Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку
Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре, различным видам диктантов. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга. Игры строятся на материале различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения учащимся. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_diktanty_na_urokah_r_yaz.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка
Аннотация
Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре, различным видам диктантов. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга. Игры строятся на материале различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения учащимся. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга.
Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, а точнее, его формы — обратной связи, с другой стороны, являются важнейшими условиями успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся, успешности всего учебно-воспитательного процесса.
Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроляявляются диктанты. При проведении диктантов возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с целенаправленной организацией, как взаимопроверки, так и самопроверки.
Дидактические игры
1. «Третий лишний».
Вычеркни лишние слова:
смешить, смешать, смешной;
лес, лестница, лесной.
2. «Назови ошибку».
Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать.
3. «Молчанка» (с сигнальными карточками).
4. «Алло, ответ верен».
На партах у детей картонные телефоны. Дети работают парами. Каждый индивидуально выполняет задания по карточкам, но ответ сообщает в трубку телефона. Правильность ответа подтверждает сосед по парте.(Данная игра используется при проверке и закреплении изученного материала).
5. «Орфографический мячик».
Эта игра позволяет включить в скучный процесс запоминания словарных слов наибольшее количество анализаторов, что делает её эффективной, даёт возможность сменить положение тела и является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами.
Дети встают в круг или рядом с партами, учитель бросает мячик, произнося слово орфоэпически, а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически, чётко артикулируя. Остальные ученики произносят слово шёпотом. Перед игрой детям даётся установка на запоминание. Затем они записывают слова в столбик, воспроизводя их по памяти. У учителя эти слова записаны на закрытой доске. При проверке слова проговариваются, орфограммы выделяются зелёным цветом.
6. «Корректор».
Детям предлагается исправить ошибки в словах, которые «плохо выглядят». В случае затруднения ученики обращаются к орфографическому словарю.
7. «Огоньки».
На доске предложение. Дети «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружочки, а затем списывают предложение в тетрадь (коллективная работа). При индивидуальной работе ученик «зажигает» в тетради огоньки карандашом красного цвета. Производится взаимопроверка.
8. «Кто быстрее».
Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму. Например:
- Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?
9. «Составь слова».
Детям должны соединить слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые.
Сено овод
Банк рот
Стол ежи
Зал глас
Свет ода
Яр вал
Воз очки
Газ елка
Гриб марка
Хор он
Бор яр
10. «Переставь буквы».
Надо образовать новые слова, переставляя буквы (не изменяя их количество). Слова записаны на доске или карточках.
№ 1. № 2. № 3.
ложа - ... теплица - ... коршун - ...
трепак - ... тьма - ... цоколь - ...
вобла - ... товар - ... укор - ...
пион - ... халва - ... ропот - ...
числа - ... кобура ... мазок - ...
планка - ... шпала - ... образ - ...
конус - ... кулон - ... зарница - ...
Для проверки предлагаются ключи.
Ключ № 1. Жало, паркет, обвал, пони, силач, клапан, сукно.
Ключ № 2. Петлица, мать, отвар, хвала, уборка, лапша, уклон.
Ключ № 3. Шнурок, кольцо, урок, топор, замок, забор, разница.
11. «Волшебный квадрат».
Из альбомной бумаги вырезается квадрат 5x5. Он накладывается на первое слово в предложении. Постоянно двигая его вправо, ученик открывает первый слог, потом второй и т. д.
Таким образом, ребёнок легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат, как бы притормаживает движение глаз, заставляет детей быть внимательнее.
Диктанты
При проведении диктантов учитель должен четко представлять результативность некоторых видов работ:
- проверка диктантов только учителем;
- взаимопроверка.
Часто использую на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:
1. Предупредительный.
Он предполагает устное объяснение орфограмм до записи текста. При правильной организации работы это – активное упражнение: учащиеся ещё не утомлены. Не потеряли интереса к материалу, объяснение товарища слушают внимательно, стараются не допустить неправильных написаний. На этом этапе закрепления предупредительный диктант действительно предупреждает ошибки. Прибегая к нему, следует ставить чёткие цели: не допустить неверных записей, приучиться сначала проверять орфограмму, а затем писать слово или предложение.
Как только учащиеся усвоят алгоритм применения правила, образец рассуждения и записи, переходят к объяснительному диктанту.
2. Объяснительный.
Предполагает объяснение после записи. Дети проверяют орфограмму, затем записывают продиктованное, после чего контролируют правильность своего рассуждения, слушая объяснение товарища.
3. Диктант с обоснованием.
Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать.
4. Диктант с постукиванием (не контрольный).
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
5. Диктант «Проверяю себя».
Это один из вариантов письма «с дырками». Ученики пишут предложения под диктовку, а в тех словах, в написании которых сомневаются, пропускают букву. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно писать то или иное слово. И только после этого вставляют нужную орфограмму. Первое и главное достоинство этого диктанта в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе.
6. Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.
7. Выборочный диктант.
Предполагает выписывание из диктуемого текста только слов или предложений с изучаемой орфограммой. Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.
8. Самодиктант.
Это вид диктанта, при котором:
- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
- проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора. Подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.
8. Взаимодиктант.
Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:
- в парах с взаимопроверкой при использовании образца;
- одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителем.
9. «Диктант за робота».
Детям предлагается написать диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так:
Пишу букву, т.к. могу доказать.
Не пишу букву, т.к. не могу доказать.
лёд (ледяной) жит . ль
за горой (горы) козл . к
пятёрку (пять) за мор . м
10. Диктант-игра «Кто больше запомнит».
Как слуховой, так и зрительный он проводится в основном по методике Л. П. Федоренко. Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует ее на доске или экране в течение 9—15 с (примерно по 3—5 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут то количество слов, которое рекомендует программа по русскому языку для словарных диктантов
Вот как в третьем классе был проведен такой диктант. Диктовала по 3 слова: жёлтый, летит, берёза; аллея, ребята, двенадцать; весело, ягода, урожай; яблоко, вокруг, бежит; молоток, лесной, капуста. Затем ученики подсчитали, сколько слов удалось запомнить, и проверили, правильно ли записали слова. Проверка проходила следующим образом: заранее записала на доске все слова диктанта и закрыла эту часть доски, а во время проверки открыла ее, и ученики сравнили написанное в тетрадях с образцом на доске. Был определен победитель. Далее учащиеся расставили ударения, подчеркнули безударные гласные, назвали слова, в которых безударную гласную можно проверить и в которых этого сделать нельзя, с помощью сигнальных карточек определили части речи, составили предложения со словами жёлтый, летит, берёза, аллея, ребята и произвели синтаксический разбор этих предложений.
11. Зрительный диктант.
Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.
12. Знаковые диктанты.
Использую данные диктанты в своей работе, т.к. они позволяют экономить время.
Например, при изучении темы «Части речи» диктую детям слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро и т. д.
У учеников в тетрадях:
С, Г, Ч, П, Н, … .
Тема «Члены предложения»: бежала, прыгал, лиса, хитрая, в лесу, любимый и т.д.
В тетрадях дети чертят условные изображения членов предложения:
сказуемое, сказуемое, подлежащее и т.д .
Знаковые диктанты можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.
Словарный диктант с комментированием.
Учитель читает вслух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ученики еще не знакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных букв, сколько согласных, сколько звуков.
После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.
Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом работы целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание.
Письмо с проговариванием.
Обеспечивает большой объём работы написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик проговорил вдруг слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Наряду с использованием определенных приемов формирования самоконтроля, развитие этого навыка требует проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений.
Специфика этих упражнений состоит в том, что учащимся приходится не просто выполнять задание, а, так или иначе, контролировать себя. Обратимся к некоторым из таких упражнений:
Какографические упражнения.
Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки. На уроках используем карточки с напечатанными какографическими текстами.
Например:
В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.
Кроме карточек для индивидуальной работы использую рифмовки с элементами какографии для коллективной работы. Для этого текст рифмовки печатаю на доске, а дети с удовольствием помогают отыскивать ошибки Незнайке, Васе, Кузе. Но не надо злоупотреблять этим приёмом!
Письмо по памяти.
Это письменное упражнение применяется в двух вариантах: записываться может текст, заранее разученный с орфографической точки зрения в классе или дома, и всякий другой известный учащемся текст, который был ими когда-либо в прошлом заучен с другими целями. В первом случае учитель дает задание учащимся выучить дома определенный текст, предварительно разобрав его с орфографической точки зрения, то есть, выделив в нем слова с проходимыми или повторяемыми в данный момент орфограммами. В качестве домашнего это задание может быть осложнено, во-первых, тем, что текст переписывается школьниками в тетрадь (нужные орфограммы при этом подчеркиваются); во-вторых, повторением соответствующих правил или параграфов учебника, в-третьих, справками в орфографическом словаре и подыскиванием в последнем аналогичных случаев правописания: учитель должен указать (приблизительно), на каких страницах или в каких разделах словаря (на какую букву) ученики могут получить эти справки.
Подготовительный текст записывается учащимися на уроке по памяти. В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценка за такие работы, как и за хорошо выполненные домашние задания, должны быть самыми строгими, эти работы могут оцениваться как неудовлетворительно даже при одной допущенной ошибке. Данное упражнение рассчитано не только на усвоение определенного количества орфограмм, но и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.
Тестовые задания.
Данный вид деятельности позволяет детям более прочно усвоить пройденный материал, развивать навыки само - и взаимопроверки.
Карточка с текстом разрезается на четыре части. Каждый ученик выбирает себе любое задание. Сначала дети выполняют задания на карточке самостоятельно и делают выбор. После этого они рассказывают друг другу, как выполняли задание, почему сделали такой выбор. Остальные ученики слушают, при необходимости поправляют своего товарища. По критериям оценивают его ответ, заполняют колонку «Выбор в паре». После того как все четыре ученика рассказали о выполнении задания, учитель кладет им на стол карточку «Экспертная оценка» или открывает на доске «Экспертную оценку».
Дети еще раз проверяют правильность выбора, окончательно ставят отметки друг другу или каждый себе.
Далее дети отвечают на следующие вопросы.
- Что в группе получилось хорошо?
- Что не получилось и почему?
- Что надо сделать, чтобы в другой раз получилась эта работа?
- Какую отметку поставили тебе ребята?
- Согласен ли ты с ней?
- Какую отметку себе поставил сам?
- Что у тебя хорошо получилось?
- Что тебе надо повторить?
- Над чем еще работать?
Кроме таких упражнений, в целях проверки слов, применяю следующий вид работы. Когда в упражнении даётся задание вставить пропущенную букву или слово, на доске пишу все слова и закрываю их листочком. Когда ученики заканчивают писать, открываю одно слово и прошу прочитать его вслух по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.
По теме « Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать 5 слов по памяти с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. Это упражнение можно продолжить. После того как дети написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, также подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любых тем.
На этапе закрепления нередко использую работу с копировальной бумагой. На доске записываю слова с пропущенными буквами, а учащимся раздаю скрепленные листы бумаги с копировальной бумагой, которые подкладываются в тетрадь под рабочую страницу. Учащиеся самостоятельно записывают слова, вставляя буквы, и сдают тетради учителю, а листы, на которых отпечатались слова, оставляют у себя. Затем учитель вставляет пропущенные буквы в слова, которые записаны на доске, и ученики проверяют себя по листам, исправляя допущенные ошибки. Ошибки анализируются, выставляются оценки.
Таким образом, данные приёмы и упражнения по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении - тут же их исправлять, и активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к занятиям.
Литература
1. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности. – М., 1982.
2. Методика грамматики и орфографии в начальных классах/ под ред. Н.С. Рождественского- М.: Просвещение, 1979.
3. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/под ред. М.С. Соловейчик-М.: Просвещение, 1993.
4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.Русский язык в начальных классах. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. ...
Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...
Организация самоконтроля на уроке русского языка в 4-м классе.
Дан фрагмент урока, на котором показаны виды самоконтроля учащихся....
Обобщение опыта по теме:"Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка"
В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Наивысшие возможности образовательные результаты вохник5ают только тогда,когда любые воздействия учителей, школы совпад...
Развитие внимания и самоконтроля на уроках русского языка с использованием игр
Описание игр для развития самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка...
Выступление на МО " Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка как средство развития учащихся"
В сообщении рассказывается,как выработать навык самоконтроля у учеников на уроках русского языка с помощью метода взаимопроверки, самопроверки и проверки по словарю....
Развитие самоконтроля на уроках русского языка
В презентации представлены приёмы работы на совершенствование самоконтроля у младших школьников...