Выступление на МО " Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка как средство развития учащихся"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
В сообщении рассказывается,как выработать навык самоконтроля у учеников на уроках русского языка с помощью метода взаимопроверки, самопроверки и проверки по словарю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование
навыков самоконтроля
на уроках русского языка
как средство развития учащихся
Учитель: Козлович С.А.
Важной проблемой обучения орфографии является выработка у учащихся навыков самоконтроля, позволяющего анализировать, проверять, оценивать свою деятельность, исправлять свои ошибки и недочёты.
Эту работу следует начинать с формирования навыков самопроверки после письма, т.е. воспитание умения проверять написанное путём сличения с текстом книги или данным на доске, карточке. Такой самоконтроль не требует сложной аналитико-синтетической деятельности и основан на зрительном восприятии.
Выработка навыков самоконтроля при овладении орфографии способствует развитию активности и самостоятельности, воспитанию интересов к русскому языку, желания и умения трудиться, работать со справочной литературой, повышает чувство ответственности и помогает преодолеть пассивность в работе.
Самостоятельное нахождение и исправление ошибок самим учеником вызывает у него удовлетворение, стремление грамотно оформлять каждую работу. Всё это повышает эффективность обучения.
Первым моментом выработки умений находить ошибки в письменных работах было корректирование чужих работ, т.е. метод взаимопроверки. После выполнения письменной работы учащиеся обменивались тетрадями и проверяли работы друг у друга. Найти чужую ошибку намного легче, чем свою, не ущемляется своё самолюбие, статус ученика в классе. Встречаются трудности поиска ошибки в разнице почерка учащихся, работы сличались с образцом учебника, доски или карточки. Проверяющий ученик должен объяснить правописание слова тому, кто ошибся.
Вторым моментом были взаимодиктанты и их проверка. Школьники получали задания подобрать словарные слова по теме или словосочетания на изученное правило или с трудными орфограммами (с объёмом слов 10 – 12). После просмотра учителем задания, учащиеся диктовали задание друг другу, затем проверяли диктант, написанный товарищем, сличая с образцом. Такую работу учащиеся с восторгом принимали, им нравилось менять роли ученика и учителя, возникали споры, которые побуждали докопаться до истины: справляться в учебнике, в словаре, обращаться за помощью к учителю. Такая проверка способствовала развитию орфографической зоркости, что не могло не сказаться на улучшении грамотности учеников. Даже слабоуспевающие ученики обнаруживали почти все ошибки, на уроке это занимало от 10 – 15 минут (зависит от объёма и сложности задания). Постепенно количество ошибок сокращается, повышается интерес к работе, мотивация, снижается количество описок, а также уменьшилось количество ошибок на правила. После того, как учащиеся овладели некоторыми умениями контроля письменных работ друг у друга, плавно переходим к проверке собственных работ, т.е. самопроверке.
В целях развития наблюдательности и внимания школьники проверяли каждое слово под руководством учителя, затем самостоятельно. При взаимопроверке дети проверяли слова по слогам, то при самопроверке учим проверять по морфемам, этому способствовала работа со словарём в проверке трудных слов. Но не все дети могут с этим справиться. Так может проверяться не вся работа, а выборочно, либо учитель решает какие слова трудные, либо учащиеся коллективно обсуждают, что необходимо проверить, либо учитель называет правило, а ученики отыскивают слова в тексте и проверяют их. В этот период школьники читали слово, запоминали графическую форму, произносили его, как оно было написано, затем проверяли в письменной работе. И наконец, учащиеся проверяли только те слова, в правописании которых они сомневались.
Конечно же, встретилось много трудностей: различие в темпе выполнения работы и в темпе проверки. Для тех, кто справлялся быстрее, необходимо предусмотреть индивидуальные задания, связанные с темой урока, с развитием орфографической зоркости, с развитием речи учащихся. Качество проверки у разных групп учащихся неодинаково. Одни школьники сразу обнаруживают ошибки, другие после трёх-четырёх сличений и более, им необходимо было помогать. Следующий шаг в формировании навыков самопроверки – проверка по словарю.
В начальной школе мы начинаем прививать привычку пользоваться разными источниками информации, в том числе справочной литературой и словарями. Умение работать с книгой, справочной литературой – это умение необходимое каждому человеку, какую бы профессию он не избрал. В формировании этого умения были свои трудности: слова в словаре расположены в строгом алфавитном порядке, даются они в начальной форме. При нахождении слова следует учитывать не только первую, но вторую, третью и т.д. буквы. Применять это умение на практике было трудно. Чтобы умело обращаться со словарём, нужны навыки, находить орфограммы в слове.
Установка на постоянную проверку написанного, отыскивания ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность учащихся, повышается грамотность, обостряется внимание к слову, к его правописанию, развивается орфографическая зоркость. Постепенно растёт уверенность в преодолении трудностей, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, т.е. формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: "Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся."
Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся....
РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Обобщение опыта по теме:"Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка"
В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Наивысшие возможности образовательные результаты вохник5ают только тогда,когда любые воздействия учителей, школы совпад...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".
Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....
Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка
Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре, различным видам диктантов. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сра...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка как средство развития познавательных способностей
ull;Орфографическая грамотность формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если он...