Конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе | 42.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Учитель: Мамурова Лариса Николаевна
Тема: Предлоги и приставки.
Тип урока: "открытие" новых знаний
Автор УМК "Школа России" : В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Цели урока: развитие умения распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня;
ознакомление с алгоритмом определения приставки.
Задачи:
Образовательные: формировать четкое представление о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, уметь отличать предлог от приставки; продолжить работу над составом слова;
Развивающие: развитие приемов, позволяющих увеличить объем запоминаемого материала;
развитие информационной компетентности.
Воспитывающие: воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Познавательные УУД. Давать определение суффиксу и приставке, узнавать приставки вне слова, знать правила употребления приставок с частями речи, отличать приставки и предлоги.
Личностные УУД. Воспитание любви к родному языку.
Регулятивные УУД. Анализировать и классифицировать речевой материал, делать вывод по результатам анализа, делать выбор и объяснять его, выявлять причинно - следственные связи, строить логическое высказывание, осуществлять деловое сотрудничество с соблюдением правил коммуникации.
Коммуникативные УУД. Применять правила делового сотрудничества.
Формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ресурсы: Учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Компьютер.
Рабочие листы «Блокноты детективов».
Ход урока.
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика |
Мотивирование к учебной деятельности | Ребята, подравняйтесь, настройтесь на урок. Давайте поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу. Успехов нам и удач! Присаживайтесь. -Эпиграфом нашего урока русского языка будут слова известного русского писателя Л.Н. Толстого, творчество которого мы с вами не так давно изучали «ТРУД БУДИТ В ЧЕЛОВЕКЕ ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ» - Как вы понимаете смысл этого высказывания? Верность этих слов великого классика мы проверим на сегодняшнем уроке. | Именно в труде человек проявляет свое мастерство, способности, умение творить |
II Актуализация знаний. | Он пройдет в форме заседания клуба юных детективов. -Известно ли вам, ребята, кого называют детективами? -Какими еще словами- синонимами можно заменить данное название? - Чем занимаются в детективных агентствах? Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. В наш клуб прислали материалы для изучения дела. Неизвестные лица, которым удалось проникнуть в тетради ваших ровесников, вводят всех в заблуждение, путая свои следы и тщательно скрывая свои признаки. Давайте вычислим вышеупомянутых неизвестных лиц. - У вас на столах блокноты детективов. Запишите дату нашего расследования. - Ознакомьтесь с материалами дела. Подберите портреты, подходящие под описание. 1 текст. Она способна прикидываться частью корня самого слова, к которому она ПРИСТАВЛЕНА, часто придавая слову новые значения. - Что это? Докажите, что речь идет о приставке. Какие признаки приставки вы узнали в тексте? Что такое приставка? Правильно, ребята.
- Прочитаем 2 текст. ОН жил в одном из городов Морфологии. Часто ссорился с обидчивыми словами, за что был удален от всех слов. Все теперь стараются держаться от него на расстоянии. - Что это? - Какие признаки предлога вы узнали? -Что же будет являться объектом нашего расследования? | Специалистов по расследованию Агенты, сыщики (шпион, полицейский, разведчик,) Ведут расследование. Шестнадцатое декабря. Классная работа. Приставка. Приставка- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Предлог. Предлоги и приставки. |
III Подготовка к преодолению затруднений | - Почему в материалах дела написано, что данные лица вводят всех в заблуждение и тщательно скрывают свои признаки? Какие цели поставим перед расследованием? | Часто в письменных работах встречаются ошибки, так как трудно отличить приставку и предлог. Наша задача на уроке научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой. |
IV Чистописание. | Предлагаю начать наше расследование с минутки чистописания, так как мы должны не только грамотно, но и красиво писать. Писать будем много, поэтому разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика. Хватаем радость, здоровье широко растопыренными пальчиками. А теперь щедро разбрасываем эти радость и здоровье окружающим. Пп По по- под под- (Под)со.нцем (под)солнух быстр. (по)дрос. (Повеств.,невскл.,распр.,простое) Какой одинаковый звук слышится в начале слов под солнцем, подсолнух, подрос. Какой буквой обозначается этот звук? Посмотрите, как она пишется. Кто догадался, что написано на второй строчке? Пропишите до конца строки. Запишите предложение, раскрывая скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Найдите основу предложения, обозначьте части речи. - С какими трудностями столкнулись при выполнении этого задания? | П Буквой П Предлоги, приставки. Сложно отличить приставку от предлога. |
V Конструирование проекта решения проблемы. | В наш клуб пришло письменное обращение. Ознакомьтесь с ним. Текст обращения. - Уважаемые детективы, каждый раз выполняя письменную работу, я допускаю ошибки, потому что никак не могу понять, как складываются отношения приставки и предлога со словами? Пожалуйста, помогите! -Можете ли вы ответить на вопрос обращения? Как пишутся предлоги и приставки со словами? Как найти приставку в слове? Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? Уважаемые детективы, продолжим наше расследование. В материалах дела содержится личное дело еще одного неизвестного лица. Внимание на экран! Называюсь самой живой частью речи, потому что нахожусь в постоянном движении. Без меня невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое. Ни при каких обстоятельствах не хочу общаться с предлогом. Нахожусь с ним в ссоре. О какой части речи говориться в личном деле? Докажите. Почему же глагол находится в ссоре с предлогом? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить следующее задание: (до)ехал (до)деревни (по)бежал (по)дороге (про)читал (про)завод - Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? -Назовите слова с приставками. - Обоснуйте свой ответ.
Прочитайте слова с предлогами. Докажите, что это предлоги.
Какие еще орфограммы спрятались в словах? Как написать такие слова без ошибок? Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Подчеркните предлог и выделите приставку. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ВЫВОД: С какими частями речи не употребляются предлоги? | Приставки с корнем на письме не разделяются, пишутся слитно. Предлоги со словами пишутся отдельно. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово. Глагол, часть речи, обозначающая действия предметов.
Доехал, побежал, прочитал. Ехал, проехал, переехал. Бежал, пробежал, перебежал. Читал, дочитал, перечитал. До деревни, по дороге, про завод. До красивой деревни, по широкой дороге, про большой завод. Безударный гласный звук в корне и в приставке Если безударный гласный в приставке, то вспомнить написание приставки, если в корне, подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Парный согласный на конце слова. Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный. Предлоги не употребляются с глаголами. |
VI. Физкультминутка. | Предлагаю сделать небольшой перерыв в нашем расследовании и немного отдохнуть. | Раз -подняться, потянуться Два- нагнуться, разогнуться. Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре- руки шире. Пять- руками помахать. Шесть- на место тихо сесть. Семь, восемь- лень отбросим. |
VII Реализация проекта. Работа с текстом. VIII Закрепление учебного опыта Работа в парах. IX.Самостоятельная работа Работа по учебнику | На ваших столах карточки. Прочитайте текст и определите, из какого произведения этот отрывок и кто является автором. Запишите текст, раскрывая скобки. Выделите приставки, подчеркните предлоги. Какую цель мы с вами достигли сейчас? - Юные детективы, Сейчас поступило обращение от самих исследуемых.Дело в том, что они тоже нуждаются в помощи. Они никак не могут определиться , для чего они служат. Поможем им? - Для этого разделимся на две группы. Второй и третий ряд работают в парах по карточка. - А первый ряд работает со мной. Пользуясь «колесом приставок» будем образовывать слова от корней - плыл -шёл 2 группа. Какое было у вас задание? Внимание на экран. Проверь себя! -Какой можно сделать вывод: - Правильно, ребята. Важно знать не только как пишутся предлоги со словами, но и правильно их употреблять в речи. Например, предлог «на» имеет 33 значения, «вдоль»-1 значение. В переводе с греческого языка слово «предлог» буквально означает «перед словом». Всего насчитывается около 200 предлогов. На странице 131 в упражнении 258 для вас была оставлена шифровка, от наших исследуемых. Расшифруйте ее. Что значит этот фразеологизм. Запишите, подчеркните предлоги. | «Акула»Л.Н. Толстой Научились различать предлоги и приставки. Пошел, пришел, зашел, перешел, вышел, ушел. Поплыл, приплыл, заплыл, переплыл, выплыл, уплыл. ВЫВОД: Каждая приставка имеет свой смысл, Приставки служат для образования новых слов. Нужно было подобрать предлоги. Каждый предлог имеет свой смысл. Предлоги служат для связи слов в предложении. Вывести на чистую воду. |
X. Закрепление. Составление кластера | Давайте проверим себя, выполнив задания экспресс - опроса.
- Встаньте те, у кого не было ошибок. Молодцы! - Ребята, мы изучили все материалы дела. Удалось ли нам распутать следы и найти отличительные признаки изучаемых объектов. - На доске находятся опоры. Укажите опоры, которые относятся к приставке и предлогу. написал на доске
новых слов слов в предложении - Ну что ж, уважаемые детективы, сегодня вы поработали успешно. И мне хочется еще раз вернуться к эпиграфу нашего урока, к словам великого русского писателя, что только «Труд будит в человеке творческие силы ». И вы это сегодня доказали на нашем уроке. -Какие полученные на этом уроке сведения, показались вам очень важными, и вы обязательно будете применять их в дальнейшей деятельности? | Экран 1 2 3 4 5 6 7 + - + - + - + Полученные знания нам пригодятся в устной и письменной речи: уметь правильно употреблять предлоги и приставки, точно выражать свои мысли. |
XI Рефлексия. | -Возьмите в руки смайлики, которые лежат у вас на столах. Дорисуем ему нос: !-если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справлялись с заданиями. ?- если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы. Дорисуем рот: Урок понравился и вы довольны своей работой Урок не понравился, я не очень доволен своей работой - Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу, чтобы этот огонек не угасал никогда. А открытия, которые вы совершаете день за днем, помогали бы вам преодолевать все трудности учебы. | |
XII. Домашнее задание. | Стр. 132, правило, упр. 259 или Работа по карточке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
- Мне нравится (1)