Урок русского языка "Общее понятие о предлоге"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка по теме"Общее понятие о предлоге", для 2 класса.Тип урока-урок открытия новых знаний. УМК "Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_yaz_obshchee_ponyatie_o_predloge.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

УМК : «Школа России»

Предмет: русский язык                                класс 2

Учитель: Ванчинова Галина Петровна

Школа: МБОУ СОШ № 126 г. Снежинска Челябинской области

Тема урока

«Общее понятие о предлоге».

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Целевые установки урока

(для учителя)

Цель: формировать общие представления о предлоге как части речи, его роли в предложении.

Задачи: Познакомить с ролью предлогов в русском языке.

Создать условия для совершенствования культуры речи учащихся, развития аналитического мышления, памяти, внимания, способностей к самоконтролю, умения выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

Формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

Определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами.

-Мотивационная готовность к учебной деятельности.

-Осознание необходимости новых знаний.

-Самоконтроль, установление связи между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности.

-Умение осуществлять  итоговый и пошаговый контроль по результату.

-осознание  качества и уровня усвоения.

-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

- Анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности).

-Осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя).

-Моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной.

-Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

-Умение строить монологические высказывания.

Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, карточки.

Учебно-методическая литература:

- учебник «Русский язык.2 класс. Часть 2» автор: Канакина В.П. 

- рабочая тетрадь на печатной основе для 2 класса.

ЦОР

- Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной,

В.Г. Горецкого Русский язык. 2 класс.

- Презентация к уроку.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя      

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

I.Организация класса, мотивация

-Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем волшебную фразу: «Я пришёл(а) в школу учиться, я буду учиться хорошо». А вашими помощниками на уроке будут внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

 - Начинаем урок с орфографической зарядки и чистописания.

 Слайд 1           Шёл Саша по шоссе,

                          Нёс су...ки  в ме…ке.

- Прочитайте скороговорку про себя, подумайте, какие буквы надо вставить, докажите.

Слайд 2 (буквы вставлены).

- «Точим язычок» (читаем 3 раза с ускорением темпа, 3 раза вполголоса быстро, вместе «Успей за учителем», 2,3 чел. индивидуально).

- Чистописание: Шш, ши, шш, ше.

-  Прочитайте еще раз скороговорку и скажите,  по какому признаку можно разделить эти слова на группы?  (части речи:  имена существительные, глаголы.  Риск: могут сказать «имена прилагательные».)

-Запишите изученные части речи в две группы самостоятельно в тетрадях.

Вопросы учителя перед проверкой: какое правило помогло вам найти имена существительные? Глаголы?

Проверка  (работа в парах)

- 1.Проверь правильность выполнения задания.

 2.Обсудите с другом: а) каким образом вы поняли задание; б) совпали или нет ваши способы выполнение задания и результаты.

Слайд 3.

-Сверьте по образцу.

III. Постановка учебной задачи.

- Какие слова не попали ни в одну из групп?

- Почему я не выписала эти слова?

- Кто знает, как можно назвать эти слова? (предлоги, слова - помощники)

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( О предлогах)

- Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: "Общее понятие о предлоге".

Физкульминутка (1 куплет «Танец обезьянок» )

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Слайд 4.    Предлог.

- Слово «Предлог» обозначает стоящий перед словом. В русском языке более 200 предлогов. Прочитаем  по цепочке частоупотребляемые предлоги в таблице упр.185 на стр.109 учебника.

Работа в группах (учащиеся подобраны в группы по силам, каждая группа получает листы с заданием) Слайд 2. 

-Спикер группы начинает со слов: «Нам надо было выяснить…  Для этого мы…»

Задание 1 группе.

1)Выпишите из скороговорки предлоги со словами, перед которыми  стоит предлог. Определите,  с какой частью речи употребляются предлоги.

2)Проверьте в тексте ваши предположения.

       По улице слона водили. Воробей влетел в окно.

3)Сделайте вывод, с какой частью речи употребляются предлоги.

Задание 2 группе.

  1. Выпишите из скороговорки предлоги со словами, с которыми они употреблены. Понаблюдайте, слитно или раздельно со словом пишутся предлоги?
  2. Проверьте свои предположения на тексте.

По улице слона водили. Воробей влетел в окно.

  1. Сделайте выводы о написании предлога со словом. Предположите, почему пишутся так?

Задание 3 группе (дети с огран возможн).

  1. Выпишите из скороговорки предлоги.
  2. Найдите эти предлоги в предложениях:

По улице слона водили. Воробей влетел в окно.

  1. Понаблюдайте, изменяется ли написание предлогов. Сделайте вывод.

Задание 4 группе.

1)Прочитать скороговорку. Задать вопросы к словам. К каким словам нельзя задать вопрос?

2)Проверить предположение на тексте.

По улице слона водили. Воробей влетел в окно.

3)Сделать вывод, на какие вопросы отвечают предлоги?

Задание 5 группе (дети одарённые).

1)Прочитайте скороговорку без предлогов. Предположите, для чего предлоги употребляются в речи.

2)Вставьте в текст  предлоги:

…  улице слона водили. Воробей влетел  …  окно.

3)Сделайте вывод, для чего служат предлоги в предложении?

Проверка. 

Слайд 5.  

1.          Шёл Саша по шоссе,

             Нёс сушки  в мешке.

2.    По улице слона водили. Воробей влетел в окно.

 После отчёта каждой группы на слайде 4 добавляются выводы.

Слайд 4.    Предлог – часть речи.

Употребляется с именем существительным.

Пишется со словом раздельно.

Не изменяется.

Ни на какой вопрос не отвечает.

Служит для связи слов в предложении.

-Прочитайте правило на стр.109, 110. Карандашом отметьте (+) то, что мы сегодня узнали, (-) то, о чём не говорили на уроке.

- К правилам ещё вернёмся.

Физкульминутка (комплекс для глаз)

V.Первичное закрепление.

1.Послушайте шуточный диалог. Назовите предлоги.

-У моей кошки на шейке белое пятнышко.

-Зато моя кошка за мышами охотится.  (у, на, за)

- С какой частью речи употребляются предлоги?

Как пишутся предлоги со словами?

2.Задание: раскройте скобки.

Ребята гуляли  (в)парке. (Около) ели скамейка.  Белка прыгала  (с)ветки  (на)ветку.

VI. Рефлексия.

1.Диктант с предварительной подготовкой.

-Чтобы написать диктант без ошибок, вспомним орфограммы в словарных словах.

Слайд 6.  

д . рога  сах . р  М . сква  к . ньки  м . г . зин

 Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык. 2 класс. Тема «Предлоги», задание 7.

Проверка. 

Взаимопроверка (меняются тетрадями)

Слайд 7.

по дороге, с сахаром, из Москвы, на коньках, в магазине

- Как написали предлоги со словами?

Раздельно – 5 раз. Вы – умнички. 3 – хорошо. Сами оцените свою работу.

2.Вернёмся к правилу на стр.109.Где вы поставили минус? Можете ли вы ответить на вопрос «Почему перед глаголами предлогов не бывает»?

Эту проблему и другие мы будем решать с вами на следующем уроке.

Д. з. Правило стр.109,110

       Рабочая тетрадь:упр.113 стр.52 (всем)

                                  упр.112 стр.52 (с огранич возм.)

                   

Подготовка класса к уроку. Учитель   желает удачи в предстоящей работе

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Помогает организовать работу в парах.

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Учитель даёт инструктаж.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Выслушивает ответы учащихся, направляет беседу в нужное русло. Фиксирует ответы учащихся.

Даёт задание.

Ведёт подготовку к выполнению второго задания.

Устанавливает осознанность восприятия.

Выявляет

уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Вписывает нужные буквы.

Осуществляет воспроизведение диктанта с диска.

Организует рефлексию.

Учитель задаёт домашнее задание.

Готовят рабочие места (школьные принадлежности, учебники, тетради), настраиваются на урок.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Работают в парах по плану.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Дети читают предлоги.

Дети работают в группах.

Спикеры сообщают результаты исследования.

Выполняют задание.

Мальчик и девочка разыгрывают диалог.

Дети отвечают на вопросы.

3 ученика работают с обратной стороны доски.

Работают по цепочке.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Записывают под диктовку.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, внешние мотивы.

Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

Регулятивные: осуществлять  итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной.

Регулятивные:

Целеполагание.

Познавательные: анализ, синтез

Логические:

принятие учебной задачи

Познавательные:

моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные: планирование своих действий.

Коммуникативные: учатся строить монологические высказывания.

Познавательные – моделирование

Познавательные: анализ, синтез

Предметные: определять разновидности орфограмм и соотносить их с  изученными  правилами;

Регулятивные:

осуществляют итоговый контроль по результату.

Предметные: определять разновидности орфограмм и соотносить их с  изученными  правилами;

Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

Регулятивные: осознание  качества и уровня усвоения.

Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Диагностика достижения планируемых результатов:

Предметные

- осознавать предлог как часть речи

- устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога

Метапредметные

- использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного.

- использовать правила для подтверждения своей позиции.

- работать с разными видами информации (тексты, правила)

- слушать и понимать речь друг друга

Личностные

      - способность к самооценке

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

- уметь с точностью и полнотой  выражать свои мысли

I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."...

Конспект урока. Тема: "Общее понятие о предлоге", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...

Конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»

В данном материале размещен конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»...