Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Зиборова Ирина Анатольевна
Класс: 3
УМК «Начальная школа XXI века»
Предмет: русский язык
Тема: Имя прилагательное
Тип урока: урок открытия нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в 3 классе по данной теме, урок уточнения и конкретизации понятия «имя прилагательное»
Цель: формировать представление об имени прилагательном как о части речи, выработка навыков и умений выделять имена прилагательные в тексте, создание условий для формирования УУД
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
| осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью действий при определении имён прилагательных; | осуществлять анализ текста и выделять слова по заданным основаниям; ставить вопросы к словам; формулировать выводы; | умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты), с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения |
Дидактические средства: учебник «Русский язык. 3 класс» под. ред. С.В. Иванова, памятки, карточки с заданиями для парной и групповой работы.
Оборудование: компьютер, проектор
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
1 мин. | Словесное приветствие. | Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. | Организовывают рабочее место. Настраиваются на работу. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку.
|
5 мин. | Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. (слайд 1) Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой? | Знаком ли вам этот отрывок из стихотворения? Кто его автор? Обратите внимание на правила записи стихотворного текста и на образцы записи соединений, | Самостоятельно выполняют письмо отрывка стихотворения по образцу, данному на слайде (слайд 1) | Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний | Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии. |
5 мин. | Создание проблемной ситуации. Проводит беседу и с помощью наводящих вопросов помогает выделить прилагательные в тексте. | О чём вы записали стихотворение? Какие слова помогают нам представить мяч? На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? Для чего их использует автор? Получилось ли бы у вас представить каким был мяч, если бы поэт не включил бы эти слова? К какой части речи относятся эти слова? | Отвечают на вопросы учителя, ищут прилагательные в тексте, ставят к ним вопрос, пытаются их объяснить и охарактеризовать | Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. Предметные: определяют прилагательные, ставят к ним вопросы | Развитие речи учащихся |
5 мин. | Представление темы урока и формулирование целей урока (фронтально) | Тема нашего урока «Имя прилагательное» (слайд 2) Что вы уже знаете про эту часть речи? Что ещё нужно узнать? (слайд 3) Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока с помощью слов-подсказок:
| Формулируют задачи урока с учётом предложенной темы и с помощью слов подсказок | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: Уточняют понятие об имени прилагательном как о части речи | подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний и уточнения задач изучения учебной темы |
7 мин. | Работа с доводящей карточкой по теме: «Имя прилагательное» (парная форма)Карточка 1. | Поработаем с доводящей карточкой по нашей теме. Она поможет нам решить наши учебные задачи. Вспомним правила работы в паре (слайд 4) 1.На работу с первой частью карточки- 5-7 минут. Как будете готовы – встаньте из-за парт. 2. Работа со второй частью карточки в парах. Какая пара готова встаёт из-за парт. Проверка работы в парах . Слушание 2-3 пар: как работали, на какие вопросы отвечали? 3. Работа с 3 частью карточки в парах. | 1. Осмысленно читают первую часть карточки, уясняют учебный материал (Карточка №1). 2. Работают со второй частью карточки по вопросам?(задают вопросы друг другу, вставляют слова в клише) 3. Работа с 3 частью карточки в парах. Проверка выполнения задания по ответам (Карточка №2) | Личностные: Применяют правила учебного сотрудничества, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, извлекают необходимую информацию из учебного текста карточки Предметные: Уточняют понятие об имени прилагательном как о части речи | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия, извлекают необходимую информацию из учебного текста, самостоятельно добывают знания |
4 мин. | «Самолет» видеоролик | ||||
7.Конструирование нового способа действия. 5 мин. | Работа в группе. Уточнение представлений об имени прилагательном как о части речи. | Поработайте в группе. Сравните два текста, найдите прилагательные. С какой частью речи связаны прилагательные? Выпишите прилагательные, подставьте к ним вопросы, выпишите слова к которому относятся эти прилагательные. | Работают в группе. Сравнивают 2 текста (Карточка №3). Находят прилагательные, ставят вопросы к прилагательным, определяют существительные, к которым относятся прилагательные | Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, применяют правила учебного сотрудничества | Строят рассуждения, понятные для собеседника, учатся делать выводы |
8. Применение общего способа действия для решения частных задач. . 7 мин. | 1. Проверка работы групп. Слушание ответов. 2. Подбор существительных к прилагательным, подбор вопросов к прилагательным. | 1.Чем схожи и чем различаются тексты? Какой текст вам больше всего понравился? Почему? Какие прилагательные были в тексте? С какой частью речи связано имя прилагательное? 2. Подберите существительные к данным прилагательным: А) Рыжая, хитрая, ловкая…. Б) Неуклюжий, мохнатый, косолапый….. В) Белый, пушистый, холодный …. Г) Сладкое, круглое, сочное…. Д) Яркое, ласковое, весеннее …. | 1. Показывают результаты работы в группах. Объясняют выбор ответов на задания в карточках. 2. Подбирают существительные к прилагательным. | Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, осознанно строить речевое высказывание | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе внутреннем плане; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой |
9. Контроль на этапе окончания учебной темы. 3 мин. | Контроль. | Выполнение контрольного теста по итогам изучения темы.(Карточка №4) | Выполняют тест, проверяют свои знания по теме урока. контролируют правильность проверки при помощи экрана | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы |
10. Итог урока. 3 мин. | Итоговая рефлексия. | - Что мы делали сегодня на уроке? -Что нового вы узнали? - Кому понравился урок? - Были ли задания, которые у вас вызвали трудность? - С каким настроением вы сейчас уйдёте с урока? - Выразите своё отношение, к уроку используя прилагательные… Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя. | Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа №15»
« » сентября 2020 года Зиборова Ирина Анатольевна
Директор МБОУ «Школа №15»
« » сентября 2020 года Стахинюк Елена Владимировна
КАРТОЧКА №1.
Доводящая карточка по теме: «Имя прилагательное».
Теория | Речевые клише | Задания – уровень стандарта |
Прочитай текст: Имя прилагательное – часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам(имеют ту же форму, что и имена существительные от которых они зависят). В предложении имена прилагательные чаще всего бывают определениями.
| Вставь пропущенные слова в предложения: Имя прилагательное – это ________ ____, которая называет ______ __________ , отвечает на вопросы _____? ______? ___ ? _____ ? _____ ? _____ ? Имена прилагательные изменяются по ________ , _________ и ____________ . Имена прилагательные зависят от ______ В предложении имена прилагательные ___________________ . |
I вариант. Выплыло на голубое небо красное солнце. Жаворонок выпорхнул из родного гнезда и запел серебристую песенку. II вариант. Заяц пробежал по росистому лугу за сочной травой. В зелёной воде плавали прозрачные рыбки. |
КАРТОЧКА №2.
Задания уровень стандарта (ответы I вариант) | Задания уровень стандарта (ответы II вариант) |
I вариант. Выплыло на голубое небо красное солнце. Жаворонок выпорхнул из родного гнезда и запел серебристую песенку. | II вариант. Заяц пробежал по росистому лугу за сочной травой. В зелёной воде плавали прозрачные рыбки. |
КАРТОЧКА №3.
Сравните два текста, найдите прилагательные. С какой частью речи связаны прилагательные? Выпишите прилагательные, подставьте к ним вопросы, выпишите слова к которым относятся эти прилагательные.
ТЕКСТ №1. | ТЕКСТ №2. |
Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее. | Люблю березку русскую, А. Прокофьев. |
КАРТОЧКА №4.
Тест «Имя прилагательное».
1.Что такое имя прилагательное?
А) определение б) часть предложения; в) часть речи.
2. Выберите правильный ответ.
Имена прилагательные обозначают:
а) название предмета;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
3. Подчеркните имена прилагательные.
Веселый, синее, прохладный, погода,
дует, свежий, тонкая, сквозит, ветерок.
4. Поставьте вопрос имени прилагательному.
Лес(_____________) зеленый;
Поляна (_____________) солнечная;
Сосны (___________) высокие;
5. Образуй слова, обозначающие признаки предметов.
Книга – книжный веселье - ___________
Рыба - ______________ мясо - ______________
6. Сколько имён прилагательных в стихотворении?
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли..
А) 4 б) 3 в) 2 г) 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"
Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Понятие об имени прилагательном как часть речи"
Понятие об имени прилагательном как часть речи, 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Связь имени прилагательного с именем существительным"
Связь имени прилагательного с именем существительным, 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Роль имен прилагательных в тексте"
Роль имен прилагательных в тексте, 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных в тексте"
Род имен прилагательных в тексте, 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение имён прилагательных по родам" 3 класс "Школа России"
"Изменение имён прилагательных по родам"...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное", 3 класс
Цели деятельности: развитие умений находить в словах орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм:Планируемые ...