план-конспект по русскому языку для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
План конспект: Предложения с однородными членами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russyaz.docx | 82.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Предложения с однородными членами.
Цели :Ввести:
— понятие «однородные члены предложения»;
— правило о знаках препинания при однородных членах предложения с союзом И и без него.
Научить:
— раскрывать значение выражения «однородные члены предложения» и обосновывать своё мнение;
— объяснять правило постановки запятых при однородных членах предложения с союзом и без него и обосновывать своё мнение;
— составлять и писать предложение с однородными членами
Планируемый результат
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к изучению темы
— понимание успешности при освоении темы.
Познавательные умения:
-раскрывать значение выражений « однородные члены предложения».
- определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзом и и без него.
- обосновывать своё мнение
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— соотносить учебное действие с известным правилом;
— выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога, используя термины
— осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению;
— адекватно использовать речь для представления результата
Предметные умения
Писать предложения с однородными членами, оформляя соответствующими знаками препинания.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока.
I. Организация класса.
Учитель. - Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке. (слайд 1)
Учитель. Я желаю вам хорошей работы на уроке и новых открытий.
II. Минутка чистописания.
Учитель. Начнем наш урок русского языка с минутки чистописания.
- Эта буква может обозначать звук, парный по звонкости-глухости звуку [б]. Что это за буква?
Дети. Это буква п.
Учитель. Какой еще звук может обозначать буква п?
Дети. Звук [п'].
Учитель. Прочитайте записи на доске.
П п природа Берегите природу! (слайд 2)
Учитель. Что значит беречь природу? (Ответы детей)\
- Красиво спишите записи с доски.
III. Словарная работа.
Учитель. А сейчас вспомним слова из словаря. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете записывать отгадки. Слова запишите через запятую.
- Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья белобока,
А зовут ее … Сорока (Слайд 3)
- – Кар-кар-кар!- кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома
Как зовут ее? Ворона (Слайд 4)
- Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет … Воробей (Слайд 5)
4. Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит. Петух (Слайд 6)
- Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? Соловей (Слайд 7)
Учитель. Подчеркните в словах, которые вы записали, безударные гласные, которые надо запомнить.
- Проверьте себя. (Слайд 8)
- Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе на полях +.
Учитель. Назовите этих животных одним словом.
Дети. Это птицы.
Учитель. Назовите лишнюю птицу.
Дети. Это петух. Он живет с человеком, а все остальные птицы не являются домашними.
Учитель. Какая птица является перелетной?
Дети. Это соловей.
Учитель. Как вы думаете, легко ли приходится зимой остальным птицам?
Дети. Нет, им не хватает корма.
Учитель. Как же мы можем помочь пернатым? (Слайд 11)
Картина «Покормите птиц!»)
(У вас есть карточка с вопросами. Работа в парах.
План (на доске)
1. Когда птичкам холодно и голодно?
2. Кто сделал им кормушку?
3. Что дети насыпали туда?
4. Как ребята отнеслись к тому, что птицы прилетели покормиться?
5. Как пернатые друзья отблагодарят ребят?
Учитель. Давайте послушаем, что у вас получилось.
- Кокой текст у вас получился: повествование, рассуждение, описание?
IV. Физминутка для глаз.
Учитель. Давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть.
V. Актуализация знаний.
Учитель. Поработаем над предложением.
- Запишите под диктовку: (Один ребенок работает у доски).
Сороки, вороны, воробьи не улетают в теплые края.
- Подчеркните все орфограммы. (Самопроверка).
- Обозначьте части речи. (Самопроверка).
- Подчеркните главные члены предложения. (Самопроверка)
Учитель. Если при работе над предложением вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе на полях +.
- Что вы заметили?
Дети. Здесь три подлежащих. Они отвечают на один вопрос, выражены именами существительными.
Учитель.- Как на письме друг от друга отделяются слова, которые отвечают на один и тот же вопрос? (запятыми)
Учитель.- А как называются предложения, в котором несколько слов отвечают на один и тот же вопрос и вопрос задается от одного и того же слова? (не знаем, этого не проходили, варианты ответов учащихся)
Учитель.- Почему мы с вами не смогли ответить на вопрос? (возникло затруднение)
Сороки, вороны, воробьи- Однородные члены предложения.
- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.
1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?
3. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову.
4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.
5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.
6. Однородными могут быть главные члены предложения.
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?
- Как вы думаете, для чего я нарисовала на доске эти схемы? (это поможет нам узнать ответ на интересующий нас вопрос)
-Какая схема может подойти к предложению, которое мы записали?
Дети: все слова отвечают на один и тот же вопрос, вопрос задается от одного и того же слова
VI. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (схемы)
- Как вы думаете, для чего я нарисовала на доске эти схемы? (это поможет нам узнать ответ на интересующий нас вопрос)
- Я хочу дать вам подсказку и помочь добыть новое знание.
Учитель. Составим схему нашего предложения.
- Какая схема может подойти к предложению, которое мы записали?
Вместе с соседом по парте рассмотрите схемы, сравните с предложением и дайте мне ответ. Если вы точно определите, какая схема подойдет к этому предложению, вы узнаете, как называются эти предложение. (1 схема, так как в ней есть слова, которые относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос) - дети предлагают свои варианты ответа и объясняют свой выбор,
- Учитель. -предложение, в котором несколько слов относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос называются предложениями с однородными членами) Что значит однородные?
Как вы думаете какая тема нашего урока?
- Тема нашего урока – Предложения с однородными членами. (Слайд 16)
VII. Работа по теме урока.
Выполним задание с доски. Выполним задание с доски. Самостоятельно. -Найдите в предложениях однородные члены, подчеркните их. -Запишите предложения и найдите однородные члены. (Слайд )
Медведи ежи змеи ложатся в спячку.
Люди не покладая рук готовят на зиму из плодов вкусный сладкий сок.
Осенью в лесах в садах в парках начинается листопад.
- Какие члены предложения могут быть однородными? ( Главные и второстепенные). Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. При письме разделяются запятой.
Учитель. Если при работе над предложениями вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе на полях +.
VIII. Физминутка
IX. Закрепление.
Работа по учебнику. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Учитель. Выполним упражнение №155 стр. 93 (1-2 предложения).
Самопроверка.
-А если однородные члены соединены союзом и, как ставятся знаки препинания?
Перед союзом и запятая не ставится.
Учитель. Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +.
X. Включение в систему знаний.
-Молодцы! Вы справились с работой. А теперь попробуйте сами составить предложение с однородными членами.
Кому сложно самостоятельно составить, можно воспользоваться подсказкой на слайде (Слайд)
Учитель. Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +.
XI. Самооценка.
Учитель. Если у вас 5 «+», поставьте себе «5»; 4 «+» - «4»; 3 «+» - «3». Двойки сегодня не ставьте.
Учитель. Кто поставил себе «5»? «4»? «3»?
XII. Домашнее задание.
Учитель дает комментарии к упражнению № 156, стр. 93.
XIII. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие предложения называются предложениями с однородными членами?
- Поднимите руку те из вас, кто хорошо разобрался в сегодняшней теме и может оказать помощь учащимся, испытывающим затруднения?
Учитель. Кому было очень трудно работать на уроке?
- Какие задания показались наиболее сложными?
XIV. Подведение итогов урока. (Слайд 22)
Учитель. Дайте оценку своей работы.
Этап урока | Деятельность учителя | Учебное содержание | Деятельность обучающихся |
1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Давайте поприветствуем наших гостей и друг друга. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке. Я желаю вам хорошей работы на уроке и новых открытий. (Слайд 2) И ещё советы вам.(Слайд 3) | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. Пусть день начнется с доброты, Пусть будет больше теплоты. Пусть день наполнится делами, Прибудет новыми друзьями. И важно сохранять покой, Ведь завтра будет день другой. (Слайд2) Внимательно слушайте – и всё услышите! Внимательно смотрите – и всё увидите! Думайте – и всё обязательно поймёте! (Слайд 3) | |
II. Минутка чистописания. Цель: повторение изученного материала, необходимого для ≪открытия нового знания≫, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. III. Словарная работа. | II. Минутка чистописания. Начнем наш урок русского языка с минутки чистописания. - Эта буква может обозначать звук, парный по звонкости-глухости звуку [б]. Что это за буква? Учитель. Какой еще звук может обозначать буква п? Учитель. Прочитайте записи на доске. (Слайд 4). П п природа Берегите природу! Учитель. Что значит беречь природу? Красиво спишите записи с доски. III. Словарная работа. Учитель. А сейчас вспомним слова из словаря. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете записывать отгадки. Слова запишите через запятую. -Подчеркните в словах, которые вы записали, безударные гласные, которые надо запомнить. - Проверьте себя. (Слайд 10) - Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе на полях +. Учитель. Назовите этих животных одним словом. Учитель. Назовите лишнюю птицу. Учитель. Какая птица является перелетной? Учитель. Как вы думаете, легко ли приходится зимой остальным птицам? Учитель. Как же мы можем помочь пернатым? Посмотрите на экран. (Слайд 11) Картина «Покормите птиц!») Учитель. Давайте послушаем, что у вас получилось. - Кокой текст у вас получился: повествование, рассуждение, описание? | Дети. Это буква п. Дети. Звук [п']. Пп природа Берегите природу! (Слайд 4) (Ответы детей) - Записывают слова в тетради 1.Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива. Стрекотунья белобока, А зовут ее … Сорока (Слайд 5) 2.– Кар-кар-кар!- кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома Как зовут ее? Ворона (Слайд 6) 3.Прыг да скок, ну что за птица, Все на месте не сидится. С виду нет его храбрей, Шустро скачет … Воробей (Слайд 7) 4. Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами, Не будильник, а всех будит. Петух (Слайд8) 5.Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? Соловей (Слайд 9) Подчеркивают в словах безударные гласные, которые надо запомнить. Самопроверка Дети. Это птицы. Дети. Это петух. Он живет с человеком, а все остальные птицы не являются домашними. Дети. Это соловей. Дети. Нет, им не хватает корма. План (на доске) 1. Когда птичкам холодно и голодно? 2. Кто сделал им кормушку? 3. Что дети насыпали туда? 4. Как ребята отнеслись к тому, что птицы прилетели покормиться? 5. Как пернатые друзья отблагодарят ребят? Работают по картине. Составляют предложения по картине, текст. | |
IV. Физминутка для глаз | Учитель. Давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть. (Слайд 12). Электронная физминутка для глаз «Поздняя осень»). | ||
V. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: повторение изученного материала, необходимого для ≪открытия нового знания≫, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Возникновение проблемной ситуации | Учитель. Поработаем над предложением. - Запишите под диктовку: (Один ребенок работает у доски). Сороки, вороны, воробьи не улетают в теплые края. Зимующие птицы не улетают в теплые края. -Прочитайте. - Подчеркните все орфограммы. - Обозначьте части речи. -Найдите и подчеркните главные члены в каждом предложении. Сравните. -Что необычного вы заметили? Учитель. Если при работе над предложением вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе на полях +. - Что вы заметили? Учитель.- Как на письме друг от друга отделяются слова, которые отвечают на один и тот же вопрос? Учитель.- А как называются предложения, в котором несколько слов отвечают на один и тот же вопрос и вопрос задается от одного и того же слова? Учитель.- Почему мы с вами не смогли ответить на вопрос? -Чему мы должны научиться? | Подчеркивают все орфограммы. (Самопроверка). Обозначают части речи. Подчеркивают главные члены предложения. Дети. Здесь три подлежащих. Они отвечают на один вопрос, выражены именами существительными. ВЫВОД: все слова отвечают на один и тот же вопрос, вопрос задается от одного и того же слова Запятыми. Не знаем, этого не проходили, варианты ответов учащихся. Возникло затруднение. 1.Познакомиться с новым понятием. 2.Научиться находить предложения с однородными членами . 3.Научиться составлять предложения с однородными членами. |
|
VI.Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. Цель: обсуждение затруднения (≪Почему возникли затруднения?≫, ≪Чего мы ещё не знаем?≫) | Сороки, вороны, воробьи- Однородные члены предложения. - Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными. 1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. 2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что? 3. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову. 4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения. 5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения. 6. Однородными могут быть главные члены предложения. - Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Слайд 14). (схемы) - Как вы думаете, для чего я нарисовала на доске эти схемы? (это поможет нам узнать ответ на интересующий нас вопрос) -Какая схема может подойти к предложению, которое мы записали? - Я хочу дать вам подсказку и помочь добыть новое знание. Вместе с соседом по парте рассмотрите схемы, сравните с предложением и дайте мне ответ. Учитель. -предложение, в котором несколько слов относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос называются предложениями с однородными членами) Что значит однородные? (Слайд 15) Учитель. Составим схему нашего предложения. - Тема нашего урока – Предложения с однородными членами. (Слайд 16) ВЫВОД: слова отвечают на один и тот же вопрос, вопрос задается от одного и того же слова называются однородными членами предложения. | Предположения детей. Проговаривают (1 схема, так как в ней есть слова, которые относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос) - дети предлагают свои варианты ответа и объясняют свой выбор. Понятие –однородный | |
VII. Первичное усвоение новых знаний. Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами. | Выполним задание с доски. Самостоятельно. -Найдите в предложениях однородные члены, подчеркните их. -Запишите предложения и найдите однородные члены. (Слайд 17) Проверка . (Слайд 18) -Какие члены предложения могут быть однородными? Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. При письме разделяются запятой. - Если при работе над предложениями вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе на полях + -Давайте обсудим правила работы в паре. - Какой вывод можно сделать? | Работа в группе Медведи ежи змеи ложатся в спячку. Люди не покладая рук готовят на зиму из плодов вкусный сладкий сок. Осенью в лесах в садах в парках начинается листопад. Однородные члены предложения бывают и второстепенные члены | |
VIII.Физминутка | Учитель показывает упражнения | (Слайд 19) . | |
IX. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Учитель. Выполним упражнение №155 стр. 93 (1-2 предложения). Самоконтроль, самопроверка. - Запишите предложения по выбору. Учитель. Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +. | Работа по учебнику. упражнение №155 стр. 93 (1-2 предложения). Самопроверка. -А если однородные члены соединены союзом и, как ставятся знаки препинания? Перед союзом и запятая не ставится. | Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа, дети записывают предложения. самопроверка |
X. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. | -Молодцы! Вы справились с работой. А теперь попробуйте сами составить предложение с однородными членами. Кому сложно самостоятельно составить, можно воспользоваться подсказкой на слайде (Слайд 20) Учитель. Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +. - Спишите предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы. Оформите предложение соответствующими знаками препинания: | К кормушке прилетели (кто?) …, …, … . | Дети списывают, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, объясняя письменно |
XI. Самооценка. XII. Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Откройте учебники на с 92,прочитайте задание из упр.153. Какие знания вам понадобятся при выполнении этого задания? Учитель. Если у вас 5 «+», поставьте себе «5»; 4 «+» - «4»; 3 «+» - «3». Двойки сегодня не ставьте. Учитель. Кто поставил себе «5»? «4»? «3»? Учитель дает комментарии к упражнению № 156, стр. 93. (Слайд 21) | Знания об однородных членах предложении и постановки знаков препинания | |
XIII. Рефлексия Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. XIV. Подведение итогов урока. | - Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие предложения называются предложениями с однородными членами? - Поднимите руку те из вас, кто хорошо разобрался в сегодняшней теме и может оказать помощь учащимся, испытывающим затруднения? Учитель. Кому было очень трудно работать на уроке? - Какие задания показались наиболее сложными? Учитель. Дайте оценку своей работы. Слайд 22) | Моя работа на уроке была… интересная познавательная активная неинтересная скучная | Выполняют анализ и рефлексию своей деятельности на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по русскому языку 2 класс (по ФГОС) на тему "Род имени существительного"
Конспект урока по ФГОС в виде презентации с подробным описанием предметных, метапредметных и личностных целей и УУД....
План-конспект урока по русскому языку 3 класс
План-конспект урока по русскому языку. Базовый учебник Рамзаева Т.Г. 3 класс с применением ЭОР по теме "Упражнение в проверке безударных гласных. . На данном уроке закрепляется и обобщается прав...
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
План-конспект урока по русскому языку 1 класс "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу....
План - конспект урока по русскому языку (2 класс) с применением ЭОР
План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Слова, которые отвечают на вопрос КТО? и ЧТО?" (автор учебника Бунеев) составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержит гипер...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»
Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....