Организация самоконтроля на уроке русского языка в 4-м классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Канищева Тамара Петровна

Дан фрагмент урока, на котором показаны виды самоконтроля учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samokontrolya_na_uroke_russkogo_yazyka_v_4.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  самоконтроля  на  уроке  русского  языка  в  4-м  классе.

В  качестве  примера  рассмотрим  фрагмент   урока «Понятие  о  несклоняемых  именах  существительных  и  особенностях  их  употребления».                                                                                                                          1. Организационный  момент.                                                                                                                   Прозвенел  звонок  весёлый,                                                                                                                                Мы  начать  урок  готовы.                                                                                                                Будем  слушать,  рассуждать                                                                                                                             И  друг  другу  помогать.

2.  Актуализация  знаний.                                                                                                                            Игра  «Правильно – неправильно». ( Если  дети  считают  утверждение  правильным,  записывают  строчную  букву  п,  если  неправильным – букву н.                      

 Таким  образом,  минутка  чистописания  связана  с  актуализацией  опорных  знаний).                                                                                                                                                            а)  Склонение – это  изменение  имён  существительных  по падежам  в  единственном  и  множественном  числе. (п)                                                                                                        б) В  русском  языке  пять  падежей. (н)                                                                                                       в) В русском  языке  три  склонения: мужское,  женское  и  среднее. (н)                                          г) Имя  существительное  имеет  тип  склонения,  а  изменяется  по  числам  и  падежам. (п)                                                                                                                                                             д) Одно  и  то  же  имя  существительное  может  относиться  к  разным  типам  склонения. (н)                                                                                                                                              е) Имя  существительное  облако  относится  ко  2  склонению. (п)

Получилась  запись    пннпнп,  дети  подчёркивают  самую  красивую  букву,  сверяют  свой  результат  с  ответом  на  доске  и  оценивают  свою  работу  знаком  «плюс»  или  «минус»  на  полях  тетради.( Таким же образом оценивается каждый вид работы на уроке).

3. Языковая  разминка.  Письмо  по  памяти.                                                                Белый  снег  пушистый                                                                                                                                          В  воздухе  кружится                                                                                                                                                      И  на  землю  тихо                                                                                                                                                 Падает,  ложится.     ( И. Суриков)

Графически  выделяют  орфограммы,  подсчитывают  их  количество,  оценивают  свою  работу.  Один  ученик  комментирует  правописание  слов  с  орфограммами,  другой – проводит  полный  синтаксический  разбор  предложения.                                                                                                                                              Затем  детям  предлагается  выписать  из  предложения  имена  существительные  в  три  столбика  согласно  их  склонению.  По  памятке  повторяется  алгоритм  определения склонения у  имён  существительных.

4.  Открытие  новых  знаний.                                                                                                                                        1) Для  введения  новых  слов  с  непроверяемыми  гласными  используется  ребус ( изображена кисть  руки, пальцы  обведены  в  кружок,  две  кавычки  +  то)  и  этимологическая  справка  ( название  верхней  одежды  из  французского  языка – пальто  и  название  музыкального  инструмента  из  итальянского  языка – пианино).                                                                                                               2) Учащиеся  подбирают  однокоренные  слова:                                                                                            пальто                                         пианино                                                                                                              пальтецо                                    пианист                                                                                                                     пальтишко                                                                                                                                                                   пальтовая (ткань)                                                                                                                                            3) Составляют  устно  предложения.                                                                                                                   4) – Каковы  общие  признаки  слов  пальто  и  пианино?                                                                                   Ожидаемые  ответы: это  имена  существительные,  неодушевлённые,  нарицательные,  среднего  рода,  иноязычного происхождения.                                                                 5) – Можно  ли  определить  склонение  этих  имён  существительных?                                                      Просклоняйте  их. ( Попытки  изменить  слова).                                                                                         Вывод: никакая  часть  у  слов  не  изменяется, данные  существительные  не  имеют  окончания,  не  изменяются  по  падежам,  эти  слова  нельзя  отнести  к  какому-либо  склонению,  это  несклоняемые  имена  существительные.                            6) Выполнение  упражнения №167. ( Все слова, кроме кофе,  среднего  рода;  уточняют  значение  слов   филе, желе;  составляют  модель  к  данным  словам)                                                                                                                                                                Формулируется  определение:  имена  существительные,  которые  имеют  во  всех  падежах  одну  и  ту  же  форму,  называются  несклоняемыми.                                   7) Творческая  работа  в  группах.  Сочинение  небольших  текстов  со  словами  кафе,  кино,  пальто. Зачитывание  работ.                                                                               8) Морфологический  разбор  несклоняемого  имени  существительного.

5.  Итоговая  беседа.                                                                                                                                        – Какое  задание  понравилось  больше  всего?                                                                                               - При  выполнении  какого  задания  испытывали  трудности?                                                                                           - Удовлетворены  ли  своей  работой  на  уроке?                                                                                 - Посчитайте  все  «плюсы»  и  «минусы»  за  каждое  упражнение  и  выведите  итоговый  балл ( отлично, хорошо, удовлетворительно)