Конспект урока русского языка "Разбор слова по составу", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Разбор слова по составу».

Цели урока: научиться разбирать слова по составу пользуясь алгоритмом.

Планируемые результаты

  • предметные: уметь разбирать слово по составу; знать части слова.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл, 3 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: работа в парах над заданием.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈10

- Посмотрите на доску.

- Какие части слова вам напоминают эти сочетания букв? (по,за,ок,про,онок,а,ек,ик,ое,пере,у)

- Вместе с соседом по парте придумайте и запишите слова, выделите эти части слова.

- Какие части слова вы еще знаете?

- Что такое корень?

- Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня?

- Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Какие задания мы будем выполнять?

- Откройте учебник на странице 58.

-Правильно мы определили тему урока?

- Сформулируйте цель нашего урока.

В парах придумывать и записывать слова с некоторыми перечисленными приставками.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: работа с учебником, чтение правила.

Практич: работа над упражнением, работа в парах.

Словесн.: анализ правила.

Практич.: письменное задание.

Практич.: работа с правилом.

Практич.: работа с письменным успражнением.

≈20

- Посмотрите на плакат на странице 58.

- Это порядок разбора слов по составу. Лучше всего он подходит для разбора существительных и прилагательных.

- Прочитайте.

- Что нового вы узнали из этого плаката? (1 пункт – раньше не выполняли)

- А теперь посмотрите на страницу 59.

- Кто-нибудь один прочитает вслух образец устного рассуждения.

- А теперь посмотрите на образец письменного разбора.

- Для того, чтобы проверить, умеете ли вы рассуждать и письменно выполнять разбор слов разных частей речи, выполним упражнение 52.

- Сделайте разбор слов из списка устно вместе со своим соседом по парте, опираясь на образец на странице 59.

- После этого письменно разберите эти слова по составу.

- Кто-нибудь хочет устно разобрать слова по составу?

- Слова каких частей речи вы только что разбирали? (сущ.,прилаг.)

- А как вы думаете, глагол по составу разбирается так же, как существительное и прилагательное? (нет)

- Прочтите текст и правило на странице 60.

- Что нового вы узнали? Как разбирается глагол? (меняется порядок разбора – если глагол в н.ф., то сначала выделяется суффикс н.ф., а затем глагольный суффикс; если глагол стоит в форме настоящего или будущего времени, то сначала выделяют окончание, а затем глагольный суффикс; если глагол стоит в форме прошедш. времени, то сначала выделяется окончание, затем суффикс глагола прош.времени, а затем глагольный суффикс)

- Теперь давайте приведём примеры.

- Для этого возьмём любой глагол с суффиксом –ть- в н.ф. и запишем его в трёх разных формах: начальной, в форме настоящего времени и в форме прошедшего времени.

- Давайте возьмём глагол бегать.

- Разберём его по составу.

- Кто-то один разбирает на доске, остальные в тетрадях.

- Глагол бегать стоит в какой форме? (н.ф.)

- Как разбираем глагол начальной формы? Откуда начинаем? (суффикс)

- Какие суффиксы у этого глагола? (суффикс н.ф. -а- и глагольный суффикс -ть-).

- Теперь выделяем корень (бег-)

- Теперь поставим глагол бегать в форму настоящего времени – бегаешь.

- Откуда начинаем разбирать глагол в форме наст.времени? (окончание)

- Какое окончание у глагола бегаешь? (-ешь)

- Что выделяем дальше? (суффикс)

- Какой суффикс? (-а-)

- Теперь выделяем корень (-бег-).

- Поставим глагол в форму прошедшего времени (бегал)

- Откуда начинаем разбирать глагол прошедшего времени? (окончание)

- Какое окончание у глагола бегал? (нулевое)

- Теперь выделяем суффикс прош.времени (-л-)

- Теперь выделим глагольный суффикс (-а-)

- Теперь выделим корень (-бег-)

- Ребята, а чего не хватает в разборе этих слов? (основы)

- Откройте страницу 62 и прочитайте правило.

- Какие суффиксы начальной формы глагола не входят в основу? (-ть-, - ти-, -чь-)

- Какие суффиксы прошедшего времени не входят в основу глагола? (-л-)

- А что ещё не входит в основу глагола? (частицы –ся, -сь)

- Хорошо, вы изучили новое правило, а теперь давайте вернёмся к тем глаголам, которые мы разбирали и выделим у них основу.

- Какая основа будет у глагола в н.ф. - бегать? (бегать)

- Какая основа будет у глагола в форме настоящего времени -бегаешь? (бегаешь)

- Какая основа будет у глагола прошедшего времени - бегал? (бегал)

- Теперь вы знаете, как разбирать по составу все части речи.

- Выполните упражнение 56.

- Вам нужно будет списать текст, вставляя нужные буквы.

- После того, как вы спишите текст, вам нужно будет разобрать любую пару одинаково выделенных слов (скалил – бездельник, либо рычал – намордник).

- Договоритесь с соседом по парте, кто какую пару слов будет разбирать.

- Давайте проверим, кто-то один выйдет к доске и покажет, как разобрал слова по составу.

- Кто не согласен? – У кого по-другому?

Читать правило в учебнике.

Читать образец устного рассуждения.

Выполнять упражнение, работать в парах.

Отвечать на вопросы.

Читать правило в учебнике.

Анализировать правило.

Работать над письменным заданием у доски и в тетрадях.

Читать и анализировать правило.

Выполнять письменное упражнение в тетрадях.

Работать у доски.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

≈5

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какое задание вам далось легко?

- Какое задание вам далось с трудом?

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, подводить итоги.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"

УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Проверка орфограмм в слове"

Задачи:Совершенствовать знания и способы деятельности учащихся в нахождении слов с изученными орфограммами корня, их последующей проверке и обозначении.Развивать внимание, мышление, орфографическую зо...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"

Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"...

Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...

Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему "Родственные слова. Образование слов при помощи приставки и суффикса"

Цель урока: формировать представление о родственных словах; познакомить с образованием слов при помощи приставки и суффикса.Задачи урока: Образовательные:организовать наблюдение над приставками и суфф...