конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Антонова Оксана Владимировна
Тема: Знакомство с буквой М,м Предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Учебник: Журова Л Е., Евдокимова А. Е. Букварь. – Ч. 1. – М.: «Вентана-Граф». Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [м] и [м,], обозначать их буквой м «эм»). Задачи: Образовательные: формируем умения – различать звуки и буквы: буква как знак звука; – находить слова с заданным звуком; – моделировать звуковой состав слова: отражать на модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; – выделять в словах звуки [м] и [м,] и обозначать их буквой; – анализировать поэлементный состав печатных (письменных) заглавных и строчных букв; Воспитательные: – воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, готовности помочь в трудной ситуации; – формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться и приходить к общему решению в совместной работе. Развивающие: развить умения – ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; – самостоятельно планировать пути достижения поставленной цели, – осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; – классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; – строить логические рассуждение, умозаключение (делать выводы). Тип урока: открытие новых знаний. Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_m_m.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Ф.И.О.  Антонова Оксана Владимировна

Тема:  Знакомство с буквой М,м

Предмет:  литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1

Учебник: Журова Л Е., Евдокимова А. Е. Букварь. – Ч. 1. – М.: «Вентана-Граф».

Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [м] и [м,], обозначать их буквой м «эм»).

Задачи:

Образовательные: формируем умения

– различать звуки и буквы: буква как знак звука;

– находить слова с заданным звуком;

– моделировать звуковой состав слова: отражать на модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета;

– выделять в словах звуки [м] и [м,] и обозначать их буквой;

– анализировать поэлементный состав печатных (письменных) заглавных и строчных букв;

Воспитательные:

 воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, готовности помочь в трудной ситуации;

– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться  и приходить к общему решению в совместной работе.

Развивающие: развить умения

– ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

– самостоятельно планировать пути достижения поставленной цели,

– осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

– классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

– строить логические рассуждение, умозаключение (делать выводы).

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.


Структура и ход урока

п/п

Этап урока

Название ЭОР

(с порядковым номером таблицы из Приложения)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок,

   Встали на урок.

- Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.

Организовывают рабочее место

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности.

Рассуждении о понятии «дружба».

Если дружбой дорожить. Можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора из любого спора.

У доски 6 учащихся. В руках держат карточки с представленными иллюстрациями: дом,  реклама, улитка, жираф, бабочка, абрикос.

- назовите первый звук в каждом слове.

-составьте слово (Дружба);

- как вы понимаете слово «дружба»?


ответы учеников

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Послушайте стихотворение о дружбе

Любым невзгодам вопреки
Ты дружбу бережно всегда храни.
Сподвигнуть мир вокруг себя
Помогут верные друзья.
С обманом лучше не шути,
Ведь разойдутся в стороны пути.
А если ты претерпишь в этом мире боль,
Друзья останутся на веки вечные с тобой.

-Дружба  нужна взрослым и детям  в любой жизненной ситуаций. А как вы думаете : с чего начинается дружба?( с  улыбки, с симпатии  друг к другу.)

У кого в классе есть друзья?

Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

Дети отвечают

Познавательные: умение объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные:

Высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

3.

Постановка

учебной задачи.

 - рассмотрите картинку на стр. 62.

 Кто изображен? (Дети);

- Маша и Миша  поссорились . Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы,  а Миша  - с разных. Можем ли мы что-нибудь предпринять, чтобы помирить  Мишу с Машей?

Что нужно делать?

Физминутка.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре -

Мышки дёрнули за гири.

Тут раздался страшный звон.

Побежали мышки вон.

Повторить физминутку, поменяв слово «мышки» на «мишки».

Дети в парах устанавливают , есть ли различие в произношении гласных и согласных звуков в словах.

Регулятивные: умение определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять  учебную задачу, строить предположения.

Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.

4.

Построение

проекта выхода

из затруднения («открытие»).

1.Звукобуквенный анализ слов «Маша» и  «Миша » с помощью цветных фишек.

-выделите интонационно 1-й звук в слове  «Маша».

- он гласный или согласный?

-какой это согласный: твердый или мягкий?

-какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками

-выделите интонационно 1-й звук в слове  «Миша».

- он гласный или согласный?

-какой это согласный: твердый или мягкий?

-какую фишку возьмем для обозначения звука?

-какой буквой обозначаются звуки [м ], [м’ ]? (Буква М.)

Вот качели  - буква М!

Здесь качаться можно всем!

                   Е. Тарлапан

- из каких элементов состоит буква М?

- на что похожа  буква м ?

- Маша и Миша  помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

А теперь впишите в схемы имена учеников. Какие еще буквы вы можете списать?

Размещение буквы на ЛЕНТЕ БУКВ.

- Давайте найдём ей место этой буквы в кассе.

- Расскажите всё о букве «эм» и звуках, которые она обозначает.

- Верным ли оказалось наше предположение о том, что звуки [м] и [м,] обозначаются разными буквами?

Физминутка для глаз

Узнаем новые буквы, которыми обозначаются твёрдые и мягкие согласные звуки.

Будем учиться читать слоги и слова с новыми буквами.

Дети высказывают мнение.

Буква одна. Это буква «эм».

Дети ставят букву в свою и в классную кассу.

Эта буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий согласный звук. Этот согласный звук звонкий, поэтому в ленте букв «эм» стоит в верхнем ряду.

Нет.

 

Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные:

умение представлять информацию в виде схемы

Личностные: самоопределение

2.Чтение слогов и слов.

Работа по подгруппам:

  1. Читающие дети работают со стихотворением Г.Виеру на с. 62 и отвечают на вопросы.

2) Остальные дети не умеющие  читать работают под руководством учителя:

читают слоги  в верхней, средней, нижней строке на с. 62.

В парах  читают и пересказывают друг  другу

Читают по заданию учителя сначала слоги с твёрдыми согласными, затем с мягкими согласными (комментируют способы чтения).

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию, делать выводы.

Личностные: самоопределение

Весь класс:

Рассмотрите рисунки на с. 63 вверху. Назовите каждый предмет. Прочитайте слова в рамках.

- Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?

- Обсудите в парах и дайте правильные ответы.

(Называют другие предметы, к которым подходят слова «Моя», «мое», «мой», «мои».

Читаю слова, написанные в самом внизу, объясняют что общего у всех этих слов(М).

  Указываем слова  по  количеству гласных звуков.

3.Чтение стихотворения В.Орлова

Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)

– Кто автор? (В. Орлов.)

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.

                О-би-дел – обидел.

                У-да-рил – ударил.

                Дру-жи-ли – дружили.

                Не по-де-ли-ли – не поделили.

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми

– О ком это стихотворение?

– Кто задает вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Что обозначает выражение «водой не разольешь»?

Дети соединяют  стрелками предметы, к которым подходит слово «Моя», «мое», «мой», «мои».

Ответы детей

Познавательные: умение выявлять сущность и особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

5.

Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

Творческое задание

Каждый ученик составляет 3 слова с буквой М.

Ученики 1 ряда указывают букву М  вначале слова, 2 ряда в середине слова, 3 ряда в  конце слова.

Составить предложения с словами «Малина», «Мост», «Мячик»

Регулятивные: умение определять последовательности своих действий, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Познавательные: умение объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения.

Коммуникативные: умение использовать свои знания, вырабатывать свои критерии для оценки своей работы.

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую букву сегодня узнали?

- Чем вас удивила эта буква?

- Что вам помогало справиться с заданием?

- Какие задания вам понравились, запомнились?

- Кто доволен сегодня своей работой?

Одна буква «эм» может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный звуки.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....