Конспект урока русского языка "Разбор слова по составу", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Разбор слова по составу».
Цели урока: научиться разбирать слова по составу пользуясь алгоритмом.
Планируемые результаты
- предметные: уметь разбирать слово по составу; знать части слова.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: УИПЗЗ
Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл, 3 часть), презентация.
Этап урока. Методы и приёмы. | Хро номет раж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг.момент | ≈3 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | Р: настраиваться на работу. |
Постановка учебной задачи и её решение Практич.: работа в парах над заданием. Словесн.: формулировка темы и цели урока. | ≈10 | - Посмотрите на доску. - Какие части слова вам напоминают эти сочетания букв? (по,за,ок,про,онок,а,ек,ик,ое,пере,у) - Вместе с соседом по парте придумайте и запишите слова, выделите эти части слова. - Какие части слова вы еще знаете? - Что такое корень? - Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня? - Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? - Определите тему сегодняшнего урока. - Какие задания мы будем выполнять? - Откройте учебник на странице 58. -Правильно мы определили тему урока? - Сформулируйте цель нашего урока. | В парах придумывать и записывать слова с некоторыми перечисленными приставками. Определять тему и цель урока. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание. |
Решение частных задач Практич.: работа с учебником, чтение правила. Практич: работа над упражнением, работа в парах. Словесн.: анализ правила. Практич.: письменное задание. Практич.: работа с правилом. Практич.: работа с письменным успражнением. | ≈20 | - Посмотрите на плакат на странице 58. - Это порядок разбора слов по составу. Лучше всего он подходит для разбора существительных и прилагательных. - Прочитайте. - Что нового вы узнали из этого плаката? (1 пункт – раньше не выполняли) - А теперь посмотрите на страницу 59. - Кто-нибудь один прочитает вслух образец устного рассуждения. - А теперь посмотрите на образец письменного разбора. - Для того, чтобы проверить, умеете ли вы рассуждать и письменно выполнять разбор слов разных частей речи, выполним упражнение 52. - Сделайте разбор слов из списка устно вместе со своим соседом по парте, опираясь на образец на странице 59. - После этого письменно разберите эти слова по составу. - Кто-нибудь хочет устно разобрать слова по составу? - Слова каких частей речи вы только что разбирали? (сущ.,прилаг.) - А как вы думаете, глагол по составу разбирается так же, как существительное и прилагательное? (нет) - Прочтите текст и правило на странице 60. - Что нового вы узнали? Как разбирается глагол? (меняется порядок разбора – если глагол в н.ф., то сначала выделяется суффикс н.ф., а затем глагольный суффикс; если глагол стоит в форме настоящего или будущего времени, то сначала выделяют окончание, а затем глагольный суффикс; если глагол стоит в форме прошедш. времени, то сначала выделяется окончание, затем суффикс глагола прош.времени, а затем глагольный суффикс) - Теперь давайте приведём примеры. - Для этого возьмём любой глагол с суффиксом –ть- в н.ф. и запишем его в трёх разных формах: начальной, в форме настоящего времени и в форме прошедшего времени. - Давайте возьмём глагол бегать. - Разберём его по составу. - Кто-то один разбирает на доске, остальные в тетрадях. - Глагол бегать стоит в какой форме? (н.ф.) - Как разбираем глагол начальной формы? Откуда начинаем? (суффикс) - Какие суффиксы у этого глагола? (суффикс н.ф. -а- и глагольный суффикс -ть-). - Теперь выделяем корень (бег-) - Теперь поставим глагол бегать в форму настоящего времени – бегаешь. - Откуда начинаем разбирать глагол в форме наст.времени? (окончание) - Какое окончание у глагола бегаешь? (-ешь) - Что выделяем дальше? (суффикс) - Какой суффикс? (-а-) - Теперь выделяем корень (-бег-). - Поставим глагол в форму прошедшего времени (бегал) - Откуда начинаем разбирать глагол прошедшего времени? (окончание) - Какое окончание у глагола бегал? (нулевое) - Теперь выделяем суффикс прош.времени (-л-) - Теперь выделим глагольный суффикс (-а-) - Теперь выделим корень (-бег-) - Ребята, а чего не хватает в разборе этих слов? (основы) - Откройте страницу 62 и прочитайте правило. - Какие суффиксы начальной формы глагола не входят в основу? (-ть-, - ти-, -чь-) - Какие суффиксы прошедшего времени не входят в основу глагола? (-л-) - А что ещё не входит в основу глагола? (частицы –ся, -сь) - Хорошо, вы изучили новое правило, а теперь давайте вернёмся к тем глаголам, которые мы разбирали и выделим у них основу. - Какая основа будет у глагола в н.ф. - бегать? (бегать) - Какая основа будет у глагола в форме настоящего времени -бегаешь? (бегаешь) - Какая основа будет у глагола прошедшего времени - бегал? (бегал) - Теперь вы знаете, как разбирать по составу все части речи. - Выполните упражнение 56. - Вам нужно будет списать текст, вставляя нужные буквы. - После того, как вы спишите текст, вам нужно будет разобрать любую пару одинаково выделенных слов (скалил – бездельник, либо рычал – намордник). - Договоритесь с соседом по парте, кто какую пару слов будет разбирать. - Давайте проверим, кто-то один выйдет к доске и покажет, как разобрал слова по составу. - Кто не согласен? – У кого по-другому? | Читать правило в учебнике. Читать образец устного рассуждения. Выполнять упражнение, работать в парах. Отвечать на вопросы. Читать правило в учебнике. Анализировать правило. Работать над письменным заданием у доски и в тетрадях. Читать и анализировать правило. Выполнять письменное упражнение в тетрадях. Работать у доски. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов. | ≈5 | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какое задание вам далось легко? - Какое задание вам далось с трудом? - Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы, подводить итоги. | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"
УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Проверка орфограмм в слове"
Задачи:Совершенствовать знания и способы деятельности учащихся в нахождении слов с изученными орфограммами корня, их последующей проверке и обозначении.Развивать внимание, мышление, орфографическую зо...
Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)
Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить, различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...
конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"
Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"...
Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...
Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему "Родственные слова. Образование слов при помощи приставки и суффикса"
Цель урока: формировать представление о родственных словах; познакомить с образованием слов при помощи приставки и суффикса.Задачи урока: Образовательные:организовать наблюдение над приставками и суфф...