конспект урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Ольга Борисовна Барашкина

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков.

Цель:

   развитие умений устанавливать связь слов-названий предметов со словами-названиями признаков по смыслу и по вопросу.

Задачи:- обучающие: 

  • умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-развивающие:  

  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-воспитательные: 

  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока: закрепление изученного.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран) для демонстрации презентации, компьютерная презентация, карточки для парной работы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

  1. Орг.момент

ΙI.Актуализация знаний.

Физминутка

- Здравствуйте, ребята. Повернулись и подарили улыбки друг другу, повернулись ко мне и пожелали взглядом хорошего настроения и отличного урока.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Словарная работа. Один ученик у доски, остальные в группах.

- Собери из слогов слова, запиши их, подчеркни опасные места и поставь ударение.

Выполнение задания, проверка.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе составить, правильно записать предложения?

– Ты записал предложения сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.

  • Ребята, придумайте и запишите предложение с одним из словарных слов.

Физминутка, дыхательная гимнастика, зарядка для глаз.

4   3

1. Письмо по памяти. Упр. 45 (1-е четверостишие).

– Найдите слова-признаки. Подчеркните их волнистой линией. Сделайте самопроверку (сравните с учебником).

– Какие опасные места есть в словах?

– Подберите однокоренные слова к слову музыканты.

– С каким словом в стихотворении связано слово весёлый?  А лёгкие?

2. Беседа по вопросам.

– О каких словах узнали на прошлом уроке? Что вам было интересно?

– Загадайте предмет и подберите к нему слова-названия признаков.

– Прочитайте эти признаки классу, а остальные пусть догадаются, о чём идёт речь.

– Попробуем и дальше открывать «тайны языка».

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

IV. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

1  3  1

Игра «Кто внимательнее?»

– Я читаю слова-признаки. Вы выбираете те, что относятся к слову

мороженое, и хлопаете в ладоши. (Горькое, холодное, сложное, лёгкое, клубничное, вкусное, жаркое...)

– Объясните, почему вы выбрали именно эти слова? (Они подходят по смыслу, связаны с ним по смыслу.)

– Назовите ещё подходящие по смыслу к слову мороженое слова-названия признаков. ( слайд 2,3)

Дети с ЗПР выполняют задание на карточке.

– Поставьте к ним вопрос.

– Сформулируйте цель урока: будем учиться подбирать подходящие по смыслу слова-названия признаков и задавать вопросы.

Учитель может скорректировать цель: будем учиться устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками.

– Составим план урока.

План (примерный).

  1. Соотносить предметы и их признаки.
  2. Связывать по смыслу слова-названия предметов и слова-названия признаков.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Развитие умений – применение знания.

Физминутка

 1  3  3  1  

1. Работа по учебнику.

Упр. 65 – развивается умение связывать по смыслу слова-названия предметов и слова-названия признаков. Ученики могут карандашом соединить два слова и затем задать вопрос.

Формулировка вывода в конце упражнения: слова в этих парах связаны по смыслу, от одного к другому можно задать вопрос.

Как живёшь? Вот так!(показываем большие пальцы)

Как идёшь? Вот так! (показываем)

А бежишь? Вот так! (показываем)

А летишь? Вот так! (показываем)

Как стоишь? Вот так! (показываем)

Как сидишь? Вот так! (показываем)

А ночью спишь? Вот так! (показываем)

Как храпишь? Вот так! (показываем)

Как кричишь? Вот так!!! (кричим)

А молчишь? Вот так! (шепчем)

Упр. 66 – развивается умение соотносить предметы и их признаки. Выполняется по вариантам.

– Какие два предмета изображены на рисунках? Какие это предметы? На какие вопросы отвечают?

I вариант запишет с вопросом то слово, которое является отгадкой загадки:

Упадёт – поскачет, ударишь – не плачет. (Мяч.)

Загадка для II варианта:

Решётка на нём нарисована чётко.

И очень к лицу людоеду решётка! (Тигр.)

– Запишите к словам мяч и тигр слова, которые отвечают на вопрос какой? Что обозначают эти слова?

– Какие слова есть и у I, и у II варианта? (Большой, любимый.)

– Поставьте ударение в словах. Подчеркните опасные места.

2. Работа в Рабочей тетради.

Выполнение тестового задания № 8, тема 5.

Дети с ЗПР  разбирает задание вместе с учителем.

После выполнения – взаимопроверка.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VI. Итог урока.

– Задайте вопросы по теме урока.

Возможные варианты:

– На какие вопросы отвечают слова-названия признаков?

– С какими словами они связаны?

– Как связаны слова-названия предметов и слова-названия признаков? (По смыслу.)

– Можно ли составить сочетания квадратный мяч, цветочный слон? Почему?   4   4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Какие задания показались трудными? Почему?

-Итог нашего урока подведем прочитав стихотворение Е. Руженцевой «Сказка про краски»:
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным — призелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!

— Дорогие ребята, я желаю вам: «Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным!». И вокруг вас, и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова — признаки. Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.

Регулятивные УУД

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности(чужой, своей);

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

V. Домашнее задание.

Упр. 67.

ЗПР – задание на карточке.

Подбери к названиям предметов подходящие по смыслу названия признаков предметов.

Деятельность учеников:

  Ставить к словам вопросы какой? какая? какое? какие?

 – Классифицировать слова по вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....