Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение 1 | 29.44 КБ |
Приложение 2 | 27.91 КБ |
Приложение 3 | 34.39 КБ |
Приложение 4 | 27.94 КБ |
Приложение 5 | 14.15 КБ |
Приложение 6 | 73.68 КБ |
Технологическая карта | 52.31 КБ |
Презентация | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подобрать однокоренные слова
Проверить, близки ли они
по смыслу
Выделить общую часть
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
2 группа - Лингвисты
Найдите лексическое значение и запиши.
Стол1_______________________________________________________________________________________________________________
Стол2 ____________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
1 группа - Лингвисты
Найдите лексическое значение и запиши.
Престол -_________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
3 группа - Лингвисты
Найдите лексическое значение и запиши.
Столица -___________________________________________________________________________________________________________________
4 группа - Этимологи
Расскажите о возникновении слова столица
Столица - ____________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель: | формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов . |
Планируемые | Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор |
Личностные | Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка |
Универсальные учебные действия | Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 - строят несложные рассуждения; 3 - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 - планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения. Коммуникативные: 1 - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия | Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова |
Образовательные | Учебник, рабочая тетрадь |
Ход урока
Этап урока | Содержание учебного материала и деятельности учителя. | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
I.Организационный момент. Проверка домашнего задания. | В стране родного языка Не всё известно нам пока, Мы путешествовать начнём И сами до всего дойдём. -Но чтобы отправиться в увлекательную страну исследователей нам нужно проверить д\з. Проверка домашнего задания. - Ребята, дома вы работали в карточках. Приложение № 1 - Какое задание выполнили? - Какие слова мы называем однокоренными?
| Ученики проверяют готовность к уроку. Заселили в домик однокоренные слова. Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением. Дети зачитывают слова. | Р3 | ||
II.Актуализация знаний | 1. Минутка чистописания. Работа в тренажёре по чистописанию. - В стране исследователей у нас обязательно спросят, откуда мы приехали, как называется наша страна. Что мы ответим? - Пропишите и выделите орфограмму в слове. - Прочитайте, какая у нас страна. Пропишите красиво это предложение. - Что означает волнистая линия? - Назовите эти прилагательные. - А для чего проводится минутка чистописания? 2. Словарная работа. - Во время нашего пути нас встречает настоящий листопад. Посмотрите, некоторые листочки приземлились к вам на стол. Но они не простые, а волшебные. - Раскройте их и скажите, какое задание они вам приготовили. (Приложение № 2) - Как назовём наш листопад? - Ребята, а теперь посмотрите, какое слово у вас получилась, если прочитать его сверху вниз. Проверим по слайду. СЛАЙД - Молодцы. Что вам помогло выполнить это задание правильно. - Кто сделал ошибку? - Какой вывод вы можете сделать?
- Где можно посмотреть правописание этих слов? | Посадка при письме, положение тетради. Россия Россия – великая, могущественная , удивительная и гостеприимная страна. Подчеркнуть имена прилагательные. Чтобы писать аккуратно, грамотно правильно соединять буквы. Вставить в окошечки нужную букву. Коллектив, улица, овёс, лестница, до свидания, аккуратно. Словарным Листик Знания правописания словарных слов. Ответы детей Нужно запомнить правописание данных слов В орфографическом словаре в конце учебника. | П1 Р2 К1 Л | ||
III.Мотивация учебной деятельности | 1. Работа над лексическим значением слова «листик». - Наконец – то мы приехали в страну учёных. Ребята, нас всех превратили в исследователей. Вы готовы принять такую роль? - Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Листик»? - Как называются слова, которые имеют несколько значений? Как ещё можем назвать? - Я предлагаю вам найти корень в этом слове. - А что такое корень?
- Итак, у кого появилось затруднение? - А у кого уже есть варианты ответа?
- В чем возникло затруднение?
- Почему же возникло затруднение? - Какова цель вашего дальнейшего исследования? - Сформулирует тему урока. (Учитель вывешивает карточку с изображение корня на доску) СЛАЙД | 1. Лист бумаги 2. Лист – часть растения. Многозначные Омонимы Корень слова – это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение. Учащиеся пополняют задание Два ученика выходят к доске, записывают слова , выделяют корень и объясняют полученный результат) . У нас ребята выделили совсем разные корни. У нас нет алгоритма нахождения корня слова Найти способ нахождения корня в слове. Как найти корень в слове?
. | П2 Р1 К2 Л | ||
IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач | 1. Открытие нового. - Чему должны научиться в ходе нашего путешествия? - Чтобы узнать правильный корень в слове листик, что нужно сделать в первую очередь? - А теперь запишите родственные слова в тетрадь. - Какие слова вы подобрали? - Посмотрите, жители этой страны нам предлагают написать ещё одно однокоренное слово. (Листики) Вы с ними согласны? -Что нужно сделать, после того как подобрали однокоренные слова? - Что должны выполнить в конце наше работы?
- Обозначьте корень в каждом слове. - Посмотрите, в ходе нашего исследования мы получили алгоритм «Как найти в слове корень» ? Подобрать к слову однокоренные слова Проверить, близки ли они по смыслу Выдели в них общую часть. Приложение № 3 2. Самостоятельная работа - Предлагаю поработать в парах и исследовать слово пожелтел. Приложение № 4 - Ваша задача подселить к этому слову его родственников. Для этого вам надо следовать строго по составленному алгоритму. - Продиктуйте, пожалуйста, какой корень вы выделили. - Как узнали? Проверка проводиться по эталону для самопроверки . Слайд - Благодаря этому заданию, что мы сейчас проверили у себя? - Очень хорошо. Молодцы! | - Находить и выделять корень в словах 1. Подобрать к слову родственные (однокоренные ) слова. Листва, лиственный, листочек, листопад. Нет, это форма слова, изменилось только окончание. Проверь, близки ли они по смыслу Выделить в них общую часть лист Дети работают и отвечают -Желт- Подобрали однокоренные слова близкие по лексическому значению. Желтый, желток, желтеть, жёлтенький, желтизна. Научились ли мы находить корень в слове. | П3 Р2 К2 Л | ||
Физминутка "Мы – листики осенние" Мы, листики осенние, | |||||
V.Включение нового знания в систему знаний и повторений | 3. Работа с учебником. Работаем по с.75, упр.133. - Ребята, какую работу нужно произвести по упражнению 133? - Что нам в этом поможет? - 1 ряд находит слова и записывает в тетрадь с корнем – дал- 2 ряд – дол-, 3 ряд -мир- - Выделите корень в словах. - Что заметили? Как пишется корень в однокоренных словах? - С какой целью выполняли данное упражнение? - В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова. - Сейчас отправляемся на улицу, в которой живут и прошлое и настоящее. Здесь мы узнаем много интересного, того, что раньше не знали. - Предлагаю поработать в группах. Приложение № 5 - Каждая группа будет выполнять свою работу. Группа № 1, 2, 3 -лингвисты, 4 группа -этимологами. - Давайте уточним ещё раз, что же такое этимология? - Посмотрите, пожалуйста, на слова: стол, престол, столица. На слайде - Какое слово мы не употребляем в современной речи? - Скажите, дорогие мои исследователи, являются ли эти слова однокоренными? - Что нам нужно сделать для того чтобы узнать истину? - Совершенно верно. Что нам в этом поможет? - Какие Толковые словари вы знаете?
- Приведите три способа того, как можно узнать значение незнакомого слова. - Давайте, проверим. - Вот сейчас вы поработаете с 1 и 2 способом. - 1 группа лингвистов находят лексическое значение слова престол. - 2 группа лингвистов толкование слова стол в древне – русском и современном языке. - 3 группа лингвистов лексическое значение столица - 4 группа этимологов расскажет происхождение слова столица, прочитав и изучив текст, данный в учебнике на стр. 76 упр. 15 Проверка по слайду - Что мы нового узнали из прошлого? - А теперь вернёмся к нашему вопросу. Скажите, пожалуйста, являются ли эти слова в современном русском языке однокоренными? | Фронтально, затем работают самостоятельно Найти слова с корнем -дал-, - дол-, - мир-. Словарь однокоренных слов одинаково Научится находить корень, подбирать однокоренные слова. Правила работы в группах Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Престол Ответы детей
Найти лексическое значение этих слов
Толковый словарь Д. Н. Ушакова, Владимира Ивановича Даля, Сергея Ивановича Ожегова 1. Посмотреть в словаре, 2. Спросить у взрослых, 3. Понять из текста. Самостоятельная работа в группах Ответы детей Нет | П1,3,2 Р2,1,3 К1,2 Л | ||
VI.Итог урока | -Ребята, наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся домой. Скажи, дорогие исследователи, какова была цель сегодняшнего нашего путешествия?
- Мы достигли цели урока? Докажите?
- Какие слова мы называем однокоренными? - Что такое корень слова? | научиться находить корень в слове.. ДА. Мы выстроили алгоритм нахождения корня в слове. | Р1,2,3 Л | ||
VII.Рефлексия | - Ребята, отравляемся домой. У вас на столах лежат билетики. Но для того чтобы тронулся наш поезд нужно выполнить задание. Задание: Выписать во второй вагон лишнее слово, выделить корень в словах 1 вагона. Приложение № 6 |
| Р1,2,3 Л | ||
YIII.Домашнее задание | СЛАЙД Правила с.75 выучить правило, № 139. | Р1,2,3 Л |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"
данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе: "Связь слов в предложении." УМК "Школа России".
На уроке, проведенном по ФГОС, использованы следующие технологии:ТРИЗ, проблемно-диалогическая, ИКТ-технология.Приемы ТРИЗ: "системный лифт", "системный оператор"....
Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".
Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века" с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....
Технологическая карта урока русского языка "Род глаголов в прошедшем времени", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования предста...
Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...
Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"
Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"...