Урок по русскому языку "Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Этот урок предназначен для учителей 4 классов, работающих по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 31.05 КБ |
Презентация к уроку | 850 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 а классе
Тема урока: Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения (по ударному окончанию, по инфинитиву). Алгоритм определения спряжения глагола.
Цель:
формировать умение определять спряжение глагола с безударным окончанием
Задачи:
вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием;
развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы;
совершенствовать умение устанавливать последовательность действий (составлять алгоритм) и работать по нему;
воспитывать самостоятельность, умение работать в паре, группе.
Ожидаемый учебный результат.
Предметные результаты.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Универсальные учебные действия (Личностные и метапредметные результаты).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема) ;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
-Ребята, сегодня урок русского языка я бы хотела начать с пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» (на доске).
-Как вы понимаете её смысл?
Ваши высказывания я хочу закончить такими словами: слайд
Я – человек
Я – умею смеяться и удивляться, обижаться, и огорчаться.
Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать.
Я – могу ошибаться.
Я – умею учиться.
Я хочу учиться!!!
Какие орфограммы встретились в этой пословице?
-тся и –ться в глаголах (мягкий знак всегда пишется в неопределённой форме глагола, кроме глаголов на –ти) и не с глаголами.
Запишите пословицу к себе в тетрадь каллиграфическим почерком, правильно соединяя буквы.
Над какой темой работали на прошлых уроках?
Как вы будете определять спряжение у глаголов в пословице? Подпишите.
Где пригодятся вам эти знания? Для того чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно знать спряжение.
Какие безударные личные окончания будут у наших глаголов? Не знать- Е ут/ют
Не учиться - И ат/ят
Прочитайте текст.
Согласны ли вы с рассуждениями по определению спряжения глагола и безударного личного окончания одного из учеников 4 класса. Исправьте допущенные ошибки. слайд
- Глагол летишь относится к 1 спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на -еть: лететь ( суффикс -е- перед ть)
- Броса_шь. Ставлю ударение: брасА_шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму: бросить. Глагол оканчивается на -ить ( суффикс -и- перед ть), относится ко 2 спряжению, следовательно, в форме броса_шь нужно писать букву и.
(Примерный ответ учеников. Слово « летишь» - 2 спряжение, так как окончание ударное -ишь- .
Броса_шь- н.ф.бросать, глагол на -ать- 1 спряжение, ученик неправильно определил н.ф. ,изменил вид глагола.)
Сравните свой вывод с текстом на экране
слайд
Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личное окончание безударное , то при определении спряжения необходимо опираться на неопределенную форму глагола того же вида, что и личная форма : бросАешь ( несов. в.) - бросать ( несов. вид), бросишь( сов.в.)- бросить ( сов.в.)
Как вы думаете, а вы можете допускать похожие ошибки?
Сформулируйте основной вопрос, цель урока
Научиться без ошибок определять спряжение и писать безударные личные окончания глаголов
Что же нам предстоит сегодня делать для достижения цели урока
слайд
Повторить…… (правописание глаголов)
Учиться …. (правильно писать окончания глаголов)
Развивать… (мышление, внимание, память)
Что можно составить, чтобы не допускать таких ошибок? (схему или алгоритм)
Составим схему определения спряжения и правописания личных окончаний глаголов.
Сравнение с учебником с. 65 упр. 364
Работа в рабочей тетради с. 14, упр. 30
Для закрепления работы со схемой выполним задание на рейбуках.
Открываем 7 урок Спряжение глаголов 5 задание. Нажимаем на звёздочку и выбираем букву. Объяснение по цепочке.
Мечтаешь- мечтать 1 спряжение буква Е
Верим – верить 2 спряжение буква И
Витают – витать 1 спряжение буква Ю
Встречаем – встречать 1 спряжение буква Е
Расписываем – расписывать 1 спряжение буква Е
Ездите- ездИть (справочник с. 168) 2 спряжение буква И
Желтеют – желтеть 1 спряжение буква Е
Физкультминутка.
Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов?
Выполнение разноуровневых заданий. В чём разница у этих текстов? Выберите тот, с которым вы уверены, что справитесь на сегодняшний урок.
1 текст
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
2 текст
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Песня его любого останов…т.
Каждый ученик выполняет задание по своему выбору. Проверка на доске (слайд). Объяснение учеников.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Слайд для проверки
День прибавля...тся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп…т снег. Прилетит первый вестник весны: грач. Я люблю это время года и жду его. Ты идёшь по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…шься ярким синим небом.
Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?
Кто допустил ошибки в работе?
Кто не смог справиться с задание?
В чем была трудность?
Рефлексивный анализ учебной деятельности.
- Чему должны были научиться на уроке?
- Как решали эту задачу?
- Достигли ли цели урока?
- В чем были затруднения?
-Над чем еще предстоит работать?
Оцени свою деятельность на уроке:
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием | |
4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме. | |
4) Мне необходимо поработать над…( перечисли темы для доработки) |
Домашнее задание:
стр. 66 упр. 365 пользуйтесь алгоритмом
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ТЕМА УРОКА «Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения (по ударному окончанию, по инфинитиву). Алгоритм определения спряжения глагола».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Организационный момент | Проверка готовности обучающихся к уроку, создание эмоционального настроя на начало урока. | Общий настрой на начало урока. | Игровой метод, стихотворение | Чёткое и быстрое начало урока. | |
Минутка чистописания | Демонстрация пословицы. вывод | Выполнение задания и самопроверки с последующей самооценкой. | Самооценка, самопроверка | Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников. | Усвоение словарных слов и формирование навыка самоконтроля. |
Актуализация знаний | Организация работы по постановке вопроса к обучающимся по изученному материалу; И определение темы урока | Формирование вопросов и ответов по ранее изученным темам, заполнение таблицы на определение уровня знаний | Самоконтроль, технология критического мышления, технология развития речи и технология формирования вопроса. | Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи. Регулятивные - целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно. | Обучающиеся вспоминают ранее изученные правила, определяют уровень своих знаний. |
Изучение новой темы | Организация исследования учебного материала, выдвигает проблему, побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Выявляют закономерность изменения глагола. Анализируют виды изменения. Определяют причину выбора. Формируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения. Сравнивают свои выводы с выводами учебника. | Исследовательская деятельность, методы анализа и синтеза, наблюдения, проблемная ситуация | Самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия. | Понимание учебного материала, глубокое формирование понятия «спряжение», типы спряжения. |
Закрепление изученного материала | Формирование задания по изученному материалу на рейбуках и карточках | Выполнение деления глаголов по типам спряжения. Выполнение взаимопроверки. | Индивидуальная работа, взаимопроверка. | Познавательные - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников. Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи. | Закрепление изученного материала урока, воспитыние навыков само- и взаимоконтроля. |
Подведение итогов, рефлексия | Организация рефлексии. | Формирование конечного результата своей работы на уроке. Определение ключевых выводов по изучению нового материала и как они их усвоили. | Самоанализ. | Формируется общая картина класса по освоению изученного материала |
ФИ_____________________________________________________
1 задание
Выбери любой текст и заполни пропуски.
1 текст
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
2 текст
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Песня его любого останов…т.
2 задание
Вставь в глаголах безударные личные окончания.
День прибавля...тся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп…т снег. Прилетит первый вестник весны: грач. Я люблю это время года и жду его. Ты идёшь по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…шься ярким синим небом.
ФИ_____________________________________________________
1 задание
Выбери любой текст и заполни пропуски.
1 текст
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
2 текст
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Песня его любого останов…т.
2 задание
Вставь в глаголах безударные личные окончания.
День прибавля...тся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп…т снег. Прилетит первый вестник весны: грач. Я люблю это время года и жду его. Ты идёшь по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…шься ярким синим небом.
ФИ_____________________________________________________
1 задание
Выбери любой текст и заполни пропуски.
1 текст
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
2 текст
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Песня его любого останов…т.
2 задание
Вставь в глаголах безударные личные окончания.
День прибавля...тся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп…т снег. Прилетит первый вестник весны: грач. Я люблю это время года и жду его. Ты идёшь по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…шься ярким синим небом.
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием | |
4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме. | |
4) Мне необходимо поработать над…( перечисли темы для доработки) |
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием | |
4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме. | |
4) Мне необходимо поработать над…( перечисли темы для доработки) |
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием | |
4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме. | |
4) Мне необходимо поработать над…( перечисли темы для доработки) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я – человек Я –умею смеяться и удивляться, обижаться, и огорчаться. Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать. Я – могу ошибаться. Я –умею учиться. Я хочу учиться!!!
Глагол летишь относится к I спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на - еть: лететь ( суффикс - е- перед ть ) Броса_ шь. Ставлю ударение : брасА_шь. Окончание безударное . Ставл ю глагол в неопределенную форму : бросить. Глагол оканчивается на - ить ( суффикс - и - перед ть ), относится ко II спряжению, следовательно, в форме броса_шь нужно писать букву и.
Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личное окончание безударное, то при определении спряжения необходимо опираться на неопределенную форму глагола того же вида, что и личная форма : бросАешь ( несов. в.) - бросать (несов. вид), бросишь( сов.в.)- бросить ( сов.в.)
ЦЕЛЬ УРОКА Повторить…… Учиться …. Развивать …
1 текст Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда. 2 текст Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Песня его любого останов…т.
1 текст Все мы (испытывать) испытыва е м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега е т с полей. Солнце (обливать) облива е т весенний лес светом. Птицы (строить) стро я т гнёзда. 2 текст Под прямыми лучами солнца та е т снег. Ве е т теплом. Мартовское равноденствие буд и т природу. Скоро высоко в небе повисн е т жаворонок. Песня его любого останов и т.
День прибавля...тся. Ярче свет … т солнце. Оно скоро растоп … т снег. Прилетит первый вестник весны: грач. Я люблю это время года и жду его. Ты идёшь по полю, с радостью слыш … шь песни ручейков, любу … шься ярким синим небом.
День прибавля е тся. Ярче свет и т солнце. Оно скоро растоп и т снег. Прилетит первый вестник весны: грач. Я люблю это время года и жду его. Ты идёшь по полю, с радостью слыш и шь песни ручейков, любу е шься ярким синим небом.
Оцени свою деятельность на уроке Утверждения 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием 4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме. 4) Мне необходимо поработать над…( перечисли темы для доработки) Поставь знак «+» или «?»
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание,...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Спряжение глаголов". (4 класс).
Конспект урока по русскому языку предназначен для учителей начальной школы....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Спряжение глаголов"
Спряжение главголов 4 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему" Спряжение глаголов"
Обобщение изученного о глаголах, знакомство со спряжением глаголов, упражнение в распознавании спряжений глаголов...
открытый урок по русскому языку. 4 класс. "Спряжение глагола"
На уроке я использовала презентацию и групповую форму работы. Ученики быстро и качественно усваивают тот материал, который после полученной новой информации передается другому. Члены группы помогают д...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Спряжение глаголов".
Представлена технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме " Спряжение глаголов".Урок построен на основе системно- деятельностного метода....