Урок русского языка "Исследование слова "ветер" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
На данном уроке обучающиеся обобщают знания об имени существительном, развивают системное мышление, активизируют и расширяют словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russk_yaz_moiseeva.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Имя существительное.
Исследование слова ветер.
Цель урока: Обобщить знания об имени существительном.
Развивать системное мышление.
Активизировать и расширять словарный запас.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. На этом уроке мы будем исследовать слово. Вы будете маленькими исследователями. А кто такие исследователи – это люди которые познают что-то новое и делают научные открытия . Это слово спрятано в загадке.
По полю рыщет.
Поет, да свищет.
Деревья ломает.
К земле траву преклоняет.
- Посмотрим на слово ветер с разных сторон науки о русском языке.
Познавательный этап.
2. Первый раздел к которому мы обратимся – это ЛЕКСИКА. Лексика изучает значение слова . синонимы.
- Что обозначает слово ветер? Давайте обратимся к словарю.
( В словаре С.И. Ожегова «Ветер - поток воздуха».
В Б.Э.С. «Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности. Характеризующееся силой и скоростью».)
- Как вы думаете, какое определение точнее?
Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку. А можно ли изобразить ветер? Как? Да, действительно ветер изобразить нельзя – мы можем нарисовать предметы, которые подвержены воздействию ветра. Это лес – когда мы заходим в рощу слышим как шелестят листики, трава - почему они колышатся находятся под силой ветра. Можем нарисовать облака которые плывут в небе - почему потому что их гонит ветер.
Также лексика рассматривает и наличие синонимов.
- Что такое синонимы?
Какие синонимы имеет слово ветер?, Что они обозначают?
Посмотрим в словаре синонимов.
Вьюга - снежная буря.
Вихрь - сильный ветер с круговыми движениями воздуха.
Запишите синонимы слова ветер.
3. Что изучает ОРФОГРАФИЯ? Орфография изучает правильное написание слов.
- Произнесем слово ветер, как говорим? Послушаем себя и определим сколько здесь «опасных» мест.
Какой звук стоит в слабой позиции? Проговорим его несколько раз так, как пишем.
Запишите в тетрадь, Поставьте ударение, обозначьте безударную гласную.
4. Что изучает СЛОВООБРАЗОВАНИЕ? Оно изучает части слова, родственные слова.
- Какие части слова вы знаете? Посмотрим, как сконструировано это слово. Назовите его части? Как доказать , что здесь нулевое окончание?
Словообразование рассматривает и группу родственных слов. Какие родственные слова вы можете назвать? (ветерок, ветрище)
Почему они являются родственными? (у них общий корень - ветер -)
Запишите эти два слова в тетрадь.
- О чем сообщает слово ветерок? (легкий ветер)
Через какую часть слова выражено это значение? (Через - ок-)
- А какое значение имеет слово ветрище? (сильный ветер)
Какая часть слова несет эту информацию? (суффикс - ищ-)
5. Что изучает МОРФОЛОГИЯ? Этот раздел изучает (Части речи.)
- Какие части речи вы знаете?
-Какой частью речи является слово ветер?
- Образуйте прилагательное от слова ветер
-Вспомните что такое имя существительное?
Давайте сделаем морфологический разбор предложения.
С утра дует сильный ветер.
Ветер – сущ.,неод.,м.р., ед.,ч.
6. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
7. Что изучает СИНТАКСИС? Изучение предложения и словосочетание.
Перед вами карточки со строчками поэта Михаила Исаковского:
Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, пробежал по крыше,
Поиграл немного ветками черемух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых,
И, расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.
- Прочитайте про себя, приготовьтесь к чтению вслух.
- Что обозначает слово пожурил?
Ребята, автор в этом стихотворении как бы одушевляет слово ветер, сравнивает его с человеком.
Запишите первую строчку этого стихотворения. Выделите грамматическую основу предложения.
Подберем к слову ветер признаки. Какой ветер может быть?
Посмотрите какие я выписала признаки.
Запишем несколько словосочетаний.
8. Последний раздел, который мы сегодня рассматриваем называется ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Фразеология изучает устойчивое сочетание слов.
Например: Бросать слова на ветер.
Искать ветра в поле.
Свободный как ветер.
Как ветром сдуло.
Обобщение.
Вначале урока я сказала, что этот урок у нас необычный. Чем же он необычный?
Что нового узнали?
У вас на партах лежат смайлики, если вам все было понятно и интересно нарисуйте
вот такую улыбку, если что-то было непонятно – вот так, а если совсем неинтересно и непонятно, то вот так.
Ребята, многие писатели и поэты давали красочное описание ветру. Готовясь к этому уроку я нашла вот такие строчки, послушайте.
Сергей Козлов
- По осеннему лесу ходит ветер. Ходит ветер, опираясь на сосны. Стонут сосны, роняют шишки.
А.Екимцев
- В журавлином небе
Ветер тучи носит
Шепчет верба вербе:
«Осень . Снова осень.»
Я вам предлагаю тоже найти описание ветра либо в стихотворении, либо в рассказе, а может вы найдете научное описание слова ветер. Это и будет вашим домашним заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение алфавита....