Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rar
презентация к уроку (русский язык) по теме

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.  

Тема: Слова с изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.

Цели: 1) обобщить знания о правописании окончаний имён существительных,

            2) развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость;

            3) воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, электронная презентация, учебник

Ход урока:

  1. О.м.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Слайд-2              

  «Мудрым никто не родился, а научился»                                        

-Как вы понимаете эту пословицу?

II. Актуализация знаний.

-   Какую тему изучаем? (Имя существительное)

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).

Слайд 3

1. Определить падеж существительного.

2.Определить склонение.

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

4. Проверить с помощью слова-опоры («волшебного»)

 2.Чистописание

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на  орфограммы.

 - Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.  

 Слайд  4

- Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:

- Прочитайте.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Верно ли это высказывание?  (Ответы детей)

- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

3. Словарный диктант.

Учитель читает загадки, дети записывают отгадки. Подчёркивают орфограммы.

В жёлтом море корабль плывёт.
Он идёт, волну сечёт.
Из трубы зерно течёт. (
Комбайн.)

Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём он терял вес
И наконец совсем исчез.
алендарь.)

Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим.
оньки.)

Запишите одним словом:

  • Огородное растение, растущие обычно кочаном. апуста.)
  • Головной убор, пришитый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды. (Капюшон.)
  • Клубни, богатые  крахмалом. артофель.)
  • Письменная принадлежность – деревянная палочка с графитом. арандаш.)

          Растение, растущее по берегам рек, озёр. (Камыш)

           Верхняя одежда. (Пальто)

          Музыкальный инструмент. (Пианино)

          «Лего». (Конструктор)

          Бывает футбольный, бывает хоккейный. (Матч)

           Архитектурная часть здания, (карниз)

4. Сообщение темы урока и постановка целей.

В русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Одни одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. Другие одинаково читаются, но написание их отличается.

Слайд 5

- Вернёмся к слайду о написании  безударных окончаний имён существительных. Шаг 4.

-Почему выбрали именно эти слова-опоры? (ударные окончания)

- Получается по ударному окончанию проверяем безударные, то есть орфограмму.

Внимание!

- Сегодня наша работа на уроке будет связана с правописанием безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

 -   Мы   вспомним и обобщим все, что знаем о правописании окончаний имён существительных.

5. Работа над темой урока. 

(2 человека к закрытым доскам)

Учитель: - Что называется склонением?

Учитель: - Сколько склонений в русском языке?

Слайд 6

Учитель: - Какие существительные относятся к 1 склонению?

Учитель: - Какие существительные относятся ко 2 склонению?

Учитель: - Какие существительные относятся к 3 склонению?

-Распределим имена существительные по типу склонений. лиса, дядя,  дерево, кот, лошадь, рожь

Проверка работы учеников  на закрытой доске

Карточка 1.

- А в это время … работал у доски и вот какое задание  у него было.

Слайд 7

 Задание: Вставь окончания. Вспомни «волшебные слова»

без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, в роскош…, к рощ…

 - Каким способом проверки он пользовался? (опорными словами)

Карточка 2.

- Проверим как справился ….

Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение    существительных. 

Слайд 8

К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд…

  - Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)

Физкультминутка.

6. Закрепление

- Закрепим наши знания,  выполнив упражнение в учебнике

Слайд 9

1) Работа с учебником: с.19, упр.191

2) Работа в парах

Слайд 10

 Игра «Найди свою пару»

Друзья познаются                                потех .  час

Азбука – к мудрост .                         в бед .

Своя земля                                        тен .  боится

Делу время,                                        ступенька

Трус своей                                        и в горст .  мила

Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.

(Самостоятельная работа учащихся в парах.)

Проверка. 

Слайд 11

 Отвечают: 1 – зачитывает пословицу, другой окончание и грамматические признаки) 

  • Азбука – к мудрости (Д.п.,3 скл.) ступенька.
  • Своя земля и в горсти (П.п.,3 скл.) мила.
  • Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.
  • Трус своей тени (Р.п.,3 скл.) боится.

3) Работа с деформированным текстом.

Учитель: - Какое время года наступило?

Дети: - Зима.

Слайд 12.

Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.

                  А в природе зима наступает каждый год в разные сроки.

Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (щелчок)

  • опушились, иней, деревья, блестящим
  • лес, в, убор, красив, зимнем
  • Слайд 13.

(Письмо с комментированием)

Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)

Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)

Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?

Учитель: - Где нельзя кататься на санках?

Слайд 14.

Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.

7. Домашнее задание:

Слайд15.

 С.17 правило, упр.192

 8. Рефлексия

Слайд16.

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

 (Ответы детей) Оценки за урок

Карточка 1.

Задание: Вставь окончания. Вспомни «волшебные слова»

без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 2.

Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение    существительных. 

К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд…

-----------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: Знакомство с орфограммой ’’Звонкие и глухие согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы.

В ходе урока дети научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова....

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

Презентация к уроку русского языка в 3 классе с заданиями по содержанию урока...