Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Голова Евгения Михайловна

1

ФИО

Голова Евгения Михайловна

2

Место работы

МБОУ СШ №5 г. Кстово Нижегородская область

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

Русский язык

5

Класс

1

6

Тема урока

Звуки и буквы

7

Базовый учебник

«Русский язык: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева,

 

 

8.Цели:

1. Формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму;

2. Учить различать звуки речи и звуки окружающего мира;

3. Расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова;

4. Закрепить у школьников представление о букве как обозначении звука.

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать звуковой состав слова; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Технологии:

• здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные

Оборудование: «Русский язык: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II. Актуализация знаний.

1. Чистописание (Пропишите заглавную и строчную букву своего имени.)

2. Орфографическая работа.

— Вставьте буквы на месте пропусков, запишите слова в тетрадь.

Б.рёза, уч.ник, Ро.ия, ст.лица, учит.ль, р.бята, к.рова, . зык, с.бака. Сверьте с образцом. Оцените свою работу.

- Какие слова отвечают на вопрос кто? Подчеркните их. Какие слова подчеркнули?

- Составьте предложения, включив в него как можно больше данных слов.

(Коллективная запись предложения по выбору)

Гимнастика для глаз.

Мы читали, мы писали.

Глазки наши так устали,

Пусть немножко отдохнут,

В путь за паучком пойдут. (Используется тренажёрная таблица)

III. Самоопределение к деятельности. 

 - Ребята, мы с вами использовали разные виды речи. Какую речь мы использовали, когда составляли предложение? (Устную)

 - А когда записывали словарные слова? (Письменную)

 - Назовите наименьшую единицу устной речи? (Звук)

 - Назовите наименьшую единицу письменной речи? (Буква)

Речь

 

Устная

 

Письменная

 

 

 

Звук

 

Буква

Ребята, сможете вы определить тему нашего урока?

(Звуки, буквы.) Как проверить? Откройте учебники на нужной странице.

Какие задачи урока мы поставим ?

- различать буквы и звуки;

- определять сколько в слове букв и звуков;

- правильно, грамотно и красиво писать;

IV. Работа по теме урока

- Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.)

- Какие звуки природы можно услышать весной? (звук дождя, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы…)

- Что такое буква? (обозначение звука на письме)

- Всегда ли количество букв и звуков в слове одинаково? Произношение и написание одинаково? Докажите!

Выполните звуковой анализ слов.

Девочки: ягода [й’агада]- 3 слога, 5 букв, 6 звуков, 3 согласных, 3 гласных.

Мальчики: коньки [кан'к’и]- 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.

Проверьте своих одноклассников! Оцените свою работу.

Вывод: Количество букв и звуков в слове может быть разным: ь- звука не обозначает, буква я — дала нам 2 звука.

Работа в парах. Составьте звуковые схемы слов: заяц, лиса, утка.

Что вы заметили в этих словах: произношение и написание одинаково?

Вывод: Слова не всегда пишутся так, как слышатся.

Физминутка. 

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать

И на место тихо встать.

 Работа с учебником. С.47 Упр.84. Прочитайте задание.

- Произнесите первые слова (шарф, шар) Чем в написании отличаются эти слова?  (с одной буквой ф). Одинаково ли значение этих слов? (Шарф – одежда, шар – игрушка) Чем по звучанию отличается слово шкаф? ( появилась буква К)Что происходит со словами, если в них изменить или переставить буквы?

Сделайте вывод. Если в слове, изменить или переставить буквы, то изменится значение слова.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте выясним, почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Упр.85. Какое слово произнёс Ваня ? ( Батон) Как его поняла Аня? ( Бутон)

При замене какого звука в слове БАТОН появилось новое слово? (а- на — У)

Почему Аня не поняла Ваню? (Возможно быстро проговорил, сказал не чётко).

Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Прочитайте, что говорит об этом Иван Иванович.

V. Рефлексия. Проверочная работа (Работа в группах).

Группа №1

Выбери правильный ответ:

1. Найди слова, в которых буква не обозначает звука: канат угольки банька банка лошадь

2. В каком слове 3 звука:

мама дождь конь яма

3. Укажи слова, в которых есть звук [О]

тень ёлка папа март лось ток

Работа с CD

Звуки и буквы. Игра «Животные». Упр. «Составь звуковые схемы слов». Задание на развитие речи. Упр. «Вставь буквы».

Самооценка :

VI. Итог урока.

Ребята, справились мы с задачами,  которые ставили в начале урока?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Что появилось раньше: звуки или буквы?

- Что такое буква?

Чему вы научились на уроке? Возникли ли трудности? Что не получилось?

Что вам было интересно?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

1

ФИО

Голова Евгения Михайловна

2

Место работы

МБОУ СШ №5 г. Кстово Нижегородская область

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

Русский язык

5

Класс

1

6

Тема урока

Звуки и буквы

7

Базовый учебник

«Русский язык: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева,

8.Цели:

1. Формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму;

2. Учить различать звуки речи и звуки окружающего мира;

3. Расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова;

4. Закрепить у школьников представление о букве как обозначении звука.

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать звуковой состав слова; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Технологии:

• здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные

Оборудование: «Русский язык: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II. Актуализация знаний.

1. Чистописание (Пропишите заглавную и строчную букву своего имени.)

2. Орфографическая работа.

— Вставьте буквы на месте пропусков, запишите слова в тетрадь.

Б.рёза, уч.ник, Ро.ия, ст.лица, учит.ль, р.бята, к.рова, . зык, с.бака. Сверьте с образцом. Оцените свою работу.

- Какие слова отвечают на вопрос кто? Подчеркните их. Какие слова подчеркнули?

- Составьте предложения, включив в него как можно больше данных слов.

(Коллективная запись предложения по выбору)

Гимнастика для глаз.

Мы читали, мы писали.

Глазки наши так устали,

Пусть немножко отдохнут,

В путь за паучком пойдут. (Используется тренажёрная таблица)

III. Самоопределение к деятельности. 

 - Ребята, мы с вами использовали разные виды речи. Какую речь мы использовали, когда составляли предложение? (Устную)

 - А когда записывали словарные слова? (Письменную)

 - Назовите наименьшую единицу устной речи? (Звук)

 - Назовите наименьшую единицу письменной речи? (Буква)

Речь

 

Устная

 

Письменная

 

 

 

Звук

 

Буква

Ребята, сможете вы определить тему нашего урока?

(Звуки, буквы.) Как проверить? Откройте учебники на нужной странице.

Какие задачи урока мы поставим ?

- различать буквы и звуки;

- определять сколько в слове букв и звуков;

- правильно, грамотно и красиво писать;

IV. Работа по теме урока

- Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.)

- Какие звуки природы можно услышать весной? (звук дождя, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы…)

- Что такое буква? (обозначение звука на письме)

- Всегда ли количество букв и звуков в слове одинаково? Произношение и написание одинаково? Докажите!

Выполните звуковой анализ слов.

Девочки: ягода [й’агада]- 3 слога, 5 букв, 6 звуков, 3 согласных, 3 гласных.

Мальчики: коньки [кан'к’и]- 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.

Проверьте своих одноклассников! Оцените свою работу.

Вывод: Количество букв и звуков в слове может быть разным: ь- звука не обозначает, буква я — дала нам 2 звука.

Работа в парах. Составьте звуковые схемы слов: заяц, лиса, утка.

Что вы заметили в этих словах: произношение и написание одинаково?

Вывод: Слова не всегда пишутся так, как слышатся.

Физминутка. 

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать

И на место тихо встать.

 Работа с учебником. С.47 Упр.84. Прочитайте задание.

- Произнесите первые слова (шарф, шар) Чем в написании отличаются эти слова?  (с одной буквой ф). Одинаково ли значение этих слов? (Шарф – одежда, шар – игрушка) Чем по звучанию отличается слово шкаф? ( появилась буква К)Что происходит со словами, если в них изменить или переставить буквы?

Сделайте вывод. Если в слове, изменить или переставить буквы, то изменится значение слова.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте выясним, почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Упр.85. Какое слово произнёс Ваня ? ( Батон) Как его поняла Аня? ( Бутон)

При замене какого звука в слове БАТОН появилось новое слово? (а- на — У)

Почему Аня не поняла Ваню? (Возможно быстро проговорил, сказал не чётко).

Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Прочитайте, что говорит об этом Иван Иванович.

V. Рефлексия. Проверочная работа (Работа в группах).

Группа №1

Выбери правильный ответ:

1. Найди слова, в которых буква не обозначает звука: канат угольки банька банка лошадь

2. В каком слове 3 звука:

мама дождь конь яма

3. Укажи слова, в которых есть звук [О]

тень ёлка папа март лось ток

Работа с CD

Звуки и буквы. Игра «Животные». Упр. «Составь звуковые схемы слов». Задание на развитие речи. Упр. «Вставь буквы».

Самооценка :

VI. Итог урока.

Ребята, справились мы с задачами,  которые ставили в начале урока?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Что появилось раньше: звуки или буквы?

- Что такое буква?

Чему вы научились на уроке? Возникли ли трудности? Что не получилось?

Что вам было интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....