Конспект по русскому языку , 3 класс " Школа России". Тема " Винительный падеж"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Зиновина Анастасия Павловна

Представленный конспект для урока русского языка в 3 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_-_vinitelnyy_padezh.docx171.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 3

Учебник: русский язык, 2 часть.

Авторы учебников: Канакина, Горецкий.

УМК: « Школа России».

ТЕМА УРОКА : «Винительный падеж».

Цели урока:

Познавательные: 
- введение новых сведений о винительном падеже;

- формирование умения определять падеж по вопросу и предлогу;

 Развивающие:

- формирование  УУД целеполагания при формулировке цели урока;

- формирование рефлексивного действия осознания границ знания и незнания при разграничении изученного и неизученного материала на этапе постановки проблемы;

- формирование УУД взаимоконтроля при чтении слов, предложений на этапе решения учебной проблемы;

- формирование личностного УУД смыслообразования при проверке готовности к уроку;

- - формирование УУД коррекции,  при исправлении своих и чужих ошибок в процессе чтения и ответов на вопросы;

- формирование регулятивного действия самоконтроля, на этапе каллиграфической пятиминутки;

- формирование коммуникативных УУД ( умение выслушивать чужую точку зрения и высказывать, обосновывать свой ответ на вопрос);

- развитие точной, более богатой и выразительной речи.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность при выполнении работы;

- воспитывать толерантность, при выслушивании чужой точки зрения, при организации учебного диалога;

- формировать бережное и уважительное отношение к русскому языку.

План урока:

  1. Организационный момент.( 2 мин.).

- приветствие детей;

- готовность детей к уроку;

- создание эмоционального настроя на урок.

    2.  Каллиграфическая пятиминутка. ( 7 мин.)

          - предъявление новой буквы;

          - создание положительной мотивации к отработке новой буквы;

          - восстановление правильного способа написания буквы;

          - написание данной буквы и самоконтроль правильного её написания.

    3. Словарно – орфографическая работа. ( 7 мин)

         - проверка ранее изученных словарных слов;

         - введение нового слова.

    4. Проверка домашнего задания. (5 мин.).

          - проверка теоретического материала ( фронтальный опрос);

          - проверка письменного домашнего упражнения.

    5. Изучение новой темы. ( 20 мин)

         5.1. постановка учебной проблемы;

          - актуализация ранее изученных знаний;

          - осознание разрывов знания;

          - осознание причин затруднения;

          - формулировка проблемы.

         5.2  решение учебной проблемы;

         - работа со схемой,  правилом в учебнике;

         - выполнение упражнений, направленные на формирование способа действия.

         - выполнение упражнений продуктивного типа.

    6. Рефлексия урока; (3 мин).  

    7. Домашнее задание ( 2 мин.).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие детей:

Учитель: прозвенел и смолк звонок.

                Начинается урок.

                Тихо девочки за парту сели,

                Тихо мальчики за парту сели,

                На меня все посмотрели.

(дети приветствуют учителя).

Проверка готовности детей к уроку.

У: ребята, а сейчас давайте проверим, все ли готовы к уроку. Я буду называть предметы, а вы кладите на него руку, чтобы я видела: учебник, рабочая тетрадь, пенал с письменными принадлежностями, дневник.

(Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность).

У: все готовы начать урок?

Д: да!

Создание эмоционального настроя на урок.

У: Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

  1. Каллиграфическая пятиминутка.

У: открываем тетради. Записываем число и «классная работа».

( дети открывают тетради и подписывают число).

У: Чтобы узнать какую букву мы будем сегодня писать, вам нужно отгадать следующую загадку: 

( загадка в презентации). 

Маятник в часах всегда,

То оттуда, то туда,

Взад – вперед болтается,

Что ни день, то мается.

А умаявшись совсем,

Превратился в букву...

Д: в букву М.

У: правильно, а по каким же признакам вы догадались, что это буква « М»?

Д: первое слово с загадке начинается с буквы «М».

У: что вы знаете про эту буква. Дайте ее характеристику.

Д: буква «М» , обозначает  звук [м] - согласный, непарный, может быть мягким и твердым.

У: верно. Сегодня на уроке мы будет отрабатывать с вами написание буквы

« М» , а также нижнего соединения буквы «М», чтобы у нас с вами не возникало при письме таких ошибок.

( в презентации представлена буква « М», написанная с ошибкой).

C:\Users\Sacer\Desktop\преддипломная практика, 4 курс\р5.jpg

У: теперь берём ручки и прописываем в тетради букву « М» заглавную и строчную.

 ( учитель на доске показывает  правильное написание букв. Дети записывают в тетрадь).

У: Письмо заглавной буквы «М».

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем вверх и, отклоняя прямую линию вправо, доводим до середины междустрочного пространства, затем пишем линию с закруглением внизу и следим за тем, чтобы образовался уголок. Не отрывая руки, ведем вверх и отклоняем вправо, доводим до середины междустрочного пространства, прописываем линию с закруглением внизу вправо.

Письмо строчной буквы «м». Аналогично с написанием заглавной буквы «М», только размеры меньше.

( на доске пример).

https://2.bp.blogspot.com/-hwUdLOs22GU/WCDdl9vAouI/AAAAAAAAAmY/ZyNcgVtDDL8BGeSLV7L-qPWQ75dgf5TkQCLcB/s1600/107855653_large_Kalligrafiya_0024_novuyy_razmer_novuyy_razmer.jpg

У: сидим ровно, спинки прямые, следим, чтобы буквы получались округлые, линии получались наклонные, одной высоты, чтобы не было слишком острых углов.

У: написали?

Д: да.

У: Теперь подчеркните те буквы, которые вы написали правильно, без ошибок.

( дети подчеркивают в тетради буквы).

У: а теперь давайте поработаем над соединением заглавной буквы « М» с гласными буквами.

( учитель на доске демонстрирует соединение заглавной буквы «М» со строчной буквой «у» - Му, с буквой «о» - Мо, с буквой «я» - Мя.

У: Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем вверх и, отклоняя прямую линию вправо, доводим до середины междустрочного пространства, затем пишем линию с закруглением внизу и следим за тем, чтобы образовался уголок. Не отрывая руки, ведем вверх и отклоняем вправо, доводим до середины междустрочного пространства, прописываем линию с закруглением внизу вправо, не отрывая ручки, начинаем писать гласную букву. Пропишите, чередуя данные слоги у себя в тетради.

( дети прописывают слоги, отрабатывают соединения букв).

У: посмотрите на наши слоги, какое соединение во всех слогах?

Д: у буквы «М» только нижнее соединение.

У: подчеркните те соединения, которые у вас получились правильными.

( дети подчеркивают).

  1. Словарная работа.

Повторение ранее изученных словарных слов.

У: 1 человека выходит к доске. Повторяем изученные словарные слова.

( ученик у доски работает самостоятельно на отметку, остальные работаю в тетрадях).

Учитель диктует слова.

У: кровать, рябина, трамвай, пятница, около.

У: теперь давайте проверим. Первое слово –  кровать.  Проговорим по слогам.

Д: кро-вать.

У: Ставим ударение, выделяем орфограмму.

Идет проверка ученика, который работал и у доски, на оценку, и остальных детей, которые работали в тетради самостоятельно.

( если есть ошибка в слове, класс исправляет).

У: следующее слово – рябина. Проговорим по слогам.

Д: ря-би-на.

У:Ставим ударение, выделяем орфограмму.

У: следующее слово – трамвай. Проговорим по слогам.

Д: трам-вай.

У: ставим ударение, выделяем орфограмму, запоминаем непроверяемую гласную в корне.

У: следующее слово – около. Проговорим по слогам.

Д: о-ко-ло

У:Ставим ударение, выделяем орфограмму.

У: следующее слово – пятница. Проговорим по слогам.

Д: пят-ни-ца.

У: ставим ударение, выделяем орфограмму, запоминаем непроверяемую гласную в корне.

У: ученик, который работал у доски, за словарную работу получает отметку 5, 4 или 3, в зависимости от того, сколько ошибок допустил.

У: сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, которое вы потом запишите к себе в словарик. А чтобы узнать, какое это слово отгадаем загадку:

Подвязка для снопа,

Подстилка для скота,

В бескормицу – пирушка,

У мастера – игрушка.

У: что это?

Д: солома.

У: запишите теперь это слово к себе в словарик.

У: правильно,  а как вы догадались, что это солома?

Д: подвязка для снопа, подстилка для скота.

У: правильно. Наше новое словарное слово – это солома. Запишите его к себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму. Что за орфограмма?

Д: сочетание «оло».

Д: солоооооооома, ударение падает на 2 слог. Запоминаем гласную « О» в первом слоге, подчеркиваем ее.

У: разделите данное слово на слоги. Сколько слогов в этом слове и почему?

Д: со-ло-ма.  В данном слове 3 слога, т.к. 3 гласные буквы.

У: все верно, а теперь давайте подберем однокоренные слова к слову «солома». Что такое однокоренные слова?

Д: однокоренные слова – это слова, которые имеют общее лексическое значение и одинаковый корень.

Д: соломенный, соломенка, соломка.

У: составьте одно предложение с новым словарным словом и запишите его в тетрадь.

 ( дети записывают самостоятельно предложение).

  1. Проверка домашнего задания.

У: ребята, какое упражнение вы выполняли дома? Что вам было задано?

Д: упражнение 83, на странице 46 учебника.

У: возникли у вас трудности при выполнении домашней работы? Если возникли, то поднимите руку.

Д: мы справились.

У: молодцы!

 Физкультминутка.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

  1. Изучение новой темы.

  1. Постановка учебной проблемы.

У: запишем одно предложение к себе в тетрадь. Сережа работает у доски, все остальные в своих тетрадях.

« Корова щиплет молодую травку».

У: разберем это предложение по членам.

Д: это предложение по цели высказывания - повествовательное, по интонации – не восклицательное,  по наличию главных членов – простое, так как подлежащее – корова, подчеркиваем одной чертой, выражено существительным и сказуемое – щиплет, подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом; по наличию второстепенных членов – распространенное, так как  щиплет (что?) травку  - это дополнение, выраженное именем существительным, травку (какую?) молодую – это определение, выраженное именем прилагательным. Щиплет (где?) около дома – это обстоятельство места, выраженное именем существительным.

У: молодец, правильно. А теперь определи падежи имен существительных в этом предложении.

Д: первое существительное – корова ( кто? что?) – именительный падеж, так как отвечает на вопрос «кто?» и в предложении является подлежащим.

Второе слово – травку (что?) ....

Осознание разрывов знания.

Д: мы не знаем, как определить падеж этого слова.

( ученик не может определить , какого падежа данное существительное или именительного,  или винительного, так как это существительное отвечает на один и тот же вопрос «что?»).

Осознание причин затруднения.

У: в чем же у вас возникла трудность в определении падежа?

В: мы не знаем, как отличать  именительный падеж от винительного, когда существительное отвечает на вопрос «что?»,  который относится и к именительному, и к винительному падежу и стоит в предложении без предлога.

Формулировка целей урока:

У: значит, какова цель нашего урока?

Д: узнать о винительном падеже, с какими предлогами употребляется этот падеж, научимся отличать именительный падеж от винительного, и будем учиться находить существительные винительного падежа в тексте.

  1. Решение учебной проблемы.

У: откройте учебник на странице 48 и рассмотрите данную схему.

( дети 1 минуты рассматривают схему.)

У: кто же нам может рассказать, глядя на схему, про винительный падеж?

Д: винительный падеж отвечает на вопросы « Кого?» « Что?».  Также, винительный падеж употребляется с предлогами «через, про, на, за, под, о, во, в». Например, предложение, добрый пес на ветер не лает. Не лает ( на что?) на ветер, значит, сущ-ное «ветер» винительного падежа ( так как отвечает на вопрос «что?» и употребляется с предлогом винительного падежа «на»).

У: сейчас придумайте и запишите к себе в тетрадь 3 словосочетания, чтобы существительные стояли в винительном падеже. Предлоги обязательно выделяем в треугольник. На что будем смотреть при выполнении задания?

Д: на схему, с какими предлогами употребляется винительный падеж.

( дети 4 минут работают самостоятельно).

У: пожалуйста, София, прочитай, какие словосочетания ты составила?

Д: проехать через мост. Проехать( через кого? что?) через мост, существительное в винительным падеже, предлог «через». Следующее словосочетание – залезть под кровать. Залезть ( под кого? подо что?) под кровать, существительное в винительном падеже, предлог «под». Последнее словосочетание – положить в чай. Положить ( в кого? во что?) в чай, существительное в винительном падеже, предлог «в».

У: молодец, словосочетания составила верно. Ребята, у кого-нибудь возникли трудности с этим заданием?

Д: нет, все справились.

У: хорошо. Теперь давайте познакомимся с правилом на странице 49.

Прочитайте про себя данное правило и внимательно разберитесь в нем.

( дети 2 минуты знакомятся с правилом).

У: итак, что же говорится нам в этом правиле? Ксюша, расскажи, как ты поняла его.

Д: имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении подлежащим, стоит в именительном падеже, а имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в винительном падеже.

Например, равнину освещает солнце ( существительное «солнце» стоит в именительном падеже, так как отвечает на вопрос что? и в предложении является подлежащим, а сущ-ное «равнина» стоит в винительном падеже, так как отвечает на вопрос что? и в предложении является второстепенным членом: освещает (что?) равнину.).

У: кто не разобрался в данном правиле?

Д: все разобрались.

У: опираясь на это правило, выполним упражнение 87, на странице 48.

Что нужно сделать в этом упражнении? Саша, прочитай задание.

Д: в данном упражнение нужно определить падеж имени существительного море в каждом предложении. Записать в тетрадь только те предложения, в которых имя существительное море употреблено в винительном падеже. Подчеркнуть главные члены предложения.

У: пожалуйста, первое предложение, Саша объясняй.

Д: старик смотрел на море. Старик смотрел ( на кого? что?) на море,  существительно море в этом предложении стоит в винительном падеже, так как отвечает на вопрос что?, употреблено с предлогом «на» и в предложении является второстепенным членом. Главные члены предложения – старик ( подлежащее) и смотрел ( глагол). Это предложение выписываем.

У: хорошо. Ваня разбирает второе предложение.

Д: море слегка разыгралось. Слово «море» в данном предложении стоит в именительном падеже, так как отвечает на вопрос кто? что? и в предложении является подлежащим. Значит, это предложение мы выписывать не будем.

У: молодец. Сережа, разбирай следующее упражнение.

Д: вдали мы увидели море. Существительное «море» в этом предложении стоит в винительном падеже, так как отвечает на вопрос кого? что? и в предложении является второстепенным членом – увидели ( что?) море. Главные члены предложения: подлежащее – мы, выраженное местоимением, сказуемое - увидели. Значит, это предложение запишем к себе в тетрадь.

У:  и последнее предложение разбирает Кирилл.

Д: уплыла рыбка в море. Существительно «море» стоит в винительном падеже, так как отвечает на вопрос кого? что? употребляется с предлогом винительного падежа «в» и в предложении является второстепенным членом.

Главные члены: подлежащее – рыбка, выражено существительным, сказуемое – уплыла, выражено глаголом. Значит, выписываем предложение.

У: молодцы,  и у нас с вами осталось последнее правило по этой теме, на странице 50. Внимательно ознакомьтесь с ним.

( дети знакомятся с правилом 3 минуты).

У: итак, о чем это правило?

Д: как уметь различать родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных мужского рода.

У: как мы будем различать эти падежи?

Д: нужно использовать прием замены этих существительных одушевленными именам существительными женского рода или неодушевленными именами существительными мужского рода в тех же падежах.

У: что лучше понять это правило, давайте посмотрим на упражнение 90 и потренируемся в отработке данного правила.

У: посмотрите на упражнение. В каких падежах употреблены имена существительные со словами вижу и нет?

Д: в винительном и родительном падежах.

У: прочитайте, ставя правильный вопрос к существительным.

Д: вижу (кого? что?) девочку, мальчика, лису, медведя. Вижу ( кого? что?) стол, кедр.

Нет ( кого? чего?) девочки, мальчика, лисы, медведя. Нет ( кого? чего?) стола, кедра.

У: хорошо. Сейчас найдите имена существительные, которые в данных падежах имеют одинаковые окончания и отвечают на один и тот же вопрос.

Д: это существительные – мальчика и медведя.

У: как же мы с вами определим падеж этих слов, если у них одинаковый вопрос и окончания?

Д: по правилу, воспользуемся приемом замены. Заменим одушевленные имена сущ-ные мужского рода, на одушевленные имена существительные женского рода и сравним окончания.

Р.п. ( нет) кого? чего?Мальчика. Заменяем, например, (нет) кого? чего? девочки, окончание –и, (нет) кого? чего? лисы, окончание –ы.

В.п. ( вижу) кого? что? Мальчика. Заменяем, например, (вижу) кого? что? Девочку, окончание –у.

Видим, что окончания существительных теперь отличаются, и мы можем определить правильно падеж имен существительных.

  1. Рефлексия урока.

У: ребята, наш урок подходит  к концу. С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

Д: винительный падеж.

У: чему учились на уроке?

Д: учились определять винительный падеж, учились различать винительный падеж от именительного и винительный падеж от родительного.

У: на какие же вопросы отвечает винительный падеж?

Д: кого? Что?

У: с какими предлогами употребляется?

Д: с предлогами – через, про, на, за, под, о, во, в.

У: какие трудности у вас возникли на уроке?

Д: все было понятно.

  1. Домашнее задание.

У: открываем дневники и записываем домашнее задание. Страница 48-50 правила выучить, предлоги винительного падежа знать наизусть, упражнение 91, на странице 51.

У: урок окончен. До свидания.

Д: до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Обобщение знаний о падежах имён существительных.Цели урока: Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных.Планиру...

Конспект урока русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Роль прилагательных в тексте"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....

урок русского языка 4 класс Школа России тема: Предложный падеж

На уроке формируется представление о П.П через выяснение особенностей данного падежа. Урок разработан в соответствии с ФГОС....

урок русского языка 3 класс Школа России тема: Предложный падеж

урок русского языка по теме "Предложный падеж" 3 класс по УМК Школа России урок представлен в технологической карте...

Русский язык. 3 класс. Школа России. Тема. Все падежи. Признаки падежей. Упражнение в определении падежей

способствовать формированию умения определять падежи имён существительных по падежному вопросу...

Конспект урока русского языка. УМК «Школа России» Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Учитель: Горбачева М.В.Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «суффикс», формировать умения выделять суффиксы в словах.Задачи:образовательные: познакомить с понятием, тренировать в уме...