технологическая карта к уроку русского языка : "Устаревшие слова" для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Устаревшие слова" для 2 класса по программе: "Начальная школа 21 века"
Карта составлена согласно основным требованием ФГОС с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-ustarevshie_slova.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Чибышева Людмила Николаевна
Класс: 2 «А»
Тема: «Устаревшие слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! -Проверьте готовность к уроку. Тихо садитесь за парты. -Спину держим прямо. -Какое у вас настроение? Покажите смайлики. У меня тоже хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. -Какими нужно быть на уроке? -Приготовьтесь к работе. Какое сегодня число? Запишем дату, отступив от предыдущей работы две строки. -Покажите, что вы готовы продолжить работу. | -Показывают смайлики -Внимательными, активными, послушными. -Записывают дату. | |
2.Актуализация знаний | -Ребята, отгадайте загадку. Бродит одиноко Огненное око Всюду где бывает, Взглядом согревает -Приготовьте свои пальчики, сделаем зарядку. Посадили зернышко, Выглянуло солнышко Солнышко, свети — свети! Зернышко, расти — расти! Появляются листочки,
Распускаются цветочки -Солнечные лучи оставили на нашей доске вот такой след (Карточка-рисунок) -Скопируйте его в тетрадь. -На элементы, какой буквы похож след от солнечных лучей? -Пропишите парами заглавную и строчную буквы до середины строки. Самые красивые и правильно написанные буквы обведите в рамочку. -С новой строки напишите слово «Словарь», поставьте двоеточие. -Запишите слова: город, герой. Выделите орфограммы. ---- - - Составьте и запишите с этими словами одно предложение. - Кто хочет прочитать свое предложение? | Учащиеся отгадывают загадку (солнышко) Делают пальчиковую гимнастику Нажать на центр ладони пальчиком Кисти сжимаем и разжимаем Кисти вместе, руки движутся волнообразно вверх Пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно. Кисти разжимаем по очереди. Копируют рисунок в тетрадь, отвечают на вопросы учителя, прописывают строчную и заглавную буквы. Гг., Оценивают себя Работают со словарными словами, ставят ударение, выделяют безударные непроверяемые гласные, записывают предложения. |
Личностные УУД: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные УУД: выполнять работу в соответствии с заданным планом. Познавательные УУД: Установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, их обоснование. Коммуникативные УУД – умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3.Постановка темы и задач урока, выдвижение гипотез Работа в группах | -Мы с вами живем в прекрасном городе Санкт-Петербурге и очень гордимся своим городом. В наш город приезжает много туристов. -А вы хотели бы побывать в старинном городе и увидеть, как жили люди 100 лет назад? -Тогда представьте, что вы попали в старинный русский город. -Нас встречают жители этого города. Они о чем – то говорят? Давайте послушаем. (Слайд с изображением старинного русского города) Звучит аудио запись -Ребята, вы поняли, о чем говорили люди? -Почему мы их не понимаем? Ведь они разговаривают на русском языке. -Какие непонятные слова вы услышали? -Предположите. Что они обозначают. Каждая группа работает с одним словом. 1ая - кольчуга, 2ая – боярин, 3я – кафтан, 4ая – терем -Пожалуйста, не забывайте о правилах работы в группе. -Чья группа готова отвечать? Прочитайте свои ответы-предположения. -Ребята, а как узнать правильно вы предположили или нет? -Откройте учебники и прочитайте толкование этих слов. -А сейчас я попрошу вас посмотреть на доску. (Слайд с изображением предметов и толкованием слов) - Вы видите иллюстрации к этим словам. Запишите толкование двух любых слов в тетрадь. -Используем ли мы в нашей современной речи эти слова? -Почему не используем? -Как мы можем назвать их? -Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? -Сформулируйте тему. -Найдите её в учебнике. Тема урока: « Устаревшие слова» -Выскажите свои предположения, о чем пойдет речь на уроке? -Какую цель поставим перед собой? -Для чего нам нужно знать устаревшие слова? -Как вы думаете, почему устарели слова? -Жизнь людей меняется. Некоторые вещи, предметы устарели и ушли из обихода. А слова постепенно забываются. - Обратимся к учебнику. Рубрика «Тайны языка» -Как вы считаете, мы правильно ответили на вопрос? Итак, слова, которые перестали употребляться в современном русском языке, называются устаревшими. -Что же мы сегодня узнаем на уроке, на какие вопросы ответим к концу урока? -Какую цель поставим перед собой? -Да, мы будем знакомиться с устаревшими словами, объяснять их и учиться понимать значения этих слов. | Дети прослушивают аудио запись. Отвечают, что разговор не поняли, потому, что люди употребляют такие слова, значение которых им не известно. -Услышали слова: кольчуга, боярин, кафтан, терем Работают в группах на карточках Дети читают свои ответы. -Можем спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в учебнике. Сверяют ответы с учебником. Рассматривают изображения, читают толкование слов, записывают в тетрадь Записывают толкование слов. -Нет. Это старинные слова. Они использовались давно. -Тема урока: «Слова, которые использовались раньше» Читают тему урока в учебнике, сравнивают со своим предположением. Высказывают свое мнение -Мы узнаем, почему слова устаревают. Как это происходит. Что обозначают эти слова? Ответы детей Дети читают, сверяют свои предположения с учебником. -Узнаем, что обозначают устаревшие слова. -Зачем нужны устаревшие слова? | Познавательные УУД: умение отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД – определение цели учебной деятельности. Коммуникативные УУД: -общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, высказывать свое мнение |
4.Открытие новых знаний Работа в парах Индивидуальная работа Взаимопроверка Физкультминутка | -Где мы сейчас можем встретить устаревшие слова? -Ребята, вы любите сказки? -Какие бывают сказки? -Посмотрите внимательно на иллюстрации к сказкам? Какие это сказки? Кто автор? (Слайд с изображением иллюстрации и отрывков из сказки) -Многие слова в этих сказках устарели. -Вам нужно найти устаревшие слова и попытаться их объяснить. Работаем в парах. 1отрывок: Повели коней в конюшни 2отрывок: Пошла старуха в амбар. По коробу помела, по сусеку поскребла и набрала горсти две муки. -Какие устаревшие слова вы нашли в 1ом отрывке? Как вы их объясните? -Прочитайте объяснение слов в рубрике «Из истории слова». Сверьте со своим толкованием. -Оцените себя. Покажите карточки. -Как можно назвать эти слова: кушак-пояс? -Мы видим еще одну причину исчезновения слов - они заменились синонимами. -А во втором отрывке, какие слова можно назвать устаревшими? -Объясните, как вы их понимаете? -Прочитайте объяснение в словаре в учебнике. Сверьте свое толкование со словарем. - Какие вопросы у вас возникли? -Кому было сложно? -Оцените свою работу. Поднимите карточки. -Давайте придумаем с любым из этих слов предложение и запишем в тетрадь. -Прочитайте, какие предложения у вас получились. -Устаревшие слова встречаются не только в сказках. Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина (Слайд с отрывком из стихотворения А.С. Пушкина) Снега пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке А.С. Пушкин -Какие устаревшие слова вы нашли? Запишите их в тетрадь с новой строки. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу на доске правильность написания. -За что вы можете похвалить своего соседа? -Найдите объяснение в словаре, прочитайте.
Мы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем. Постарайтесь запомнить части тела, которые я буду показывать и называть. Улыбнёмся мы устами, И пощелкаем перстами, Десницы тянем высоко, Опускаемся легко. И потрите, и потрите. Поморгаем мы очами.И потрите ваши длани. Чтоб продолжить наш урок | -В сказках, былинах -Авторские и народные Ответы детей Выполняют работу в парах, с последующей самопроверкой по учебнику -Слова кушак и сафьян Ответы детей Оценивают себя. Поднимают желтые, зеленые или красные карточки. Это слова-синонимы. -Слова амбар и сусек Объясняют значение слов. Читают толкование слов в словаре. Оценивают себя. Поднимают цветные карточки. Записывают предложения в тетрадь. Зачитывают их. Выписывают в тетрадь устаревшие слова из стихотворения А.С. Пушкина, проверяют работу соседа Читают объяснение в словаре. Выполняют упражнения, повторяют за учителем и показывают части тела. | Познавательные УУД: уметь обобщать полученную информацию, делать вывод Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме |
5.Закрепление нового материала | -Какие слова вы поняли? Что они обозначают? -Молодцы! -Давайте запишем еще несколько устаревших слов в тетрадь столбиком. Какие из них вы можете объяснить? Знаете ли вы, что у этих слов сохранились слова-родственники? Самих слов уже нет, больше не употребляются, а вот однокоренные слова мы используем. Запишите их, выделите корень Ну, а теперь, давайте сыграем в игру «Верю-не верю» Если вы согласны с утверждением, ставите знак+, а если не согласны, то – Верите ли вы, что: -Устаревшие слова, это слова, которые вышли из активного употребления? -Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи? -Кафтан-это старинная женская одежда? -Устаревшие слова можно заменить синонимами -Проверьте свои ответы. (на доске : + + - + ) -Оцените себя. Поднимите карточки. | Очи-глаза, уста-рот, перст-палец, длань-ладонь Запись в тетради: Чело-челка Очи-очки Уста - устный Перст-перстень. Выделяют корень Записывают ответы (ставят « + » или «-» ) + + - + Дети оценивают свою работу. | Личностные УУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа;; уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ Регулятивные УУД – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,. Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения |
6. Итог урока | -Итак, на какие вопросы вы получили сегодня ответы? -Что нас интересовало в начале урока? -Осталось ли у вас что-то невыясненным? -Что с этим делать, как вы думаете? -Ребята, для чего нужны устаревшие слова? -Что помогло достигнуть цели? |
Высказывания детей. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД : оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения |
7.Рефлексия | -Каким сегодня был урок? -Изменилось ли у вас настроение к концу урока? -Покажите смайлики. -Мне было с вами интересно работать. Вы молодцы! | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя смайлики. | |
8.Домашнее задание | - Запишем домашнее задание: Упр.2 стр.86 | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний
Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний; ЦельНаучить школьников ...
Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме:"Алфавит"
Технологическая карта урока актуальна с введением ФГОС второго поколения...
Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"
Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....
УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....
Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Имена собственные". Урок закрепления знаний.
Цель урока закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных; научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные....
Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализоват...