Неопределенная форма глагола (онлайн-урок)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Урок по русскому языку для проведения в дистанционной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma_glagola.docx19.08 КБ
Файл neopred.forma_glagola.pptx709.4 КБ

Предварительный просмотр:

Онлайн урок по русскому языку по теме «Неопределенная форма глагола»

Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола как начальной, развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам неопределенной (начальной) формы.

Ход онлайн урока:

I.Орг.момент,

Здравствуйте, друзья мои! Сегодня наш урок я хочу начать с пословиц. Ведь в пословицах очень кратко и ёмко выражается истина, проверенная многовековой историей народа, опытом многих поколений.

Итак, давайте читать пословицы.

В умной беседе ума набираться, в глупой – свой потерять.

Лучше молчать, нежели врать.

В гости ходить – надо и к себе водить.

Не беречь поросли — не видать и дерева.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Я думаю, вы поняли смысл этих пословиц. Но если какая-то пословица показалась вам непонятной, её толкование всегда можно найти в «Словаре пословиц и поговорок».

II.Сообщение темы

А сейчас мы с вами найдём в пословицах глаголы, ведь наш урок сегодня вновь посвящён глаголам.

Вы помните, как находить глаголы? Просто надо знать, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать что делаешь? и некоторые другие.

Находим глаголы в пословицах.

В умной беседе ума набираться, в глупой – свой потерять.

В этой пословице два слова обозначают действие – что делать? Набираться и что сделать? Потерять.

Лучше молчать, нежели врать.

Что делать? Молчать и что делать? Врать.

В гости ходить – надо и к себе водить.

Что делать? Ходить и что делать? Водить.

Не беречь поросли — не видать и дерева.

Что делать? Не беречь и что делать? Не видать.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Что сделать? Прожить и что сделать? Перейти.

Обратите внимание, друзья мои, на то, что в этих пословицах глаголы отвечают либо на вопрос что делать? либо на вопрос что сделать? В этих глаголах невозможно определить, кто и когда выполняет действие. Поэтому глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? называют глаголами в неопределённой форме

Неопределённую форму глагола принято считать его начальной формой. Если надо найти какой-либо глагол в словаре, необходимо поставить его в неопределённую форму, то есть изменить этот глагол так, чтобы он отвечал либо на вопрос что делать? либо на вопрос что сделать?.

Например, вы не знаете, как правильно написать – «наклеИл» или «наклеЕл».

Ставим слово в начальную форму. Оно должно отвечать на вопрос что сделать?

Что сделать? Наклеить. И именно это слово находим в словаре.

Посмотрите, там написано «наклеИть», значит, и слово «наклеИл» будем писать с гласной И.

Но вернёмся к нашим пословицам. Обратите внимание на то, как заканчиваются глаголы в неопределённой форме.

Слова «потерять», «молчать», «врать», «ходить», «водить», «не видать», «прожить» оканчиваются на -ть.

В слове «набираться» после -ть добавляется ещё две буквы – ся.

Глагол «перейти» заканчивается на -ти.

Глагол «беречь» – буквой ч с мягким знаком.

Запомните, друзья мои, глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на -ть, -ти или -чь. Иногда после этих букв может добавиться -ся или –сь

III.Работа по теме

А теперь давайте немного развлечёмся. Я уверена, что вы любите разгадывать загадки. Сейчас я загадаю вам одну загадку, слушайте:

Из него куличики можно слепить,

Летом по тёплому босиком ходить,

Возле речки на нём полежать часок…

Ну, кто догадался, что это? .

Уверена, все догадались. Это песок.

А теперь найдите в этой загадке глаголы в неопределённой форме

Я думаю, вы быстро справились с этой работой, ведь глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и оканчиваются на -ть, -ти или -чь.

Что сделать? Слепить, что делать? Ходить, что сделать? Полежать. Все эти слова оканчиваются на -ть. И все они стоят в неопределённой форме.

А вот отгадка этой загадки, «ПЕСОК», является словарным словом. Постарайтесь запомнить его написание с гласной Е. Пе-сок.

Кстати, друзья мои, вы обратили внимание на то, что существует два вопроса у неопределённой формы глаголов – что делать? и что сделать? А чем же они отличаются? Вот послушайте маленькое стихотворение. Оно поможет вам понять, в чём отличие глаголов, отвечающих на эти вопросы.

– Делать…делать… недоделать…

 – Почему же недоделать?

 – Если взялся ты за дело,

 – Это дело надо сделать!

Вы поняли, друзья мои, в глаголах, отвечающих на вопрос что делать? чувствуется некоторая незавершённость действия, а если глагол отвечает на вопрос что сделать?, то в нём мы слышим уверенность в том, что дело обязательно будет завершено. Например, что делать? Рисовать, что сделать? Нарисовать. Что делать? Нести, что сделать? Принести.

IV.Итог урока

Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я сегодня хотела вам рассказать.

Что же вам надо запомнить?

* Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать? стоят в неопределённой форме.

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

* Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (чься).

А ещё не забудьте, как пишется словарное слово пЕсок.

Я же прощаюсь с вами. До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В умной беседе ума набираться, в глупой – свой потерять. Лучше молчать, нежели врать. В гости ходить – надо и к себе водить. Не беречь поросли — не видать и дерева. Жизнь прожить – не поле перейти. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делаешь? и некоторые другие. что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что сделать ? что сделать? что сделать?

Слайд 3

что делать? что сделать? Глаголы в неопределённой форме (начальная форма)

Слайд 4

и

Слайд 5

В умной беседе ума набира ться , в глупой – свой потеря ть . Лучше молча ть , нежели вра ть . В гости ходи ть – надо и к себе води ть . Не бере чь поросли — не вида ть и дерева. Жизнь прожи ть – не поле перей ти . что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что сделать ? что сделать? что сделать?

Слайд 6

Запомни! Г лаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на - ть , - ти или - чь . Иногда после этих букв может добавиться - ся или - сь .

Слайд 7

Загадка Из него куличики можно слепить, Летом по тёплому босиком ходить, Возле речки на нём полежать часок… Ну, кто догадался, что это?

Слайд 8

Что делать? Что сделать? Делать…делать … недоделать… Почему же недоделать? Если взялся ты за дело, Это дело надо с делать!

Слайд 9

Что делать? Что сделать?

Слайд 10

Запомним! Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать? стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола . Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на - ть (- ться ), - ти (- тись ), - чь ( чься ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...