Орфограммы
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
ЗНАТЬ и УМЕТЬ ПРИМЕНЯТЬ! 3 класс
орфограмма | правило | примеры |
1.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова . | Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Непроверяемая гласная- запомнить, посмотреть в словарь. | дома-дом гонять-гонка Медведь, улица. |
2.Гласные И, А, У после шипящих. | ЖИ-ШИ пиши с буквой -И- ЧА-ЩА пиши с буквой –А ЧУ-ЩУ пиши с буквой -У | Жизнь, шина, чаща, чугун, щука. Исключения: жюри, брошюра, парашют. |
3.Буквосочетания: -ЧН-, -ЧК-, -ЩН-, -СТ-, -ЦН-, -НЧ-, -НЦ-, -РЩ- | Запомни: пишутся без Ь! | Сочный, сумочка, изящный, листья. |
4.Ь после шипящих у существительных муж. и жен. рода. | У существительных ж.р. в И.п., ед.ч. пишется- Ь мягкий знак, у сущ. м.р. -НЕТ. | Рожь, тишь, ночь. Грач, луч, плащ. |
5.Непроизносимые согласные в корне слова. | Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными (в,д,л,т), нужно подобрать однокоренное слово, в котором все согласные произносятся отчётливо. | Здравствуйте-здравие, сердце-сердечный. |
6.Парные согласные звуки в корне слова. | Надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный. Внимание: не во всех случаях можно проверить парный согласный. (например, следствие) | Дуб-дубы, молотьба-молотить. |
7.Согласные и гласные буквы в приставках. | Всегда одинаково, независимо от произношения пишутся согласные и гласные в приставках. Запомни приставки! (Об, от, над, под, пред, в, с, пере, до). | Перешёл, отметил, объявление, съехал. |
8.Буквы –З-С- в приставках. | В приставках, оканчивающихся на З(С), перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухими- С в соответствии с произношением. | Разбежаться, расписаться. |
9.Правописание НЕ с глаголами. | Частица НЕ пишется раздельно. НЕ-пишется слитно только с теми глаголами, которые не употребляются без НЕ. | Не шуметь, не читал. Ненавидеть, нездоровится. |
Правописание НЕ с наречиями. | ||
10.Правописание безударных окончаний имён существительных. | Необходимо определить склонение имени существительного, подставить вспомогательное слово с ударным окончанием: 1 склонение- сестра, земля. 2 склонение-слон, конь. 3 склонение- степь. | В избушке (в земле). О брате (о слоне). На площади ( на степи). |
11.Правописание окончаний прилагательных. | Необходимо задать вопрос от существительного к имени прилагательному. Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать у прилагательных. | Великим (каким?), голубое (какое?) |
12.Раздельное написание существительных и местоимений с предлогами. | Предлоги с существительными и местоимениями пишутся раздельно! Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или слово (перед глаголами нет предлогов); между предлогом и местоимением можно поставить вопрос. | В (каком?) лесу, в (тёмном) лесу; со мной (с кем?). к ней (к кому?) |
13.Буквы Ъ и Ь разделительные. | В корне слова, перед гласными е, ё, ю, я, и пишется разделительный мягкий знак. После приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я пишется разделительный твёрдый знак. | Вьюга, льёт. Подъезд, объявление. |
14.Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. | Мягкий знак пишется на конце слов и в середине слов между согласными. | Тетрадь, мальчик. |
15. Соединительные гласные О-Е в сложных словах. | Сложные слова образуются путём сложения: -слов, -основ с помощью соединительных гласных О и Е (иногда И), - начальных букв слов. | Школа-интернат, ракета-носитель, диван-кровать. ЛесОстепь, пешЕход. ВУЗ (высшее учебное заведение). |
16.Правописание букв Е-И в суффиксах –ИК , -ЕК | Чтобы правильно писать слова с суффиксами –ИК и –ЕК нужно изменить слово. Если при изменении слова гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И. Если при изменении слова гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е. (горошек-горошка, дружочек-дружочка) | садик-садики ключик-ключики горошек-горошка дружочек-дружочка |
19.Родственные (однокоренные слова). | Признаки однокоренных слов: 1) близки по смыслу 2) имеют общую часть (корень). Разные формы слова: стол, столы, стола, к столу, столом, у стола и т.д. Однокоренные слова: стол, столик, столовая. | Лес, лесок, лесничий. |
20.Корень | Общая часть родственных слов, в котором заключено их основное значение. Неизменяемая часть слова. | Дом, домик, домашний. |
21.Приставка | Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Приставка служит для образования новых слов. | Отходить, подходить, переходить,уходить. |
22.Суффикс | Часть слова, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов. | Зайчик, избушка, коровка. |
23.Окончание | Часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении. Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова. | Дороги, перешли, весёлый. |
24.Основа | Часть слова без окончания. | В основу входит: приставка, корень, суффикс- перегородка |
25.Предложение | Слово или несколько слов связанных между собой по смыслу. Выражает законченную мысль. В каждом предложении есть грамматическая основа, которая обычно состоит из подлежащего и сказуемого. Может состоять и из одного главного члена-подлежащего или сказуемого. | Заря. Синеет край востока. Светает. |
26.Главные члены предложения | Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? (существительное, местоимение). Сказуемое обозначает, что в предложении говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделал? и другие. (глагол) Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. | Кот сидит на крыше. Кот сидит на крыше. Кот сидит на крыше. |
27.Второстепенные члены предложения. | Второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Определение-обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Дополнение-обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого?(чего?), кому?(чему?) и т.д. Обстоятельство-обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы косвенных падежей и смысловые : где? когда? и другие. | Над рекой опустился густой туман. Определение- (какой?) густой. Обстоятельство- (над чем? где?) над рекой. |
28.Распространённые предложения. | Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов. | Дети гуляли во дворе. |
29.Нераспространённые предложения | Предложения, которые состоят только из главных членов. | Дети гуляли. |
30.Однородные члены предложения | Отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения. Между однородными членами ставится запятая. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзами И, ДА, ИЛИ. | Гуси, утки летят в тёплые края. Дети пишут и читают. |
31.Части речи. | Имя существительное- самостоятельная часть речи. Обозначает предмет, отвечает на вопрос: кто? или что? Начальная форма: И.п., ед.ч. Имя прилагательное- самостоятельная часть речи. Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? чей? и др. Начальная форма: какой? чей? Глагол- самостоятельная часть речи. Обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие. Начальная форма: что делать? что сделать? Наречие-самостоятельная часть речи. Обозначает признак действия, признак признака. Отвечает на вопросы: как? Когда? Где? Каким образом? И др. Местоимение- самостоятельная часть слова, которая указывает на лицо, предмет, событие, признак и тому подобное, но не называет их. Имя числительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? Который? Какой? Предлог- служебная часть речи, которая служит для связи отдельных слов в словосочетаниях и предложениях. Употребляется с существительными и местоимениями. Союз- служебная часть речи, которая связывает слова в предложении, предложения. | Доска, печь, собака. Голубое, красная, весёлый. Пишет, сказала, мечтаешь. Много, по-новому,жгуче, зимой. К нему, её, от нас, ты, они. Тридцать, тринадцатый, пять. В, под, над, перед, с, за, около, из-за… И, а, но, что, если, когда… выросли и улетели |
32.Имя существительное. | Одушевлённые –отвечают на вопрос КТО? Неодушевлённые – отвечают на вопрос ЧТО? Собственное- пишется с большой буквы. Нарицательное-пишется с маленькой буквы. Изменяется по числам: единственное число (море, дом, тетрадь), множественное число (моря, дома, тетради). Изменяется по падежам. Бывает: женский род-она, моя; мужской род-он, мой; средний род-оно, моё. 1 склонение- существительные женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже. 2 склонение- существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями –О, -Е в именительном падеже. 3 склонение- существительные женского рода с мягким знаком на конце и с нулевым окончанием в именительном падеже. | кошка парта Таня, Оха, Петрович, Волга. Девочка, город, отчество. Море, дом, тетрадь. Моря, дома, тетради. Сестра, река. Пенал,стол. Село, пальто. ДядЯ, сестрА, землЯ. Слон, конь, село, море. Молодёжь, площадь. |
33.Имя прилагательное. | Связано с именем существительным. Чтобы определить число, род и падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится. Какого числа и рода существительное, такого и прилагательное. Маленькая (ед.ч., ж.р.) девочка (ед.ч., ж.р.). Запомни: во множественном числе у прилагательных род не определяется! | Маленькая (ед.ч., ж.р.) девочка (ед.ч., ж.р.). |
34.Глагол. | Изменяется по числам: пишет (ед.ч.), пишут (мн.ч.). Изменяется по временам: Настоящее время: что делает? что делают? что делаю?) Прошедшее время: что делал? (м.р),что делала? (ж.р)что делало? (с.р.) что делали? (мн.ч.) Будущее время: что сделает? что будет делать? Изменяется по падежам: Именительный (есть)- кто? что? Родительный (нет)-кого? чего? (где? куда? откуда?) Предлоги: от, до, из, без, у, для, около, подле, возле. Дательный (дать)- кому? чему? (где? куда?) Предлоги: к, по. Винительный (вижу)- кого? что? (где? куда?) Предлоги: в, на, за, про, через. Творительный (доволен)- кем? чем? (где? куда?) Предлоги: под, над, за, с, перед, между. Предложный (говорить)-о ком? о чём? (где?) Предлоги: в, на, о, об, при. | Пишу, читает. Писал, читали. Напишет, будет читать. |
Наречие | Неизменяемая часть речи, не имеет рода, числа, падежа, не склоняется и не спрягается. Если наречие присоединяется к глаголу, то обозначает признак действия, если к прилагательному-признак признака. По значению делятся на группы: 1)наречия образа действия- как? каким образом? 2)наречия меры степени – в какой степени? насколько? 3)наречия места- где? куда? откуда? 4)наречия времени- когда? как долго? 5)наречия причины- почему? отчего? 6)наречия цели- зачем? для чего? В предложении является обстоятельством. | громко, дружески очень, чесчур, совсем далеко, справа,назад давно,сегодня, весной,сгоряча,сослепу назло, нарочно Береги честь смолоду. |
Местоимение | 1-ое лицо-я, мы. 2-ое лицо- ты, вы. 3-е лицо-он, она, оно, они. | |
Имя числительное | ||
35.Виды предложений по цели высказывания. | Повествовательное (сообщить о чём-либо), вопросительное (спросить о чём-либо), побудительное (побудить к чему-либо). | Сейчас рано темнеет.(повест.) Почему ты опоздал? (вопрос.) Говори громче! (побудит.) |
36.Виды предложений по эмоциональной окраске. | Невосклицательное, восклицательное. | Сейчас рано темнеет. (невоскл.) Говори громче! (воскл.) |
37.Виды предложений по числу грамматических основ. | Простое (одна основа), сложное (две и более основы) | Снег выпал только в январе. (прост.) Блеснула молния, и загремел гром. (слож.) |
38.Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения. | Нераспространённое (только главные члены), распространённое ( есть главные и второстепенные члены). | Наступила осень. (нераспр.) Наступила золотая осень. (распр.) |
39.Второстепенные члены предложения. | Определение-обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Дополнение-обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого?(чего?), кому?(чему?) и т.д. Обстоятельство-обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? Когда? Почему? И др. | Над рекой опустился густой туман. Подлежащее-туман. Сказуемое-опустился. Определение-густой. Обстоятельство- над рекой. |
40.Запятая при однородных членах предложения. | Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом. Запятая не ставится, если союз И употребляется при однородных членах один раз. | Ученики читали, писали, считали. Ученики читали и писали. Я помню и лес, и полянку, и песни у костра. |
41.Речь | Речь состоит из предложений. Формы речи: устная и письменная. Речь бывает: монологической (монолог), диалогической (диалог). Стили речи- разговорный, художественный, научный, деловой. Типы речи- повествование, описание, рассуждение. | |
42. Текст. | Это сочетание предложений , связанных по смыслу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.
Урок русского языка в 3-м классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить определять тип орфограмм, р...
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».
Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв...
Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rar
Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы...
Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."
Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля....
Урок русского языка по теме: "Повторение. Орфограмма. Классификация орфограмм", 2 класс. Школа 2100
Разработка включает в себя технологическую карту урока и презентацию....
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...
Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"
Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....