Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_moy_konspekt.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-м классе "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"
Цели урока:
- отнесение способа проверки орфограмм слабых позиций только с орфограммами основы;
- обнаружение слов, связанных отношениями словообразовательной производности
- (родственных или однокоренных слов) и использование их для проверки орфограмм
- слабых позиций в корне;
- развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу;
- развитие психических качеств учащихся – интеллекта, мышления, памяти, внимания;
- развитие познавательных умений;
- воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности.
Задачи:
- упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами;
- упражняться в проверке слов по словарю;
- проверить сформированность умения различать родственные слова;
- проверить умение выбирать правильное проверочное слово;
- организовать взаимодействие «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
- развивать способности детей;
- дать детям положительный опыт общения;
- осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями
Тип урока: решение частных учебных задач
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
2. Целеполагание.
- Чему учимся на уроках русского языка?(проверять орфограммы слабых позиций всеми известными способами)
-Кто уже хорошо умеет проверять?
-Кому ещё трудно?
-Какую цель поставим на урок?( будем упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами.
-Откройте тетради, отразите настроение и запишите число (на доске записано число: 27 –преля. Класс(с)н-я р-бота.
3. Создание «ситуации успеха»
– Кто обратил внимание на запись на доске? Почему некоторые буквы оказались пропущенными? По какой причине я их пропустила? (Это орфограммы слабых позиций. Их написание нужно проверять. А пропустили их для того, чтобы мы подумали.)
– А какие буквы вы вставили? Объясните, как вы смогли проверить орфограммы слабых позиций? (. В слове –преля вставили букву а, написание проверяли по словарю. В слове классная 2 буквы с(по словарю), бува а-по правилу- ж. род-ая-яя, работа-буква а-по словарю) )
– Сколько способов проверки вы предложили? Какие они?(1 способ: по словарю. 2 способ: по правилу)
-А какие ещё способы вы знаете? (по сильной позиции, с помощью родственных слов, изменение слова) • Возьмите лист самоконтроля. Оцените свои знания по нашей теме. В графе «Начало урока» ,пункт 1, поставьте крестик на столбике самооценки: если всё уже знаете, умеете проверять слова -вверху, если ещё сомневаетесь в своих знаниях- в середине, если тяжело- внизу.
4. Постановка проблемы перед учащимися
Какие задачи мы должны выполнить на уроке? (Мы будем проверять орфограммы слабых позиций. Тренироваться подбирать проверочные слова.)
– Совершенно верно. Перед нами стоят три орфографические задачи: Как найти? Как проверить? Как написать?
4. Актуализация знаний. Фиксация затруднений
– Раз мы озвучили способы проверки орфограмм слабых позиций, хотелось бы знать: Умеете ли вы различать эти способы?
5. Физминутка
Я называю слова. Если орфограмму в этом слове проверяют по словарю, встают мальчики, а если проверка по сильной позиции – встают девочки. (Слова записаны на карточках с пропуском орфограмм слабых позиций)
Весна, сорока, столы, ворона, мосты, воробей, дворы, река, собака, петух, корова, грачи, мороз.
6. Словарная работа
– Запишите слова, написание которых нужно проверять по словарю, вставляя орфограммы и подчёркивая их, ставя ударение. (один человек у доски)
– В каком слове можно применить оба способа проверки? (Мороз. Так как орфограмму в конце слова можно проверить по сильной позиции-морозы)
--Оцените свою работу.
– Как вы нашли сильную позицию для звука [с]? (Изменили слово по числу)
– А в какой части слова находится эта орфограмма? (Орфограмма находится в основе, в корне слова)
– Что такое корень слова? (Корень – общая часть родственных слов, которая состоит из одних и тех же или чередующихся звуков и значение которой одинаково во всех словах. Эта часть указывает, от какого слова образованы все родственные слова)
7. Учебная деятельность
– Тогда попробуйте определить, какие слова являются родственными, а какие лишние и почему?
Работа в группах
укол печурка угол
колоть печь уголь
коляска печать угольник
(Обсуждение. Проверка)
– На ваш взгляд: какое слово было трудное для вас, почему? Где вы могли узнать его значение? Что оно обозначает? («Коляска» – предмет для катания детей. «Печурка» –ласковое слово печь. «Угольник» – инструмент, при помощи которого чертят углы.)
– В паре слов, которые получились в каждой группе, найдите слово, в котором есть орфограмма слабой позиции. Каким словом вы её проверите?
– Где находится орфограмма?
– Каким способом проверки вы пользовались? (Подбор однокоренного слова)
Оцените свою работу в группе. Кого можно похвалить? Кому сделаем замечание по работе? В пункте №2 оцените свою работу в группе.
– Мы озвучили несколько способов проверки. Прежде чем приступим к дальнейшей работе, отдохнём.
8. Физминутка
9. Парная работа.( одна пара у доски)
– Продолжаем работу.
Попробуйте определить, какой способ проверки можно использовать, чтобы проверить орфограммы в этих словах:
л (е, и) сной
м ( е, и ) сной
л ( е, и ) сник
– Докажите, выбрав проверочные слова из предложенных:
Лес, лисы.
Месяц, миска, мясо. Лето, лить, лётчик.
– Почему, докажите. Запишите пару слов: проверочное и проверяемое.
– Поднимите руку: кто усвоил способы проверки.
Оцените свою работу. Пункт № 3
9. Групповая работа. Работа с учебником-упр.330.
-Сам Самыч тоже научился проверять орфограммы. Он записал высказывания. Давайте проверим, правильно ли выполнил задание Сам Самыч.
Откройте упр.330. Прочитайте текст, если есть слова с ошибками- устно подберите проверочное слово, запишите правильно и подчеркните орфограмму, которую проверяли. Слова записывайте в столбик. Как будем работать?(в группах)
(дети записывают на больших листах фломастерами)
По ночам
Голоса
Удивляется
Проверка. Сколько слов записали?
Какой вывод можно сделать из этой работы?
10. Итог урока.
-Ребята, чему мы учились на уроке?( проверять орфограммы слабых позиций всеми известными способами)
- А сейчас работа под названием «Задавалка-отвечалка».(На стене прикреплены таблички с вопросами)
-Используя вопросительные слова, задайте вопросы об основных понятиях темы урока и ответьте на них.(один ученик подходит, берёт вопрос, задаёт его другому ученику, а тот отвечает)
О чём? | О чём говорили на уроке? |
Что? | Что такое ……….слова? |
Как? | Как находить корень слова? |
Зачем? | Зачем нужно проверять слова? |
Сколько? | Сколько способов проверки слов? |
Где? | Где можно узнать значение слова? |
-Обведите нужное слово в таблице.
1.Своей работой на уроке я 2.Урок для меня показался | доволен / не доволен коротким / длинным стало лучше / стало хуже понятен / не понятен |
-Внизу вы видите числа от 1 до 10. Оцените свою работу в баллах. Обведите кружочком ту цифру, на какую вы считаете работали сегодня.
-кто поставил себе 10 баллов? 9 баллов? 8 баллов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
– Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Всем большое спасибо. Я буду с нетерпением ждать следующего урока русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"...
Урок русского языка 3 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Правила правописания корней"
Урок-исследование с презентацией. В урок включена работа с толковым словарем, парная и групповая форма работы, дифференцированная творческая работа. Правила в стихотворной форме о правописании к...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС: Повторение и классификация изученных орфограмм
Тип урока: урок обобщение и систематизация изученных орфограмм (урок- практикум)Тема урока: Повторение и классификация изученных орфограммЦель: совершенствование умений находить, классифицировать изуч...
Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.
Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному"
В презентации словарная работа и новый материал....
конспект урока русского языка 3 класс "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова". Учебние В П Канакина...