Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая разработка | 47.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
Знакомство с орфограммой
«Проверяемые согласные на конце слова»
Графическое обозначение орфограммы.
Выведение алгоритма проверки. »
(УМК «Школа 2100», 2 класс)
Выполнила Елистратова Н. Б.
МБОУ «СОШ № 49»
Новокузнецк, 2015
Оглавление.
1 | Введение | 3 |
2 | Проект урока по русскому языку «Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы». Выведение алгоритма проверки. | 5 |
3 | Заключение | 11 |
4 | Список литературы | 12 |
5 | Приложение | 13 |
Введение.
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Введение ФГОС – это новый этап модернизации Российского образования.
Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов.
Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, учебный материал группируется вокруг этих проблем.
Меняется роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно ученик не просто сидит и слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик становится субъектом деятельности.
Фиксированного содержания образования ФГОС не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученик в той или иной информации, а не к ученику: «Возьми мои знания!»
Роль учителя начальных классов, реализующего требования ФГОС НОО, заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. УУД – важное психолого-педагогическое понятие. УУД не привязаны к конкретной теме, учебному предмету. Назначение УУД – жизненная успешность человека. Формируются внутри учебного процесса за счет и благодаря учебному знанию, опыту учебной деятельности, учебной коммуникации.
Ведущая идея курса «Русский язык. Родной язык» - изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.
Познавательная цель предполагает:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
- формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, ее составляющих – звуках речи, слове, предложении.
Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения.
Данный проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учетом требований к организации урока в системно-деятельном подходе.
Тема урока: Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.
Цели урока:
- Обучающая: формирование способностей учащихся уметь находить способ проверки буквы согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой, вывести алгоритм проверки;
- Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету русский язык;
- Воспитательная: воспитание умения работать в группе, способствовать умению осуществлять оценку и самооценку.
Ход урока:
- Организационный этап
- Актуализация знаний.
- Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.
Игра “Что мы едим?”
- Вспомните “съедобные” слова, в которых есть непроверяемая орфограмма – буква гласного в корне. Все вместе мы запишем слово и попробуем определить, откуда оно пришло в русский язык и что обозначает.
Пельмени (фин.: пель – “ухо”; нянь – “хлеб”; “хлебное ухо”);
Салат (из франц.: “солите”, “соленая зелень”);
Окорок (общеслав.: с помощью приставки о-от от слова корк – ноги; “вокруг ноги”, то есть, мясо вокруг задней или передней ноги);
Ветчина (др.-русск.: “ветхий”, “ветьшина”, мясо копченого несвежего свиного окорока);
Конфеты (лат.: “конфектум” – приготовление лекарства).
- Как легче запомнить написание слов? (Окорок – 3 буквы О, Салат – две буквы А).
- В каком слове букв больше, чем звуков? Почему? (Пельмени).
- Какую орфограмму в нем подчеркнем? (Мягкий знак в середине и в конце слова для обозначения мягкости согласных).
- Вспомните, какие слова вы выписали из упражнения 237 (в домашнем задании). Прочитайте (Морж – Моржу, спросит – спросил, жар – жару, холодный – от холода, дрожь – дрожу, скажет – сказал).
- Сколько таких слов нашли?
- Какую орфограмму подчеркнули в них? (Проверяемую букву безударного гласного в корне слова).
- Что помогло вам успешно справиться с заданием? (Умение действовать по алгоритму при проверке буквы безударного гласного в корне слова).
- Как проверить букву безударного гласного в корне слова? (Надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы проверяемый безударный звук стал ударным).
- Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи.
3.1. Проблемная ситуация.
- Прочитайте слова: арбуз, ананас;
- Что общего у этих слов? (Это съедобные слова, названия фруктов, оба словарные слова, без ударения пишется буква А);
- Запишите транскрипцию этих слов (арбуз - [арбус], ананас - [ананас]). Что вы заметили? (мы слышим одинаковые звуки в конце слов – звук [с]).
- А какие буквы пишутся? (Разные).
- Подумайте, почему? (Затрудняются ответить)
- Почему вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?
3.2. Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.
- Что обнаружилось на уроке в ходе выполнения задания? (Противоречие);
- Что происходит с буквами согласных на конце слова?
- Чего мы не знаем? (Мы не знаем, почему одинаковые звуки передаются разными буквами);
- А теперь я сотру эти буквы. Как быть, если мы не знаем, какую букву писать? На этот вопрос и будем искать ответ;
- Какую учебную задачу поставим на уроке? (Научиться находить орфограмму – букву согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой, подбирать проверочные слова).
- Поиск решения учебной задачи
- Групповая работа
Задание для первой группы.
Выполните задание.
План работы:
- Прочитайте слова: клюв, клад, народ, этаж.
- Подберите слово, которое называет не один предмет, а много.
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Сделайте вывод.
Задание для второй группы.
Выполните задание.
План работы:
- Прочитайте слова: стриж, дуб, столб, сад.
- Подберите однокоренное слово.
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Сделайте вывод.
Задание для третьей группы.
Выполните задание.
План работы:
1. Прочитайте слова: алмаз, багаж, приз, склад.
2. Подставьте к этим словам слово “нет”.
3. Запишите эти слова в тетрадь.
4. Сделайте вывод.
4.2. Предъявление результатов.
1 группа предъявляет результат (К словам клюв, клад, народ, этаж мы подобрали слова, которые называют не один предмет, а много (клювы, клады, народы, этажи). В этих словах после согласного звука появился гласный).
2 группа предъявляет результат (К словам стриж, дуб, столб, сад подобрали однокоренные слова (стрижата, дубок, столбик, садовая). В этих словах после согласного звука появился гласный).
3 группа предъявляет результат (К словам алмаз, багаж, приз, склад мы подставили слово “нет” (нет багажа, нет алмаза, нет приза, нет склада). В этих словах после согласного звука появился гласный).
- Общий вывод
Букву согласного на конце слова мы можем проверить. Слова, которые мы подобрали, являются проверочными.
- Физкультминутка. (См. САНПиНы, упражнения для снятия утомления с туловища).
- Работа по учебнику.
- Сравните свой вывод с выводом, который дан в учебнике.
6.1. Знакомство с правилом с. 152, 153 (учащиеся читают правило по учебнику)
Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, надо изменить это слово так, чтобы после согласного звука появился гласный. Например: клюв – клювы. Чтобы легче было проверять написание выбери один из трех способов:
- Можно подобрать однокоренное слово: клюв – клювик.
- Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много: груз – грузы.
- Можно подставить слово “нет”: клад – нет клада.
- Первичное воспроизведение нового знания.
- Учащиеся работают по парам
А можно нам абстрактно записать алгоритм так, чтобы эта модель работала как способ проверки? (Да).
Ед. число | → | Множ. число |
→ | ˄ | |
→ | нет |
Пользуясь алгоритмами, выполни следующее задание
- Допиши слово и дополни предложение из столбика, который написан ниже:
Это наш свирепый ____________________
Вот могучий _________________________
Вот двугорбый наш ___________________
Вот колючий умный __________________
Редко пить ему дают
Очень страшен лёвин гнев
Рог второй достать не смог
На клубочек он похож
7.2. Предъявление результатов
Читают стихотворение
Называют ошибки
Оценивают работу
- Возникли ли вопросы, затруднения? (Нет)
- Самостоятельная работа.
- Задание в учебнике с. 153, упр. 239. Читают слова (орфографическое чтение). Списывают. Обозначают орфограмму.
- Назовите способы проверки (Подбор однокоренных слов, подбор слов, которые называют много предметов, подставили слово «нет»)
Вывод: Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, надо изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный.
- Самооценка
Оцените свою работу по «волшебной» линейке
8.3. Слуховой диктант с сигнальными карточками
- Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую вы бы написали на конце слова-отгадки:
1. На солнце греется пузатый крепыш в рубашке полосатой (Арбуз)
2. Полотно – а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка.
По дорожке той ползет
Весь обоз она везет (Поезд)
3. Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот… (Уж)
(В тетрадях з, д, ж).
- Пользуясь абстрактной моделью, выполни задание. Стр. 154, упр. 240. Списывают, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограмму.
- Почему слова первого столбика проверочные? (После согласного звука появился гласный)
8.5. Самооценка.
Оцените свою работу по «волшебной» линейке.
- Итог урока.
9.1. Рефлексивная оценка.
Чего мы не знали? Какую учебную задачу ставили перед собой? (Найти способ проверки буквы согласного в конце слова, вывести алгоритм проверки).
Дополните устно предложения:
- Теперь я знаю, чтобы (правильно писать слова с проверяемыми буквами согласными в конце слова, надо выбрать один из способов проверки).
- Теперь я смогу сам (с опорой на абстрактную модель алгоритма проверять слов с данной орфограммой).
- Где мне это пригодится (на уроках русского языка, при написании писем, открыток, докладов).
9.2. Самооценка.
- Оцените себя на бланках, выбрав нужное:
Мне было интересно/неинтересно узнать новое;
Мне было легко/трудно выполнять задания;
Я со всеми заданиями справился сам / нуждался в помощи
- Домашнее задание
Стр. 152, 153. Выучить правило.
Задание для 1 группы: Стр. 104, упр. 240 (дидактический материал). Запиши пары, которые получились, обозначь орфограмму, действуя по образцу
Задание для 2 группы: Стр. 104, упр. 241 (дидактический материал). Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы, найди слова, в которых две орфограммы, обозначь их
Заключение.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведенные среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту в средней школе.
Урок русского языка был спланирован в системно-деятельностном подходе. Были применены различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. На этапе мотивации организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. При проведении самостоятельной работы использую индивидуальную форму работы с учащимися. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе выстроенного учителем диалоге.
На этапе первичного закрепления учащиеся выполняют тренировочные упражнения по алгоритму действия.
Парная, групповая работа реализуется через учебное сотрудничество. Самостоятельная учебная деятельность активизирует познавательную и умственную деятельность обучающихся.
Литература:
- Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В.Пронина. Русский язык [текст]; 2 класс: Учебник, М.: Баласс. 2013 г., с. 151-154.
- Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В.Пронина Москва: Баласс. 2013 г., с. 104-105.
- Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева. Русский язык 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. Москва: Баласс. 2013 г., с. 225.
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. - №2.
- Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения/ И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. - № 6.
- Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения/ С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003. - № 6. – 30 с.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2011 – (серия «Стандарты второго поколения»)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение. - 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова
Цели: 1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...
урок русского языка 2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова»
Урок русского языка 2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова» УМК "Школа 2100" с использованием интерактивной доски...
Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"
Правописание парных согласных на конце слова....
Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"
Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...
Конспект урока русского языка на тему:«Правописание парных согласных в конце слова».
Урок связан с 70-летием Великой Отечественной Войны с презентацией....
Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»" (3 класс)
Урок полезен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык" (автор Г.М.Селиверстова)...
Методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме "Знакомство с орфограммой "Проверяемые согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы".
Урок русского языка разработан для учеников 2 класса, обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100"....