Неопределенная форма глагола (онлайн-урок)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок по русскому языку для проведения в дистанционной форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennaya_forma_glagola.docx | 19.08 КБ |
neopred.forma_glagola.pptx | 709.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Онлайн урок по русскому языку по теме «Неопределенная форма глагола»
Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола как начальной, развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам неопределенной (начальной) формы.
Ход онлайн урока:
I.Орг.момент,
Здравствуйте, друзья мои! Сегодня наш урок я хочу начать с пословиц. Ведь в пословицах очень кратко и ёмко выражается истина, проверенная многовековой историей народа, опытом многих поколений.
Итак, давайте читать пословицы.
В умной беседе ума набираться, в глупой – свой потерять.
Лучше молчать, нежели врать.
В гости ходить – надо и к себе водить.
Не беречь поросли — не видать и дерева.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Я думаю, вы поняли смысл этих пословиц. Но если какая-то пословица показалась вам непонятной, её толкование всегда можно найти в «Словаре пословиц и поговорок».
II.Сообщение темы
А сейчас мы с вами найдём в пословицах глаголы, ведь наш урок сегодня вновь посвящён глаголам.
Вы помните, как находить глаголы? Просто надо знать, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать что делаешь? и некоторые другие.
Находим глаголы в пословицах.
В умной беседе ума набираться, в глупой – свой потерять.
В этой пословице два слова обозначают действие – что делать? Набираться и что сделать? Потерять.
Лучше молчать, нежели врать.
Что делать? Молчать и что делать? Врать.
В гости ходить – надо и к себе водить.
Что делать? Ходить и что делать? Водить.
Не беречь поросли — не видать и дерева.
Что делать? Не беречь и что делать? Не видать.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Что сделать? Прожить и что сделать? Перейти.
Обратите внимание, друзья мои, на то, что в этих пословицах глаголы отвечают либо на вопрос что делать? либо на вопрос что сделать? В этих глаголах невозможно определить, кто и когда выполняет действие. Поэтому глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? называют глаголами в неопределённой форме.
Неопределённую форму глагола принято считать его начальной формой. Если надо найти какой-либо глагол в словаре, необходимо поставить его в неопределённую форму, то есть изменить этот глагол так, чтобы он отвечал либо на вопрос что делать? либо на вопрос что сделать?.
Например, вы не знаете, как правильно написать – «наклеИл» или «наклеЕл».
Ставим слово в начальную форму. Оно должно отвечать на вопрос что сделать?
Что сделать? Наклеить. И именно это слово находим в словаре.
Посмотрите, там написано «наклеИть», значит, и слово «наклеИл» будем писать с гласной И.
Но вернёмся к нашим пословицам. Обратите внимание на то, как заканчиваются глаголы в неопределённой форме.
Слова «потерять», «молчать», «врать», «ходить», «водить», «не видать», «прожить» оканчиваются на -ть.
В слове «набираться» после -ть добавляется ещё две буквы – ся.
Глагол «перейти» заканчивается на -ти.
Глагол «беречь» – буквой ч с мягким знаком.
Запомните, друзья мои, глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на -ть, -ти или -чь. Иногда после этих букв может добавиться -ся или –сь
III.Работа по теме
А теперь давайте немного развлечёмся. Я уверена, что вы любите разгадывать загадки. Сейчас я загадаю вам одну загадку, слушайте:
Из него куличики можно слепить,
Летом по тёплому босиком ходить,
Возле речки на нём полежать часок…
Ну, кто догадался, что это? .
Уверена, все догадались. Это песок.
А теперь найдите в этой загадке глаголы в неопределённой форме…
Я думаю, вы быстро справились с этой работой, ведь глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и оканчиваются на -ть, -ти или -чь.
Что сделать? Слепить, что делать? Ходить, что сделать? Полежать. Все эти слова оканчиваются на -ть. И все они стоят в неопределённой форме.
А вот отгадка этой загадки, «ПЕСОК», является словарным словом. Постарайтесь запомнить его написание с гласной Е. Пе-сок.
Кстати, друзья мои, вы обратили внимание на то, что существует два вопроса у неопределённой формы глаголов – что делать? и что сделать? А чем же они отличаются? Вот послушайте маленькое стихотворение. Оно поможет вам понять, в чём отличие глаголов, отвечающих на эти вопросы.
– Делать…делать… недоделать…
– Почему же недоделать?
– Если взялся ты за дело,
– Это дело надо сделать!
Вы поняли, друзья мои, в глаголах, отвечающих на вопрос что делать? чувствуется некоторая незавершённость действия, а если глагол отвечает на вопрос что сделать?, то в нём мы слышим уверенность в том, что дело обязательно будет завершено. Например, что делать? Рисовать, что сделать? Нарисовать. Что делать? Нести, что сделать? Принести.
IV.Итог урока
Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я сегодня хотела вам рассказать.
Что же вам надо запомнить?
* Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать? стоят в неопределённой форме.
* Неопределённая форма – это начальная форма глагола.
* Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (чься).
А ещё не забудьте, как пишется словарное слово пЕсок.
Я же прощаюсь с вами. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В умной беседе ума набираться, в глупой – свой потерять. Лучше молчать, нежели врать. В гости ходить – надо и к себе водить. Не беречь поросли — не видать и дерева. Жизнь прожить – не поле перейти. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делаешь? и некоторые другие. что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что сделать ? что сделать? что сделать?
что делать? что сделать? Глаголы в неопределённой форме (начальная форма)
и
В умной беседе ума набира ться , в глупой – свой потеря ть . Лучше молча ть , нежели вра ть . В гости ходи ть – надо и к себе води ть . Не бере чь поросли — не вида ть и дерева. Жизнь прожи ть – не поле перей ти . что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что делать? что сделать ? что сделать? что сделать?
Запомни! Г лаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на - ть , - ти или - чь . Иногда после этих букв может добавиться - ся или - сь .
Загадка Из него куличики можно слепить, Летом по тёплому босиком ходить, Возле речки на нём полежать часок… Ну, кто догадался, что это?
Что делать? Что сделать? Делать…делать … недоделать… Почему же недоделать? Если взялся ты за дело, Это дело надо с делать!
Что делать? Что сделать?
Запомним! Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать? стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола . Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на - ть (- ться ), - ти (- тись ), - чь ( чься ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"
Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...
Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...