … острый. б) Чистый воздух - … свежий.
Острый слух - … тонкий. Чистое небо - … ясное.
Аккуратная тетрадь - … опрятная. Худая кошка - … тощая.
Свободное пальто - … просторное. Худое ведро - … дырявое.
Свободное место - … незанятое. Худая слава - … плохая.
в) Крепкая ткань - … прочная.
Крепкий организм - … здоровый, выносливый.
Крепкий мороз - … сильный.
Крепкая дружба - … тесная, нерушимая.
24. Объясни значение следующих словосочетаний.
Свежий хлеб – свежая газета; золотые часы – золотые слова; тонкая нить – тонкая работа; яркий свет– яркая речь; стальная проволока – стальной характер;
солнечный луч – солнечная улыбка.
25. Составь словосочетания, в которых бы слова золотой, седой;
(прямой, стальной); (бархатный, дорогой) употреблялись в прямом
и переносном значениях.
26. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
хвост нервы перстень жизнь
холод трубы характер конфета
27. К каждому из данных существительных добавьте по одному глаголу, обозначающему действие в переносном значении.
Тропинка, заяц, погода, село, сцена, зима, день, дом, голос.
28. Составь и запиши с каждым из синонимов словосочетание.
(Форму слова можно изменять.)
1) Элементарная, лёгкая, несложная, простая.
2) Крупный, известный, видный, выдающийся.
3) Недовольный, грубый, резкий.
4) Мощный, сильный, могучий.
5) Увлекательный, интересный, захватывающий.
29. Как известно, некоторые слова, в том числе и имена прилагательные, могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. Найди общее определение к каждой группе из трёх существительных.
Хлеб, климат, подушки - … (мягкие),
Деревня, тетеря, старушка - … (глухая),
Клён, малыш, парик - … (кудрявый),
Дорога, воля, дисциплина - … (железная),
Юбка, книга, жизнь - … (новая).
30. Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова.
Лес
Горе
Мороз
Хотеть
Темнота
Крепость
Сообщение
Невиданный
Равнодушный
(Бор, беда, стужа, желать, потёмки, твердыня, извещение, диковинный, безучастный.)
31. Подбери синонимы к словам:
Учитель, ученик, бабушка, друг, глаза, жара, смелый, ласковый, строгий, печалиться, заболел, трепещет, громадный, мощный, занимательный, Родина, бой, клятва, доброта, работа, мелодия.
32. Напиши 3 синонима и 3 однокоренных слова к слову мечтать; ходить.
33.Напиши не менее 3 синонимов к слову дом; метель; страх; волшебник.
34. Соедини устаревшие слова в первой строке с современными словами из второй строки:
1) Очи, чело, брань, ланиты, глаголет, зрачный, уста.
2) Говорит, лоб, видный, глаза, битва, щёки, губы.
35. Подбери синонимы к словам: страж, кладезь, грядущее, алкать, вопиять, врата, зерцало, прах.
36. Как перевести устаревшие слова льзя, перст, глаголет; брань, чело, уста на современный язык?
37. В старину слово ведать означало знать. Запиши 2 слова, которые произошли от слова ведать. (Ведьма, разведчик.)
38. Замени заимствованные из других языков слова русскими синонимами:
1) шеф, иллюстрация, фальшь; 2) абсурд, дистанция, традиция;
3) финал, эпилог, актуальный; 4) хобби, шанс, турник;
5) эксперимент, триумф, биография.
39. К данным словам подбери слова, противоположные по значению.
Родина, свобода, скупой, праздничный, ясный (день),парадный (костюм).
Белизна, богатство, богач, великан, герой, доброта, встреча.
Друг, восход, труженик, мудрец, сказка, веселье, смелость.
Неряшливый, естественный, мир, говорить, удлинить, печалить.
40. Допиши прилагательные, противоположные по смыслу.
Знойный, шероховатый, яркий, пасмурный, интересный.
41.Замени прилагательные антонимами:
Свежий хлеб –
Свежий ветер –
Свежая рубашка –
(Чёрствый, тёплый, грязная.)
42. Подберите антонимы, включив их в словосочетания.
Кислый, тупой, сухой, холодный.
43. Вставьте вместо точек антонимы. Укажите род и падеж имён прилагательных.
Летний день – за …………….. неделю.
У короткого ума …………….. язык.
Ради нового дружка ………………. не покидай.
Ранняя птичка носок прочищает, ……………… глазки продирает.
44. Объясни различия данных слов, составив с ними предложения или словосочетания:
охватить – обхватить охватило чувство, обхватить руками
укутать – окутать укутать одеялом, окутать дымом
отдёрнуть – одёрнуть. отдёрнуть руку; одёрнуть одежду или товарища
45. Составь предложения или словосочетания, объясняющие различия в значениях слов:
украсить – скрасить, Украсить комнату, скрасить одиночество;
расцветать – процветать, расцветать в саду, процветать в делах;
чернеть – очернить. чернеть на снегу, очернить сплетней.
46. Составь словосочетания с прилагательным красный в следующих значениях:
1) цвет; 2) красивый; 3) главный.
(Красный берет, красна девица, красный угол.)
47. Подбери к прилагательному существительное, которому этот признак подходит.
Высокий – … ( дом, рост, лоб, голос, доход, пост, гость…)
Низкий - …, сухой - …, мокрый - …, тонкий - …, толстый - … .
48. Используя многозначность глагола, подбери к глаголу предмет, действие которого он может обозначать.
побежали дети, ручьи, мурашки по спине…
поплыли лодки, облака, дети, мысли…
украсить картину, общество, речь, костюм…
затрещали кусты, сороки, чубы, передатчики…
засиять солнце, улыбка, чистота, стекло…
захватить территорию, зонт, дух…
клевать зерно, носом, на наживку…
49. Подбери к словам из левого столбика слова из правого и составь словосочетания:
запевал издалека
запивал в хоре
увидали без дождя
увядали молоком
50. Запиши слова.
1) С Е торопят, если знают, что недолго уж до срока.
С И учительница часто говорит вам на уроке.
2) С буквой Е ты делай в хоре и таланта не таи.
Принял горькое лекарство – делай быстро с буквой И.
3) С И недолго сделать кошке, если есть сметана в плошке.
С Е же сделать нелегко, коль забрался высоко.
51. Напиши по 3 однокоренных слова.
1) Слизать - … 2) Спеши - …
Слезать - … Спиши - …
52. Измени слова так, чтобы в них вместо буквы Ё стала буква Е и запиши предложение по-новому.
Алёша поёт песни.
Ласточки спят в гнёздышке.
53. Поставь в словах ударение. Сколько слов получилось?
1) Стрелки, гвоздики, замок, мука, стоит, косит;
2) ирис, чудно, белок, окуни;
3) пора, пахнуть, трусить, вычитать.
4) орган, хлопок, звонок, духи.
54. Поставь ударение.
Щавелевая кислота, сливовое варенье, сливовое платье, двоюродный брат, новорожденный ребёнок, кухонный стол, тигровая шкура, газированная вода, зубчатая стена, домовая книга.
55. Напиши 2 предложения со словом ласка (норка, лисичка, гусеница) так, чтобы в одном предложении оно было одушевлённым именем существительным, а
в другом – неодушевлённым.
56. Два ученика заспорили. Один говорил, что слова сыпь и гладь – имена существительные, а другой утверждал, что это - глаголы. Кто из них прав? Докажите.
57. Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными: учёный, часовой, столовая.
58. Запишите слово, называющее единственную в мире национальность, которое является прилагательным, перешедшим в существительное.
59. Какой частью речи является слово печь в стихотворении?
Это дом или печь?
Это доменная печь.
Что умеет эта печь?
Из руды железо печь.
60. Напиши предложения, в которых слова покрой и печь
(жгут и пила) были бы разными частями речи.
61. Какой часть речи являются выделенные слова?
Вот вам лекарство, больной. Неужели я такой больной?
Мы поднялись в школьную столовую. Столовую посуду моют горячей водой.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
Бабка Дарья холст чернила, внучка пролила чернила.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
В углу раздался детский плач, и кто-то попросил: «Не плачь!»
62. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.
Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли.
63. Какими частями речи могут быть слова стих, вести, пила; дали, жгут,соли? Составь словосочетания.
64. Рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.
Выпиши те слова, которые можно отнести к различным частям речи, и составь с каждым из них по 2 словосочетания.
65.Какого рода существительные, оканчивающиеся на –ук? На –рь? На –ль? Подбери и запиши их.
-ук – (м.р.) жук, лук, сук, бук, бамбук, виадук.
-рь – (м.р. и ж.р.) корь, хорь, якорь, угорь, дверь, лагерь, снегирь.
-ль – (м.р. и ж.р.) моль, ноль, роль, соль, толь, тюль, боль, руль, педаль, рояль, уголь, медаль,
гастроль, февраль, миндаль, кисель, метель, постель, шинель, карамель,
пароль, спектакль, портфель.
66. Какие существительные не принадлежат ни к мужскому, ни к женскому,
ни к среднему роду?
(Существительные, которые употребляются только во множественном числе: сани, ворота и т.д.)
67. Существуют ли одушевлённые имена существительные среднего рода?
(Да: дитя, насекомое, чудовище, животное.)
68. Какие названия животных не имеют
а) женского рода? (Носорог, крот, бегемот, крокодил, бобр, глухарь, филин, дятел …)
б) мужского рода? (Рысь, норка, куропатка, галка, стрекоза, бабочка …)
69. Укажи имена существительные
1) мужского рода: шоссе, депо, кофе, шимпанзе.
2) женского рода: тополь, шампунь, тюль, вермишель.
70. Составь словосочетания «прилагательное + существительное»
со словами кофе, шампунь, такси, какаду, желе; фламинго, Сочи, шимпанзе.
71. Подбери и запиши к существительным бивень, бандероль, миндаль, хрусталь имена прилагательные.
72. Запиши словосочетания, заменив существительное с предлогом однокоренным прилагательным: пюре из картофеля, кофе из Бразилии, шампунь из крапивы, кенгуру из Австралии.
73. Вставь окончания:
1) горяч… какао, говорящ… какаду, зелён… эмаль, свободн… такси.
2) сладк… эскимо, ловк… кенгуру, красн… тушь, просторн… метро.
3) интересн… кино, громк… туш, солдатск… шинель, сердит… гризли
74. Поставь подходящие по смыслу предлоги.
Вернулся … школы … лагеря
… студии … Кавказа
… курсов … отпуска
75. Напиши слова в Р.п. мн.ч.
Метла, западня, копна, свеча, курица; апельсин, рельс, чулок, яблоко; облако, ясли, ружьё, кухня; грамм, место, мандарин, сын; сабля, полотенце, ананас, ущелье; кочерга, вожжа, серьга, носок.
76. Поставь имена существительные в форму Р.п. мн.ч.
Чулки Хозяева Сапоги Килограммы
Туфли Санатории Татары Яблони
Сани Помидоры Домишки Колени
Ботинки Каникулы Солдаты
(Чулок, туфель, саней, ботинок, хозяев, санаториев, помидоров, каникул, сапог, татар, домишек, солдат, килограммов, яблонь, коленей.)
77. Напиши слова дно, судно (корабль), шило в И.п. мн.ч.
78. Запиши слова каждого ряда в 2 группы: однокоренные слова; формы слов.
Дом, домик, домра, домище, дома, бездомный, домовой, без дома.
Летать, лето, влететь, лётное, полёт, лётная.
Ходить, ход, хотеть, поход, заход, походка, ходок, походочка.
79. Образуй от слова сон однокоренное слово с двумя парами удвоенных согласных на стыке приставки и корня и на стыке корня и суффикса. (Бессонница)
80. В каком слове нет приставки:
1) расхотеть, растение, расписание;
2) раздумать, разный, разваленный.
81. Замени имя прилагательное другим, близким по значению именем прилагательным с приставкой без-:
1) ясное небо- 2) правильный ответ-
3) жестокий враг- (безоблачное, безошибочный, безжалостный)
82. Замени словосочетания именами существительными с приставкой не- или слогом не.
Лживое сообщение - ... , отсутствие старания -... , весёлая путаница -... ,
суетливый человек - … , полная самостоятельность - … , грубая ложь - … ,
отрицательная оценка чего-нибудь - … , постоянная рассеянность - … , рабство для человека - …, болезненное состояние - … , дождь с ветром - … .
(Небылица, небрежность, недоразумение, непоседа, независимость, неправда, неодобрение, невнимательность, неволя, недомогание, непогода.)
83. Запиши слова с приставкой со- в следующем порядке:
1) Тот, кто создаёт произведения вместе с кем-либо другим.
2) Тот, кто учится с кем-либо на одном курсе.
3) Тот, кто трудится с кем-либо в одном учреждении.
4) Тот, кто с кем-либо беседует.
5) Тот, кто помогает кому-либо в борьбе.
Соратник, сотрудник, сокурсник, собеседник, соавтор.
84. Выпиши слова с нулевым окончанием.
Домов, столов, голов, ковров, основ, степей, ножей, шей, юношей.
85. Про какие слова нужно говорить «имеют окончание О», а про какие «оканчиваются на О»?
Небо, какао, одинаково, чувство, тоскливо.
86. Выдели окончания у существительных
городов, коров, слонов, облаков, слов, голов.
87. В каких словах нет окончаний? (В неизменяемых.)
88. Укажи, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания?
Домов, столов, коров, голов, основ.
89. Составь и запиши по 3 слова, чтобы сочетание ов было
суффиксом; окончанием, частью корня.
90. Подбери однокоренные слова, в которых были бы
1) корень, окончание;
2) корень, суффикс, окончание;
3) приставка, корень, суффикс, окончание.
91.Напиши три – четыре сложных слова, у которых вторая часть состояла бы из корней воз, ход, мер, рез.
(Электровоз, паровоз, тепловоз, атомоход, пароход, вездеход, секундомер, землемер, силомер, камнерез, ледорез, стеклорез.)
92. Запиши 10 сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.
мир строить
единый хранить
любить жить
общий знать
взаимный убирать
машина любить
вода помощь
хлопок душа
93. Подберите несколько сложных слов, состоящих из трёх корней.
(Паровозостроительный, самолётостроение, )
Предложение
1. Лишних слов не говорить!
Прочитай предложения, найди лишние слова. Исправь речевые ошибки.
Коля ушиб колено ноги.
Мальчик страдал от недоедания пищи.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Вторая четверть заканчивается в декабре месяце.
Я должна написать мою автобиографию.
Мой брат хочет быть военным солдатом.
Если у вас болит горло, не ешьте холодное мороженое.
Повар посолил суп солью.
Мама подарила мне молодого щенка.
На хрустальной люстре было много висячих висюлек.
Мы сварили рыбную уху.
Два мальчика парой пошли на рыбалку.
На речке они ловили рыбу в воде.
Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.
2. Иностранец, недавно начавший изучать русский язык, выразил свои мысли так. Поправьте его.
Мальчик сделал родителей испуганными. Напугал, испугал.
Слова врача сделали родителей спокойными. Успокоили.
Саша сделала молодых людей знакомыми. Познакомила.
Врач сделал ребёнка здоровым. Вылечил, исцелил.
Бабушка сделала нас сытыми. Накормила.
Солнце сделало снег растаявшим. Растопило.
Мой ответ сделал её грустной. Опечалил, огорчил.
3. Отредактируй предложения.
Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.
В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Ученик обратно опоздал на урок.
Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
Костёр всё больше распалялся.
Дедушка и бабушка сидит на лавочке.
У реки росли ивы, берёзки и другие цветы.
Осенью часто ходят холодные дожди.
4. Как сказать правильно?
Страшно было смотреть на со всех сторон надвигающиеся тучи.
Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.
5. Прочитай и отредактируй предложение. Запиши его правильно.
Здесь фотографируют детей на понях и отправляют по любому адресу в любой
город России.
( Здесь фотографируют детей на пони. Фотографии отправляют по любому адресу. или
Здесь фотографируют детей на пони, и фотографии отсылают в любой город России.)
6. Одинаковы ли по смыслу эти предложения?
1) Они обедали в три часа. Они обедали три часа.
2) Мальчик купил альбом. Альбом купил мальчик.
3) Костя вёл брата за руку. Костю вёл брат за руку.
7. Какая разница в смысле предложений?
Кто не приходит, получает взыскание.
Кто ни приходит, получает взыскание.
(В 1 предложении выражена мысль о необходимости приходить, чтобы не получить взыскания; во 2 предложении высказана мысль о том, что приходить не нужно, иначе получишь взыскание.
или 1-Взыскание получает тот, кто не пришёл. 2-Взыскание получает тот, кто пришёл.)
8. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
1) Мать встретила Катю. Мать встретила Катя.
2) Брат сварил кофе. Кофе выпил брат.
3) Яркие краски утомляют глаза. Глаза утомляют яркие краски.
4) День сменил ночь. День сменила ночь.
9. Вставь, где нужно, предлог за.
Я … три года учила грамматику. Я … три года выучила грамматику.
10. Составь предложения, в которых будут слова
на бок, набок, в начале, вначале.
11. Распространи это предложение восемью второстепенными членами.
Пришла весна.
Заскулил щенок.
Фразеологизмы и сравнения
1. Малышу сказали поставить корзину с фруктами на солнышко. Он ответил:
«Не могу, я до солнышка не достану». Объясните малышу его ошибку.
2. Соотнеси предложение и фразеологический оборот.
1) Очень старательно что-либо охранять.
2) Появляться быстро и в большом количестве.
3) Чувствовать себя легко и непринуждённо.
4) Беспокоиться, испытывать тревогу.
а) Сидеть как на иголках.
б) Как грибы после дождя.
в) Беречь как зеницу ока.
г) Как рыба в воде.
3.Постарайся подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
Валентин немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Валентин? (Редко, да метко.)
Дядя Вася умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может. Как можно назвать дядю Васю? (Мастер на все руки.)
Только что мы вспомнили о Светлане, а она тут как тут, пришла. Что говорят в таком случае? (Легка на помине.)
Наш дядя говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет и если пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко? (Слов на ветер не бросает.)
Коля напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным. Как говорят об этом? (Вышел сухим из воды.)
Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них маме. Что мы сделаем? (Выведем его на чистую воду.)
4.Подбери фразеологические сочетания к следующим толкованиям.
Овладеть собой, успокоиться. Взять себя в руки.
Очень тесно. Яблоку негде упасть.
Усиленно думать над трудным вопросом. Ломать голову.
Хорошо помнить. Зарубить на носу.
5. Какие устойчивые словосочетания вы бы привели к следующим словам?
Быть готовым к отъезду. Сидеть на чемоданах.
Быть под угрозой опасности с двух сторон. Между двух огней.
Превзойти кого-нибудь. Заткнуть за пояс.
Испортить, сломать, уничтожить. Вывести из строя.
6.Какие фразеологизмы можно употребить вместо следующих толкований?
Глядеть в упор друг на друга. Глаза в глаза.
Осмелиться посмотреть. Поднять глаза.
Часто плачет. Глаза на мокром месте.
Говорить о ком-то в его отсутствии. Говорить за глаза.
Говорить наедине. Говорить с глазу на глаз.
Назовите другие крылатые выражения с тем словом, которое повторилось в найденных вами фразеологизмах.
7.Объясни значение выражения одним словом.
Видимо – невидимо. В час по чайной ложке.
На краю света. Надуть губы.
Держать в уме. Намозолить глаза.
Шевелить мозгами.
8. Замени выражение одним глаголом:
Чесать языки - … болтать
Дать стрекоча - … убегать
Ломать голову - … думать
Мозолить глаза - … надоедать
Точить лясы - … болтать
Бить баклуши - … бездельничать
Надуть губы - … обидеться
Задирать нос - … важничать
9. В каком значении употребляются выражения? Замени выражения близкими по смыслу словами.
Камень преткновения - …
Сказка про белого бычка - …
При царе Горохе - …
Ахиллесова пята - …
10. Объясни смысл фразеологических оборотов:
Морочить голову обманывать
Язык проглотил растерянно молчать
С глазу на глаз наедине
Повесить нос грустить
Ни в зуб ногой ничего не знать
Пропустить мимо ушей прослушать
Взять себя в руки успокоиться
11. Что означает выражение «человек с головой»?
Какие ещё фразеологизмы со словом голова ты знаешь?
12.Как вы понимаете выражения «золотая рожь», «золотые руки»?
Назовите другие такие же выражения со словом золотой.
13. Что означает выражение «Уж вечер на носу»? Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы знаете?
14. «Ох, уж этот нос!»
Замените словосочетания глаголом:
Задирать нос, зарубить на носу, клевать носом, повесить нос, водить за нос.
(Важничать, запомнить, дремать, опечалиться, обманывать.)
15. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Узнайте их.
…… об ……. Сидеть сложа ……….
Золотые …………. Как ………… сняло.
Из ………. вон плохо. Мастер на все ……….
16. Заполни пропуски в устойчивых словосочетаниях и фразеологизмах.
Под ………… пешком ходить. Чужая …………… потёмки.
Запретный …………….. сладок. Всё идёт своим …………….
Денег …………… не клюют. Без …………… в голове.
Куда ни ……………, всюду клин.
Зарыть …………… в землю.
Дрожит как осиновый …………… .
17. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.
Делить шкуру неубитого …… . Купить …… в мешке. …… в мешке не утаишь. Платить той же …… . Беречь как …… ока. Согнуть в ……рог. Толочь …… в ступе. Не в бровь, а в …… . Выйти …… из воды. Надуться как …… на крупу.
(Медведя, кота, шила, монетой, зеницу, бараний, воду, глаз, сухим, мышь.)
18. Доскажи:
Дружнее этих двух ребят Мы исходили городок
На свете не найдёшь. Буквально вдоль …
О них обычно говорят: И так устали мы в дороге,
«Водой…». Что еле …
Товарищ твой просит украдкой Фальшивят, путают слова,
Ответы списать из тетрадки. Поют кто в лес, …
Не надо! Ведь этим ты другу Ребята слушать их не станут:
Окажешь … От этой песни уши …
Ежатки – детки хоть куда! Не умеет дятел петь.
И что же тут дивиться? Нет у дятла слуха.
Ведь мама держит их всегда Говорят, ему …
В ежовых … Наступил на …
19. К каждому фразеологизму подбери синонимичный фразеологизм.
Во всю прыть - …
Кот наплакал - …
Видимо – невидимо - …
20. Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-синонимы.
Хлопать ушами.
Водить за нос.
Ловить ворон.
Мчится сломя голову.
Как сельди в бочке.
Делать из рук вон плохо.
Лететь стрелой.
Как огурцы в банке.
21. Напиши 3 фразеологизма со значением «быстро», «бездельничать»,
«обманывать».
22. Выпиши фразеологизмы в следующем порядке:
1) Устойчивые сочетания со значением «быстро».
2) Устойчивые сочетания со значением «бездельничать».
3) Устойчивые сочетания со значением «обманывать».
Со всех ног, сидеть сложа руки, водить за нос, бить баклуши,
сломя голову, втирать очки.
23. Подбери фразеологизмы с повторяющимися словами «ни…ни…».
(Ни кола ни двора, ни свет ни заря; ни конца ни краю; ни жив ни мёртв)
24.Напиши 3 фразеологизма со словами-синонимами.
(Ни конца ни краю; цел и невредим; переливать из пустого в порожнее;
вкривь и вкось; целиком и полностью.)
25.Запиши 3 фразеологизма со словами-антонимами.
(Валить с больной головы на здоровую; ни жив ни мёртв; вопрос жизни
или смерти; ни больше ни меньше; и стар и млад; чёрным по белому.)
26.Напиши 3 фразеологизма с повторяющимися словами.
(Зуб на зуб не попадает; бок о бок; с глазу на глаз; из конца в конец; изо дня
в день; со дня на день; с минуты на минуту; от слова до слова.)
27. Отгадай задуманные слова и составь с ними по одному устойчивому сочетанию.
1) Их заговаривают, скалят, кладут на полку.
2) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.
3) Его задирают, с ним остаются, за него водят.
28. Что это?
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,
вмешиваясь не в своё дело.
2. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в
поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не
ценит.
4. Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом
расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно
сговориться; её «просит» рваная обувь.
5. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом;
её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей;
в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.
6. Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подве-
шен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают,
настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят
говорить лишнего, его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным;
на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь.
29. Напиши 3 фразеологизма со словами
1) глаз, зуб, нога; 2) язык, рука, нос;
3) ухо, держать, взять; 4) выйти, встать, дать.
30.Соедините крылатые выражения, противоположные
по значению.
Хоть иголки собирай |
Заварить кашу |
В час по чайной ложке |
Повесить нос |
Душа в душу |
Сидеть сложа руки |
Воспрянуть духом |
Жить как кошка с собакой |
Ни зги не видно |
Работать не покладая рук |
Расхлёбывать кашу |
Одним духом |
31.Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы–антонимы.
Трудиться засучив рукава. Потерять голову.
Работать спустя рукава. Пропустить мимо ушей.
Заговаривать зубы. Навострить уши.
Язык без костей. Водой не разольёшь.
Проглотить язык.
32. Закончите крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках:
Поди туда – не знаю куда, … принеси то – не знаю что.
Скоро сказка сказывается, … не скоро дело делается.
Я там был, мёд-пиво пил, … по усам текло, в рот не попало.
Это всё присказка, … сказка будет впереди.
В некотором царстве, … в некотором государстве.
Жили-были … дед да баба.
33. Когда мы говорим ослиное упрямство, мы подразумеваем «очень сильно, непреодолимое упрямство». Есть еще много выражений, связанных с животными.
Объясните значение следующих выражений:
Черепаший шаг - … очень медленное движение.
Орлиное зрение - … очень острое зрение.
Лебединая шеи - … длинная, тонкая шея.
Львиная доля - … большая часть.
Орлиный нос - … прямой нос с горбинкой.
Лебединая песня - … последнее проявление таланта.
Ежовые рукавицы - … очень строгое, суровое обращение.
Крокодиловы слёзы -… лживое, лицемерное, показное горе.
Приведи свои примеры подобных выражений.
(Собачья жизнь, волчий голод, собачья верность и др.)
34.Назови сравнения.
Извивается как … змея. Спит как … сурок.
Долбит как … дятел. Трещит как … сорока.
Сражается как … лев. Здоровый как … бык.
Налетел как … ястреб. Голоден как … волк.
Надут как … индюк. Хитёр как … лиса.
Нем как … рыба. Труслив как … заяц.
Грязный как … свинья. Упрямый как … осёл.
Изворотлив как … уж.
Болтлив как … сорока или попугай.
35. Назови постоянные сравнения.
1.Тщетельно, заботливо охранять что-либо. Беречь как зеницу ока.
2. Всё видно очень ясно, отчётливо. Видно как на ладони.
3. Проливной дождь, ливень. Льёт как из ведра.
4. Чувствовать себя неловко; беспокоиться, волноваться, нервничать.
Сидеть как на иголках.
- Появляться быстро, в большом количестве. Как грибы после дождя.
- Дело идёт с трудом, еле ладится. Скрипит как несмазанное колесо.
- Рухнуть тяжело, всем телом. Повалиться как сноп.
- Очень быстро бежать. Лететь как стрела.
- Ничего не действует на кого-либо. Как с гуся вода.
10.Быть в постоянных хлопотах, суетиться. Вертеться как белка в колесе.
11.Очень много людей в тесном помещении. Как сельдей в бочке.
12.Хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать. Как рыба в воде.
36.Устойчивые выражения заблудились. Соедини их в нужное предложение.
Дождь лил |
Скоро дело наладилось и пошло |
Я знал городские переулки |
Гости свалились |
Он всегда врёт |
У себя во дворе Мишка был |
как снег на голову |
Как сивый мерин |
как рыба в воде |
как из ведра |
как по маслу |
как свои пять пальцев |
Список литературы.
1.Белицкая Н.Г., Орг А.О.
«Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы».
Москва, «Айрис-пресс», 2005
2.Составитель Волина В.В.
«Занимательное азбуковедение».
Москва, «Просвещение», 1991
3.Составитель Дьячкова Г.Т.
«Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы».
Волгоград, «Учитель»,2006
4.Ерёмушкина О.А.
«Школьные олимпиады для начальных классов».
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
5.Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В.
«Учим русский с увлечением».
Москва, «5 за знания», 2005
6. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В.
«Учим русский с увлечением – 2».
Москва, «5 за знания», 2005
7.Королёва Е.В.
«Предметные олимпиады в начальной школе. Математика.
Русский язык. Литература. Природоведение. Методические
рекомендации для руководителей образовательных учреждений».
Москва, АРКТИ, 2005
8.Составитель Огурэ Л.Б.
«Московский интеллектуальный марафон. Сборник заданий.
1-4 класс».
Москва, «Интеллект-Центр», 2002
9.Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
«Мой первый экзамен по русскому языку».
Москва, «Аквариум», 2000
10.Ушаков Н.Н.
«Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах».
Москва, «Просвещение», 1978
11.Шведова Л.М.
«Развитие логического мышления, сообразительности, воображения
и интеллекта. Детям 5-12 лет».
Донецк, ООО ПКФ «БАО», 2005
12. «Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа.
Олимпиады и интеллектуальные игры».
Москва, «Первое сентября», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания повышенной сложности по математике
Задания можно использовать при подготовке к олимпиадам разного уровня....
Задания повышенной сложности.
Задания повышенной сложности по предметам для 2 класса....
Сборник заданий и упражнений по русскому языку для учащихся начальной школы
Сборник упражнений содержит занимательные задания, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД. Выполняя под руководством учителя задания, ученик пополняе...
Задания повышенного уровня по русскому языку, 3 класс.
Карточки для учащихся 3класса по русскому языку. Задания повышенногог уровня....
Презентация: "Работа над заданиями повышенной сложности в начальной школе"
В данной презентации представлен материал для подготовки учащихся к участию в школьных олимпиадах....
Задания повышенной сложности по русскому языку
Данные задания можно использовать как дополнительный материал для работы на уроке и во внеурочной деятельности...
Задания повышенной сложности для подготовки детей к олимпиадам по русскому языку.
Задания по русскому языку для работы с одарёнными детьми....