Программа по русскому языку 3 класс УМК "ПЕРСПЕКТИВА"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
В данном документе представлена программа с КТП по русскому языку для 3 класса по учебнику Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по русскому языку УМК "ПЕРСПЕКТИВА" 3 класс | 478 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43
ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № от _________________г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 43 _________Стрельцова Ю.В. Приказ №_____от____________г |
Рабочая программа
основного общего образования
по курсу «Русский язык»
класс «3а»
Составитель рабочей программы: Зайцева Екатерина Николаевна – учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 43
Хабаровск, 2020
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗПИСКА
- Нормативно – правовые документы
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса является составной частью Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №43 на 2020-2021 учебный год.
При разработке рабочей программы по русскому языку, 3 класс, на 2018-2019 учебный год, использовались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 14.08.2018г., вступающая в силу с 1 января 2019года);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 06.10.2009г. № 373;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1576 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373;
- Примерная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15);
- Примерные программы по учебным предметам. УМК «ПЕРСПЕКТИВА» «Русский язык», авторы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с последующими изменениями);
- Устав и локальные акты МБОУ СОШ № 43 г. Хабаровска.
- Образовательная программа МБОУ СОШ № 43 г. Хабаровска;
- Учебный план МБОУ СОШ № 43 г. Хабаровска на 2020 -2021 учебный год.
- Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В содержании учебного предмета «Русский язык» раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность.
Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).
Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.
Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстов.
Познавательная направленность предмета обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).
1.3 Цели изучения программы:
Программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
1.4 Основные содержательные линии
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в
стихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета
в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
- развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
- обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
- пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
- формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
- обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
- развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
- развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
1.5 Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
- Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Мир общения. Повторяем – узнаём новое. | 14 |
2. | Язык - главный помощник в общении. | 41 |
3. | Состав слова. | 18 |
4. | Части речи. | 88 |
5. | Систематизация знаний по разделу «Части речи». | 5 |
6. | Имя существительное. | 33 |
6. | Местоимение. | 3 |
7. | Глагол. | 29 |
8. | Имя прилагательное. | 17 |
9. | Повторение. | 9 |
2.2 Краткая характеристика содержания курса
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Количество часов | Содержание учебного материала | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Тема раздела 1 «Речевое общение. Повторяем - узнаем новое» | 14 ч. | Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Общее представление о тексте и его особенностях. Виды текстов: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. | Активизация знаний о типах и свойствах текста. Определение темы текстов, выбор заглавия к каждому тексту. Определение типа орфограмм. Знакомство с орфоэпическими нормами (нормами верного произношения). Определение требований к устной речи. Систематизация знаний учащихся о звуках с опорой на рисунок-схему. Повторение правил переноса слов. Введение понятий открытого и закрытого слога при чтении сообщения. Списывание текстов различных типов. |
2 | Тема раздела 2 «Язык – главный помощник в общении» | 41 ч. | Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Слова с обобщающим значением. Местоимения, как заменители имён собственных и нарицательных. Словари: толковый, орфографический, синонимов и антонимов. Отличие словосочетания от слова и от предложения. Сравнение предложения и словосочетания. Типы предложений по цели высказываний. Второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами. | Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Постановка ударения в распознавании значения слова. Значимость постановки ударения для определения речевой культуры человека. Звуко-буквенный анализ слов. Классификация имён собственных по значению. Возможность перехода имён нарицательных в имена собственные. Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием. Определение в тексте слов, в которых произношение и написание гласных не совпадает. Определение слов с проверяемым и непроверяемым написанием. Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах. Работа с заполнением таблицы орфограмм, карточки с индивидуальными заданиями. Составлять и применять нужный алгоритм для проверки орфограммы. Проверять написание слов с непроверяемым написанием по орфографическому словарю. |
3 | Тема раздела 3 «Состав слова» | 19 ч. | Корень слова. Однокоренные слова. Отличие приставки от предлога. Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании. Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление). Образование новых слов. | Образовывать новые слова по заданным моделям, объяснять значения морфем. Находить в слове орфограмму, определять ее тип. Находить окончания в изменяемых словах, понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова. Объяснять написание основных приставок русского языка. Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Роль окончания в слове Разбирать слова по составу. Отличать приставки от предлога. |
4 | Тема раздела «Части речи» | 88 ч. | Систематизация знаний по разделу «Части речи». Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. Имя существительное как часть речи. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мёд, молоко) или только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли) Число имен существительных Род имен существительных. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Изменение имен существительных по падежам (склонение). Этимология падежей. Алгоритм определения падежа. Ударные и безударные падежные окончания. Как разобрать имя существительное Порядок анализа имени существительного как части речи. Местоимение. Личные местоимения. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Глагол как часть речи. Общее значение глаголов, вопросы. Изменение глаголов по временам. Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени. Неопределенная форма глагола. Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы. Изменение глаголов по числам Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Окончание глаголов в прошедшем времени. НЕ с глаголами Имя прилагательное как часть речи. Общее значение прилагательных, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных. Роль имён прилагательных в речи. Разбор имени прилагательного как части речи. | Составлять алгоритм определения падежа, написания безударных падежных окончаний. Алгоритм определения рода, числа и падежа имени существительного, имени прилагательного. Определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и вопросам; правильно использовать их. Образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний. Определять род имён существительных, согласовывать с другими частями речи. Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие. Определять падеж по предложенному алгоритму. Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения Редактировать тексты, используя личные местоимения. Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
5 | Тема раздела 5 «Повторение изученного за год» | 9 ч. | Повторение основных признаков изученных единиц языка и речи, предложения, текста. Систематизация знаний о значении слова с доп. заданием -составить предложения с несколькими подобранными словами, разобрать каждое слово по составу. Повторение знаний о составе слова. Нахождение орфограмм в тексте. Звуко-буквенный анализ. Задания на применение полученных знаний при решении нестандартных заданий. | Формирование ценностного отношения к языку, на котором говоришь. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил. Формирование общеучебных умений; умений работать с учебным текстом, учебной книгой. Вести диалог со взрослыми и сверстниками, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь выполнять задания творческого и поискового характера; применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
Итого | 170 ч. |
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Фонетика, графика, орфография
-проводить звукобуквенный анализ слов;
-определять ударение в словах;
-делить слова на слоги и на части для переноса;
-находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
-верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
-правильно писать «не» с глаголами;
-использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
-писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
-верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
-формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
-писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика
-различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
-сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
-распознавать в тексте синонимы и антонимы;
-находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
-сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
-объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
-понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
-объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
-различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
-разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
-выделять в слове основу и окончание;
-составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
-различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
-объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
-образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
-правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
-понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
-находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
-образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
-определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
-правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
-различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
-определять число имён существительных;
-определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
-определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
-изменять имена существительные по падежам.
-верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
-сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
-образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
-разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Местоимение
-сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
-употреблять личные местоимения в речи.
-устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
-распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
-определять времена глаголов;
-образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
-определять число глаголов;
-верно писать частицу «не» с глаголами;
-писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
-обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
-находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
-определять связь имени прилагательного с именем существительным;
-верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
-делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
-объяснять роль имён прилагательных в речи;
-использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
-объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством -выражения законченной мысли;
-составлять словосочетания по заданным моделям;
-находить словосочетания в предложении.
Предложение
-определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
-находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
-находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
-устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
-находить в предложении однородные члены.
-верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
-отличать текст от простого набора предложений;
-устанавливать связь между предложениями в тексте;
-определять тему и основную мысль текста;
-озаглавливать текст;
-выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
-составлять план текста;
-распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
-различать художественные и научные тексты;
-составлять тексты разных типов.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. Е. Через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).
Личностные результаты
Обучающийся научится:
-испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
-осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
-относиться с уважением к представителям других народов;
-уважительно относиться к иному мнению;
-понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
-соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
-развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
-конструктивно разрешать проблемные ситуации;
-оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность:
-сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
-эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
-сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
-осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
-стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
-сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
-ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
-понимать цели и задачи учебной деятельности;
-находить ответы на проблемные вопросы;
-пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
-самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
-пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
-пользоваться справочной литературой (словарями);
-развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
-развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-делать самостоятельные выводы;
-находить выход из проблемных ситуаций;
-определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
-выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
-понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
-относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
-анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
-понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
-выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
-контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
-правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
-различать диалогическую и монологическую речь;
-составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
-составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
-пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
-писать изложения по составленному плану;
-составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
-совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
-говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
-делать полный и краткий пересказ текста;
-устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
-исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
-совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
-соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Диктант | Грамматическое задание: |
Отметки: «5» - за работу, в которой нет ошибок. «4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки. «З» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок. «2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок. | Отметки: «5» - без ошибок. «4» - правильно выполнено не менее ¾ заданий. «З» - правильно выполнено не менее ½ заданий. «2» - правильно выполнено менее ½ заданий. |
Учёт ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
1. При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание).
2. Учитывается только последнее написание.
3. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
4. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Контрольное списывание. Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.)
Отметки:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«З» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
Ошибкой считается:
Нарушение правил орфографии при написании слов.
Пропуск и искажение букв в словах.
Замена слов.
Отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса.
Неправильное написание слов, которые не проверяются правилом.
За ошибку не считается:
Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые в данном классе, ни в предшествующих не изучались (проводится работа над данными словами или выписывается данное слово на доску).
Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы.
Единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За 1 ошибку считается:
Два исправления.
Две пунктуационные ошибки.
Повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются:
Повторение одной и той же буквы в слове.
Недописанное слово.
Перенос слова.
Дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Словарный диктант:
Объем:
3-й класс – 13-15 слов. (1 раз в две недели)
Отметки:
«5» - без ошибок.
«4» - 1 ошибка и 1 исправление.
«З» - 2 ошибки и 1 исправление.
«2» - 3-5 ошибок.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, а в качестве проверочных – в контрольных.
Изложение. Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Отметки:
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«З» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Тестовая работа. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Отметки:
«5» - верно выполнено более ¾ заданий.
«4» - верно выполнено ¾ заданий.
«З» - верно выполнено ½ заданий.
«2» - верно выполнено менее ½ заданий.
Сочинение:
Отметки:
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«З» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Оценка устных ответов:
Отметка «5»
-полностью усвоил учебный материал;
-умеет изложить его своими словами;
-самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
-правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4»
-в основном усвоил учебный материал;
-допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
-подтверждает ответ конкретными примерами;
-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3»
-не усвоил существенную часть учебного материала;
-допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
-слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2»
-почти не усвоил учебный материал;
-не может изложить его своими словами;
-не может подтвердить ответ конкретными примерами;
-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
6. ПЕРЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБСПЕЧЕНИЯ
1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.
2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.
3. С.Ю.Михайлова. «Проверочные работы» 3 класс.
4. Наглядные пособия (таблицы,учебные картины, портреты писателей, схемы, плакаты, таблички с терминами).
5. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2009 год.
6. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Название изучаемого раздела. Тема урока | Дата | Домашнее задание | Примечания | |
План | Факт | |||||
1. Мир общения. Повторяем – узнаём новое (14 часов) | ||||||
1 | Урок Знаний. Речевое общение. Диалог. | 02.09 | Учебник упр.4 | |||
2 | Слова с непроверяемыми написаниями и проверяемыми орфограммами | Учебник упр.6 | ||||
3 | Тема и главная мысль текста | Учебник упр.14 | ||||
4 | Разница между диалогом и спором | Учебник упр.16 | ||||
5 | Речевой этикет | Учебник упр.22 | ||||
6 | Связь главной мысли текста и его настроения | Учебник упр.24 | ||||
7 | Общение и его виды | Учебник стр.21 упр.28 | ||||
8 | Речь устная и письменная | Учебник упр.33 | ||||
9 | Зависимость выбора речевых средств от ситуации общения | Учебник упр.36 | ||||
10 | Звуки и буквы | Учебник упр.41 | ||||
11 | Деление слов на слоги | Учебник упр.47 | ||||
12 | Деление слов на слоги | Учебник упр.50 | ||||
13 | Ударение | Учебник упр.53 | ||||
14 | Орфограммы слова | Учебник упр.57 | ||||
2. Язык - главный помощник в общении (41 час) | ||||||
Имена собственные | Учебник упр.58 | |||||
Самостоятельная работа «Безударная гласная в корне слова» | Учебник упр.61 | |||||
Проверка безударной гласной в корне слова | Учебник упр.63 | |||||
Слог, ударение | Учебник упр.64 | |||||
Правила переноса слов | Учебник упр.65 | |||||
Административный контрольный диктант по теме «Повторение» | словарь | |||||
Работа над ошибками. Правила орфографии | Учебник упр.67 | |||||
Безударные гласные в корне слова | Учебник упр.64 | |||||
Безударные гласные в корне слова | Учебник упр.69 | |||||
Проверяемые и непроверяемые парные по глухости – звонкости согласные в корне слова | Учебник упр.73 | |||||
Словарный диктант Непроизносимые согласные | Учебник упр.75 | |||||
Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки | Учебник упр.76 | |||||
Р/р. Изложение по рассказу Н.Сладкова "Осенняя ёлочка" | Учебник упр.79 | |||||
Удвоенные согласные | Учебник упр.80 | |||||
Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | Учебник упр.82 | |||||
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН | Учебник упр.86 | |||||
Перенос слов | Учебник упр.88 | |||||
Девять правил орфографии (повторение и обобщение). Проверочная работа | Учебник упр.89 | |||||
Работа над ошибками. Слово и его значение | Учебник упр.90 | |||||
Слово и его значение | Учебник упр.96 | |||||
Административный контрольный диктант за 1 четверть | словарь | |||||
Работа над ошибками. Слово и его значение | Учебник упр.99 | |||||
Слово и его значение | Учебник упр.101 | |||||
Слово и его значение | Учебник упр.104 | |||||
Сопоставление слов на основе их двусторонних моделей. | Учебник упр.106 | |||||
Мотивированные названия слов. | Учебник упр.107 | |||||
Как «устроено» слово. Обобщение. | Р.т. | |||||
Синонимы. | Учебник стр.75 упр.120 | |||||
Антонимы. | Учебник стр.77 упр.124 | |||||
Омонимы. | Учебник стр.78 упр.126 | |||||
Многозначные слова. | Учебник стр.80 упр.129 | |||||
Слова с обобщающим значением. | Учебник стр.81 упр.131 | |||||
Роль местоимений в тексте. | Учебник стр.83 упр.134 | |||||
Проверочная работа по теме «Слово и его значение» | ||||||
Работа над ошибками. Словосочетание | Учебник стр.85 упр.138 | |||||
Предложение | Учебник стр.87 упр.143 | |||||
Главные члены предложения | Учебник стр.89 упр.147 | |||||
Главные члены предложения. Проверочная работа. | Учебник стр.91 упр.151 | |||||
Предложения с однородными членами | Учебник стр.93 упр.156 | |||||
Контрольная работа по теме «Язык – главный помощник в общении» | ||||||
Работа над ошибками. Предложение. | Учебник стр.93 упр.156 | |||||
3. Состав слова (18 часов) | ||||||
Состав слова | Учебник стр.96 упр.160 | |||||
Состав слова. Основа слова | Учебник стр.97 упр.162 | |||||
Состав слова. Основа слова | Учебник стр.98 упр.164 | |||||
Состав слова. Корень слова | Учебник стр.99 упр.167 | |||||
Состав слова. Родственные слова. | Учебник стр.100 упр.170 | |||||
Корни в сложных словах | Учебник стр.101 упр.171 | |||||
Корни в сложных словах | Учебник стр.102 упр.174 | |||||
Диктант по теме «Состав слова. Корень слова» | ||||||
Работа над ошибками Состав слова. | Учебник стр.104 упр.180 | |||||
Состав слова. Приставка | Учебник стр.105 упр.182 | |||||
Состав слова. Приставка. Предлог. | Учебник стр.106 упр.184 | |||||
Состав слова. Суффикс. | Учебник стр.109 упр.192 | |||||
Состав слова. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Учебник стр.110 упр.195 | |||||
Окончание | Учебник стр.115 упр.203 | |||||
Окончание. Проверочная работа | Учебник стр.116 упр.205 | |||||
Как образуются слова | Учебник стр.117 упр.208 | |||||
Как образуются слова | Учебник стр.118 упр.210 | |||||
Административный контрольная работа за 2 четверть | ||||||
4. Части речи (88 часов) | ||||||
Работа над ошибками. Части речи. | Учебник стр.124 упр.221 | |||||
Самостоятельные и служебные части речи | Учебник стр.127 упр.224 | |||||
Части речи. Систематизация знаний. | Учебник стр.131 упр.228 | |||||
Повторяем, что знаем. Имя существительное | Учебник стр.135 упр.232 | |||||
Собственные и нарицательные имена существительные | Учебник стр.137 упр.236 | |||||
Одушевлённое и неодушевлённое имя существительное | Учебник стр.141 упр.248 | |||||
Одушевлённое и неодушевлённое имя существительное | Р.т. | |||||
Число имен существительных | Учебник стр.145 упр.255 | |||||
Число имен существительных | Учебник стр.147 упр.259 | |||||
Число имен существительных | Учебник стр.148 упр.262 | |||||
Род имен существительных | Учебник стр.5 упр.3 (II часть) | |||||
Род имен существительных | Учебник стр.7 упр.6 | |||||
Род имен существительных. | Учебник стр.8 упр.9 | |||||
Род имен существительных Проверочная работа | Учебник стр.12 упр.16 | |||||
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода | Учебник стр.13 упр.18 | |||||
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода | Учебник стр.14 упр.21 | |||||
"Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода. | Учебник стр.16 упр.24 | |||||
Изменение имен существительных по падежам (склонение) | Учебник стр.18 упр.28 | |||||
Изменение имен существительных по падежам (склонение) | Учебник стр.20 упр.30 | |||||
Изменение имен существительных по падежам (склонение) | Учебник стр.22 упр.34 | |||||
Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж | Учебник стр.23 упр.35 | |||||
Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж | Учебник стр.25 упр.40 | |||||
Словарный диктант. Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж | Учебник стр.29 упр.49 | |||||
Изменение имен существительных по падежам. Винительный падеж | Учебник стр.31 упр.54 | |||||
Изменение имен существительных по падежам. Творительный падеж | Учебник стр.33 упр.59 | |||||
Изменение имен существительных по падежам. Творительный падеж | Учебник стр.35 упр.63 | |||||
Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж | Учебник стр.37 упр.68 | |||||
Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж | Учебник стр.39 упр.72 | |||||
Проверочная работа «Изменение имен существительных по падежам» | Учебник стр.41 упр.74 | |||||
Как разобрать имя существительное как часть речи | Учебник стр.43 упр.76 | |||||
Как разобрать имя существительное как часть речи | Учебник стр.44 упр.79 | |||||
Как разобрать имя существительное как часть речи | Учебник стр.45 упр.80 | |||||
Контрольный диктант по теме "Имя существительное как часть речи" | ||||||
Работа над ошибками. Имя существительное как часть речи | Учебник стр.46 упр.1-5 | |||||
Местоимение | Учебник стр.47 упр.83 | |||||
Местоимение | Учебник стр.49 упр.86 | |||||
Местоимение. | Учебник стр.51 упр.89 | |||||
Глагол как часть речи. | Учебник стр.53 упр.92 | |||||
Глагол как часть речи | Учебник стр.54 упр.96 | |||||
Глагол как часть речи | Учебник стр.56 упр.101 | |||||
Изменение глаголов по временам | Учебник стр.59 упр.105 | |||||
Изменение глаголов по временам | Учебник стр.61 упр.108 | |||||
Глаголы настоящего времени | Учебник стр.63 упр.113 | |||||
Глаголы настоящего времени | Учебник стр.65 упр.117 | |||||
Глаголы прошедшего времени | Учебник стр.66 упр.112 | |||||
Глаголы будущего времени | Учебник стр.69 упр.117 | |||||
Проверочная работа. Изменение глаголов по временам | Учебник стр.71 упр.122 | |||||
Неопределенная форма глагола | Учебник стр.73 упр.125 | |||||
Неопределенная форма глагола | Учебник стр.74 упр.128 | |||||
Глагол как часть речи | Учебник стр.76 упр. 133 | |||||
Контрольный диктант за 3 четверть | ||||||
Работа над ошибками. Неопределенная форма глагола | Учебник стр.75 упр.139 | |||||
Изменение глаголов по числам | Учебник стр.78 упр.142 | |||||
Изменение глаголов по числам | Учебник стр.79 упр.145 | |||||
Изменение глаголов по числам | Учебник стр.83 упр.151 | |||||
Изменение по родам глаголов прошедшего времени | Р.т. | |||||
Изменение по родам глаголов прошедшего времени | Учебник стр.85 упр.155 | |||||
Изменение по родам глаголов прошедшего времени | Учебник стр.86 упр.156 | |||||
"НЕ" с глаголами | Учебник стр.88 упр.159 | |||||
"НЕ" с глаголами | Учебник стр.90 упр.163 | |||||
"НЕ" с глаголами. | Учебник стр.91 упр.166 | |||||
Разбор глагола как части речи | Учебник стр.93 упр.168 | |||||
Разбор глагола как части речи | Учебник стр.94 упр.170 | |||||
Контрольная работа по теме "Глагол как часть речи" | повторить словарные слова | |||||
Работа над ошибками. Глагол как часть речи | Учебник стр.96 упр.1-3 | |||||
Имя прилагательное как часть речи | Учебник стр.97 упр.173 | |||||
Имя прилагательное как часть речи | Учебник стр.98 упр.176 | |||||
Имя прилагательное как часть речи | Учебник стр.100 упр.179 | |||||
Изменение имен прилагательных по родам и числам | Учебник стр.102 упр.182 | |||||
Изменение имен прилагательных по родам и числам | Учебник стр.104 упр.186 | |||||
Изменение имен прилагательных по родам и числам | Учебник стр.106 упр.189 | |||||
Изменение имен прилагательных по родам и числам. Проверочная работа. | Учебник стр.107 упр.190 | |||||
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | Учебник стр.109 упр.194 | |||||
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | Учебник стр.110 упр.197 | |||||
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | Учебник стр.11 упр.199 | |||||
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | Учебник стр.112 упр.201 | |||||
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | Учебник стр.113 упр.203 | |||||
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Списывание текста. | Учебник стр.115 упр.207 | |||||
Разбор имени прилагательного как части речи | Учебник стр.116 упр.209 | |||||
Разбор имени прилагательного как части речи | Учебник стр.118 упр.213 | |||||
Разбор имени прилагательного как части речи | Учебник стр.119 упр.215 | |||||
Контрольная работа по теме " Имя прилагательное» | повторить словарные слова | |||||
Работа над ошибками. Имя прилагательное | Учебник стр.120 упр.216 | |||||
Части речи. Закрепление . | Учебник стр.121 упр.218 | |||||
Части речи. Закрепление. Проверочная работа. | Учебник стр.122 упр.220 | |||||
Обобщение знаний об имени прилагательном | Учебник стр.123 упр.221 | |||||
Контрольный диктант № 7 по теме: «Части речи» | ||||||
Работа над ошибками. Части речи. Обобщение | повторить словарные слова | |||||
5. Повторение (9 часов) | ||||||
Повторение. Слово. Предложение. Текст | Учебник стр.128 упр.1-4 | |||||
Повторение. Слово. Предложение. Текст | Учебник стр.130 упр.231 | |||||
Итоговый контрольная работа № 8 | ||||||
Работа над ошибками Повторение изученных орфограмм. | Учебник стр.132 упр.234 | |||||
Повторение изученных орфограмм. | Учебник стр.134 упр.237 | |||||
Контрольное списывание | ||||||
Работа над ошибками Закрепление пройденного. | Учебник стр.135 упр.239 | |||||
Закрепление и обобщение пройденного. Игра «По океану Речи» | повторить словарные слова | |||||
Закрепление и обобщение пройденного. |
Приложение. Диктанты, грамматические задания, контрольные задания.
Тема «Мир общения. Повторяем - узнаём новое».
Осенний лес.
Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые березки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далекий путь на юг. До свидания, журавли!
По Г. Скребицкому
Грамматические задания
1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
3. Запишите слова речевого этикета.
Тема «Девять правил орфографии».
Зимний вечер.
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звездном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки.
Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.
Слова для справок: повис, появилась, затопили, запылал.
Веселая елочка.
Скоро Новый год. Таня и мама украшали пушистую елку. На праздник пришли гости. Всем было весело. Мама была грустная. Она ждала сына-моряка. Раздался звонок. Ребята быстро подбежали к дверям. В комнату пришел Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки. Потом Дед Мороз снял седую бороду. Мама увидела сына-моряка. Радостная была эта встреча!
По В. Осеевой
Слова для справок: скоро, Новый год, Дед Мороз, пришел, увидела.
Грамматические задания
1. Во втором предложении подчеркните главные члены.
2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, с непроизносимой согласной, подберите проверочные слова.
Тема «Мягкий знак на конце имён существительных ж. рода после шипящих».
На охоте.
Вот первый луч солнца осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к лесу пестрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч.
У леса нас встретил егерь — лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружье. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.
В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завел нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это еж. Долго мы ждали удачи.
И все же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.
По Г. Снегиреву
Слова для справок: деревьев, егерь, кто-то.
Грамматические задания
1. Выпишите три имени существительных, оканчивающихся на шипящие согласные. Обозначьте орфограмму.
2. Обозначьте грамматическую основу.
I вариант — в третьем предложении, II вариант — в пятом предложении.
3. Замените выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующим значением.
Печь — ... (средство человеческого общения). Ложь — ... (культурное растение — злак).
Тема «Имя существительное».
Летучая мышь
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши — ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.
Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки
Слова для справок: увидели, способность. (Письмо под диктовку.)
Грамматические задания
— Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж.
— Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания.
Вспоминать о лете — ..., новость о поражении —..., мечтать о мире-....
— Спишите. Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном падеже.
Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки). В саду собрали урожай (яблоки) и (груши).
Не бери в лес ружье.
В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом — на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду.
С тех пор это расстояние растет. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам дает хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными?
Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек вдет в лес. Но все живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх.
Не бери в лес ружье. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретем добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.
По Н. Сладкову
Слова для справок: хозяйство, лесного, подпускает.
Грамматические задания.
— Сделайте разбор как части речи трех глаголов: в прошедшем, настоящем и будущем времени.
— Составьте и запишите три предложения с отрицательной частицей НЕ о том, чего нельзя делать в лесу.
— Спишите предложения, ставя отрицательную частицу НЕ перед глаголами.
С огнем шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори. Посеешь — урожай соберешь.
Деревья скрипят
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночевки под скрипучим деревом и устраивал.
И за веселым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту — все скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.
То растут два дерева тесно, уперлись друг в друга сучьями — вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи — тоже оба скрипят.
Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунет ветерок — скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнётся и тоже скрипит.
Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своем.
По Н. Сладкое
Слова для справок: по-особому, ночевка, лиственном.
Диагностика качества освоения темы: «Диалог. Собеседники». Тех. карта №1. | |
Цели: • Установить степень усвоения темы, а именно умения: — писать высказывания, используя фразу конструктор — использовать слова для выбора при оформлении письменных высказываний; — писать слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова); — списывать текст; — выделять главную мысль текста; — планировать свои действия в соответствии с целью. | Контрольные задания 1. Тест Рабочая тетрадь, с. 13, № 15. Допишите высказывания, используя слова для выбора. 2. Словарный диктант Учитель сам подбирает комбинацию словарных слов. Вместе, потом, привет, приветливо, здесь, здравствуй, болото, колыбель. 3. Проверочная работа Спишите. Выделите главную мысль текста. Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова — дела важны? Дела — делами, а слова — словами. (М. Лисянский) |
Диагностика качества освоения темы «Культура устной и письменной речи». Тех. ката №2. | |
Цели: • Установить степень усвоения темы, а именно умения: — писать текст, следуя правилам оформления письма; — определять в тексте слова с парной звонкой — глухой согласной и слова с безударной гласной и подбирать к ним проверочные; — ставить в словах ударение в соответствии с правилом произношения; — определять открытый и закрытый слог при делении слова для переноса; — выполнять учебное задание в соответствии с целью. | Контрольное задание Диктант: 1. Прошли дождливые осенние дни. 2. Зима стала входить в свои права. 3. Пушистым ковром снег лёг на лесные дорожки и тропинки. 4. Голодно птицам зимой. 5. Они летят к жилью человека. 6. Жалко ребятишкам пернатых друзей. 7. Дети смастерили кормушки. 8. Слетелись к кормушкам снегири и синицы. Грамматические задания: 1_й вариант. Выпишите из текста слово с парной звонкой — глухой согласной и напишите проверочное слово. Над словами второго предложения поставьте знак ударения. Слова шестого предложения разделите для переноса. 2_й вариант. Выпишите из текста слово с безударной гласной и напишите проверочное слово. Над словами шестого предложения поставьте знак ударения. Слова седьмого предложения разделите для переноса. |
Диагностика качества освоения темы: «Текст». Тех. карта №3. | |
Цели: • Установить степень усвоения темы, а именно умения: — составлять и писать текст из предложений; — определять главную мысль текста и озаглавливать его; — выписывать из текста слова с парной согласной и подбирать к каждому проверочному слову; — графически выделять основу предложения. | Контрольное задание Расположите предложения так, чтобы получился текст о птицах, и запишите его. Определите главную мысль текста и отразите её в заглавии. Там тетерева наелись берёзовых почек. Стая птиц полетела на лесную полянку. Утром проснулись тетерева и удивились. Потом они нырнули в мягкий снег. Кругом был снег. Теперь у птиц есть убежище от врагов. Грамматические задания: 1. Выпишите из текста слова с парной согласной и подберите к каждому проверочному слову. 2. В выделенном предложении подчеркните основу. |
Диагностика качества освоения темы: «Слово и его значение». Тех. карта №4. | |
Цели: • Установить степень усвоения темы, а именно умения: — писать текст, вставляя пропущенные орфограммы; — подбирать и писать синонимы к словам из текста; — подбирать и писать антонимы к словам; — определять в тексте фразеологический оборот, соответствующий предложенному выражению; — выполнять учебное задание в соответствии с целью. | Контрольное задание 1. Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и за_меняя выделенные слова синонимами. Зазвенели по скатам руч…и. Надулись на дерев…ях см…листые поч…ки. На п…ляне раскрылись подснежники. Тихо веет тёплый в…терок. Ласково смотрит весеннее со…нце. Как чудесно в…сной! 2. Напишите антонимы к слову «лёгкий»: Лёгкий вес — … вес, лёгкий вопрос — … вопрос, лёгкое наказание — … наказание. 3. Прочитайте текст и определите фразеологические обороты, которые соответствуют словосочетаниям, «никогда не приду», «с утра в плохом настроении», «быстро помчался»,«в дружеских отношениях». Когда_то я с ним был на короткой ноге. Но однажды он(с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног — домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей у него больше не будет. (А. Шибаев) Выпишите из текста фразеологические обороты, соответствующие каждому выражению. |
Диагностика качества освоения темы «Состав слова. Словообразование». Тех. Карта № 5 | |
Цели: • Установить степень освоения данной темы, а именно умения: — писать текст, следуя правилам оформления письма; — определять корень слова с чередованием согласной; — определять в слове нулевое окончание; — определять корни в сложном слове; — образовывать родственные слова разных частей речи; — выписывать из текста слова на заданную орфограмму; — выделять приставку в слове с разделительным Ъ; — выполнять учебное задание в соответствии с целью. | Контрольное задание Диктант Говорят, что съевший свою жертву крокодил проливает горькие слёзы. Но объяснять такое явление сочувствием хищника наивно. Съел и льёт слёзы? Это несерьёзно. Просто со слезами крокодилы выводят из организма излишки солей. Грамматические задания: — разберите по составу слова: Перебежчик, походный, паровоз; — образуйте родственные слова от Корня по вопросам:_желт_(_жёлт_) что? какая? что делает? — выпишите из текста по одному слову с разделительными Ъ и Ь, выделите приставку; — выпишите сложные слова, выделите корни в каждом из них: Пешеход, переезд, земляника, землекоп, огнетушитель, грузовик. |
Диагностика качества освоения темы: «Предложение. Члены предложения». Тех. карта №6. | |
Цели: • Установить степень освоения данной темы, а именно умения: — писать текст, следуя правилам оформления письма; — выписывать из текста слова с безударной гласной и подбирать к каждому слову проверочное слово; — выделять графически основу предложения; — выписывать словосочетания с вопросами | Контрольное задание Диктант Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Дети принесли из леса сосновые и еловые шишки. Они запасли веточки, жёлуди, листья. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Ребята делают весёлых зверюшек. Какие славные лисичка, ёжик и козлик! Кому подарить это чудо? Отнесём их малышам! Грамматические задания 1. Выпишите из текста три слова с безударной гласной и подбери те к каждому проверочному слову. 2. В третьем предложении графически выделите основу. 3. Выпишите из первого предложения словосочетания с вопросами. |
Диагностика качества освоения темы: «Имя существительное». Тех. карта №7.
| |
Цели: • Установить степень усвоения темы, а именно умения: — определять тему текста и давать ему название; — писать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы; — определять число имени существительного; — определять в тексте и выписывать неодушевлённые имена существительные; имена существительные мужского и среднего рода; имена существительные женского рода с шипящим звуком на конце; — планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять самопроверку | Контрольное задание 1. Прочитайте текст, озаглавьте его и напишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы. 1) Может ли мыш… уместиться в ч…йной ло…ке? 2) Может. 3) Но не пр…стая серая мыш… . 4) Вид этой мы…ки обитает в (А, а)фрике. 5) У неё дома в…да — бол…шая роскош…. 6) (На)ступает ноч… . 7) Мы…ка складывает камушки перед входом в норку. 8) Зачем(!,?) 9) Так она г…товит себе пит…ё (на) утро. 10) Т…пло из норки сталкивается с н…ч…ной про_хладой. 11) (На)камушках по…вляется р…са. 12) Её мыш… и п…ёт. 2. Разберите по частям речи седьмое предложение. 3. Определите число каждого имени существительного в первом предложении. 4. Выпишите из текста два неодушевлённых имени существительных: неодушевлённые существительные: …, … . 5. Выпишите из текста по два имени существительных мужского и среднего рода: мужской род: …, …; средний род.: …, … . 6.Выпишите из текста имена существительные женского рода с шипящим звуком на конце: женский род: …, …, … . |
Диагностика качества освоения темы: «Изменение имён существительных по падежам. Склонение». Тех. кар. №8. | |
Цели: • Установить степень освоения данной темы, а именно умения: — писать текст с изученными орфограммами; — склонять существительное; — определять в предложении падеж каждого существительного; — разбирать существительное как часть речи; — определять и указывать в тексте местоимения; — планировать свои действия в соответствии с целью; — выполнять самопроверку учебного задания. | Контрольное задание Диктант Помощь зайцу 1. Ребята были в лесу. 2. Под кустом они нашли зайца. 3. Зайчишка прижался к земле. 4. У зверька была сломана лапка. 5. Гоша принёс зайца домой. 6. Мальчик забинтовал зайчику лапку и посадил в ящик. 7. Мама дала зверьку морковку и водички . 8. Заяц прожил в доме месяц. 9. Ножка у зверька срослась. 10. Скоро выпал снег. 11. Наступила зима. 12. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю. Грамматические задания 1. Просклоняйте слово зверёк и выделите окончания. 2. Определите падеж каждого существительного в шестом предложении. 3. Разберите существительное как часть речи в словосочетании забинтовал зайчику. 4. Определите и укажите в тексте местоимение. |
Диагностика качества освоения темы «Глагол». Тех. карта №9. | |
Цели: • Установить степень освоения данной темы, а именно сформированность умений: — определять в тексте глаголы и указывать время, число, род; — писать глаголы в форме прошедшего, настоящего, простого или сложного будущего времени; — писать глаголы с частицей не; — разбирать глагол как часть речи; — планировать свои действия в соответствии с целью; — выполнять самопроверку учебного задания. | Контрольные задания 1. Учебник, с. 96 «Проверь себя», № 2. Спишите текст, определите глаголы и укажите время каждого из них. 2. Спишите текст, раскрывая скобки и изменяя форму глагола. Весело (журчать) ручьи. Тихо (шуметь) молодая берёзовая роща. 3. Спишите текст, вставляя пропущенные окончания, и определите род и число глагола. «Задремал… звёзды золотые, задрожал… зеркало затона». (С. Есенин). 4. Поставьте каждый глагол в форму простого или сложного будущего времени и напишите полученный текст. Настоящая весна (приходить) в середине марта. Ярко (светить) солнце. Громко (зачирикать) воробьи. 5. Прочитайте глаголы, поставьте каждый в неопределённую форму и напишите. Иду — …, везу — …, испекла — …, лягу — …, несу — … дружим — … . 6. Спишите текст, раскрывая скобки. И вывихнуто плечико У бедного кузнечика: (Не ) прыгает, (не) скачет он, А горько-горько плачет он И доктора зовёт... (К. Чуковский) 7. Определите в предложении глагол, выпишите его и разберите как часть речи. Котёнок тихонько мурлыкал от удовольствия. |
Диагностика качества освоения темы: «Имя прилагательное». Тех. карта №10. | |
Цель: установить степень усвоения темы, а именно: - писать текст, следуя правилам оформления письма; - определять части речи; - определять и выписывать прилагательные разного рода; - разбирать прилагательное как часть речи; - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять самопроверку учебного задания. | Контрольные задания Диктант Солнечный дождик Я бродил по лесу. День был солнечный и жаркий. Вдруг набежала синяя тучка. Посыпался частый дождик. Яркое солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, зелёную траву и листву деревьев. В каплях дождя играли солнечные лучики. (По Г. Скребицкому) Грамматические задания: 1.Укажите части речи в шестом предложении. 2. Выпишите из текста по одному словосочетанию с прилагательным мужского, женского и среднего рода и обозначьте непостоянные признаки. 3.Выпишите из седьмого предложения имя прилагательное, выполните его разбор как части речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...