Открытый урок в 4 классе на тему "Морфологические признаки глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жданович Вероника Валентиновна

Конспект открытого урока в 4 классе на тему "Морфологические признаки глагола" можно использовать для закрепления изученного материала по теме "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urok_tema_morfologicheskie_priznaki_glagola_4_kl.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Морфологические признаки глагола»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Программа «Начальная школа 21 века»

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью систематизации знаний о морфологических признаках глагола.

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условия для повторения общего значения глагола, глагольных вопросов;
  • обеспечить усвоение учащимися  знаний о морфологических признаках глагола;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение  слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные:  учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.
  • С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.,   Русский язык:  Учебник для 4 класса. Ч. 1. .  - М.: «Вентана-Граф», 2013г.

Ход урока

1.Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал!

2.  Актуализация знаний (Словарная работа)

-Посмотрите на доску.

Б…седа, зап…дный, шел…ст, к…ртоф…льный, п…бедить, с…лдат, п…рог,  …птека, пр…красный, …бычный, св…ркать, м…линовый.

-Какие задания можно предложить к этой группе слов?

1 вариант –  Запишите имена существительные.

2 вариант – Запишите имена прилагательные.

-Проверим по цепочке, вставляя букву.

-Как определили имена сущ.? Прил.?

-Какие слова не вошли в группы?

-Почему? Докажите.

-Чем они отличаются от других частей речи? (оценить ответы учеников)

3. Определение темы и постановка проблемы

-Посмотрите на ребус. Прочитав слово, вы определите тему урока.C:\Users\Игорь\Desktop\091a84a733ed2f05c97bdb518796828d.jpg

                                           

C:\Users\Игорь\Desktop\i (1).jpg

                                ,

-Как вы думаете, почему именно эта тема  (много узнали о глаголе, что это такое,  как он изменяется)

- Правильно. Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» -раздел русского языка, который изучает как изменяется слово как часть речи. Все части речи отличаются, а значит и изменяются по-разному. Значит речь пойдёт о….. (морфологических признаках глагола).

А проблема будет заключаться в систематизации  ваших знаний.

-  Чтобы, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

- Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими – его морфологическими признаками.

                                                               вид                                              

                                                                                                                       время        

              вопрос ---- что обозначает   ------ глагол------------наклон------  род  

                                                                                       

                                                       

                                                  в предложении является

-Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы.

4.

- Что вы уже знаете о глаголе?

-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?

- По каким признакам вы определили глаголы в словарных словах? (по вопросам – что делать и что сделать; что обозначает действие предмета)

- Какой морфологический признак глагола можно определить по вопросу? (вид – совершенный или несовершенный)

- Запишем эти признаки в кластер.

Задание:  Один ученик у доски выполняет действия, которые называет учитель.

   Мальчик хлопает (показывает)

                 шагает (показывает)

                 поднимает руку (показывает)

        поворачивает голову (показывает)

        спит (-----)

        скучает (-------)

- Значит, глаголы обозначают не только действие предмета, но и что?  (его состояние.) Запишем в кластер.

Физминутка: с местоимениями

Я забрался на крыльцо,
Мы посадим деревцо.
Я и мы – первое лицо.
Ты один, но вот вас двое –
Ты и вы – лицо второе.
Третье лицо дано –
Он, она, они, оно.

- Ребята, как вы думаете. Почему я предложила вам вспомнить физминутку с местоимениями, они как-то связаны с глаголом? (По местоимению легко определить лицо, число и род глагола)

- Молодцы, добавим в кластер эти признаки глагола.

6.  Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку. Отгадайте (снег)

- Что интересного заметили? (два одинаковых слова)

- Но чем- то они отличаются?

Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.

В предложении глагол обычно является сказуемым.

- Отметим этот морфологический признак в кластере.

7. Работа в группах (Фразеологизмы)

- каждая группа получает задание: определить, какой фразеологизм проиллюстрирован на картинке? И определить ещё один морфологический признак глагола – спряжение.

8. Алексе́й Кузьми́ч Ю́гов (1902 — 1979) — русский советский писатель, литературовед, переводчик сказал: Глагол - самая живая часть речи. Как понимаете выражение?

Задание – оживить текст.

1. Ночь. Круглая луна. Скоро звёзды..

 (Наступила ночь. Светит круглая луна. Скоро зажгутся звёзды)

- На какие вопросы отвечают глаголы?. Какой отличительный признак вы можете назвать? (время)

9.  Работа по учебнику

Стр. 32 упр. 4 – прочитать стихотворение, найти глаголы, определить морфологический признак – наклонение.

  1. Пусть оденется – повелительное
  2. Заготовила – изъявительное
  3. Вяжет – изъявительное
  4. Шила, вязала и устала – изъявительное
  5. Настала бы – условное

10. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, как вы думаете, мы решили проблему урока – связали в логическую цепочку ваши знания о морфологических признаках глагола?

- Как вы думаете, для чего была проделана такая большая работа?

- Откройте в учебнике стр. 47 и прочитайте тему следующего урока.

- Правильно. Молодцы, наши знания помогут нам выполнять морфологический разбор глагола!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Глагол"

Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.          2. Углубить знания учащихся о данной части речи. ...

Урок по русскому языку. "Морфологические признаки глагола".

На данном уроке систематизируются  знания морфологических и грамматических признаков глагола и умение применять их в правописании....

Открытый урок по русскому языку «Неопределённая форма глагола» 4 класс. УМК «Школа России»

Интересный урок.  На уроке используются разные виды работ. На протяжении всего урока детям будет интересно....

Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России

Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....

Открытый урок 3 класс, тема "ГЛАГОЛ"

Предмет:  русский языкКласс: 3Тема урока: «Глагол». Цель: установить степень усвоения учащимися темы «Глагол»....

Урок по русскому языку "Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения".

Этот урок предназначен для учителей 4 классов, работающих по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

Открытый урок (4 класс, тема : "Текст.Признаки и типы текста")

тип урока: систематизация  и обобщение знаний и умений....