Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: «Слог. Учимся переносить слова», УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Нехорошкина Мария Денисовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления обучающихся о понятии “слог”, о правилах переноса слов по слогам с одной строки на другую, умения переносить слова в соответствии с правилом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_slog._uchimsya_perenosit_slova.docx354.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 23.09.2022

Школа: ОЦ Ньютон

Класс: 2-9

Урок: 2

Время:  13:50 - 14:30  Кабинет: 201

Студент: Нехорошкина Мария Денисовна

Группа: 44

Учитель: Валюженич Ирина Павловна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Слог. Учимся переносить слова»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления обучающихся о понятии “слог”, о правилах переноса слов по слогам с одной строки на другую, умения переносить слова в соответствии с правилом

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. дать представление о правилах переноса;
  2. формировать умение переносить слова в соответствии правилом переноса слов.

Предметные:

  1. знать правила переноса слов;
  2.  определять количество слогов в слове;
  1. уметь делить слова на части для переноса;
  2.  уметь переносить слова по слогам.

Развивающие:

  1. формирование умения анализировать звучащую речь;
  2. формирование опыта работы с учебником;
  3. формировать умения логически рассуждать, выделять главное.

Личностные:

  1. понимание общественной значимости грамотной речи;
  2. стремиться совершенствовать культуру произношения.

Воспитательные:

  1. воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах;
  2. воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

УМК: «Начальная школа XXI века», 2 класс 1 часть

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Инструктаж.

Фронтальная форма.
Словесный:

Слово учителя, постановка вопросов

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Денисовна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-У всех на парте учебник по русскому языку, тетрадь, пенал? Тогда мы можем начать наш урок.

Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова,

И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,

Если грамотна она!

-Быть грамотными мы учимся на уроках русского языка!
-Отступите 2 строки от предыдущей работы, найдите ровно середину

- Запишите число, классная работа

Слушают учителя, настраиваются на работу

Записывают число, классная работа

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать в устной форме

Учебная презентация: слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Организует минутку чистописания

Запись на доске: Без русского языка не сколотишь и сапога

- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Запишите, пожалуйста, эту пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии. С красной строки. В конце поставьте точку.

Проверьте написанное по эталону.

На слайде слова: воробей, язык, июнь июль,

Соедините части этих слов в правильной последовательности

ЮНЬ И

ЮЛЬ И

БЕЙ  ВО  РО

ЗЫК Я

-Ребята, какие же слова у вас получились?

Давайте запишем их.

-Что это за слова? Какая здесь орфограмма? Поставьте ударение, выделите безударную гласную. Как мы работаем с такими словами? Составьте предложение с одним их них. (Несколько человек зачитывают свои предложения).

Из чего мы составляли слова? Как эти части называются?

А как определить сколько слогов в слове?

Посчитайте, сколько слогов в этих словах? 

-Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке?

- Как вы справились с этим?

 -Что нужно сделать, если при написании слово не помещается на строке?

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как угодно?

Пословица говорит о важности русского языка, о том, что важно общаться и разговаривать, иначе ты не сможешь ничего никому объяснить

Проводят самопроверку по эталону.

Словарные слова

Запоминаем их написание потому что их нельзя проверить

Воробей, язык, июнь, июль

Словарные слова, непроверяемая гласная
Мы учим их наизусть потому что их нельзя проверить

из частей
слоги

посчитать гласные звуки

3 слога и по 2 слога

Нет

Написали слова на следующей строке

П: анализ, сравнение, аналогия.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: коммуникация – умение представлять и сообщать

Учебная презентация: слайд 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Назовите тему урока.

- Верно, тема нашего урока звучит так: «Учимся переносить слова»

- Давайте поставим цель, что мы сегодня узнаем и чему научимся?

-Для достижения наших целей у нас есть план, но он перепутался, давайте вернем ему былую последовательность.

Выполним самостоятельную работу
Узнаем правило переноса
Будем учиться применять новые знания
Подведем итог

Кто поможет мне исправить план?

О переносе слов по слогам

Тема: «Учимся переносить слова»

Цели:

1) узнать, как правильно переносить слова;

2)учиться переносить слова.

1. Узнаем правило переноса.

2. Будем учиться применять новое знание.

3.Выполним самостоятельную работу.

4. Подведем итоги.

П: подведение под тему урока

К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

П: постановка и формулирование проблемы.

Л: формировать мотивацию к учению и овладению умениями

Учебная презентация: слайд 3

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация.

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

- Давайте откроем учебники на странице 41 и посмотрим на первое упражнение.

 Упражнение 1.

Прочитайте слова.  Сколько в них слогов?

-Верно в этих словах по 2 слога.

- Серёжа сказал: «В этих словах два слога. Но не все слова можно переносить». Как вы считаете, прав ли Серёжа? Почему? Давайте выпишем слова, которые нельзя перенести

Сделайте вывод, какой слог нельзя переносить?

Упражнение 2.

- Прочитайте текст.

-Кто хочет прочитать?

-Все остальные внимательно слушают.

-Прочитайте задание после текста, что нужно сделать?

Выпишите слова, которые нельзя перенести.

- Почему вы выбрали эти слова? .

- Давайте Сформулируем правило.

-Какой вывод можно сделать?

- Сравним наш вывод с выводом учебника, правильно ли мы сделали вывод?

Давайте немного отдохнем

Физмнутка:
На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Выполняется фронтально, письменно.

Юла, пою, моя

Слог, который состоит из одной гласной буквы.

- Жил, за, он, вот, сад, слон, два, льва.

- В этих словах только один слог.

- Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

- Слова нужно переносить с одной строки на другую по слогам.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело.

К: активное использование речевых средств и  средств информационных и коммуникационных технологий

Учебная презентация: слайд 4

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

-Сейчас вы поработаете в парах, давайте вспомним правила работы в парах.

-Хорошо, посмотрите на упражнение 3. Прочтите задание, поднимите руку кому непонятно.

Упражнение 3.

- Назовите слова, которые можно переносить, объясни свой выбор.
Обсудите с соседом. Чья пара готова ответить?

Выполняют задание устно, в парах.

-Слов, которые можно переносить нет.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Учебная презентация: слайд 5

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная.

Индивидуальная форма.

-А сейчас мы поработаем самостоятельно. Обратите внимание на слайд.

-Кто прочитает задание?

 - Спишите слова, которые можно переносить с одной строки на другую.

-Кому непонятно задание?

На слайде:

Сорока, адрес, дорога, еда, воробей, усы, молоко, снег, луч, осень.

На выполнение работы у вас есть 3 минуты.
-Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите карандаш красного или зеленого цвета и сверьте с ответами на слайде. Если задание выполнено верно, поставьте “+” на полях, если верно, но с ошибками “+\-”, а если неверно “-”.

Спишите слова, которые можно переносить с одной строки на другую.

Выполняют задание

Верные ответы:

Сорока, адрес, дорога, воробей, молоко.

Р: Контроль

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

К: коммуникация – умение представлять и сообщать

Учебная презентация: слайд 6

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

Обратите внимание на упражнение 4. Прочитайте задание.

Упражнение 4.

- Слова разделены для переноса. - Все ли возможные варианты здесь даны? Обратите внимание на образец.

- Все ли возможные варианты здесь даны?  Кто нашел  ещё варианты?

-Выходи к доске.

-Хорошо, молодцы.

- Что нового узнали из этого упражнения?

Да, есть ещё варианты,

Мо-лодой, коло-кольчик, колоколь-чик, одуван-чик, оду-ванчик, зо-лото, наступи-ла, бабуш-ка, авто-бус, коло-дец,

Мы узнали, что слова можно переносить по-разному

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

- Какая была тема нашего занятия?

- Какие мы цели себе поставили?

-  Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

- Где вам пригодятся эти знания?

- Оцените свою работу на уроке.

-  Спасибо за урок. До новых встреч!

 Учимся переносить слова

Узнать, как переносить слова

-Эти знания нам пригодятся на уроках русского языка,

П: Рефлексия способов и условий действия ;

Л: Самооценка ;

К: Планирование учебного сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".

Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века"  с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...

Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока:  создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...

Технологическая карта урока русского языка "Окончание как часть слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА                                          ...

Технологическая карта урока русского языка "Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о признаках однокоренных (родственных) слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о признаках однокоренных (...

Технологическая карта урока русского языка "Корень как общая часть родственных слов" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о корне как общей части родственных слов.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мягко...