Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конюхова Ирина Юрьевна
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Автор УМК: Т.Г.Рамзаева
Тип урока: урок закрепления знаний
Технологическая карта изучения темы
Тема | Обобщение знаний об имени прилагательном |
Цели | Образовательные: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи; углубить знания учащихся о данной части речи.Развивающие:Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению; развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.Воспитательные:Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.Личностные УУД: - самоопределение; - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: - целеполагание; - формировать умение концентрировать внимание; -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка Коммуникативные УУД: -формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; - организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками; - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; -проявлять активность во взаимодействии, умение заслушивать выступления других, при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы. |
Планируемый результат | Определять лексическое значение имён прилагательных; подбирать к именам существительным подходящие имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные; находить синонимы, антонимы среди других слов; определять род и число имён прилагательных; образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. |
Основные понятия | Имя прилагательное, антонимы, синонимы, род, число имён прилагательных, определение. |
Оборудование | Презентация «Обобщение знаний об имени прилагательном», карточки для работы в парах, карточки для составления кластера, компьютер, медиапроектор. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах. |
Содержание взаимодействия с учащимися
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент (2 мин) | Учитель рассказывает: - Ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И работать сегодня мы будем под девизом: «Успех дарит радость». Слайд 1. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Мысленно скажите: - Я исследователь, я учёный. Мои мысли ясные, ибо я исследователь, мои мысли умные, яркие, ибо я исследователь. Мысленно пожелайте друг другу хороших идей, ясных мыслей, дружной работы. Организует беседу, выявляющую знания детей по теме. При необходимости корректирует результаты ответов. - Какими качествами надо обладать исследователю? - Исследователь в первую очередь должен уметь мыслить, т.к. красив тот, кто красиво мыслит. | Приветствуют гостей, улыбаются. Улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются по местам. Отвечают на вопрос.
| Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителями и одноклассниками. Личностные: самоопределение. Регулятивные: формировать умение концентрировать внимание. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. |
2. | Актуализация знаний (5 мин) | Слайд 2. - Прочитайте слова. Давайте вставим пропущенные буквы, объясним орфограмму. Работаем чётко: орфограмма, проверочное слово. Сер..це, б..рёза, ска..ка, цв..ток, помощ… - В слова какой части речи мы вставляли пропущенные буквы? - Что такое имя существительное? - Определим род имён существительных. | Читают слова, объясняют орфограмму. Отвечают на поставленные вопросы. | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: формировать умение концентрировать внимание. |
3. | Самоопределение к деятельности (2 мин) | - Определите тему нашего урока по стихотворению. Я имя ищу необычное, звучное, Слайд 3. - Так как это последний урок по данной теме, определите учебную задачу. - Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? - Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам. | Определяют тему урока. Определяют учебную задачу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: анализ объектов. Коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли. |
4. 1) | Организация взаимодействия с учащимися по теме урока Подбор имен прилагательных к словам с непроверяемой безударной гласной (3 мин) |
- Что такое имя прилагательное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? Слайд 4. - Давайте подберём имена прилагательные к словам – именам существительным, в которые мы вставили пропущенные буквы. | Отвечают на поставленные вопросы. Подбирают имена прилагательные. | Коммуникативные: развитие внимания, развитие монологической и диалоговой речи. Познавательные: анализ и синтез, опора на уже известное, формирование знаково-символического действия. Регулятивные: самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
2) | Самостоятельная работа (5 мин) | Слайд 5. - К данным именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания. Рыжие, колючий, лесная, русая, большое, острый. Слова для справок: нож, глушь, лисички, окно, коса, ёж. - Проверим, какие словосочетания у вас получились. - Какой сделаем вывод? С какой частью речи связано имя прилагательное? | Подбирают имена существительные. Сверяют написанное с записью на слайде. Делают вывод. | Регулятивные: анализировать собственную работу. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. |
5. | Физкультминутка (2 мин) | Учащиеся под музыку выполняют упражнения | ||
6. 3) | Организация взаимодействия с учащимися по теме урока
Работа в паре (5 мин) | Организует работу в парах. - Ребята, как называются слова близкие по значению? - Как называются слова противоположные по значению? - Одна голова хорошо, а две лучше. Поработаем в паре. Задание на карточках «Найди пару». - На карточке под номером 1 подберите к словам слева антонимы, на карточке под номером 2 подберите синонимы. Соединяем с помощью стрелок. Слайды 6,7. | Отвечают на поставленные вопросы. Работают в паре. Сверяют выполненное с записью на слайдах. | Познавательные: выявлять сходство и различие объектов. Коммуникативные: умение работать в парах, учитывая позицию собеседника. Регулятивные: формировать умение концентрировать внимание, анализировать собственную работу. Личностные: знание основных моральных норм (взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству. |
4) | Определение рода и числа имён прилагательных (6 мин) | - Как изменяются имена прилагательные? - Как определить род и число имени прилагательного? Слайд 8. - Прочитайте задание на доске. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите число и в единственном числе – род имён прилагательных. - Задание выполняем с комментированием. Вкусный торт, сладкая ягода, голубое небо, любимый цветок, полевые цветы, прозрачная вода, холодное утро, вечерние новости. Вывод. - На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? Какие окончания имеют? И т.д. | Отвечают на поставленные вопросы. Читают задание. Выполняют задание. Делают вывод. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Регулятивные: формировать умение концентрировать внимание, анализировать собственную работу. Личностные: знание основных моральных норм (взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству. |
5) | Разбор предложения (5 мин) | - Вы отлично справились с заданием и поэтому, посмотрите, вам засияло замечательное солнышко. Слайд 9. Давайте запишем предложение: Яркое солнце улыбается детям. - Какое окончание написали в слове яркое? Почему? - Какая орфограмма встретилась в предложении? - Подчеркните главные члены. - Найдите в предложении прилагательное. Каким членом предложения является имя прилагательное? Как мы выделяем определение? Слайд 10. – Дословный перевод названия “прилагательное” с греческого языка “эпитет”. На уроках чтения мы знакомились с этим понятием. Вот как объясняет значение слова “эпитет” толковый словарь Ожегова. Эпитет – это художественное, образное определение, подчёркивающее один из признаков предмета. Чаще всего выражен полным прилагательным. | Записывают предложение в тетрадь. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. | Личностные: знание основных моральных норм (взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, формирование навыков чтения, умение находить конкретные сведения, факты. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Регулятивные: формировать умение концентрировать внимание, анализировать собственную работу.
|
6) | Работа в группах (5 мин) | Организует групповую работу. - Сейчас поработаем в группах. Составим кластер «Имя прилагательное». У вас на парте лежат карточки. Выберите только то, что относится к имени прилагательному. Составление кластера. | Делятся на две группы, составляют кластер. | Познавательные: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, умение заслушивать выступления других, при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками. Личностные: знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.. |
7. | Итог урока (2 мин) | Организует обсуждение обобщающего вывода. - Для чего же в русском языке необходимо имя прилагательное? - Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным во всём с ними согласуясь: в роде, числе, отображая их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество. | Отвечают на вопрос. | Личностные: установление связи между учебной деятельностью и мотивом. Регулятивные: планирование деятельности; самооценка и самоконтроль выполняемой работы, формирование навыков работы по алгоритму. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
8. | Рефлексия (3 мин) | Организует рефлексию. -Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Имена прилагательные»? Слайд 11. - На экране 2 пословицы. «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях) «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать) - Выбираем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям. - Выставить оценки я хочу именами прилагательными. Сегодня вы были: умные, внимательные, активные, красивые, добрые, воспитанные. Урок окончен. Всем спасибо за работу и хорошего настроения на весь день. Слайд 12. | Читают пословицы. Высказывают своё мнение. | Регулятивные: самооценка и самоконтроль. Коммуникативные: формирование способов учебного сотрудничества. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по Русскому языку "Дательный и творительный паеджи имен прилагательных мн.числа"4 класс ШР
Конспект урока русского языкаТема: «Дательный и творительный падежи имен прилагательных мн.числа»...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Понятие об имени прилагательном как часть речи"
Понятие об имени прилагательном как часть речи, 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Морфологический разбор имени существительного" 3 класс "Перспектива".
Морфологический разбор существительных...
Технологическая карта урока по русскому языку Тема: Обобщение знаний о глаголе.
Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Обобщение знаний о глаголе....
Технологическая карта урока по Русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" в 4 классе...
Конспект урока по русскому языку «1 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые результаты:Предметные:знать, что так...