Обобщение опыта по теме:"Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка"
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Ромчук Елена Александровна

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Наивысшие возможности  образовательные результаты вохник5ают только тогда,когда любые воздействия учителей, школы совпадают с собственными усилиями школьника в освоении учеюной деятельности. Одна из важнейших задач заключается в том, чтобы сформировать восприятие ребенком образовательного процесса как результата своей деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя. Один из возможных путей содействия этому - вовлечение самих учащихся в оценку и контроль своей учебной деятельности. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность , как управляемый самим ребенком произвольный процесс.Формирование умений самоконтроля как проявление активности школьника в учебном прроцессе явдляется одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познаввательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важнгые качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях,а так же повышают интерес к учебе. В связи с этим проблема формирования умений самоконтроля является актуальной уже на начальном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Ромчук Елена Александровна

2. Целостное описание опыта

2.1 Введение

Сведения об авторе работы – Ромчук Елена Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 13, педагогический стаж – 16 лет, контактный телефон 8 (86130) 72229.

Тема опыта. – Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка в 1 классе.

Условия возникновения, становления опыта – опыт формировался в условиях сельской общеобразовательной школы. Класс – 1, дети обучаются по программе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века».

 Опыт работы возник из необходимости решения следующих проблем:

  • ученики представляют себе учебную деятельность нерасчленённой, несамостоятельной, непланируемой;
  •  учебные действия контролируются, как правило, педагогом, а не самими учениками;
  • допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;
  • отсутствуют или не совсем чётко сформулированы критерии контроля учебной деятельности;
  • педагоги видят эти затруднения и способны их снять.

Актуальность опыта - В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных особенностей.

 Наивысшие возможные образовательные результаты возникают только тогда, когда любые воздействия учителей, воспитателей, школы в целом совпадают с собственными усилиями школьника в  освоении учебной деятельности, с его активностью по "образовыванию" себя. Одна из важных задач школы  заключается в том, чтобы формировать восприятие ребенком  образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из возможных путей содействия этому - вовлечение самих учащихся в оценку и контроль  своей учебной деятельности. Особое значение придаётся действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность, как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Формирование умений самоконтроля как проявление активности школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях, а также повышают интерес к учебе. В связи с этим проблема формирования умений самоконтроля является актуальной уже на начальном этапе обучения.

 Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.

     Наблюдения за обучающими, беседы с коллегами показали, что в реальной практике обучение приёмам самоконтроля осуществляется стихийно.

Учителя нередко стремятся объяснить неумение детей контролировать собственную деятельность особенностями формально-динамических характеристик их психики. Условия для становления видов самоконтроля практически не создаются.

     На мой взгляд, это связано с тем, что недостаточно внимания уделяется разработке общих методов, приёмов формирования самоконтроля у младших школьников.

     Изложенный выше материал делает опыт актуальным: ведь именно в начальных классах начинают закладываться способы учебной работы, которыми дети будут пользоваться в дальнейшем.

Занимаясь разработкой технологических приёмов  и  методов развития самоконтроля  у  детей   на  уроках  в  начальной школе,  было установлено,  что ученик владеет самоконтролем,  если  умеет: 

1 класс

  • сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
  • воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
  • выполнять действия по развернутой инструкции;
  • осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
  • использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

2 класс

  • сравнивать промежуточный результат с эталоном;
  • перечислять последовательность действий и операций контроля;
  • корректировать памятки;
  • выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
  • осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
  • участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

3 класс

  • сравнивать результаты деятельности с образцом, заданным через систему условий;
  • составлять проверочные задания для самоконтроля;
  • тренироваться в коллективно-распределительном составлении алгоритмов;
  • выполнять действия по инструкции с ограничениями;
  • выполнять самопроверку по плану с отсутствующими звеньями;
  • составлять модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

4 класс

  • сличать результаты деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
  • определять состав действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;
  • выполнять действия по общей инструкции;
  • упражняться в самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;
  • самостоятельно корректировать план проверки;
  • разрабатывать общий способ контроля подобных заданий под руководством педагога.

Наблюдения показали, что проблемы  становления указанного комплекса умений возникают при нерационально организованной деятельности  на уроках, авторитарном и либерально-попустительском стиле общения  с детьми учителей и родителей.

Ведущая педагогическая идея опыта

Через создание специально организованных педагогических условий с применением различных дидактических приёмов  и методов самоконтроля  возможно воспитание творческой личности ученика, самоорганизованной, стремящейся к  позитивному самоизменению.

Работа по теме опыта сложилась с момента обнаружения проблемы несформированности у учащихся  умений самоконтроля своей учебной деятельности.

Диапазон  применения опыта достаточно широк.  Его могут использовать учителя начальной школы. Отдельные приёмы и методы приемлемы для использования  в работе учителей  различной предметной направленности, работающих в средней и старшей школе.

Новизна опыта - В опыте представлена практико-ориентированная система педагогической деятельности по развитию навыков самоконтроля. и наглядное представление результатов самоконтроля в виде цветика-самоцветика.

2.2. Теоретическая база опыта

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребёнка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к культивированию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечивается    контрольной      частью    учебной    деятельности  и  именно с формирования   самоконтроля  рационально  начинать   процесс      постепенной      передачи        учащимся         элементов      деятельности       для  самостоятельного осуществления.

 Изучению      роли самоконтроля     в учебной    деятельности посвящено много психолого - педагогических исследований. Действие самоконтроля рассматриваются, как необходимое условие успешности обучения (Н.И.Гуткина), подчёркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В.Апухтина, Л.Ф.Фёдорова).

      Значительный вклад в разработку проблемы  формирования самоконтроля обучающихся внесли российские педагоги. Н.И.Пирогов считал, что самоконтроль у обучающихся находится в прямой зависимости от педагогической деятельности преподавателя, которая не приемлет устоявшихся  рецептов и шаблонов. «В педагогике, как и во всяком другом искусстве, нельзя закабаливать их в одну форму.»

В тоже время он подчёркивал, что деятельность педагога и обучающего не могут быть противоположными, поскольку определяются единой целью педагогического процесса.

       Большой глубиной и оригинальностью отличались взгляды К.Д.Ушинского.В своих трудах  он  делал упор  на  развитие  у  обучающихся умения самостоятельно работать. При этом он указывал, что нельзя учеников оставлять один на один с учебной задачей, пока они не овладеют правильными навыками самоконтроля в процессе обучения.

К.Д.Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой  на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Константин Дмитриевич считал, что процесс учебной деятельности обучающихся представляет собой переходы от конкретного к абстрактному, отвлечённому, от представлений к мысли, и это полностью соответствует требованиям человеческой природы.

Создавая свою педагогическую систему, В.А.Сухомлинский разработал ряд правил, соблюдение которых обеспечивает эффективное формирование самоконтроля в учебной деятельности обучающихся:

  •  нельзя строить процесс обучения только на заучивании;
  •  нельзя создавать обстановку постоянного умственного напряжения за счёт частый напоминаний, выполнения практической работы сразу после объяснения сложного теоретического положения;
  • нельзя в своём изложении нового материала делать буквально всё совершенно понятным, нетрудным, так как это освобождает обучающихся от необходимости мыслить, получать радость от  интеллектуальных находок, от умственного труда;
  •  необходимо опасаться напрасного, безрезультатного и отупляющего труда, особенно в области обучения;
  •  нельзя обучать человека, не организовав его самообразование.

2.3. Технология опыта

Цель своей педагогической деятельности определяю:

  • в аспекте обучения – повышение результатов обучения  по всем предметам;
  • в аспекте развития – динамика развития всех познавательных процессов, организационно- деятельностной культуры;
  • в аспекте воспитания – осознание необходимости саморазвития, самоорганизации,  самовоспитания личностных качеств: нравственности ( ответственность, интересы, идеалы, характер), целеустремлённости.

Задачи:

  1. Развитие  потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.
  2. Развитие способности к поэтапному самоконтролю действий по достижению цели.
  3. Развитие потребности в самоорганизации, самоизменении.
  4. Развитие психических процессов детей: внимания, мышления, памяти, воображения.
  5. Развитие способностей к умственным действиям.

Эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования следующих методов и приёмов.

В начале обучения наиболее приемлемым методом является объяснительно – иллюстративный. Наиболее частое использование этого метода в учебном процессе можно объяснить тем, что у учащихся очень медленно формируется навык самоконтроля и уровень развития интеллектуальной деятельности вначале работы над развитием этого  навыка  является недостаточным, поэтому преподнесение учебного материала с помощью этого метода является оптимальным.

По мере продвижения детей в развитии используется частично – поисковый метод, так как к этому времени у учащихся сформировано умение самостоятельно работать с информацией.

При успешном овладении учащимися базовых знаний реализуется проблемное обучение.

В каждый метод обучения как неотъемлемая составная часть включены определённые приёмы:

  • беседа;
  • фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания;
  • сверка с образцом;
  • составление плана действий.

2.3.1.Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности.

       В  последние  годы  проблема  самоконтроля  все   больше   становится предметом психологических и педагогических исследований.  По  нашему  мнению это  обусловлено  тем,  что  самоконтроль - один  из   важнейших   факторов, обеспечивающих  самостоятельную  деятельность   учащихся.   Его   назначение заключается в своевременном  предотвращении или обнаружении уже  совершенных ошибок.

      Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля,  понимают  его  далеко  не всегда одинаково.  Но  при  всем  разнообразии  определений  в  это  понятие обязательно входит такой признак, как  сопоставление  своего  действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе с  эталоном,  образцом. Необходимость  формирования  самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми  исследователями. В  ходе  самоконтроля  человек  совершает  умственные  и  практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой  ими работы,  овладевает  соответствующими  умениями  и  навыками.  Кроме   того,

самоконтроль способствует развитию мышления. Поэтому нами была разработана программа факультативного курса «Самоконтроль» для учащихся 1-4 классов. Предлагаем программу данного факультативного курса. Приложение     .

      К структурным элементам самоконтроля Н.Д. Левитов относит:

  •   внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам;
  •   наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности применяемых  приемов;
  •   мыслительные операции: анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека;
  •   точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающиеся в их исправлении.

       Самоконтроль   является   составной   частью   всех   видов   учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он  выключает  в себя  чувственные,  умственные  и  двигательные   компоненты   деятельности, позволяющие учащемуся на  основе  поставленной  цели,  намеченного  плана  и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих  действий и сознательно регулировать их.

        В соответствии с уровнем сформированности действия контроля выделяют несколько видов самоконтроля:

  • контроль по результату (итоговый контроль), функция которого состоит в сличении результата с заданным образцом;
  • пооперационный (пошаговый) контроль, функция которого состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий;
  • предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия.

       По формам организации работы учащихся самоконтроль делится на:

  • фронтальную проверку;
  • индивидуальную проверку;
  • взаимную проверку.

       При фронтальной проверке проводится  коллективный  разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения. В  ходе  этой  проверки учащиеся  разбирают  допущенные ошибки,  их  причины  и  пути   устранения, знакомятся со  способами  реализации  самоконтроля,  обсуждают  и  оценивают предложения своих товарищей по  исправлению  ошибок.  Такая  форма  является наиболее простой и  применяется  ,  как  правило,  для  начального  обучения учащихся самоконтролю.

      Взаимный контроль проводится при  проверке  письменных  и  графических работ. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в  роли рецензента. Они должны отметить допущенные их  товарищем  ошибки,  объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении  аналогичной работы. Взаимный контроль  позволяет  углубить  знания  и  умения  учащихся, способствует   развитию   внимания,   ответственного   отношения   к   делу, формированию  навыка  самоконтроля.  Это  более   высокая   форма   действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.

        К  индивидуальному  контролю  относятся   все   виды   самоконтроля, проводимого  по  этапам  выполняемой  деятельности.  Это  основная  и  самая сложная   форма   самоконтроля.   Каждый   выполняет   все   его    элементы самостоятельно.

        В структуре самоконтроля можно выделить следующие звенья:

  • уяснение учащимися цепи  деятельности  и  первоначальное  ознакомление с конечным результатом и способами его  получения,  с  которыми  они  будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат. По мере овладения данным  видом  работы,  знание  образцов  будет  углубляться  и совершенствоваться;
  • сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;
  • оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин (констатация состояния);                                                                                    
  • коррекция работы  на  основе  данных  самооценки  и  уточнение  плана  ее выполнения, внесение усовершенствований.

2.3.1. Модель развития самоконтроля у младших школьников.

Самоконтроль – явление многогранное. В психолого-педагогической литературе отражены различные подходы к определению понятия самоконтроля. Мы определяем «самоконтроль младших школьников» как умение критически оценить свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности.

Нами разработана структурно-содержательная модель самоконтроля, основными функциями которого являются: диагностирующая, корректирующая, развивающая, воспитывающая и функция организации и управления учебной деятельностью. Приложение.

Модель включает в себя: цель и задачи развития самоконтроля; совокупность педагогических условий формирования положительной мотивации к самоконтролю как главного условия развития самоконтроля у младших школьников; показатели развития самоконтроля; результат - новообразование младших школьников – самоконтроль, которое влияет на успешность учебной деятельности младших школьников.

В формировании положительной мотивации к самоконтролю личности учащегося, как видно из модели, ведущую роль играет его самопознание и  активность в учебной деятельности, а также внутренние и внешние условия.

      Самопознание совершается:

  • путем анализа результатов своей собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих сверстников, с общепринятыми нормами;
  • путем осознания отношения других людей к себе, и отдельных качеств личности, поведения, деятельности;
  • путем самонаблюдений своих состояний, мыслей и чувств.

             Активность как качество личности иногда рассматривают как внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности.

             Внутренними условиями мы считаем:

  • способность к целеполаганию;
  • умение сличать полученный результат с намеченными целями и устанавливать расхождения между ними;
  • способность  критически оценивать свою работу;
  • умение осуществлять коррекцию своей деятельности.

             Внешними условиями, влияющими на развитие самоконтроля, мы считаем:

  • сложность выполняемой деятельности;
  • окружающая среда (освещение, шум и т.д.);
  • режим труда и отдыха.

             Эффективность функционирования любой модели возможна при соблюдении некоторых условий. Формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников достаточно сложный процесс. Условиями формирования данного процесса, способствующими эффективному развитию самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности, являются следующие:

  • контроль со стороны учителя;
  • контроль со стороны родителей;
  • взаимоконтроль «ученик-ученик»;
  • взаимоконтроль «ученик-учитель».

             Показателями развития самоконтроля у младших школьников мы  выделяем:

  • наличие потребности в самоконтроле (стремление к самопроверке и отношение к внешнему контролю);
  • овладение приемами прогнозирующего,  пооперационного и итогового самоконтроля (способность действовать по заданному образцу, умение действовать строго по инструкции, способность придерживаться плана проверки, способность к программированию и планированию, умение выполнять поставленную задачу и руководить своими действиями в соответствии с заданными правилами);
  • уровень произвольного самоконтроля (умение принять учебную задачу и ее сохранение, самостоятельность, сосредоточенность, включаемость в работу).

             Спроектированная нами модель развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности представляется нам целостной, т.к. все составляющие ее компоненты взаимосвязаны друг с другом и работают на конечный результат, представленный в модели новообразованием личности ребенка – самоконтролем, являющимся фактором успешной учебной деятельности.

2.3.2. Организация самоконтроля на уроках русского языка.

            Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

                Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Чтобы хорошо усваивать правила русского языка, быстро и точно их применять, писать без ошибок, школьник должен овладеть целым рядом общих умений и навыков, один и которых  - самоконтроль ученика

                Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся.

                Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому, мы пришли к выводу, что особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, и лишь вследствие этого их направленность на решение учебной задачи будет носить опосредованный характер.

               Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе.  Выполнение различного рода заданий на уроках русского языка мы организуем так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

               Опыт общения с учителями показывает: многие из них полагают, будто умение проверять себя складывается само собой, автоматически, по мере освоения признаков основных орфограмм и накопления опыта решения соответствующих орфографических задач. Можно ли принять такую точку зрения? Разумеется, нет. Обучать самопроверке, самоконтролю нужно целенаправленно. И начинать необходимо с внедрения в сознание маленьких школьников установки: любая письменная работа считается выполненной только тогда, когда она проверена, когда найдены ошибки, если они есть. Именно ее осознанию должны быть подчинены первые шаги в обучении самоконтролю. Уже с первых уроков обучения русскому языку разводим понятия «ошибка» и «описка». Правильно писать – это не допускать описок (пропусков, замен, перестановок букв) и ошибок (нарушений правил письма). Чтобы писать без описок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила. Постоянный возврат к мысли о том, что ошибки и описки мешают понимать написанное, сформирует более ответственное отношение детей к письменной речи. А это позволяет надеяться, что стремление к грамотному письму станет осознанным, а самоконтроль – целенаправленным и мотивированным. Ученик, желающий, чтобы его поняли, будет так проверять свои записи, чтобы они были свободны и от ошибок, и от описок.

                Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего мы стараемся убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываем, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что допущена ошибка. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении. Мы систематизировали работу следующим образом:

  1. Создаем потребность в самоконтроле. Подбираем ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.
  2. Предлагаем учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
  3. Сообщаем учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняем, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.
  4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаем рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся ошибки, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное написание.
  5. Иногда преднамеренно допускаем ошибки на доске.
  6. В тех темах, в которых это возможно, проводим наблюдения и практические работы по предмету изучения.
  7. Предлагаем учащимся самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.
  8. Предлагаем учащимся проверить и оценить работу товарища.

               Степень или мера обобщения действительности является одним из важнейших параметров самоконтроля, отработка которого необходима для получения полноценного умственного действия. С первого класса  нацеливаем  детей на то, что контролировать себя нужно сразу же, как только написали хотя бы одно слово, предложение. Этим реализуется принцип немедленной проверки написания.   Поэтому мы считаем, что обучение самоконтролю следует начинать с первых уроков обучения русскому языку. Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение - уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. В практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степенью владения ими навыком самоконтроля.

2.3.3. Приемы формирования орфографического самоконтроля в 1 классе.

           Орфографический  самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии. Как показывает практика обучения, школьники очень часто просто не видят, не умеют обнаружить ошибку в написанном ими тексте. Причина прежде всего в том, что действие самоконтроля выполняется ими формально («Зачем проверять, если ошибки все равно “прячутся”?!»). Чтобы сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при ее проведении, необходимо с начала обучения сосредоточить внимание детей на двух ключевых моментах:

  • что проверять, то есть иметь перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения;
  • как проверять, то есть иметь набор необходимых операций.

          Рассмотрим наиболее эффективные, по нашему мнению, приемы формирования орфографического самоконтроля.

Выделение орфограмм зелёной пастой.

          Данный приём помогает писать детям без ошибок. Для того чтобы пользоваться этим приёмом, каждому ученику надо иметь две ручки – с синей и зелёной пастой. Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля. Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое правило. И так на протяжении всей начальной школы зелёная паста «путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам.

          Зелёной пастой в 1 классе выделяем такие орфограммы:

  • заглавная буква в начале предложения;
  • заглавная буква в именах собственных;
  • знаки препинания в конце предложения;
  • гласные после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • правописание сочетаний чк-чн.

          Приём оказывает эффективную помощь, если им пользоваться регулярно. Детям нравится такое письмо, оно вносит разнообразие в работу.

Орфографическое проговаривание.

          О роли орфографического проговаривания много написано в методической литературе. Оно помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Прочитать слово «как написано» - это значит проговорить его орфографически. Такой способ чтения называют проговариванием. Именно орфографическое послоговое проговаривание помогает детям изжить типичные для начального обучения ошибки: пропуск, замена, перестановка, вставка букв. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой.

Специально организованное списывание.

           Данный приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен жёстко соблюдаться сам алгоритм письма. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. Вначале работа проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. Алгоритм составляется вместе с детьми и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Только после того, как учащиеся овладели всеми операциями, они могут начать упражняться в списывании дома. Предлагаем алгоритм «Порядок действий при списывании» для учащихся 1 класса. Приложение .  .

Работа по инструкции.

          Одним из приемов обучения самоконтролю являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Рекомендуем использовать карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки. В указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и какими способами учащимся следует контролировать свои действия и их результат. Предлагаем примеры карточек для самоконтроля. Приложение  . .

Применение коллективных проверок в сочетании с контролем педагога.

            Очень  важным  приемом  обучения  младшего   школьника   самоконтролю является применение коллективных проверок в сочетании с контролем  педагога, т.к. в первую очередь школьника нужно  научить  находить  ошибки  у  другого человека (контроль). Со временем ученик начнет переносить полученные  умения на собственную  деятельность  (самоконтроль).  Таким  образом,  формирование контроля идет от контроля за  действиями  других  к самоконтролю.  Наиболее естественная ситуация  возникает  тогда,  когда  весь  класс  слушает  ответ ученика у доски. Под  руководством  учителя  проводится  разбор  ответа  или выполненного  на  доске  упражнения,  устанавливаются  допущенные  ошибки  и проводится коллективное их исправление.

              Благодаря применению коллективных форм контроля учащиеся быстрее и лучше овладевают всеми звеньями индивидуального самоконтроля.

Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».

                Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:

  • Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
  • Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

                Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще неизученные.

                 К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании предложений самостоятельно, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте. Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять “дырки” в сомнительных случаях, либо подчеркивать отдельные буквы карандашом.

              Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкнут максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ.

«Метод Буратино».

             Приём, предложенный М.М. Разумовской, который она сама называет письмо с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук.

Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма:

  • проговариваю;
  • определяю орфограмму;
  • вспоминаю правило;
  • применяю его;
  • пишу;
  • проверяю.

            Комментирование может быть двух видов:

  • подробное, с ответом в конце (рассуждение с поэтому: …, поэтому пишу и).
  • свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу и, потому что …).

Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

           

            Карточка состоит из текста, из которого следует выписать слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Если нужно выписать слова с двумя или тремя видами орфограмм, то соответственно к карточке прилагаются две или три карточки – ключа. Такие карточки позволяют самостоятельно проверить результат работы. Если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «поглядеть» их на короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнить работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно работающих детей.

Какографические упражнения.

           Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки.

           Какографические упражнения помогают выработать у учащихся коммуникативный мотив, определяющий правописание как инструмент речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие. Такие упражнения позволяют убедить учащихся в необходимости изучения правил: без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи. Кроме этого какографические упражнения дают возможность в совместной деятельности с учащимися разработать состав и последовательность операций действия самоконтроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания.

              Какие условия необходимо соблюдать, чтобы в полной мере реализовать обучающий потенциал заданий, направленных на нахождение и исправление специально предъявленных ошибок, и не нарушить при этом принципа “не навреди”? Такие условия выявлены и сформулированы Т.В. Корешковой. Назовем самые важные:

  • Выполнение корректурных упражнений должно явиться составной частью общей системы работы по формированию у младших школьников осознанных орфографических действий. Их место – перед знакомством с правилами письма для мотивации их изучения и преимущественно после прочного усвоения этих правил для обучения самоконтролю.
  •  Корректурные упражнения должны выполняться в системе:
  • начинаться с исправления графических ошибок и распространяться на орфографические;
  •  начинаться с коллективной работы и переноситься на самостоятельную лишь тогда, когда учащиеся усвоят общий способ действия проверки.
  • Формулировка задания для самостоятельной работы должна направлять правильные действия учеников: указывать последовательность операций и их содержание.
  •  Необходимо обеспечить обязательное исправление всех предъявленных ошибок, причем способом, привлекающим внимание именно к правке (например, мелом или пастой другого цвета).
  •  Должна соблюдаться этапность в предъявлении ошибочного материала: сначала написания, нарушающие одно правило, а потом – несколько; сначала слова, а затем – предложения и тексты.
  •  Предъявляемый материал не должен превышать 8–12 отдельных слов или текст в 25–30 слов, на которые должно приходиться не более 4–6 ошибок, причем их не следует концентрировать в конце текста.
  •  Собственно корректурные упражнения должны дополняться заданиями на поиск и устранение ошибок в последовательности и содержании операций, выполняемых при проверке написанного, что необходимо для становления осознанного действия самоконтроля.

             На уроках используем карточки с напечатанными какографическими текстами. Предлагаем примеры какографичесних текстов для учащихся 1 класса. Приложение  . .

             Кроме карточек для индивидуальной работы используем рифмовки с элементами какографии для коллективной работы. Для этого текст рифмовки печатаю на доске, а дети с удовольствием помогают отыскать ошибки Незнайке, Кузе, Леопольду.

На уроках русского языка часто используем различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:

  • Предупредительный;
  • Объяснительный;
  • Диктант с обоснованием;
  • Диктант с постукиванием;

              Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

  • Диктант «Проверяю себя»;

              Главное достоинство этого вида диктанта состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы даем им возможность писать без ошибок, предупреждать их. Это один из вариантов письма «с дырками».

  • Самодиктант;

              Это вид диктанта, при котором:

- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом; -проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора. Подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

  • Взаимодиктант;

             Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

-в парах с взаимопроверкой при использовании образца;

-одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; После записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

  • Зрительный диктант;

              Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы..

  • Знаковый диктант;

              Этот вид диктантов позволяет экономить время. Их можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.

  • Диктант с копировальной бумагой.

              Такие диктанты проводятся по определенной методике.   При составлении  диктантов целесообразно  использовать  5  заданий -  это   дает возможность самостоятельной оценки диктантов детьми: оценка за работу  равна числу верно выполненных заданий. Для работы детям  рекомендуется  выдавать  двойные листки с копиркой между ними. На обратной стороне доски записываю слова (их и диктую учащимся).Как только  диктант  заканчивается,  дети  по команде учителя  вынимают  копирку. Затем учащимся предлагается сравнить свои записи с образцом и на втором листе исправить свои ошибки. Двойные листы сдаются учителю. При   проведении   такого       диктанта    возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное  с целенаправленной организацией как взаимопроверки,  так  и  самопроверки.

               Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а в конечном счете – сформируется привычка самоконтроля. Данные приемы по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении – тут же их исправлять, и активизируют процесс обучения, побуждают интерес к занятиям. Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле.

2.3.4. Дидактические игры как средство формирования самоконтроля на уроках русского языка в 1 классе. 

               Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре. Дидактическая игра на уроках русского языка - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.

             В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга. Игры строятся на материале различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения учащимся. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга. В ситуации игры школьник чувствует себя более уверенным, он не боится совершить ошибку, а если совершает таковую, у него есть возможность осознать ее, понять причины данной ошибки и исправить.

               Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, а точнее, его формы — обратной связи, с другой стороны, являются важнейшими условиями успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся, успешности всего учебно-воспитательного процесса.

               В своей работе по формированию навыков самоконтроля используем различные игры. Приведем примеры дидактических игр, способствующих формированию данного навыка. Приложение  . .

2.3.5. Приемы самоконтроля при работе над ошибками.

                Одним из приёмов повышения грамотности считаем развитие самоконтроля при индивидуальной работе над ошибками. Исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим. Самый распространённый способ: учитель зачёркивает одну букву и надписывает другую, не отвечает этому требованию. Ведь, по сути, учитель нашел за ученика орфограмму, определил ее тип, выбрал и написал верную букву в соответствии с предписаниями правила.

                Учитель должен создать условия для формирования действий самоконтроля и самооценки, чтобы действия ребенка становились осознанными и контролируемыми. Ученик должен понимать, что ответственность за качество выполненной работы лежит на нем, и чем качественней он ее сделает, тем меньше работы ему предстоит на этапе работы над ошибками.

А как действовать, если ошибка все же появилась, но не была замечена школьником в ходе проверки? Этот вопрос одинаково остро стоит и перед учеником, и перед учителем, поскольку каждый должен на ошибку отреагировать: педагог – исправлением, а ребенок – тем, что мы традиционно называем работой над ошибками. Действия одного и другого, хотя и преследуют общую цель (обнаружить неверное написание), имеют разное содержание.

                 Какие же способы правки выбрать, чтобы они работали на становление всех собственно орфографических умений, в том числе и умения осознанно контролировать правильность письма? Понятно, что при таком подходе способ исправления должен перейти в иное качество – стать способом показа ошибки.

                 Предлагаем способы учительской правки орфографических ошибок, которые мы расположили по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками:

  • подчеркнуть букву, место в слове или все слово, где допущено нарушение;
  • подчеркнуть слово, выделить в нем морфему с ошибкой;
  • подчеркнуть слово в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать морфему, содержащую неверное написание;
  • привести на полях верную запись слова;
  • написать на полях правильную букву;
  • на полях поставить знак ошибки, а рядом – указание на морфему или часть речи;
  • отметить только строку, где надо искать ошибку;

В 1 классе, при выполнении работы над ошибками мы используем следующие способы орфографической правки:

  • зачеркнуть неправильно написанную букву в слове;
  • подчеркнуть неправильно написанную букву в слове;
  • подчеркнуть слово, в котором есть ошибка;

  • на полях строки, в которой есть неправильно записанное слово, поставить условный знак (I – если это орфографическая ошибка, V – пунктуационная).

                 Работу над ошибками начинаем с 1 класса, когда дети приступают к изучению грамматических правил, и проводим её на каждом уроке, на дополнительных занятиях по теме, материал которой тот или иной ученик недостаточно усвоил. На каждом уроке русского языка ученикам даётся 3 - 5 минут для работы над ошибками.  Желательно, чтобы, получив тетрадь, школьник с опорой на сделанные пометы исправил ошибки (те, которые учитель ему подсказал, а не исправил сам).

                Чтобы выбрать способ исправления и подсказки, необходимо учитывать ряд факторов: возможности ученика, характер допущенной ошибки, момент обучения и т.д. При таком подходе помощь учителя становится адресной, поскольку учитывает уровень подготовки каждого ребенка и обеспечивает именно ему постепенное формирование необходимых умений.

                 Поля в тетрадях моих учеников отлинованы цветом, соответствующим индексу дифференцированной помощи в работе над ошибками. В тетрадях с красными полями ошибки не фиксируются в тексте и лишь на полях отмечаются соответствующей пометкой: орфографическая ошибка – вертикальная «палочка», пунктуационная – «птичка». В тетрадях с зелёными полями подчёркивается слово, в котором допущена ошибка. Ученик должен сам определить где  допущена ошибка и исправить её. В тетрадях с синими полями ошибки подчёркивает сам учитель, ученик сам производит исправление. Этим мы заставляем вдуматься в данную орфограмму и исправить её.

               Цвет полей соответствует уровню грамотности ученика и сформированности его самоконтроля. Красные – в тетрадях сильных учеников, зелёные – среднего уровня грамотности. Синие поля чертят нуждающиеся в постоянной помощи и контроле учителя. Цвет полей – условный цветовой индекс помощи ребятам в работе над ошибками. Ученик, получив тетрадь с проверенной работой, сразу приступает к работе над ошибками.

              На начальном этапе обучению детей работе над ошибками, выставляем на полях знак ошибки и указываем её вид. У каждого ученика есть памятка для работы над ошибками. Предлагаем образец памятки для работы над ошибками в 1 классе. Приложение  . .

              Каждый раз, работая с памяткой, ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

             Со временем дети, в тетрадях которых красные и зелёные поля, сами определяют какая допущена ошибка. В тетрадях с синими полями указываем вид ошибки систематически.

            Позднее мы усложняем выполнение работы над ошибками. Чтобы ученики имели ясные представления о том, что нужно делать для проработки каждой ошибки, целесообразно предложить памятку, которая обеспечит руководство их действиями.  Мы предлагаем один из возможных вариантов памятки. Приложение  .

          Предписания памятки строго соответствуют структуре орфографического действия, благодаря чему памятка приобретает универсальный характер: она пригодна для работы над ошибками на любое правило, кроме этого способствует формированию самоконтроля.

2.3.6.Применение наглядности при обучении орфографическому самоконтролю.

          Кабинет начальных классов -  это свой особый мир, в котором дети проводят значительное количество времени. Важно, чтобы оформление класса было удобным, гармоничным, соответствовало внутреннему миру младшего школьника и помогало ему в учении.

          В кабинете кроме обычной классной доски должна быть магнитная доска или фланелеграф, хорошо, если доска раздвижная. Но если доска одна, то осуществлять самоконтроль помогут шторки, которые прикрепляются с двух сторон к классной доске. Есть ещё одно приспособление: по верхнему и по нижнему краю классной доски натягивается проволока с прищепками. Верхнее приспособление использует учитель для показа наглядного материала или при самоконтроле. Нижнее приспособление для детей - каждый ребёнок прикрепляет лист или карточку с выполненным заданием прищепкой у доски.

          Технические средства обучения открывают возможность многократно проверять и улучшать написанное, развивая тем самым у детей навыки самоконтроля.

          При объяснении любого нового материала учителю необходимы демонстрационные наглядные пособия для более эффективного восприятия учебного материала. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс их усвоения более легким.

          Наглядный материал на стенде «Русский язык» не только способствуют восприятию детьми грамматико-орфографических явлений, но и дают образец выполнения работ учащимся. Материалы стенда используются во время фронтальной работы учителя со всем классом, но и в некоторых случаях могут быть использованы при проведении индивидуальных и самостоятельных работ учащихся, при самоконтроле.

          Для первоклассников на стенде в нашем классе имеется:

  • алфавит (прописные буквы);
  • парные согласные;
  • гласные, обозначающие мягкость согласного;
  • табличка с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • примеры имен собственных;
  • примеры переноса слов;
  • знаки препинания в конце предложения.

         Большое значение для повышения качества обучаемости имеет применение наглядных опор в виде таблиц, условно-графических обозначений, памяток, перфокарт, схем. Они удобны для использования и запоминания, ученики быстро усваивают их содержание и успешно применяют для самоконтроля на уроках русского языка.  

          Графическое обозначение - это фиксация пути рассуждения по применению правила на практике, на основе алгоритма с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Все задания, требующие самоконтроля, выполняются лучше, если сначала дети работают сообща, обсуждая свои мнения.

          Особенно эффективны те задания, при выполнении которых дети могут опираться на материальные средства контроля своей работы, в первую очередь на схемы. Использование схемы на уроке пробуждает интерес к теме, повышает эмоциональный настрой, создаёт атмосферу творчества, заставляет не только быть «пассивными слушателями», но и самим делать выводы, а затем использовать их в своей работе, контролировать себя.

          В своей работе используем таблицы – плакаты. Таблица «Правильно сиди при письме» выполняет функцию самоконтроля. Практически во всех классах начальной школы имеются опорные таблицы. Они предназначены для организации коллективной и индивидуальной работы.  Во время выполнения различных упражнений на уроках русского языка внимание детей обращаю к таким таблицам. Таблицы можно и полезно использовать детям в качестве плана для получения логически последовательного и обстоятельного ответа на вопрос по пройденному материалу.                                                                                    Огромную роль при формировании самоконтроля отвожу работе с памятками, которые актуализируют знания учащихся при повторении изученного материала, помогают учащимся объективно оценивать свои ответы на обобщающих уроках, когда они могут сравнивать свой ответ с образцом-памяткой. Памятки способствуют развитию навыков самопроверки, самоконтроля. Предлагаем образцы памяток, которые мы используем на уроках русского языка в 1 классе. Приложение  . .

           Хорошо помогают в работе карточки с ребусами и кроссвордами, различные перфокарты. Эти средства помогают усилить контроль и самоконтроль за ходом и результатами процесса усвоения учебной информации.

           Необходимо отметить, что в настоящее время учителя начальных классов, как правило, отдают предпочтение сигнальным карточкам разных типов. Такие средства обратной связи выполняют функцию контроля и диагностики качества усвоения знаний, умений и навыков учащихся, способствуют не только формированию у учащихся знаний в различных областях, развитию познавательных способностей, но и развитию навыков самоконтроля. Применяю их в разных случаях и на разных этапах урока: для проверки орфографической работы): для контроля над усвоением теоретических сведений; при проверке домашних заданий; при проверке выполнения самостоятельных работ в процессе закрепления материала и т. д.

          Сам прием работы с сигнальными карточками традиционен и прост, но пользуется заслуженной популярностью: повышает интерес школьников к работе, их активность, вызывает желание не ошибиться (на виду у всех!), что, естественно, повышает качество проверки знаний и способствует выработке навыков самоконтроля учащихся.

          Таким образом, формирование у детей орфографического самоконтроля требует от учителя разработки огромного количества наглядного дидактического материала (коллекции разнообразных карточек с заданиями, сигнальные карточки, таблицы, схемы, памятки, перфокарты), направленного на развитие навыков самоконтроля.

2.3.7.Наглядное представление результатов самоконтроля.

           Наглядность в обучении младшего школьника, а особенно первоклассника, играет огромную роль, а особенно если это наглядность отражает результаты их собственной деятельности.

С этой целью мы оформили стенд результатов самоконтроля по русскому языку «Сказочная поляна». На поляне «растут» цветики - самоцветики, их 29 (по количеству учащихся в классе). Середина цветика – фотография ученика. 5 белых лепестков соответствуют видам работы по формированию самоконтроля:

  • работа по образцу;
  • работа по развернутой инструкции;
  • работа по плану, включающему 1-2 пункта;
  • использование схем-моделей в работе;
  • зачетная работа по теме.

           К каждой новой теме (орфограмме) – новый цветик – самоцветик

           Выполняя работу, ученик сам контролирует и оценивает себя, используя цветовой индекс.

  • Красный цвет – выполнил работу без ошибок;
  • Зеленый цвет – допустил ошибки, но сам их исправил;
  • Синий цвет – допустил ошибки, но их не обнаружил, не исправил.

           Выполнив работу, проверив и оценив ее, школьник раскрашивает цветным карандашом или фломастером 1 лепесток цветика – самоцветика.

3. Результативность опыта.

          Оценка уровня развития самоконтроля у каждого учащегося осуществлялась по трем критериям:

  • потребность к самоконтролю;
  •  владение учащимися приемами итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля;
  • произвольный самоконтроль.

Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической обработки.

Уровень потребности к самоконтролю:

  • нулевой – 2 балла,
  • низкий  – 3 балла,
  •  средний – 4 балла,
  • высокий – 5 баллов.

Уровень овладения учащимися приемами итогового,  пооперационного и прогнозирующего самоконтроля:

  • нулевой – 2 балла,
  • низкий – 3 балла,
  • средний – 4 балла,
  • высокий – 5 баллов.

Уровень произвольного самоконтроля:

  • нулевой – 1 балл,
  • низкий – 2 балла,
  • средний – 3 балла,
  • высокий уровень – 4 балла.

Определение уровня  развития самоконтроля осуществлялось по формуле:    

 Х = , где

Р – оценка, соответствующая уровню потребности к СК;

 S–оценка, соответствующая уровню овладения приемами итогового,  пооперационного и прогнозирующего СК;

 М – оценка, соответствующая уровню произвольного СК

Низкий уровень сформированности умений самоконтроля присваивается учащемуся, если значение Х<2,33; средний уровень – для  2,33<Х<3,16; высокий уровень – Х >3,16.

Начальный срез определения уровня развития самоконтроля у младших школьников проведен в конце февраля 2009 года, итоговый срез – в конце мая 2009 года. Состояние уровня развития самоконтроля на начало, и конец эксперимента представлено в таблице 1.

Сравнительная динамика изменения уровней развития самоконтроля по двум срезам ( в % от общего количества учеников)

Начальный срез

Итоговый срез

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Потребность к СК

41,7

51

7,3

25,8

53,6

20,6

Владение приемами СК

35,3

54,6

10,1

15,4

64,3

20,3

Произвольность СК

40,3

50,7

9

21,5

62,8

15,7

Таблица 1

Сравнительный анализ показал, что количество учащихся, достигших высокого уровня самоконтроля, увеличилось по всем трем показателям:

  • уровень потребности к самоконтролю на 13,3%;
  • уровень владения приемами самоконтроля на 10,2%;
  • уровень произвольности самоконтроля на 6,7%.

 Количество учащихся с низким уровнем самоконтроля уменьшилось по всем  трем показателям:

  • уровень потребности к самоконтролю на 15,9%;
  • уровень владения приемами самоконтроля на 19,9%;
  • уровень произвольности самоконтроля на 18,8%.

           Количество учащихся, достигших среднего уровня, увеличилось по всем трем показателям:

  • уровень потребности к самоконтролю на 2,6%;
  • уровень владения приемами самоконтроля на 9,7%;
  • уровень произвольности самоконтроля на 12,1%.

           Сопоставляя полученные данные, мы отмечаем динамику роста уровней развития навыка самоконтроля.

                                                                                                               

                                                                                                                   Диаграмма 1.

                                                                                                                             Диаграмма 2.

                                                                                                                             Диаграмма3.

         

                4. Библиографический список

  1. Блюз С.М. Работа над ошибками.// Начальная школа, 2004, №8 с.40-45.
  2. Борисенко И.В. Обучение младших школьников правописанию на коммуникативной основе.//Начальная школа, 1998, №3 с.40-41.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс.//Избранные педагогические труды../ Сост. Бабанский М.Ю. – М.: «Просвещение», 1989.
  4. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: «Просвещение»,1995, с.85-87.
  5. Варова Т. В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и классификации орфографической ошибки.//Вестник, 2003, №11.
  6. Волина В.В. Учимся играя. – М.: «Новая школа», 1994.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая  психология. – М.: «Просвещение», 2000.
  8. Иванова В.С. Развитие навыков самоконтроля у учащихся начальной школы./Ученые записки Омского педагогического института, 1981, выпуск 19 с.19-45.
  9. Князева Т.Н. Я учусь учиться. М.: АРКТИ, 2004.
  10. Корешкова Т.В. Прием какографии: возможности и условия применения.//Начальная школа, 2000, №6 с.38-43.
  11. Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке.// Начальная школа, 2003, №6 с.82-86.
  12. Кабанова – Миллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М.: «Знание»,1985, №6 с.96.
  13. Лында А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. Учебное пособие. – М.: Издательство МОПИ, 1973.
  14. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М.: «Просвещение», 1986, с.41-45.
  15. Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении.//Народное образование, 1997, №3 с.124-127.
  16. Никифоров Г.С. «Самоконтроль человека». – М.: «Просвещение», 1997.
  17. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников.//Начальная школа, 2002, №5.
  18. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квали. пед. кадров. – М.: издательский центр «Академия», 2001.
  19. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения./Под редакцией М.С. Соловейчик. – М.: «Просвещение»,2004.
  20. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Просвещение», 1988.
  21. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.//Начальная школа, 2004, №2.
  22. Целикова М.Л. Какографические написания на уроках русского языка.//Начальная школа, 2003, №6 с.86-88.
  23. Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников.//Начальная школа, 1993, №1 с.46-47.
  24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: «Просвещение», 1989.

             

 

           

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.Предложенные упражнения позволяют работать над разв...

Обобщение опыта: "Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка"

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Необходимость таких перемен в обра...

Обобщение опыта по теме: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную ко...

Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения

Из опыта учителя начальных классов  МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД  на уроках русского языка  в начальной школе средствами пробл...

Выступление на МО " Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка как средство развития учащихся"

В сообщении рассказывается,как выработать навык самоконтроля у учеников на уроках русского языка с помощью метода взаимопроверки, самопроверки и проверки по словарю....

Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка

Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре, различным видам диктантов. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сра...

Обобщение опыта по теме " Формирование логических УУД на уроках окружающего мира"

В статье  рассмотрена актуальность данной темы, психолого - педагогические основы исследовательской деятельности младших школьников...