Пнш, урок русского языка "Разбор слова по составу", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Нестеренко Екатерина Валерьевна

УМК "Перспективная начальная школа", конспект урока русского языка на тему "Разбор слова по составу", 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка

УМК: «Перспективная начальная школа» 4 класс

(Чуракова Н.А. Русский язык, 4 класс 3 ч. стр. 58-63)

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Разбор слов по составу»

Цель: создание благоприятных условий для совершенствования навыка разбора слова по составу.

Задачи:

Образовательные: учить распознавать морфемы; учить пользоваться алгоритмом морфемного разбора.

Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, формировать произвольное внимание, восприятие, память; способствовать развитию воображения, речи.

Воспитательные: воспитывать у детей позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете; чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами; проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные:  формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознавать значение русского языка и формирования собственной культуры речи.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: уметь находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Тип урока: урок закрепления изученных знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, карточки со словами.

Ход урока

I. Организация начала урока.

 1) Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Валерьевна,  сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На партах должны лежать дневник, учебник и пенал.
3) Мотивация к обучению и познанию.

У: А теперь улыбнёмся друг другу. Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!

У: Я желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами и правилами русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

4) Актуализация знаний.

- По, за, ок, онок, а, про, ик,  ая, пере.

У: Что вам напоминают эти сочетания букв?
Д: Части слова/морфемы.
У: Назовите эти
 морфемы.
Д: Приставка, суффикс,
 окончание.
У: Придумайте слова с суффиксом –онок-
Д: барсучонок, бочонок, 
медвежонок, зайчонок.
У: Придумайте слова с приставкой пере-.
Д: Переделал, переход, перебегать.

У: Слово делится на части,  
Как на дольки апельсин.
Может каждый грамотей 
Строить слово из частей.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Какова тема урока? Откройте учебник на странице 58.
Д: Разбор слова по составу.

У: Чему должны научиться на этом урок?
Д: Разбирать слово по составу.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: Что значит разбор слова по составу?

Д: Указать морфемы/ части слова.

У: Какие морфемы/ части слова вы знаете?
Д: Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

У: Обратите внимание на слайд, все ли морфемы вы назвали?

Д: Да, все.

У: Соотнесите на слайде часть слова и её значение.

Корень - значимая часть слова, в которой заключено общее значение для всех однокоренных слов. ( сольсолить, солёный)
Суффикс - часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов. (солонка, солёный, соляной)
Окончание -  изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова, для связи слов в словосочетании и предложении. ( соль  - без соли, солит – солят, солёный – солёная)
Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем, служит для образования новых слов. ( посолить, досолить, пересолить)
Основа – часть сова без окончания. ( безсолев ой )

У: С чего же нужно начать разбор слова? Как вы думаете?
Д: Определить часть речи/выделить окончание/ выделить основу.
У: Сейчас вы будете выполнять работу в группе. Ваше задание нарисовать или написать цепочку выполнения разбора. А затем представить свою работу классу.
Д: Представляют свои работы.
У: Для того, чтобы узнать, кто из вас был прав, откройте учебник на странице 58. Обратите внимание на плакат, который вам принесла Летучая Мышь.  Посмотрите на него. Правильно ли мы составили алгоритм разбора?
Д: Нет. Мы пропустили первый пункт.
У: А
 раньше мы определяли часть речи.
Д: Мы раньше никогда не указывали часть речи у слова.
У: Зачем необходимо  указывать часть речи у слова перед разбором?
Д:
Потому что есть части слов/морфемы, которые принадлежат только конкретной части речи, например, суффиксы  –л- гл. прош. вр., суффикс –ть- гл. нач.ф.,  суффиксы –ище-, -онок- указывают на имя сущ.  и  т.д.
У: Верно. Откройте страницу 60, задание 52. Прочитайте, что необходимо вам сделать.
Д: Читают задание.
У: Здание мы выполняем по образцу на стр. 59. Те, кто справятся с заданием быстрее остальных, выбирают одно слово на слайде и разбираете его письменно в тетради. Три человека у доски. ( слова на слайде: заснеженные, золотистый, прогулка) Все остальные работают в тетради.

Д: Подружк а – сущ., волнист ое – прил., бесспорн ый – прил.
У: Для проверки поменяйтесь с соседом тетрадями.
У:
 Слова каких частей речи вы только что разбирали?
Д: Имя существительное и прилагательное.
У: А как вы думаете, глагол по составу разбирается так же, как существительное и
 прилагательное?
Д:
 Нет.
У: Почему?  
Д:Ответы детей.
У: Прочтите текст и правило на странице 60.
Д: Читают текст.
У:
 Что нового вы узнали? Как разбирается глагол?
Д:
1. Определяем форму слова. Если слово стоит в начальной форме, то сначала выделяем суффикс начальной формы (-ть-, -чь-, -ти-),  затем выделить глагольный суффикс ( -а-,
 -е-).
2. Определяем время глагола. Если настоящее и будущее время, выделяем окончание, затем глагольный суффикс ( -а-, -е-). Если прошедшее время, выделяем окончание, суффикс глагола прошедшего времени (-л-),  затем глагольный суффикс (
  -а-, -е-).
3.
 Выделяем корень.
4. Выделяем приставку, если она есть.

IV. Физминутка.
Я буду называть вам слова. Если слова с приставкой, вы хлопаете один раз в ладоши, если слово без приставки, вы приседаете.
Перебегать, молоко, культурный, закрыть, надрезать, поросёнок, победить, заснеженный, нарисовать, кактус, замазать, пилить.

V. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

У: Верно.  Прочитайте задание к упр. 53.
Д:
 Читают задание.
У: Я раздам каждой группе карточку, на которой написан глагол в начальной форме. Вам необходимо записать его в трёх разных формах в тетрадь. Все формы разобрать по составу. Задание выполняем в группах.
Д: Выполняют задание в группах.
У: Проверка
 задания по слайду.

Нести – несли, несут,  понесут.

Рисовать – рисовали, рисуют, порисуют.

Пилить – пилили, пилят, распилят.

Запомнить – запомнят, запоминают, запомнят.
У:
Ребята, а чего не хватает в разборе этих слов?
Д: Основы.

У: Откройте страницу 62 и прочитайте правило.
Д: Читают задание.
У: Какие суффиксы начальной формы глагола не входят в основу?
Д: -ть-,
 - ти-, -чь-
У: Какие суффиксы прошедшего времени не входят в основу глагола?
Д:
 -л-
У: А что ещё не входит в основу глагола?
Д: частицы –ся, -сь
У: Хорошо,  мы вспомнили правило,  теперь вернёмся к тем глаголам, которые мы разбирали и выделим у них основу.

У: Выделяют основу у слов.

У: Откройте учебник на стр. 63. Прочитайте текст про себя и спишите первые 2 предложения, вставляя все пропущенные буквы. 
Д: Пишу – пИсьма (безударный проверяемый гласный в корне), тебе ( безударный непроверяемый гласный в корне), ночами – нОчи (безударный проверяемый гласный в корне, написание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ),

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Напомните мне тему нашего урока сегодня.
Д: Разбор слова по составу.
У: Какую цель мы ставили в начале урока?
Д: Научиться разбирать слово
 по составу.
У: Достигли ли мы эту цель?
Д: Да.
У: С чего мы начинаем разбор слов.
Д: Сначала мы определяем часть речи.
У: Если это существительное или прилагательное, в каком порядке мы выполняем разбор?
Д: Окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
У: Что необходимо сделать перед разбором глагола?
Д: Определить форму и время глагола, только затем начинать разбор слова.
У: Все ли суффиксы входят в основу?
Д: Нет. Суффиксы начальной формы и прошедшего времени не входят в основу.
У: Что ещё не входит в основу?
Д: Частица –сь(-ся).
У: Верно. Не забудьте, что при разборе мы их никак не помечаем.
У: Оцените свою работу на уроке.

большие-пальцы-руки-вверх-вниз-и-середина-103131688.jpg  - Было легко, всё понял (а).

большие-пальцы-руки-вверх-вниз-и-середина-103131688.jpg- Было немного сложно.

VIII. Домашнее задание.
Домашнее задание: страница 61 упр. 54.



Предварительный просмотр:

Нести

3 лицо, мн.ч.           3 лицо, мн.ч.             3 лицо, мн.ч.                  
   пр.вр.                            н.вр.                      по + буд.вр.

Рисовать

3 лицо, мн.ч.           3 лицо, мн.ч.             3 лицо, мн.ч.                  
  пр.вр.                            н.вр.                       по +  буд.вр.

Пилить

3 лицо, мн.ч.           3 лицо, мн.ч.             3 лицо, мн.ч.                  
  пр.вр.                            н.вр.                       рас + буд.вр.

Запомнить

3 лицо, мн.ч.           3 лицо, мн.ч.             3 лицо, мн.ч.                  
  пр.вр.                            н.вр.                         буд.вр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"

Цель:  научить обучающихся разбирать глагол по составу.Задачи:развивать умения видеть в слове его части;учить объяснять условия выбора орфограмм;воспитывать интерес к родному языку.Оборудование: ...

Урок русского языка во 2-м классе "Родственные слова и формы слова".

Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа": Родственные слова и формы слова....

Урок русского языка слова антонимы 2 класс

Урок русского  языка по программе Начальная школа 21 век , 2 класс...

Урок русского языка "Разбор по составу глаголов"

Нестандартный урок русского языка «Разбор по составу глаголов» (УМК "Перспективная начальная школа")На этом уроке учащиеся не только учились разбирать глаголы, но  и вели разговор об истории олим...

Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...