Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Мартынова Ирина Николаевна

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и познакомятся с новой - предлогом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme_predlog_2_klass.rar2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Мартынова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20» г. Абакана р. Хакасия

Конспект урока  русского языка

Класс: 2

Образовательная система: «Школа 2100».

Тема. Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.

Цель: познакомить обучающихся с понятием «предлог» и его ролью в речи.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;
  2. формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;
  3. развивать память, мышление;
  4. воспитывать аккуратность, интерес к знанию родного языка.

Тип урока: урок введения нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица «Предлоги»,  дидактические подвижные модели: шмель с ромашкой, божья коровка с листочком, скворечник со скворцом; карточки с предлогами, которые развешиваются по классу.

Подготовительная работа: в сценарии урока задействованы сказочные герои (Буратино, Мальвина), которых играют ученики старшего класса. С  ними разучиваются слова сценки. Если такой возможности нет, то на слайдах предусмотрены картинки героев и появляющиеся реплики. Если же в уроке используется драматизация, то ненужные слайды можно удалить.

Логика построения урока: дети попадают на урок к Мальвине и Буратино и становятся его активными участниками.

Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 2).

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказок. А в какую именно сказку мы попадём, вы сейчас сами отгадаете. Закройте глазки и скажите волшебные слова: Крекс, фекс, пекс.

( звучит муз. заставка к сказке. Появляются Буратино и Мальвина. Буратино сидит за партой). (слайд 3)

- В какую сказку мы попали?

Дети: Буратино.

Учитель: Правильно, мы попали на урок в сказке: « Приключения Буратино».

(Буратино сидит за партой, подложив под себя ногу. Мальвина «ведёт» урок). (слайд 4)

Мальвина (строго): Сядьте прямо, вытащите из-под себя ногу, положите руки перед собой, не горбитесь… И кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Буратино: Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Мальвина: Теперь я займусь вашим воспитанием. Первый урок - русский язык. Откройте тетрадь и запишите число.

Учитель: Ребята, давайте, и мы с вами откроем тетрадки и запишем сегодняшнее число. Какие орфограммы встретились в записи числа?

( Дети  в тетрадях записывают число, подчёркивают орфограммы).

  1. Минутка чистописания.

Учитель: А теперь займёмся чистописанием. (слайд 5) У Мальвины на ленте написаны чередования букв. Определите порядок следования букв в строчке, продолжите ряд.

(запись): Бба Ббе Бби Ббо …(Ббу Ббы Ббэ Ббю Ббя).

Каков порядок букв?

Мальвина: Подчеркните буквы, которые получились у вас ровными и красивыми.

  1. Актуализация опорных знаний.

(На экране герои сказок и слова). (слайд 6)

Учитель: Однажды Мальвина, Пьеро, Буратино и Артемон сидели на лужайке и играли словами. Пьеро выбирал себе слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Как называются эти слова?

Дети: Существительные.

Учитель: назовите какие здесь записаны существительные.

Дети: ключик, азбука, Дуремар.

Учитель: запишите их к себе в тетрадь.

Учитель: Мальвина выбирала слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Как называются эти слова?

Дети: Прилагательные. (слайд 7)

Учитель: назовите какие здесь записаны прилагательные.

Дети: красивая, синее, смелый.

Учитель: запишите их к себе в тетрадь.

Учитель: Артемон выбрал слова, отвечающие на вопросы: Что делать? Что сделать?

Дети: Глаголы. (слайд 8 )

Учитель: назовите какие здесь записаны глаголы.

Дети: бегать, писать, играть.

Учитель: запишите их к себе в тетрадь. (слайд 9)

Учитель: А Буратино ничего не оставалось, как взять себе все оставшиеся слова, которые не отвечали ни на какие вопросы. Какие это слова?

Дети: в, по, на. (слайд 10)

4. Постановка проблемы.

Буратино (обиженно): Что же это за слова, если к ним даже вопроса нельзя задать? Опять мне не повезло.

Мальвина: Это очень нужные слова и ты сегодня в этом убедишься.

Учитель: Ребята, а может быть уже кто-то знает как называются эти слова? (выслушать ответы детей).

5.Словарная работа.

Учитель: А как называются эти слова вы узнаете, расшифровав слово. (слайд11 )Для этого вам надо расположить прямоугольники от самого большого до самого маленького. Какое слово у вас получилось? (слайд12 )

                                                                   

                                   Предлог

Мальвина: Предлог - это греческое слово, означает « перед словом». Всего насчитывается около 200 предлогов.

6.Открытие нового.

Буратино: А я составил предложение с новым словом: (слайд 13 )

Буратино пишет тетради предлоги.

Мальвина: Ребята, а вам нравится предложение, которое составил Буратино?

Дети: Нет, не  хватает предлога.

Мальвина: Какой предлог надо добавить?

Дети: в.

Учитель: Запишите предложение, которое у вас получилось.

(На экране выводятся два предложения (слайд14 ):

Буратино пишет в тетради.

Буратино пишет на тетради).

Мальвина: Буратино, сравни два предложения.

Буратино: Эти предложения одинаковые.

Учитель: А вы ребята с ним согласны?..  Что общего в этих предложениях?

Дети: В конце стоит точка, по 5 слов в каждом, есть одинаковые слова.

Учитель: А чем эти предложения отличаются?

Дети: Предлогами.

Учитель: Какую роль играют предлоги в предложении?

Дети: Связывают слова по смыслу.

Учитель: Как пишутся предлоги со словами?

Дети: Раздельно.

Учитель: Давайте теперь подытожим всё, что мы узнали про предлог.

Дети: Предлог-это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлог со словами пишутся раздельно.

Учитель: Чаще других употребляются следующие предлоги (вывешивается таблица предлогов). (слайд 15) Прочитайте предлоги. Назовите те из них, написание которых не совпадает с произношением.

Дети: об, под, над, из, без.

Учитель: Запишите эти слова и запомните, как они пишутся.

7. Физ. минутка.

Мальвина: А теперь я проверю, как вы хорошо знаете предлоги. Я буду называть предлоги и имена существительные. Если произнесу существительное - поднимите руки вверх и потянитесь. Услышав предлог - присядьте.

Огонь, о, котёл, без, под, тина, черепаха, около, дружба, над, пиявка, про.

8. Развитие речи.

Учитель: Закончив рассказывать материал урока, Мальвина велела Буратино зарубить его себе на носу. На что тот охотно согласился и заметил. (слайд16 )

Буратино: Благодаря тому, что у меня такой длинный нос, я ещё многое смогу себе зарубить.

Учитель: Ребята, а что значит: зарубить на носу?

Предположения детей.

Мальвина: (слайд 17) «Зарубить на носу» означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Учитель: Запишите себе в тетрадях: зарубить на носу.

9. Первичное закрепление.

Мальвина: А теперь я вам даю такое задание. Найти в стихотворении слова с предлогами, выписать их на планшет и продемонстрировать на демонстрационных моделях. Работать вы будете по рядам, а Буратино вам будет помогать. (слайд 18 )

1группа:

Божья  коровка ползёт по листку:

« Я на листке посижу, отдохну».

Дождик закапал, закрыл горизонт:

« Спрятаться надо под лист, как под зонт».

2 группа:

Шмель ромашку повстречал,

Он к ромашке подлетал,

Над ромашкою кружил,

Хоровод вокруг водил.

3 группа:

У скворечника скворец,

Первый житель - удалец,

За скворечник залетал,

Под скворечник подлетал,

На скворечнике сидел,

Всю округу оглядел.

Дети выписывают на планшет слова с предлогами, демонстрируют их на моделях.

Мальвина: Молодцы, справились с заданием. Вот вам другая задачка. По классу развешаны предлоги. Подберите подходящие предлоги к словам, написанным на доске. (слайд 19) 

( Два человека и Буратино работают у доски).

В театре, за столом, у дерева, на полу, к берегу.

Учитель: Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

10. Повторение.

Мальвина: А теперь задание для вас, ребята. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

( Текст выведен на экране). (слайд 20)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Учитель: поменяйтесь тетрадками и давайте проверим,  как вы выполнили задание. (слайд 21)

11. Итог урока.

Буратино: ребята, большое спасибо за то, что помогли мне выполнить все задания Мальвины. (слайд 22 )

Мальвина: А я хочу пожелать вам, чтобы в ваших тетрадках всегда стояли только одни «пятёрки», вы учились прилежно и старательно. (слайд 23 )

Учитель: Ребята, с какой частью речи мы познакомились? Закончите предложения (на экране) (слайд 24):

Предлоги - это… часть речи, которая служит для … связи слов в предложении и со словами пишутся …раздельно.

12. Домашнее задание.

Учитель: написать рассказ о том, как Буратино учился в школе и в тексте подчеркнуть предлоги.

п

д

е

р

л

о

г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Школа 2100") 4 класс

Презентация содержит слайды по теме к уроку изучениея нового материала....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание местоимений с предлогами". 4-й класс

Конспект урока русского языка по теме "Правописание местоимений с предлогами". 4-й класс...

Урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»

Представлен конспект урока русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс  «Школа 2100»...

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

Конспект урока русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России". Презентация к данному уроку....

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"

: фФормировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи,За учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.РаРазвивать ...