Урок по русскому языку. "Морфологические признаки глагола".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На данном уроке систематизируются знания морфологических и грамматических признаков глагола и умение применять их в правописании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskie_priznaki_glagola.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Морфологические признаки глагола.
Цель: 1. систематизировать знания морфологических и грамматических признаков глагола и умение применять их в правописании;
2. развивать речь, внимание, память, воображение, расширять лексический кругозор;
3. воспитывать интерес к предмету, любовь к миру, в котором живёшь, умение открывать для себя красоту окружающего мира.
Оборудование:
луг с одуванчиками, схемы состава слов, тексты “Золотой луг” М. Пришвина на каждого ученика, таблички “начальная форма, вид, спряжение, время, лицо, число, род, синтаксическая роль.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Итак, мы начинаем урок русского языка, прочитайте про себя эпиграф к нему:
«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать»
(П. Бови)
- Таким образом, у нас сегодня урок доброты. Надеюсь, что этот язык тоже будет нам понятным и родным, как русский.
2. Минутка чистописания. Сообщение темы урока.
- Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент?
- Какие части речи начинаются на эти буквы? (Глагол и местоимение).
- Тогда сделайте свои предположения, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? ( о глаголе)
- Какое слово дало название этой части речи? (Глаголить)
- Что значит это слово? (Говорить, разговаривать)
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делать? Что сделать?)
- Значит, что обозначают глаголы? (Действие предмета).
- Дети, велено до вас
Довести такой указ.
Заготовленный самой
Нашей матушкой – зимой.
Лени воли нее давайте!
Все о глаголах повторяйте!
Все получше отвечайте
И пятерки получайте!
- Итак, тема нашего урока «Все о глаголе».
- Матушка весна принесла нам много интересных заданий.
- Я приглашаю вас на луг! На золотой луг! У вас у каждого, есть текст на парте, послушайте внимательно.
Выразительное чтение текста. (читает подготовленный ученик)
Золотой луг.
Мы жили в деревне. И раз мне удалось сделать открытие.
Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однажды я рано встал и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из интереснейших цветков, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.
Михаил Пришвин.
- Какова главная мысль рассказа? (Умение открывать красоту мира).
3. Работа над темой урока.
1. Синтаксическая роль.
- Найдите в тексте глаголы и подчеркните их.
- Как их будете подчёркивать? Почему? (Двумя линиями, т. к. в предложении выполняют синтаксическую роль сказуемого. (вывешиваю табличку - синтаксическая роль).
- Прочитайте глаголы.
2. Неопределённая форма глагола.
- На какой вопрос будет отвечать глагол в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?).
- Выпишите из текста глаголы неопределённой формы .(сделать, наблюдать, спать)
- Как еще можно узнать глаголы неопределённой формы в тексте? (Они заканчиваются на – чь, -ть, - ти). (табличка)
3. Вид.
- Почему глаголы в неопределенной форме отвечают на два вопроса? (Можно определить вид)
- Определите вид у глаголов неопределённой формы, которые выписали.
- Докажите правильность своего выбора.
(табличка)
4. Спряжение.
- Удивительная часть речи глагол. Имена прилагательные и существительные склоняются, а глаголы? (Спрягаются).
- Работаем с текстом. Найдите и выпишите глаголы из предпоследнего и последнего предложения и определите спряжение в основной части текста. (У доски работает ученик)
Взошло, видел, раскрывают, становится, стал, спать, ложились, вставали.
- Прочитайте глаголы 2-го спряжения.
- Как определили? Чем руководствовались? (рассказывают правило)
- Нам встретились глаголы исключения, что мы знаем про них.
- Найдите в тексте глаголы, соответствующие схемам.
(корень, суффикс, суффикс, окончание, основа)- видел
(приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, основа)- заметил, позеленел, закрыли, отыскали.
(табличка)
5. Время.
- О чём могут рассказать части слова? (О времени, роде, неопр. форме. (указываю на схемы)
- Выпишите глаголы настоящего времени (раскрывают, становится)
- Докажите, что это глаголы настоящего времени. (вопросы, окончания) – (табличка)
- Местоимение – это часть речи с которой дружит глагол. Случайна ли эта дружба? Чем нам помогают местоимения?
(С помощью местоимения определяем лицо).
6. Лицо.
- Все глаголы изменяются по лицам? (Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам)
- Определите лицо у глаголов настоящего времени – раскрывают, становится. табличка
- Что заметили в построении моих схем?
- Таблички разного цвета.
- Почему два цвета? (Постоянные и непостоянные признаки глагола).
7. Число, род.
- Мы все признаки обозначили? (Нет. Число, род). (две таблички)
4. Физ-минутка.
5. Закрепление.
- Перечислите все признаки глагола, о которых мы сегодня говорили. (читают надписи на табличках)
- Вспомните, какова была наша цель? (Систематизировать морфологические признаки глагола).
- Удалось ли нам?
- Молодцы! На уроке мы составили схему морфологического разбора глагола, которую будем использовать на следующих уроках и систематизировали знания о глаголе.
6. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на странице 102, Упр. 301. Прочитайте задание, что необходимо сделать?
- Найдите глаголы по их морфологическому признаку и разобрать глаголы по составу.
1. Бледнела, краснеешь.
2. Вооружает, разоружаешь.
3. Заболели, поправишься.
4. Научишься, разучилась.
- Молодцы!
7. Итог урока.
- Итак, найдите в тексте глаголы, которые указывают на последовательность действий и предшествуют открытию.
Заметил – стал наблюдать – отыскал – оказалось (на доске)
- Каких глаголов не достаёт? Что происходит с человеком, когда он делает открытие?
(Удивляется).
- Дополним и завершим нашу цепочку.
Заметил – стал наблюдать – отыскал – удивился – оказалось. (Открытие!!!) – (на доске).
- Вы составили последовательность - схему, с помощью которой происходит открытие, и сами, не замечая того, сделали открытие сегодня и не одно.
- Я прошу вас вернуться на луг!!!
- Чего не хватает, чтобы луг ожил?
( Звуков).
- Оживите, луг следующим образом, если вам понравился наш урок, и вам все было понятно, то нарисуйте одуванчик на обороте текста, если же у вас возникли кое - какие трудности, то нарисуйте закрытые лепестки.
- Вы волшебники! Вам это удалось!!!
- Закончим наш урок словами К. Паустовского. Вдумайтесь в них (говорит учитель под звуки “ природы”).
… Есть слова в русском языке, которые отвечают за порядок. Порядок во всём: в мыслях, в делах, в поступках. Называются они глаголами. От первого лучика солнца до приятного сновидения шаг за шагом ты идёшь по ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь, созерцаешь, сострадаешь, любишь… Дружи с глаголами, только они помогут прожить интересно ещё один день, познать мир и совершить ни одно открытие.
-Урок окончен! Спасибо за открытия!
8. Домашнее задание.
Упр. 302, стр. 103, необходимо разобрать глаголы по составу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по русскому языку "Морфологический разбор глагола"
Проведение модульных уроков даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся....
Урок - исследование по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного"
Цели урока:Образовательные: познакомить со схемой морфологического разбора имени существительного; обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания; закрепи...
Урок по русскому языку "Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения".
Этот урок предназначен для учителей 4 классов, работающих по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....
открытый урок по русскому языку "Морфологический разбор изученных частей речи"
конспект и презентация...
Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор местоимений (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор местоимений (УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока русского языка "Морфологический разбор глагола"
Конспект урока русского языка "Морфологический разбор глагола" 4 класс...
Презентация к уроку по русскому языку "Морфологический разбор имени прилагательного"
Презентация по русскому языку для учащихся 4 класса по программе "Школа России"...