Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"
материал по русскому языку на тему

Вошева Ирина Николаевна

Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА: «Орфограммы в  русском языке. Работа над ошибками при  изучении орфограмм »

а) правила оформления

б) как провести работу над ошибками  в  данной орфограмме

      1.Заглавная буква в начале предложения .

Начало предложения пишется с большой буквы.

а) В воздухе кружатся легкие снежинки.

б) придумай и напиши еще 2-3 предложения , обозначь орфограмму (заглавную букву в начале предложения)

  1. Заглавная буква в имени собственном.

Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

а) Варвара, Волга, Москва

б) напиши 5 различных имен собственных, выдели заглавную букву, с одним из них составь и запиши предложение

  1.  — ОРО—

а) ворона

б) пропиши строчку слова, в котором сделал ошибку, вспомни и запиши еще 5 слов с этой орфограммой

  1.  Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, и, е, я)

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы эта  гласная стала ударной.

а) моря — мбре

Рассуждай так: моря — в этом слове безударная гласная

в корне слова; чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на эту гласную падало ударение; проверочное слово море, значит, в слове моря безударная гласная о.

б) придумай и запиши 5 слов с этой орфограммой, запиши проверочные слова, правильно оформляй свою работу

  1.  Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.

а) собака, петух

б) запиши строчку слова, в котором ошибся, выдели безударную гласную; придумай и запиши 3 однокоренных слова

         6.Парная по звонкости – глухости  в слабой позиции (б—п, в—ф, г—к, д—т, ж—ш, з—с)

Слабая позиция — конец слова, перед глухой согласной.
Сильная позиция — перед гласной или сонорной (непарной звонкой)

Чтобы проверить парную по глухости — звонкости надо
подобрать однокоренное слово или изменить слово так
, что-
бы после этой согласной была гласная или сонорная
.

а) хлеб – нет хлеба
лес — ле
сной

                                                 Рассуждай так: хлеб — в этом слове парная по                           глухости —

звонкости в конце слова. Чтобы
проверить ее, нужно подобрать
однокоренное слово или изменить
слово так, чтобы после этой со-
гласной стояла гласная или сонорная. Нет хлеба — слышим б, по-
могла гласная а. Значит, в слове
хлеб напишем звонкую б.

б) придумай и запиши 5 слов с этой орфограммой, напиши проверочные слова, правильно оформляй работу

  1.  Предлоги (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у и др.)
    Предлоги пишутся отдельно от слова. Между предлогом и
    словом можно вставить другое слово.

а) Сосна росла у берега.

Сосна росла у самого берега.

б) Придумай и запиши еще 5 слов с предлогами

  1.  Союзы (а, и, но, да)

Союзы пишутся отдельно от слова.

а) ручка и карандаш

б) запиши несколько слов, соединенных союзами

  1.  ЧА — ЩА

Ча — ща пиши с буквой А.

а) чашка, роща

б) придумай и запиши 5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели

10. ЧУ — ЩУ

Чу — щу пиши с буквой У.
а) учу, щука

б) придумай и запиши 5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели

  1.  ЖИ — ШИ

Жи — ши пиши с буквой И.

а) карандаши, живет

б) придумай и запиши 5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели

  1.  Ь, обозначающий мягкость согласных (ь-м)

а) конь, пальчик

б) придумай и запиши 5 слов с этой орфограммой, подчеркни Ь-м и согласную, мягкость которой он обозначает

  1.  Ь-разделительный (ь-р)

Ь-р показывает, что согласный звук не сливается с гласным,  Ь-р пишется после согласной перед гласными Е, Ё,Ю,Я,И

а) счастье

б) придумай и запиши 5 слов с Ь-р, подчеркни три буквы — согласную, Ь-р, гласную.

  1.  Разделительный Ъ

Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Е, Ю, Я.

а) съёмка, объявление, предъявите, объезд

б) придумай и запиши 5 слов с Ъ, выдели приставку, подчеркни гласную

Сравнительная таблица Ь - м, Ь - р, Ъ

Ь -показатель

мягкости согласных

Ь- разделительный

Ъ

1.

Пишется в конце и

1.

Пишется в середи

1.

Пишется после при

в середине слова

не слова

ставок перед корнем

2.

После согласных

2.

После согласных

2.

После согласных

3.

Перед согласными

3.

Перед гласными

3.

Перед гласными

и, е, ё, ю, я

е, ё, ю, я

4.

Показывает мяг

4.

Показывает, что со

4.

Показывает, что со

кость предшествую

гласный звук не

гласный звук не

щего согласного зву

сливается с глас

сливается с гласным

ка

ным

  1. Двойная согласная (мм, нн, жж, сс и др.)

а) касса, Жанна

б) пропиши строчку слова, в котором ошибся, подбери к нему три однокоренных слова

  1.  Правила переноса

а) 1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Нельзя переносить: ст-paус, просмо-тр.

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Правильно:        Неправильно:

лю-бовь        люб-овь

дя-денька        дяд-енька

При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме «ы»), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и с разбивкой приставки: без-умный, бе-зумный. Если после приставки стоит буква «ы», то переносить часть слова, начинающуюся с «ы» не разрешается.

Правильно:        Неправильно:

ра-зыс-кать        раз-ыс-кать

ро-зыг-рыш        роз-ыг-рыш

  1.  Нельзя отрывать буквы «ь» и «ъ» от предшествующей согласной.

Правильно:        Неправильно:

подъ-езд        под-ъезд

боль-шой        бол-ьшой

буль-он, бу-льон        бул-ьон

  1.  Нельзя отрывать «й» от предшествующей гласной.

Правильно:        Неправильно:

вой-на        во-йна

май-op        ма-йор

  1.  Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Правильно:  ака-ция                     Неправильно:

а-кация

акаци-я

  1. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная

Правильно: под-бить                             неправильно:      по-дбить

                                                        ра-змах

                      раз-мах  

  1. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Правильно:                                  неправильно: прис-лонять                                                      

при-слонять                                                         отс- транять

от-странить

7)При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

Правильно:                                                                     Неправильно: пятиг-раммовый

    пяти-граммовый, пятиграм-мовый

8)                                          
Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Правильно:        Неправильно:

жуж-жать        жу-жжать

Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение.

9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных слов.

Правильно:        Неправильно:

спец-одежда        спе-цодежда

10)Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся  частью строчными, частью прописными или прописным
с цифрами, например: СССР, КЗоТ, ТУ-104.

  1. Многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможны варианты переносов:

шу-мный, шум-ный дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий род-ство, родст-во, родс-тво дет-ский, детс-кий класс-ный, клас-сный лов-кий, ло-вкий

скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзский бит-ва, би-тва

кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин

  1. Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
  2.  Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа: и т. п.,    и пр., т. е
  3.  Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
  4.  Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открывающие кавычки.

б) перенеси слово правильно, запиши еще 5 слов с переносом, запиши еще 5 слов, которые нельзя переносить.

  1. ЧК — ЧН пиши без мягкого знака.

а) ручка, ночной

б) придумай и запиши 5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели

  1. Непроизносимые согласные
  1. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.

а)честный — честь,  звёздный — звезда,  солнце — солнышко,  здравствуй — здоровье

б) придумай и запиши 5 слов с этой орфограммой, под бери проверочные слова, орфограмму выдели

2)Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно. Вот наиболее часто встречающиеся слова — запомни их:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

 Букву Т писать напрасно

 В словах «вкусный», «интересный».

а) чудесный — чудесен

б) вспомни и запиши еще 2—3 таких слова и 2—3 слова с непроизносимой согласной, проверь, правильно выдели орфограмму

3) В словах ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВА непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.

а) лестница

б) пропиши слово, в котором ошибся, подбери к нему 1—2 однокоренных слов.

19. Ь после шипящих в именах существительных.

В именах существительных женского рода в именительном падеже в конце слова после шипящих пишется Ь. В именах существительных мужского рода Ь не пишется.

ж.р.                               м.р.

а) мышь,                         врач 

б) придумай и запиши 5 существительных женского рода и 5 существительных мужского рода в именительном падеже с шипящими на конце, правильно оформи орфограмму


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".

Перечень орфограмм,изучаемых в начальной школе....

Памятки по русскому языку. Работа над ошибками.

Памятки по русскому языку для 1-4 классов....

Урок русского языка "работа над ошибками. Обобщение знаний о предлоге. П\Р. "Проверь себя"

Обобщение знаний о предлоге, распознавание имён существительных , оценка своих достижений....

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"...

Памятка по русскому языку (работа над ошибками).

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в 3 - 4 классе....

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"

Памятка по работе над ошибками в начальной школе....

Конспект по русскому языку . Тема: «Закрепление знаний. Правописание изученных орфограмм». 9 класс

Закрепление знаний, учащихся по теме: «Грамматические категорий глаголов»;выявление пробелов в знаниях учащихся по данной теме....