Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе "Алфавит"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Ермакова Марина Михайловна

Совершенствование знаний алфавита

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_2kl.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку во втором классе.

Тема урока: «Алфавит»

Цели: совершенствовать знания: алфавита, признаков текста, исторических фактов о происхождении фамилий;

           формировать умения: писать имена собственные с большой буквы; определять цель урока; контролировать свои учебные действия; сотрудничать с партнерами по классу;

           воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки.

Оборудование: карточки со словами «алфавит», «фамилия», «имя»; по пять карточек с фамилиями и именами детей класса, с названиями улиц микрорайона, с фамилиями детских писателей; на доске записи для чистописания и для упражнения по отработке умения писать большую букву в именах собственных; карточки с рисунками, по которым дети догадываются о содержании текста, и сам текст «Как появились фамилии» («Моя любимая азбука», авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), эмблемы, на которых нарисованы заглавные и строчные буквы А и Я, держащиеся за руки; учебник «Русский язык» (2 класс), авторы Р.Н.Бунеев и др.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Чистописание.

 - С чего мы начинаем урок русского языка? Почему?

    Что сегодня будем прописывать? (На доске заглавные буквы ГДЕЖЗИКЛМН.)

- Назовите их. Как они записаны? (В алфавитном порядке.)

  Что же такое алфавит? Пропишите эти буквы. Когда используются заглавные буквы? Какими еще бывают буквы? (Строчными.) Они нам понадобятся для следующей работы. (На доске строчные буквы аавилтф.)

 - Из данных букв составьте слово. (Учитель выставляет карточку со словом «алфавит»).

 - Какое слово обозначает то же, что и алфавит?

   В орфографических тетрадях найдите алфавит. Я называю место, где стоит буква, вы ее записываете в тетрадь. Если выполните правильно, то у вас получится слово. (Слово «фамилия». Выставляется карточка с этим словом).

III. Формулирование темы и цели урока.

 - Кто из вас назовет тему урока?

   Верно, мы сегодня закрепим наши знания об алфавите, вспомним, как пишутся имена и фамилии.

    Для чего людям необходимо знать алфавит? Когда знание алфавита может пригодиться?

IY.Упражнение в применении алфавита.

 - Попробуем применить наши знания в работе. (Выполнение упражнения).

 - Какое задание выполняли? (Составляли список). Чем пользовались при выполнении задания? (Алфавитом). Где же еще может пригодиться знание алфавита? (При составлении списков).

V.Работа в группах.

 - Вам надо разделиться на группы (по рядам) и вспомнить правила работы в группе. Затем каждая группа читает задание и определяет, что написано.

1-я группа: составьте список нашего класса (желательно подобрать фамилии, которые начинаются с одинаковых букв, и при проверке задания спросить, почему одна фамилия располагается раньше, чем другая).

2-я группа: составьте указатель улиц нашего микрорайона (проверка проводится так же).

3-я группа: помогите навести порядок в каталоге библиотеки (проверка проводится так же).

 - Для чего выполняли эту работу?

VI. Упражнение в написании имен собственных.

 - Кто напомнит тему урока?

Теперь сосредоточим наше внимание на фамилиях и именах.

- Выпишите имена собственные. Кто нашел первое слово? (Второе?)

Как запишите это слово? (а,А)нтон, (з,З)аяц, (з,З)айцев, (п,П)енек, (п,П)етров,(а,А)ндрей, (в,В)олк, (в,В)олков, (в,В)олодя.

 - Для чего вы выполняете это задание? Чему учились?

VII.Работа с текстом.

- А теперь достаньте из конвертов карточки и рассмотрите рисунки, изображенные на них. (На карточках -  рисунки. На первом нарисованы  портреты членов семей: Михайловых, Денисовых, Борисовых. На втором – дети, по действиям которых даны фамилии: Бегов – бежит, Снегов – лепит снеговика и т.д.

       На обратной стороне карточек написан текст6 «Что такое фамилия? Ученые говорят так: фамилия – общее имя членов одной семьи .Оно передается от одного поколения к другому.

       На Руси фамилии появились примерно 400 лет назад. Первый человек по фамилии Никифоров был сыном Никифора, а Петров – сыном Петра. Происходили фамилии и от названия места, где жил человек (Москвин, Самарцев). По фамилиям мы определяем занятия наших далеких предков (Кузнецов, Гончаров, Пастухов).

 - Что вы знаете о своих фамилиях?

 - Что нарисовано на рисунках? Что их объединяет? Что можно составить по рисункам?

   О чем будет текст? Из скольких частей он будет состоять? Почему?

О чем будет говориться в каждой из частей? Какое название может быть у текста? Проверим наши предположения.(Ученики открывают текст.)

    Из скольких частей состоит текст? Оправдались наши предположения?

Прочитайте текст. С чего начинается первый абзац? Прочитайте вопрос. Почему с такого вопроса начинается первая часть? Задайте вопросы ко второй части.

    Когда же на Руси появились фамилии?

    Чем необычна 3-я часть? (Состоит из вопроса.) Почему? Над чем надо подумать? Это и будет вашим домашним заданием: подготовить рассказ о своих фамилиях.

VIII. Итог урока.

- Чему сегодня научились на уроке? Что нового узнали? Для чего же каждому человеку необходимо знать алфавит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе

Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...


 

Комментарии

Ермакова Марина Михайловна

Урок по русскому языку во 2 классе