Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Котельникова Маргарита Валерьевна

Цели деятельности учителя:

·        формирование знаний о правописании предлогов;

·        развитие умения употреблять предлоги в речи.

Планируемые результаты

Предметные:

·        узнать, что такое предлог;

·        узнать какую роль играет предлог в речи;

·        научиться правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи.

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. (2часть), тетради, раздаточный материал (карточки), презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлога в речи.

Дата: 17 апреля 2018г., вторник

Школа: МАОУСОШ №148

Класс: 2 «А»

Урок: 3

Время: 10.10-10.50

Кабинет: 106

Учитель: Гришкевич В.В.

Студент: Максимова М., 32гр.

Методист: Воронова М.В.

Цели деятельности учителя:

  • формирование знаний о правописании предлогов;
  • развитие умения употреблять предлоги в речи.

Планируемые результаты

Предметные:

  • узнать, что такое предлог;
  • узнать какую роль играет предлог в речи;
  • научиться правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. (2часть), тетради, раздаточный материал (карточки), презентация

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: беседа

1 мин

- Доброе утро, ребята. Меня зовут Маргарита Валерьевна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Давайте улыбнёмся друг другу, ровно встанем, садитесь.

Р: планирование, саморегуляция

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: учебная презентация

Практический метод: работа с учебником

6 мин

-  Давайте поднимем глазки, и прочитаем про себя строчки на слайде:

На полянке у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит.

Б. Заходер

- Кто прочитает для всего класса?

- Ребята, что значит на полянке?

- Что значит у тропинки?

- С бугорка?

- И что означает под ёлкой?

- Давайте сейчас попробуем прочитать строчки без выделенных слов и посмотрим, что же у нас получится.

- Хорошо. Ребята, как вы думаете, как же называются эти загадочные слова?

- Действие происходит на полянке

- Действие происходит у тропинки

- Задействован бугорок

- Действие происходит под ёлкой

- Получается бессвязный текст

- Предлоги

Р: саморегуляция

П: поиск и выделение необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие

3.

Постановка учебной задачи

Наглядный метод: учебная презентация

Словесный метод: беседа

4 мин

- Как будет называться тема нашего урока?

- Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с предлогом, как с частью речи.

- Какие задачи на урок мы можем поставить перед собой?

- Верно. Давайте скорее приступим к работе.

- Слова на, у, с, под – это предлоги. Посмотрите и скажите, с какими частями речи они употреблены?

- Тема нашего урока: предлоги

- Узнать, что такое предлог; узнать роль предлога в речи.

- Они употреблены с именами сущ-ми: на полянке, у тропинки, с бугорка, под ёлкой

Р: целеполагание, планирование, саморегуляция

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов

4.

Открытие детьми нового знания

Практический метод: работа с учебником

Словесный метод: беседа

5 мин

- Сейчас откроем учебник на стр. 109. Посмотрите сверху на правило, кто прочитает его для всего класса?

- Хорошо. Ребята, так что такое предлог?

- Для чего он нужен? Какова его роль в речи?

- Отлично. А кто мне скажет, с какими словами употребляются предлоги? С какой частью речи?

- А с какой частью речи не употребляются?

- Хорошо. Кто обратил внимание, как написаны предлоги со словами? Слитно или раздельно?

- Молодцы.

- Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с именами сущ. Перед глаголами предлогов не бывает.

- Предлог – это часть речи.

- Предлог служит для связи слов в предложении.

- Предлоги употребляются в речи вместе с именами сущ-ми.

- Не употребляются с глаголами.

- Предлоги со словами пишутся раздельно

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Практический метод: работа с учебником, работа в тетрадях, выполнение физических упражнений

Словесный метод: беседа

15 мин

- Посмотрите на доску. Кто прочитает предлоги, как они написаны?

- Хорошо. Сейчас прочитайте, как мы их произносим. Ребята, видите, что буква и звук не совпадают? Как мы можем проверить?

- Верно. Написание предлогов можно только запомнить.

- Молодцы. Сейчас записываем дату: семнадцатое апреля, и в классе.

- Давайте перед минуткой чистописания сделаем пальчиковую гимнастику.

На двери весит замок,

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили, постучали и открыли!

- Сейчас прописываем строчку: слово «апрель». Сели ровно, тетрадка под наклоном, кто готов ручку на локоток.

- Посмотрите на упр-е 186. Здесь нужно списать предложения, вставляя нужные предлоги. 2 человека работают у доски на оценку. Каждому по 3 предложения. Ребята, помните, что предлоги с именами сущ-ми пишутся раздельно.

- Давайте проверим, правильно ли ребята написали на доске.

- Откроем стр.110. Давайте прочитаем правило, которое дано сверху.

- Устали? Сейчас мы проведём физминутку

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

- Молодцы, присаживайтесь на места.

- Сейчас посмотрите на 187 упр-е. Давайте прочитаем текст. Как мы можем его озаглавить?

- Хорошо. Как вы можете объяснить выражения:

Исчез на минутку из глаз

Откуда ни возьмись

Мигом скрылся

Осталась с носом

- Хорошо.

- Сейчас самостоятельно из 187 упр-я выпишите все предлоги вместе с именами сущ-ми.

- Сравните с доской, так ли у вас получилось.

- Кто выписал все предлоги? Кто выписал лишнего?

- Молодцы. В следующий раз будете внимательнее.

- у, из, в, через, для, с, без, при, перед, между, к, на, по, за, про, о, над, до, под, около.

- никак

1. Дети гуляли в лесу. 2. Весной птицы летят с юга на север, а осенью – с севера на юг.3. Лебеди летели над морем. 4. Хлеб пекут из муки. 5. Мы читали книгу о животных. 6. Апрель с водой, май с травой.

- Предлоги со словами пишутся раздельно. Это орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково: над, без, под.

- Бельчонок; встреча с бельчонком.

- Некоторое время не видели

- Неизвестно откуда появился

- Быстро спрятался

- Осталась ни с чем

На сосне, с ветки, на ветку, на минутку, из глаз, по земле, к берёзе, около берёзы, из травы, в ветвях, с носом.

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство, поиск и выделение необходимой информации

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: саморегуляция

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: самостоятельная работа

Наглядный метод: учебная презентация

5 мин

- Ребята, сейчас открываем раб.тетрадь на стр. 52. Посмотрите на №112. Прочитайте задание про себя.

- Кто мне скажет, что нужно сделать?

- Верно. Выполняем это задание самостоятельно. При выполнении, если будут повторятся предлоги, по 2 раза не пишите.

- Сейчас возьмите в руки простые карандашики, и над каждым правильным ответом ставим «+».

- у кого 17 «+» поставьте 5, 12-17 «+» 4, меньше 12 тройка.

- В задании нужно рассмотреть запись, найти предлоги и записать их.

- на, по, под, до, за, из, в, с, у, о, к, об, над, около, без, для, про

Р: саморегуляция, оценка

П: структурирование знаний

К: управление поведением партнера

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический метод: работа с учебником, работа в тетрадях

Словесный метод: беседа

8 мин

- Посмотрите сейчас на упр-е 113, в рабочей тетради. Кто прочитает задание?

- Хорошо. Рассмотрите первый рисунок. Какие предлоги даны?

- Какие предложения можем составить?

- Рассмотрите второй рисунок. По аналогии подумайте и назовите мне предложения, которые можно составить.

- И точно также работаем с третьим рисунком.

- Рассмотри рисунки, прочитайте предлоги. Составьте предложение по любому рисунку.

- Под, на

- Под деревом растёт гриб. На дереве сидит птица.

- Над будкой летит птица. За будкой сидит кошка. Миска стоит около собаки.

- По небу плывут облака. Курочка говорит с цыплёнком. В солнечный день мы пошли гулять.

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство, структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партнера

8.

Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа 

2 мин

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание, Р.т. стр. 53, учебник стр. 109-110 правила наизусть.

- Ребята, с какой новой темой мы сегодня познакомились?

- Какая цель перед нами стояла? Удалось нам ее достигнуть?

Оцените свою работу на уроке.

   На партах у вас есть карточки, в которой нужно раскрасить фразы, которые отвечают на поставленные вопросы. В первом столбце вопросы, справа от них по два варианта ответов.

Вопрос:

Ответы:

Предлоги пишутся раздельно с:

Существительными

Глаголом

Урок мне показался:

Интересным

Скучным

Сегодня на уроке я..

Узнал много нового

Повторил то, что знал

ЗАПИСЫВАЮТ Д/З

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ, ПРОВОДЯТ САМОАНАЛИЗ

Р: саморегуляция, оценка

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания, синтез

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

На полянке у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, А под ёлкой снег лежит.

Слайд 3

Тема урока: Предлог как часть речи.

Слайд 4

На полянке у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, А под ёлкой снег лежит.

Слайд 5

Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с именами сущ. Перед глаголами предлогов не бывает.

Слайд 8

На сосне, с ветки, на ветку, на минутку, из глаз, по земле, к берёзе, около берёзы, из травы, в ветвях, с носом.

Слайд 10

На, по, под, до, за, из, в, с, у, о, к, об, над, около, без, для, про 17-16 «+» – 5 12-15 «+» – 4 11 и меньше «+» – 3

Слайд 12

Д/з: Р.т . стр. 53, учебник стр. 109-110 правила наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...

Технологическая карта урока русского языка на тему:" Предлог как часть речи".

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Предлог как часть речи  Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуни...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...

Конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»

В данном материале размещен конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»...

Технологическая карта урока русского (2 класс). Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предлоге, как о служебной части речи.Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать предлоги среди других слов и в пре...