Урок русского языка "Повторение. Разбор слова по составу" 3 класс
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Глушакова Галина Алексеевна

Урок русского языка "Повторение. Разбор слова по составу" 3 класс.

Программа Школа 21 века, технологическая карта и презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта28.41 КБ
Файл Презентация1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 «Г» классе по теме

«Повторяем состав слова» учителя начальных классов Глушаковой Галины Алексеевны

Педагогическая цель

Создать условия для повторения частей слова и их обозначений; способствовать развитию умения разбирать слова по составу.

Тип урока

Повторение и систематизация знаний и способов действий.

Планируемые результаты

Предметные:

-проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такую языковую единицу, как часть слова.

Личностные:

Сохраняют мотивацию к учебе, ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; вырабатывают адекватную позитивную самооценку; проявляют интерес к учебному материалу.

Метапредметные:

Познавательные:

Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и педагога.

Регулятивные:

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке; учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривают последовательность действий на уроке

Коммуникативные:

Оперируют монологической и диалогической формами речи; высказывают собственное мнение, прислушиваются к мнению других обучающихся; соблюдают орфографические нормы написания.  .

Методы и формы обучения

Продуктивный метод, системно - деятельностный подход, развитие критического мышления, личностно- ориентированный подход. Формы работы - коллективные и индивидуальные

Образовательные ресурсы

https://rosuchebnik.ru, https://www.uchportal.ru/

Оборудование

Учебник по русскому языку под редакцией Иванова С.В., 3 класс, часть 1, презентация , пустая карточка для написания алгоритма разбора слова по составу, карточки для индивидуальной работы, карточки саморефлексии, карточки с обозначением частей слова.

Основные понятия

Состав слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Правило разбора слова по составу.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

     

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный этап)

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2. Постановка учебной цели на урок

Слайд 2

На доске слова: осенний, пришкольный,

звонок.

Какая тема объединяет эти слова?

Какое задание мы можем выполнить с этими словами?

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать?

Да, верно, состав слова.

Какая цель будет у нас?

Повторить материал по теме: «Состав слова».

Для этого нам нужно выполнить определенные задачи:

1.Вспомнить теоретический материал по теме «Состав слова»

2.Вспомнить графические обозначения частей слова

3.Уметь выделять морфемы

Ученики дают ответы: школа, 1 сентября, учеба.

Предполагают, что можно составить предложение, рассказ; сделать фонетический разбор.

Можно разобрать по составу.

Могут самостоятельно сформулировать тему.

Ставят при помощи учителя цель урока.

Самостоятельно могут  сформулировать тему и цель урока.

3. Минутка чистописания

(слайд 3)

Предлагаются написать элементы

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

4. Актуализация знаний (Электронный учебник, слайд 4,5)

Работа с учебником.

Рубрика «Вспомним изученное». Во втором классе мы с вами строили здание из кирпичиков. Давайте вспомним, что это за «кирпичики»?

Блиц опрос:

  1. Часть слова, которая изменяется (окончание)
  2. Окончание, не выраженное звуками (нулевое)
  3. Часть слова без окончания (основа)
  4. Общая часть родственных слов (корень)
  5. Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов ( суффикс)
  6. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов ( корень) (слайд 2-3)

Воспроизводят по памяти информацию, которая нужна для решения учебной задачи;

Оценивают уровень владения тем или иным учебным действием.

5. Повторение изученного материала с.19

5.1. Работа с алгоритмом устного разбора ( слайд 6 )

1. Учитель спрашивает:

Какие части слова так обозначаются?

Какие части слова ты знаешь?

Какие части слова остались без обозначения?

Обозначьте их на доске.

2. В рубрике «Обрати внимание» дан полный алгоритм разбора слова по составу.

 Выводим на доску слайд  4.

На примере слова настольный делаем по алгоритму разбор слова. На пустой карточке записываем схематичный алгоритм:

Эту карточку приклеиваем на обложку тетради.

Отвечают на вопросы учителя

Обозначают на доске основу и окончание

Выполняют задание по разбору слова в тетради.

Пишут алгоритм разбора слова по составу

Осуществляют поиск необходимой информации в алгоритме для выполнения учебных  заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

5.2  Работа с учебником

Упражнение 1, стр.21

слайд 7

1.Отработка первого пункта алгоритма разбора слова по составу. Хорошо читающий  ученик читает стихотворение. Учитель выводит на доску слайд 6 с выделенными словами из стихотворения.

Учитель предлагает отдельным ученикам обратиться к памятке.

2.Работа с рубрикой «Подсказка»

Учитель организовывает повторение материала о различии слов с нулевым окончанием и слов, у которых нет окончания.

3.Учитель объяснят, как работать с карточкой саморефлексии.

1.Учащиеся вспоминают способ изменения формы имен прилагательных.

Первое слово разбирают вместе, используя алгоритм. Краткий алгоритм на доске. Работа со слайдом

Следующие слова дети разбирают и проговаривают в парах

2.Обучающиеся должны вспомнить, что окончаний нет у тех слов, форма которых не изменяется. При работе с данной рубрикой обучающиеся указывают, что у вторых словах в парах окончание нулевое.

3.Обучающиеся заполняют три первых пункта  в карточке саморефлексии (Приложение 1)

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Упражнение 2, стр. 21 электронный учебник

слайд 8

Учитель просит обучающихся обязательно объяснять друг другу выбор столбика, в который записывается слово, отмечать окончание и основу; к словам первого и второго столбиков записывать по одному слову, доказывающему правильность выделения окончания.

Учащиеся объясняют в группах задание, затем записывают слова, проверяют выполнение на интерактивной доске, объясняя свой выбор

По окончании задания обучающиеся выставляют баллы в карточке саморефлексии  (п.4,5,6)

Тренируют умение различать слова с окончанием с явно выраженными звуками, слова с нулевым окончанием и слова, не имеющие окончания; отрабатывают  умения находить основу, окончание.

5.3 Рубрика «Давай подумаем»

Учебник стр.22

Организует работу с рубрикой «Давай подумаем».

Учитель спрашивает о том , как найти корень. Просит выбрать верное утверждение. Спрашивает, что можно определить с помощью действия, описанного в первом утверждении?  (основу)

Обучающиеся отвечают, что правильным является второе утверждение.

Закрепляют правильность действия при нахождении корня.

6.Закрепление знаний и способов действий

6.1 Упражнение 3, с.23

Организует устное выполнение упражнения

Работа со словом носик производится с подробным устным комментарием по образцу, который читает учитель. (стр.22 учебника)

Обучающие выделяют следующие группы родственных слов:

 1.жалоба, жалкий, жалость, жалеть

2.нос, носик, носатый, переносица

При объяснении учащиеся должны обратить внимание на значение слов.

В карточке саморефлексии ученик заполняет пункты 7,8

Отрабатывают понятие родственные слова.

Упражнение 4, с.23 Дифференцированное задание

слайд 9

Учитель предлагает 2 задания на выбор.

  1. Легкое: после выделения корня в слове носик, выписать это слово в тетрадь, выполнить второй пункт плана разбора по составу по образцу в учебнике.
  2. Трудное: подобрать к заданному слову родственные слова, являющиеся определенной частью речи.

Проверка при помощи документ-камеры

Отмечают баллы в карточке саморефлексии: (п. 9)

6.Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает обучающимся подсчитать баллы на карточке саморефлексии.

Озвучивает результаты:

8-9 баллов- Молодец!

6-7 баллов –Хорошо.

5 и менее – Нужно поработать еще.

Подведение итога урока.

Какая была цель? Достигли ли мы ее?

Сможете ли вы помочь однокласснику разобраться, что такое состав слова, если он забыл?

Заполняют карточку.

Оценивают свои достижения.

Отвечают на вопросы учителя.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

7.Домашнее задание

(дифференцированное)

Составить слова по схемам (Приложение 2)

Комментирует задание.

Слушают объяснение учителя. Обучающийся может самостоятельно выбрать себе задание соответствующего уровня.

Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.


 Приложение №1

Карточка саморефлексии

Да  1 балл)

Нет  (0 баллов)

  1. Я знаю, как можно изменить форму слова

  1. Я умею находить окончание

  1. Я знаю, как мне найти основу

  1. Я могу различать слова с окончанием с явно выраженными звуками

  1. Я могу различать слова с нулевым окончанием

  1. Я могу различать слова, не имеющие окончания

  1. Я знаю, что такое родственные слова

  1. Я умею находить корень

  1. Я верно выполнил задание

  1. Сумма баллов


Приложение 2

Вариант 1 ( легкий)

НАГРУЗКА                                                              

ПЕРЕЕЗД          

 

ЗАВЯЗКА                            

   

СКОРЛУПКА                    

 ДУБОК                    

ЗИМУШКА

Вариант 2 (усложненный)

 КРЕПОСТЬ

ПОГРАНИЧНИК            

ПЫЛЕСОС

МОРОЗНЫЕ

КРИКЛИВЫЙ

ЛЕДОХОД                      

 ЧАЙНИК                          

КОРОВКА  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по русскому языку Повторяем состав слова 3г класс Глушакова Галина Алексеевна, учитель начальных классов ГБОУ № 412 Петродворцового района

Слайд 2

осенний пришкольный звонок

Слайд 4

Электронный учебник

Слайд 5

Электронный учебник

Слайд 6

Алгоритм разбора слова по составу 1. Окончание и основа 2. корень 3. приставка суффикс 4

Слайд 7

Внук -внука, внуком, о внуке малыш маму дней тайной Алгоритм 1 .Измени форму слова Упражнение 1 с.21

Слайд 8

Электронный учебник

Слайд 9

Электронный учебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка "Разбор слов по составу"

программа "Школа 2100" разработка урока в виде технологической карты....

Урок русского языка "Исследование слова "ветер" 2 класс

На данном уроке обучающиеся обобщают  знания об имени существительном, развивают системное мышление, активизируют и расширяют словарный запас....

Урок русского языка "Состав слова" для 2 класса по программе "Школа 2100"

Данный урок является обобщающим по теме «Состав слова», направлен на закрепление понятий: «словообразование», «морфемы», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа», на обобщение особеннос...

технологическая карта к уроку русского языка : "Устаревшие слова" для 2 класса

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Устаревшие слова" для 2 класса по программе: "Начальная школа 21 века"Карта составлена согласно основным требованием ФГОС с и...

Пнш, урок русского языка "Разбор слова по составу", 4 класс

УМК "Перспективная начальная школа", конспект урока русского языка на тему "Разбор слова по составу", 4 класс....

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...