урок русского языка 3 класс Школа России тема: Предложный падеж
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Чиркова Галина Григорьевна

урок русского языка по теме "Предложный падеж" 3 класс по УМК Школа России 

урок представлен в технологической карте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhnyy_padezh_sushch.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями,

                               портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, презентация

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

УУД

  1. Орг.момент.

- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

-  Посмотрите на экран.

Эпиграфом к уроку я взяла слова М.В. Ломоносова.                     Слайд

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

Читают слова а слайде

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В.

Ломоносов)

- учить русский язык

-

Личностные  УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные  УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места

II. Актуализация знаний

- Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

Ребята прописывают буквы по образцу  Пп

задачи;

2. Словарная работа

На доске записаны словарные слова с пропущенными буквами.

Бер*г, б*рёза, гор*д, з*вод, комн*та, мол*ко, обл-ко, р*бина,  ябл*ко

- Что общего в этой группе слов?

- На какие группы можно разделить эти слова  по какому то признаку?

-Запишите слова в 3 столбика

Вставьте пропущенные буквы

Проверка: на слайде

3.Воспроизведение знаний об имени существительном.

- Мы начали работу с части речи имя существительное

- Что вы еще  можете рассказать об имени существительном?

 Составляем «кластер»

-Как определяем падеж у имен существительных?  

- в некоторых падежах вопросы одинаковые. Например , как отличить И.п. от В.п.?

-какой падеж легко узнать по предлогу?

-Все ли падежи мы изучили?

Сформулируйте тему      урока.

-Что нужно выяснить о предложном падеже?

Вопросы, предлоги, член предложения.

-Какие поставим задачи перед собой?

Читают слова, анализируют.

Словарные слова, имена существительные

- по родам

м.р., ж.р., ср. р

-Взаимопроверка и оценивание работы соседа по парте.

На доске составляется совместно «кластер»

Сущ.

по вопросам

- И.п-это подлежащее, В.п- второстепенный член

-П.п

-Нет, не изучали -П.п

-Будем знакомиться с П.п

-Какие имеет вопросы, предлоги, каким членом предложения является

-Узнать подробнее о предложном падеже

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения

Регулятивные УУД:

учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную задачу;

III.Работа по теме.

1.- Составим маршрут нашего движения .

- Итак, начинаем исследовать особенности П.п

-Заполняем пункты №1 и №3

- Какие вопросы у предложного падежа?

-А вам интересно узнать, кто придумал такое название падежу?

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться( думать) о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный,

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

2.- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?

Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами.  

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……                    корона

Буду с ней сидеть на …..         трон

Я мечтаю о ……            слон

Чтоб кататься при ….          луна

Вечерами в ….             полумгле

Я мечтаю об ….           орёл

Буду с ним летать на ….         воля

Буду я учиться в ….          школа

Ой, мечтаю я уже

О ……                   падеже      предложный

- В каком падеже вы поставили имена существительные

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Заполните маршрутный лист. Пункт №4

- что мы уже выяснили о п.п.? 

кластер

Сравним наши вывод с выводами в учебнике. Стр54. Прочитать.

-Рассказ о себе (П.п)- что рассказывает о себе П.п.?    

Маршрут движения. ( у каждого ученика)

 1. Название падежа.

2.Вспомогательное слово.

3. Вопросы падежа.

4. Предлоги падежа.

 5. Член предложения

О ком? О чем?

Вспомогательное слово «думать»употребляется с предлогами

-Работаем в парах.

(выполняют на листочках)

В П.п.

-о короне, на троне,о слоне, при луне,в полумгле, об орле

- о,на, при, об

Заполняют маршрутный лист

кластер

о ком?   О,на,

                 при, об

О чем?

Чтение вывода в учебнике

Слайд. Учащиеся читают

Познавательные УУД:

делать отбор информации для решения  поставленных задач

Коммуникативные УУД:

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

-умение  работать в парах;

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

IV. Первичное закрепление знаний.

1..с.54 №98

2.Вернемся к маршрутному листу. Что еще не исследовали?

Творческая работа.

На доске слова.

В воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились, дедушка.

-Прочитайте.Сколько предложений можно составить из данных слов?

Запишите предложения в тетрадь

- Разберите предложения по членам предложения и попробуйте сформулировать вывод

Выполняют упр.по заданию

Фронтальная проверка

-Каким членом предложения является П.п

Читают слова.

 -Два предложения

-Дедушка рассказывал о внуке.

-В воздухе кружились листочки.

.

Работают самостоятельно, делают вывод.

Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём?  В предложении являются второстепенным членом предложения.)

Регулятивные УУД:

-учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;

высказывать свою версию решения проблемы (задачи) совместно с учителем

. V.Закрепление изученного.  

  1. Работа по карточкам. 

 - Возьмите карточки. Укажите  падеж имён существительных.

Взаимопроверка

блестела на траве (____)

проехать по улице (____)

выбрались из чащи (____)

построил дачу (____)

работал на почте(____)

рассказ о книге(____)

идём по дороге(____)

читал о космосе(____)

Метапредметные  УУД :  Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Предметные  УУД :  Умение применять знания на практике

VI.Рефлексия.  

Слайд

Я вам предлагаю задание.-тест . Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже?

Если слово в Предложном падеже  – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».

- Что у вас получилось?

- Раз у вас получилось это слово, значит, вы хорошо потрудились на уроке  и получили от урока награду,  то есть новые знания. Ваши труды превращаются в оценки.

(

-Слово молодец.

Предметные  УУД :  Умение применять знания на практике

VII

Итог урока

 _- Составим «Синквейн»

О П.п.

Д.з.

Падеж

Предложный , сложный

Отвечает, употребляется,используется

Учусь определять П.п

Изменение(склонение)

Метапредметные  УУД :умение делать выводы;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...

урок русского языка 4 класс Школа России тема: Предложный падеж

На уроке формируется представление о П.П через выяснение особенностей данного падежа. Урок разработан в соответствии с ФГОС....

Урок русского языка УМК «Школа России» Тема: «Роль предлогов в речи»

Урок русского языкаУМК «Школа России»Тема: «Роль предлогов в речи»...

Русский язык. 3 класс. Школа России. Тема. Все падежи. Признаки падежей. Упражнение в определении падежей

способствовать формированию умения определять падежи имён существительных по падежному вопросу...

Конспект урока русского языка. УМК «Школа России» Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Учитель: Горбачева М.В.Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «суффикс», формировать умения выделять суффиксы в словах.Задачи:образовательные: познакомить с понятием, тренировать в уме...

Технологическая карта урока русского языка «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных в женском роде единственного числа» УМК "Школа России"4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировать понятие о склонении прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах; умение правильно употреблять и п...