Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и познакомятся с новой - предлогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme_predlog_2_klass.rar | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Мартынова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20» г. Абакана р. Хакасия
Конспект урока русского языка
Класс: 2
Образовательная система: «Школа 2100».
Тема. Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.
Цель: познакомить обучающихся с понятием «предлог» и его ролью в речи.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;
- формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;
- развивать память, мышление;
- воспитывать аккуратность, интерес к знанию родного языка.
Тип урока: урок введения нового материала.
Продолжительность урока: 45 минут.
Оборудование: компьютер, проектор, таблица «Предлоги», дидактические подвижные модели: шмель с ромашкой, божья коровка с листочком, скворечник со скворцом; карточки с предлогами, которые развешиваются по классу.
Подготовительная работа: в сценарии урока задействованы сказочные герои (Буратино, Мальвина), которых играют ученики старшего класса. С ними разучиваются слова сценки. Если такой возможности нет, то на слайдах предусмотрены картинки героев и появляющиеся реплики. Если же в уроке используется драматизация, то ненужные слайды можно удалить.
Логика построения урока: дети попадают на урок к Мальвине и Буратино и становятся его активными участниками.
Ход урока
- Организационный момент (слайд 2).
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказок. А в какую именно сказку мы попадём, вы сейчас сами отгадаете. Закройте глазки и скажите волшебные слова: Крекс, фекс, пекс.
( звучит муз. заставка к сказке. Появляются Буратино и Мальвина. Буратино сидит за партой). (слайд 3)
- В какую сказку мы попали?
Дети: Буратино.
Учитель: Правильно, мы попали на урок в сказке: « Приключения Буратино».
(Буратино сидит за партой, подложив под себя ногу. Мальвина «ведёт» урок). (слайд 4)
Мальвина (строго): Сядьте прямо, вытащите из-под себя ногу, положите руки перед собой, не горбитесь… И кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино: Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Мальвина: Теперь я займусь вашим воспитанием. Первый урок - русский язык. Откройте тетрадь и запишите число.
Учитель: Ребята, давайте, и мы с вами откроем тетрадки и запишем сегодняшнее число. Какие орфограммы встретились в записи числа?
( Дети в тетрадях записывают число, подчёркивают орфограммы).
- Минутка чистописания.
Учитель: А теперь займёмся чистописанием. (слайд 5) У Мальвины на ленте написаны чередования букв. Определите порядок следования букв в строчке, продолжите ряд.
(запись): Бба Ббе Бби Ббо …(Ббу Ббы Ббэ Ббю Ббя).
Каков порядок букв?
Мальвина: Подчеркните буквы, которые получились у вас ровными и красивыми.
- Актуализация опорных знаний.
(На экране герои сказок и слова). (слайд 6)
Учитель: Однажды Мальвина, Пьеро, Буратино и Артемон сидели на лужайке и играли словами. Пьеро выбирал себе слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Как называются эти слова?
Дети: Существительные.
Учитель: назовите какие здесь записаны существительные.
Дети: ключик, азбука, Дуремар.
Учитель: запишите их к себе в тетрадь.
Учитель: Мальвина выбирала слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Как называются эти слова?
Дети: Прилагательные. (слайд 7)
Учитель: назовите какие здесь записаны прилагательные.
Дети: красивая, синее, смелый.
Учитель: запишите их к себе в тетрадь.
Учитель: Артемон выбрал слова, отвечающие на вопросы: Что делать? Что сделать?
Дети: Глаголы. (слайд 8 )
Учитель: назовите какие здесь записаны глаголы.
Дети: бегать, писать, играть.
Учитель: запишите их к себе в тетрадь. (слайд 9)
Учитель: А Буратино ничего не оставалось, как взять себе все оставшиеся слова, которые не отвечали ни на какие вопросы. Какие это слова?
Дети: в, по, на. (слайд 10)
4. Постановка проблемы.
Буратино (обиженно): Что же это за слова, если к ним даже вопроса нельзя задать? Опять мне не повезло.
Мальвина: Это очень нужные слова и ты сегодня в этом убедишься.
Учитель: Ребята, а может быть уже кто-то знает как называются эти слова? (выслушать ответы детей).
5.Словарная работа.
Учитель: А как называются эти слова вы узнаете, расшифровав слово. (слайд11 )Для этого вам надо расположить прямоугольники от самого большого до самого маленького. Какое слово у вас получилось? (слайд12 )
Предлог
Мальвина: Предлог - это греческое слово, означает « перед словом». Всего насчитывается около 200 предлогов.
6.Открытие нового.
Буратино: А я составил предложение с новым словом: (слайд 13 )
Буратино пишет тетради предлоги.
Мальвина: Ребята, а вам нравится предложение, которое составил Буратино?
Дети: Нет, не хватает предлога.
Мальвина: Какой предлог надо добавить?
Дети: в.
Учитель: Запишите предложение, которое у вас получилось.
(На экране выводятся два предложения (слайд14 ):
Буратино пишет в тетради.
Буратино пишет на тетради).
Мальвина: Буратино, сравни два предложения.
Буратино: Эти предложения одинаковые.
Учитель: А вы ребята с ним согласны?.. Что общего в этих предложениях?
Дети: В конце стоит точка, по 5 слов в каждом, есть одинаковые слова.
Учитель: А чем эти предложения отличаются?
Дети: Предлогами.
Учитель: Какую роль играют предлоги в предложении?
Дети: Связывают слова по смыслу.
Учитель: Как пишутся предлоги со словами?
Дети: Раздельно.
Учитель: Давайте теперь подытожим всё, что мы узнали про предлог.
Дети: Предлог-это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлог со словами пишутся раздельно.
Учитель: Чаще других употребляются следующие предлоги (вывешивается таблица предлогов). (слайд 15) Прочитайте предлоги. Назовите те из них, написание которых не совпадает с произношением.
Дети: об, под, над, из, без.
Учитель: Запишите эти слова и запомните, как они пишутся.
7. Физ. минутка.
Мальвина: А теперь я проверю, как вы хорошо знаете предлоги. Я буду называть предлоги и имена существительные. Если произнесу существительное - поднимите руки вверх и потянитесь. Услышав предлог - присядьте.
Огонь, о, котёл, без, под, тина, черепаха, около, дружба, над, пиявка, про.
8. Развитие речи.
Учитель: Закончив рассказывать материал урока, Мальвина велела Буратино зарубить его себе на носу. На что тот охотно согласился и заметил. (слайд16 )
Буратино: Благодаря тому, что у меня такой длинный нос, я ещё многое смогу себе зарубить.
Учитель: Ребята, а что значит: зарубить на носу?
Предположения детей.
Мальвина: (слайд 17) «Зарубить на носу» означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Учитель: Запишите себе в тетрадях: зарубить на носу.
9. Первичное закрепление.
Мальвина: А теперь я вам даю такое задание. Найти в стихотворении слова с предлогами, выписать их на планшет и продемонстрировать на демонстрационных моделях. Работать вы будете по рядам, а Буратино вам будет помогать. (слайд 18 )
1группа:
Божья коровка ползёт по листку:
« Я на листке посижу, отдохну».
Дождик закапал, закрыл горизонт:
« Спрятаться надо под лист, как под зонт».
2 группа:
Шмель ромашку повстречал,
Он к ромашке подлетал,
Над ромашкою кружил,
Хоровод вокруг водил.
3 группа:
У скворечника скворец,
Первый житель - удалец,
За скворечник залетал,
Под скворечник подлетал,
На скворечнике сидел,
Всю округу оглядел.
Дети выписывают на планшет слова с предлогами, демонстрируют их на моделях.
Мальвина: Молодцы, справились с заданием. Вот вам другая задачка. По классу развешаны предлоги. Подберите подходящие предлоги к словам, написанным на доске. (слайд 19)
( Два человека и Буратино работают у доски).
В театре, за столом, у дерева, на полу, к берегу.
Учитель: Давайте проверим, как вы выполнили это задание.
10. Повторение.
Мальвина: А теперь задание для вас, ребята. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
( Текст выведен на экране). (слайд 20)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Учитель: поменяйтесь тетрадками и давайте проверим, как вы выполнили задание. (слайд 21)
11. Итог урока.
Буратино: ребята, большое спасибо за то, что помогли мне выполнить все задания Мальвины. (слайд 22 )
Мальвина: А я хочу пожелать вам, чтобы в ваших тетрадках всегда стояли только одни «пятёрки», вы учились прилежно и старательно. (слайд 23 )
Учитель: Ребята, с какой частью речи мы познакомились? Закончите предложения (на экране) (слайд 24):
Предлоги - это… часть речи, которая служит для … связи слов в предложении и со словами пишутся …раздельно.
12. Домашнее задание.
Учитель: написать рассказ о том, как Буратино учился в школе и в тексте подчеркнуть предлоги.
п
д
е
р
л
о
г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Школа 2100") 4 класс
Презентация содержит слайды по теме к уроку изучениея нового материала....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание местоимений с предлогами". 4-й класс
Конспект урока русского языка по теме "Правописание местоимений с предлогами". 4-й класс...
Урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»
Представлен конспект урока русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»...
Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс
Презентация содержит материал к уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...
Конспект урока русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России".
Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России". Презентация к данному уроку....
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"
: фФормировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи,За учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.РаРазвивать ...