Методическая разработка урока по русскому языку, 3-й класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 3 класса на тему "Обобщение знаний об имени прилагательном" поможет систематизировать полученные знания об имени прилагательном, закрепить лексико-грамматические признаки прилагательных, обобщить значение и роль прилагательных в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russk_yaz_obobshchenie_ob_imeni_pril_3_kl_2019_g.docx | 255.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Учитель: Сушенцова Елена Михайловна, МАОУ СОШ № 6 ЩМР МО
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, парная, групповая.
Цель: Повторить и систематизировать знания об имени прилагательном, основных орфографических правилах, связанных с ним.
Задачи:
- обучающие: систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
- развивающие: развивать каллиграфические навыки; прививать основы орфографической грамотности; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число, умение формулировать вопросы к заданию, умение анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;
- воспитательные: воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности, воспитывать уважение к одноклассникам, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).
Формируемые УУД:
- Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу по русскому языку; определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); развитие навыков сотрудничества;
- Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять план, таблицу, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.
Оборудование: интерактивный плакат, паспорт имени прилагательного, доска, мел, карточки с заданием, рабочая тетрадь, демонстрационный материал.
Методы: иллюстративный, частично поисковый, поисковый, наблюдение, игра.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности.
1) - Наш урок я хочу начать с таких слов:
«Невозможно без внимания
Получить образование!»
- Как вы думаете почему? (ответы детей).
- Правильно! Действительно, внимание играет очень важную роль в умственной работе. Если внимание сосредоточено на чём-нибудь одном, то наш мозг ни о чём больше не думает, как только о том, на чём вы сосредоточились.
- Желаю вам быть сегодня внимательными, и всё у нас получится!
2) На доске:
- На уроке мы будем работать в парах и группах. Пары, поприветствуйте друг друга (ладошками друг к другу), вспомните правила работы в парах, группах, улыбнитесь друг другу. Спасибо!
II. Актуализация знаний.
1) Расшифруй пословицу (работа в парах).
- Перед вами лежит карточка, на которой написана пословица. Чтобы её прочитать, нужно вставить буквы.
- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).
- Итак, значит, мы сегодня будем что-то повторять. Интересно, а что?
2) Словарная работа (работа в парах).
- У каждого из вас лежит конверт. Достаньте, пожалуйста, карточку со словарными словами так, чтобы сосед не увидел, что там написано. Продиктуйте соседу слова, выделите, окончания.
- Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга в соответствии с критериями на доске:
Покажите светофорчиком свои оценки. Спасибо! Молодцы!
III. Формирование темы урока, постановка цели.
1. - Посмотрите на свои словарные слова, слова соседа, что общего в них? (имена прилагательные). Догадались ли вы, что мы сегодня будем повторять? (часть речи: имя прилагательное).
1) - Ребята, это и есть тема нашего урока «Обобщение знаний об имени прилагательном». Молодцы, что смогли правильно определить тему урока.
2) - Какую цель мы можем поставить? (Повторить знания об имени прилагательном).
3) - Итак, тему знаем, цель поставили, осталось понять наши задачи. Давайте сформулируем их вместе. Я вам буду говорить первое слово, а вы дополнять:
- Обобщать … (знания об имени прилагательном).
- Обогащать… (словарный запас для устной и письменной речи).
- Воспитывать в себе … (уважение друг к другу, согласие, терпение, любовь к русскому языку).
2. - Перед вами лежит очень важный документ. Что это? (паспорт). Паспорт чего? (имени прилагательного). Что такое паспорт? (документ, удостоверяющий личность). Паспорт – это очень важный документ. Без него не уедешь, не улетишь в другой город, не получишь деньги в банке, не купишь квартиру, машину и много ещё чего.
- Сегодня мы будем заполнять этот важный документ. В нём будут записаны самые важные и основные знания об имени прилагательном, полученные на уроках русского языка.
- Рассмотрите внимательно этот документ. Можем ли мы составить план, по которому будем работать? (ответы детей).
- Верно, перед вами в паспорте план, благодаря которому мы обобщим свои знания. Итак, в путь!
IV. Повторение и закрепление изученного материала.
№ 1. Часть речи.
1) - Давайте вернёмся к словарным словам, которые уже записали. Первый пункт плана мы частично разобрали. Докажите, что это имена прилагательные. (Ответы детей).
- имя прилагательное
- признак предмета
- КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
2) - Прочитать стихотворение:
- КАКАЯ? КАКОЕ? КАКОЙ? и КАКИЕ?
Скажите, пожалуйста, кто вы такие?
- Мы разные, нужные, обязательные,
Прекрасные, дружные прилагательные.
№ 2. Начальная форма.
1) - Что вы знаете о начальной форме имени прилагательного? Как поставить прилагательное в начальную форму? (ответы детей.)
2) Игра «Узнай меня» (Работа со светофорчиками).
- Ребята, я вам буду называть слова, а вы показывать светофорчиком, стоит имя прилагательное в начальной форме или нет:
Большой, зелёные, светлое, маленький, круглое, весёлый, весёлые, белый, осенние, тёплая, мужской.
3) Работа в группе для пункта № 6.
- Перед тем, как мы продолжим работать дальше, мне нужны 3 помощника. (выбрать).
- Перед вами лист с заданием повышенной сложности и строки из известного стихотворения. Внимательно прочитайте задание, подумайте, сможете ли вы выполнить задание без подсказки. Если нет, то слова для справок помогут вам. (Группа начинает работать).
Работа с классом (продолжение).
№ 3. Признаки.
- Какие признаки имени прилагательного вы знаете? (род, число, падеж).
- Род.
А) - Что вы знаете по этой теме? (женский, мужской, средний род).
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? Какие имеют окончания?
(КАКАЯ? -АЯ, -ЯЯ)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? Какие имеют окончания?
(КАКОЙ? -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? Какие имеют окончания?
(КАКОЕ? -ОЕ, -ЕЕ)
Б) - Работа в парах. Возьмите, пожалуйста, тест. Прочитайте вопросы, отметьте правильные ответы, выделите окончание.
Как в любом тесте, здесь один вариант ответа:
Фронтальная проверка.
- Почему последнее словосочетание не имеет рода? (во мн. числе)
2) Число.
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные множественного числа? (КАКИЕ?)
3) Падеж.
А) - Сколько падежей в русском языке? (6). Назовите их (ответы детей).
- Как узнать падеж имени прилагательного? (определить падеж им. сущ.)
Б) – Мне нужен помощник (выбрать мальчика).
- Придумайте к слову Иван прилагательное. Иван КАКОЙ?
И.п. – (есть кто?) Иван (какой?) умный;
Р.п. - (нет кого?) Ивана (какого?) умного;
Д.п. – (дам кому?) Ивану (какому?) умному;
В.п. – (вижу кого?) Ивана (какого?) умного;
Т.п. – (горжусь кем?) Иваном (каким?) умным;
П.п. – (говорю о ком?) об Иване (каком) умном?
В) - Итак, род, число, падеж - это постоянные или непостоянные признаки? (непостоянные).
V. Физкультминутка.
- Ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. Если ответ «да», прыгаете, если ответ «нет», скрещиваете руки перед грудью.
- Вы честные? - Вы послушные?
- Вы ленивые? - Вы лысые?
- Вы полосатые? - Вы квадратные?
- Вы дружные? - Вы грязные?
- Вы прозрачные? - Вы умные?
- Вы съедобные? - Вы трудолюбивые?
- Что объединило все эти слова? (имена прилагательные).
- Эти имена прилагательные стоят в начальной форме? (нет). Почему? (множественное число). Молодцы! Спасибо!
VI. Продолжение работы над материалом.
№ 4. Имя прилагательное зависит от… (работа в парах).
1) - Придумайте и запишите 2 таких словосочетания, чтобы одно слово из двух являлось именем прилагательным.
Фронтальная проверка.
2) - Найдите главное слово и обозначьте его крестиком.
- Какой вывод можно сделать? От какой части речи зависит имя прилагательное? (от имени сущ.)
№ 5. В предложении чаще всего бывает...:
1) - Мы следуем дальше по плану. Как вы думаете, что мы запишем в паспорт в этом пункте? (ответы детей). Осталось доказать или опровергнуть ваши предположения.
2) Работа по вариантам.
- Прочитайте предложения, подчеркните главные члены, подпишите части речи. Найдите имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией. Сделайте вывод.
№ 6. Художественной речи придаёт….
1) (Выступление учащихся по заданию №6).
- Узнали автора?
- Как называется стихотворение?
- Какая часть речи была пропущена?
- Пользовались ли подсказкой во время работы?
- Прочитать стихотворение или рассказать наизусть.
- Какова роль прилагательных в речи?
- Как вы оценили свою работу? Спасибо!
2) Я хочу добавить интересные факты про черёмуху:
- В России 3 реки имеют название Черёмуха;
- Из черёмухи делают муку для кондитерских изделий;
- В годы ВОВ сок плодов черёмухи применяли при лечении ран.
VII. Рефлексия.
- Ребята, вспомните, какая тема урока у нас была?
- Справились ли мы с заполнением паспорта?
- Оцените себя при помощи имён прилагательных. Какие вы были сегодня на уроке? (Умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные)
- Спасибо за урок! ☺
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе
Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе "Алфавит"
Совершенствование знаний алфавита...
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"
Урок русского языка по теме «Собственные имена. Продолжение».в 1 классе по УМК «Гармония».Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учи...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"по теме"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах". Презентация.
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России", презентация...
Методическая разработка урока по русскому языку для 1 класса «Изложение «Нюсины варежки»
Методическая разработка урока по русскому языку для 1 класса «Изложение «Нюсины варежки» содержит план изложения по русскому языку приуроченного к 23 февраля...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе" Школа XXI века".
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа XXI века». Учитель начальных классов высшая категория ГОУ СОШ №164 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Гоян Елизаве...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...