Урок русского языка 3 класс Школа России по теме: "Родительный падеж имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

На уроке открытия новых знаний формируются умения распознавать родительный падеж по вопросу. Развиваются навыки по применению знаний в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelnyy_padezh.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Родительный падеж имён существительных»

Цель урока: способствовать формированию умения распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; умеют опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету на протяжении всего времени.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; определяют и формулируют  цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. 
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.

Средства обучения: учебник «русский язык» класс 3 класс, 2 часть, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующая часть урока

- Ум и сердце в работу вложи,       

  Каждой секундой  в труде дорожи.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II. Актуализация знаний

1.Проверка д/з

 Прочитайте.

1. Привели, на, следы, охотника, полянку. 2. По, рябчик, разгуливал, ней. 3. Из-под, торчали, снега, брусники, кустики. 4. Склёвывал, петушок, лесной, последние, ягодки.

  • Составьте и запишите предложения из данных слов.

      И.п.
1. 
Следы привели охотника на полянку.
                                   
И.п.
2. По ней разгуливал 
рябчик.
                                       
И.п.
3. Из-под снега торчали 
кустики брусники.
                 
  И.п.
4. Лесной 
петушок склёвывал последние ягодки.

- Откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

2. Чистописание

- Сегодня на уроке мы отработаем написание заглавной буквы Т в соединении со строчной буквой т, написание строчной буквы т в соединении со строчной буквой в. Тт, тв.

3. Словарная работа

 1. Ознакомление с новым словарным словом.

Приветливо

2. Толкование слова.

Приветливо- наречие

Значение слова «приветливый». ПРИВЕ́ТЛИВЫЙ, -ая, -ое; -лив, -а, -о. 1. Радушно, благожелательно относящийся к окружающим. 

Однокоренные слова «приветливо»: привет, приветить, приветливость, приветливый.

3. Запись словарного слова.

- На какой слог падает ударение? приветливо — слово из 4 слогов: при-ве-тли-во. Ударение падает на 2-й слог. Транскрипция слова: [пр’ив’этл’ива]

- Записываем слово в тетрадь.

4. Создание ассоциативного образа.

- С чем у вас ассоциируется слово трамвай?

5.  Использование нового словарного слова в предложениях, во фразеологизмах.

Приветливый хозяин. Старушка очень приветлива, всякому найдет доброе слово сказать.

Выполняют проверку домашнего задания.

Выполняют чистописание.

Выполняют словарную работу, осуществляют взаимопроверку.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, посмотрите на слайд, запомните наших пернатых гостей. Слайд

- Закройте глаза. Проверим, как  вы  запомнили  наших  пернатых  гостей.

(Учитель  поочерёдно  убирает птиц  и спрашивает: «Кого нет?» Устные ответы: «Нет воробья, нет синицы, нет снегиря».)

- Какую форму существительного вы образовали, отвечая на мои вопросы? Форму родительного падежа)

- Какая же тема нашего урока? (Родительный падеж имен существительных)

- Какие цели мы поставим на урок?

Определяют тип словосочетаний, открывают тему урока, ставят цели.

IV. Первичное усвоение новых знаний

  1. Выявление признаков

- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных в парах. На доске написаны.

Доплыл до берега, написал для мамы, сделан из бумаги.

- Что интересного заметили? Что общего? (ед.ч.,Р.п.)

- Чем отличаются? (предлоги)

- Выделите в кружок предлоги.

- Какой вывод мы можем сделать? (Родительный падеж отвечает на вопросы кого? Чего? Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогом.

 2. Обобщение признаков, введение термина.

- Проверим, к правильному ли выводу мы пришли. Прочитайте правило на с. 44

- С какими же предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?

3. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд, влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

Анализируют словосочетания, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопрос, читают рубрику и правило на с. 132.

Приводят примеры.

V. Первичная проверка понимания

1.  Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. От скуки бери дело в руки. 2. У страха глаза велики. 3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют. 6. Не для шапки голова на плечах.

От скуки бери дело в руки. За делом и занятием не заскучаешь.
У страха глаза велики. Трусливому везде представляются опасности.
Без терпенья нет уменья. В любом деле нужно терпение, ведь не всегда всё получается с первого раза.
До поры до времени не сеют семени. Употребляется, когда кто-либо излишне торопит события или опаздывает с решением каких-либо дел.
Из пушки по воробьям не стреляют. Не надо затрачивать много сил, средств на что-либо несерьёзное.
Не для шапки голова на плечах. Нужно прежде подумать, затем сделать.

  • Объясните, как найти в предложении имена существительные в родительном падеже.Спишите пословицы, в которых все имена существительные употреблены в форме родительного падежа.

Без терпенья нет уменья. До поры до времени не сеют семени.

2.  Прочитайте.

Ценю народ мастеровой,
И лишь у 
пустомели
Бывает всякою порой
Семь пятниц на неделе.  

Я. Козловский

  • Определите главную мысль стихотворения. Объясните значение выделенного слова и выделенного фразеологизма.

Нужно меньше болтать, больше заниматься делом.

Пустомеля - тот, кто говорит много пустого, несерьёзного, болтает вздор, пустяки.
Семь пятниц на неделе - так говорят о людях, часто меняющих свои решения, намерения, настроения.

  • Спишите. Подчеркните имена существительные в родительном падеж

Выполняют упр.

 

VI.Первичное закрепление

1. Фронтальная работа

 Прочитайте. Отгадайте загадки. Объясните отгадки. Какая загадка является ещё и скороговоркой?

1. Около проруби сидят белые голуби4.
2. С 
неба крупа падает.
3. От 
топота копыт пыль1 по полю летит.
4. Без 
крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает.

Отгадки: конь, белка, град, зубы.

  • Как определить падеж выделенных имён существительных?

Нужно задать падежный вопрос к существительному. 

  • Спишите скороговорку. Подчеркните главные члены предложения. Назовите словосочетания. Укажите падеж выделенных имён существительных.

        Р.п.     Р.п.
От 
топота копыт пыль по полю летит.
летит (от чего?) от топота, от топота (чего?) копыт, летит (по чему? где?) по полю

  • Спишите загадки, укажите падеж выделенных имён существительных.
  • Р.п.
    Около 
    проруби сидят белые голуби. Зубы
       
     Р.п.
    С 
    неба крупа падает. Град
             
     Р.п.                                     Р.п.
    Без 
    крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает. Белка

Около проруби сидят белые голуби4.
голуби (какие?) белые, сидят (где?) около проруби.

пыль [пыл′] - 1 слог
п [п] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
ы [ы] - гласн. ударн.
л [л′] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ь [-]       
4 б., 3 зв.

Выполняют самостоятельно задание на карточках, осуществляют взаимопроверку.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Откройте дневник и запишите домашнее задание. Выполнить упр. 81 на с. 45

Записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Сегодня я узнал…

-Мне было интересно…

-У меня не получилось…

- Чем в предложении является имя существительное в именительном падеже? (подлежащим)

- С чем никогда не употребляются имена существительные в именительном падеже?

Выполняют рефлексию, отвечая на вопросы.

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

методическая разработка урока русского языка "Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных"

                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«...

Урок русского языка. УМК "Школа России". 3 класс. Винительный падеж.

Цель: познакомить с особенностями винительного падежа...

Урок русского языка УМК Школа России 3 класс тема: "Изменение имён прилагательных по родам"

Это конспект по русскому языку на тему:"Изменение имён прилагательных по родам". Главная цель урока развивать умение учащихся изменять прилагательные по родам, научиться правильно писать род...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Имя существительное"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Имя существительное"...