Открытый урок в 4 классе на тему "Морфологические признаки глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект открытого урока в 4 классе на тему "Морфологические признаки глагола" можно использовать для закрепления изученного материала по теме "Глагол".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_urok_tema_morfologicheskie_priznaki_glagola_4_kl.docx | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Морфологические признаки глагола»
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Программа «Начальная школа 21 века»
Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью систематизации знаний о морфологических признаках глагола.
Задачи урока:
Предметные:
- создать условия для повторения общего значения глагола, глагольных вопросов;
- обеспечить усвоение учащимися знаний о морфологических признаках глагола;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.
- С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др., Русский язык: Учебник для 4 класса. Ч. 1. . - М.: «Вентана-Граф», 2013г.
Ход урока
1.Орг. момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал!
2. Актуализация знаний (Словарная работа)
-Посмотрите на доску.
Б…седа, зап…дный, шел…ст, к…ртоф…льный, п…бедить, с…лдат, п…рог, …птека, пр…красный, …бычный, св…ркать, м…линовый.
-Какие задания можно предложить к этой группе слов?
1 вариант – Запишите имена существительные.
2 вариант – Запишите имена прилагательные.
-Проверим по цепочке, вставляя букву.
-Как определили имена сущ.? Прил.?
-Какие слова не вошли в группы?
-Почему? Докажите.
-Чем они отличаются от других частей речи? (оценить ответы учеников)
3. Определение темы и постановка проблемы
-Посмотрите на ребус. Прочитав слово, вы определите тему урока.
,
-Как вы думаете, почему именно эта тема (много узнали о глаголе, что это такое, как он изменяется)
- Правильно. Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» -раздел русского языка, который изучает как изменяется слово как часть речи. Все части речи отличаются, а значит и изменяются по-разному. Значит речь пойдёт о….. (морфологических признаках глагола).
А проблема будет заключаться в систематизации ваших знаний.
- Чтобы, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.
(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)
- Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими – его морфологическими признаками.
вид
время
вопрос ---- что обозначает ------ глагол------------наклон------ род
в предложении является
-Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы.
4.
- Что вы уже знаете о глаголе?
-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?
- По каким признакам вы определили глаголы в словарных словах? (по вопросам – что делать и что сделать; что обозначает действие предмета)
- Какой морфологический признак глагола можно определить по вопросу? (вид – совершенный или несовершенный)
- Запишем эти признаки в кластер.
Задание: Один ученик у доски выполняет действия, которые называет учитель.
Мальчик хлопает (показывает)
шагает (показывает)
поднимает руку (показывает)
поворачивает голову (показывает)
спит (-----)
скучает (-------)
- Значит, глаголы обозначают не только действие предмета, но и что? (его состояние.) Запишем в кластер.
Физминутка: с местоимениями
Я забрался на крыльцо,
Мы посадим деревцо.
Я и мы – первое лицо.
Ты один, но вот вас двое –
Ты и вы – лицо второе.
Третье лицо дано –
Он, она, они, оно.
- Ребята, как вы думаете. Почему я предложила вам вспомнить физминутку с местоимениями, они как-то связаны с глаголом? (По местоимению легко определить лицо, число и род глагола)
- Молодцы, добавим в кластер эти признаки глагола.
6. Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку. Отгадайте (снег)
- Что интересного заметили? (два одинаковых слова)
- Но чем- то они отличаются?
Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.
В предложении глагол обычно является сказуемым.
- Отметим этот морфологический признак в кластере.
7. Работа в группах (Фразеологизмы)
- каждая группа получает задание: определить, какой фразеологизм проиллюстрирован на картинке? И определить ещё один морфологический признак глагола – спряжение.
8. Алексе́й Кузьми́ч Ю́гов (1902 — 1979) — русский советский писатель, литературовед, переводчик сказал: Глагол - самая живая часть речи. Как понимаете выражение?
Задание – оживить текст.
1. Ночь. Круглая луна. Скоро звёзды..
(Наступила ночь. Светит круглая луна. Скоро зажгутся звёзды)
- На какие вопросы отвечают глаголы?. Какой отличительный признак вы можете назвать? (время)
9. Работа по учебнику
Стр. 32 упр. 4 – прочитать стихотворение, найти глаголы, определить морфологический признак – наклонение.
- Пусть оденется – повелительное
- Заготовила – изъявительное
- Вяжет – изъявительное
- Шила, вязала и устала – изъявительное
- Настала бы – условное
10. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, как вы думаете, мы решили проблему урока – связали в логическую цепочку ваши знания о морфологических признаках глагола?
- Как вы думаете, для чего была проделана такая большая работа?
- Откройте в учебнике стр. 47 и прочитайте тему следующего урока.
- Правильно. Молодцы, наши знания помогут нам выполнять морфологический разбор глагола!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме "Глагол"
Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи. 2. Углубить знания учащихся о данной части речи. ...
Урок по русскому языку. "Морфологические признаки глагола".
На данном уроке систематизируются знания морфологических и грамматических признаков глагола и умение применять их в правописании....
Открытый урок по русскому языку «Неопределённая форма глагола» 4 класс. УМК «Школа России»
Интересный урок. На уроке используются разные виды работ. На протяжении всего урока детям будет интересно....
Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России
Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....
Открытый урок 3 класс, тема "ГЛАГОЛ"
Предмет: русский языкКласс: 3Тема урока: «Глагол». Цель: установить степень усвоения учащимися темы «Глагол»....
Урок по русскому языку "Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения".
Этот урок предназначен для учителей 4 классов, работающих по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....
Открытый урок (4 класс, тема : "Текст.Признаки и типы текста")
тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений....