Роль местоимений в речи. Личные местоимения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Марина Алексеевна Щербаченко

Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_mestoimeniy_v_rechi._lichnye_mestoimeniya.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль местоимений в речи. Личные местоимения

Цель: формирование понятия о местоимении как самостоятельной части речи

Задачи:
Дидактические:
познакомить учащихся с понятием местоимение; с понятие личностное местоимение; ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;
Развивающие:
развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.
Воспитывающие:
воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.
Планируемые результаты:
Предметные:
 формирование представлений о местоимении, как части речи;
распознавать местоимения среди других частей речи;
распознавать личные местоимения и определять их роль в речи;
знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные:
регулятивные:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.

коммуникативные:
 учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные
: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, парах,  при проверке;
развитие самостоятельности;
развитие интереса к изучению русского языка.

Этапы

Образовательные задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

МТО

Способы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организацционный


Цель:
 настроить детей на предстоящую работу

Приветствие, организация внимания школьников

Словесный метод (рассказ учителя)

—Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.  Сегодня наш урок начнется с притчи.
—Прослушайте ее внимательно для того что бы ответить на вопросы.
—Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
—Как вы понимаете основную мысль текста?
—Как она нам поможет на уроке?
—Все верно, молодцы. Давайте начнем наш урок.

Приветствуют учителя, настраиваются на положительную работу, слушают рассказ учителя

Фронтальная

Музыка для притчи

Наблюдение

Устойчивая положительная мотивация к деятельности

Целеполагание

Цель: формирование темы и цели урока

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Словесный метод (беседа),

Словесный метод (беседа)

—Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. 
— А сейчас внимание, необычное задание, для того чтобы определить тему и цель нашего урока обратите внимание за слайд.
 —Задание: перед вами рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», прочитайте этот рассказ и обсудите его в парах, а именно : ответьте на вопросы: о чем текст, какова главная мысль. Затем мы с вами обсудим.
—Итак. О чём этот рассказ? (О мальчике)
—Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один)
—Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я»)

—К какой части речи относится это слово? (Местоимение)
—Кто знает, какое именно это местоимение? (личное)
— Давайте сформулируем цель нашего урока?
-Познакомиться с личными местоимениями ,уметь  отличить местоимение от других частей  речи, уточнить  о роли местоимений в речи
 —Цель мы свами определили, какова будет тема?
-Роль местоимений в речи. Личностные местоимения.
—Давайте откроем учебник на странице 51 посмотрим как выглядит раздел, с которым мы будем знакомиться
— Итак, к какому разделу мы с вами переходим?
— Какая работа нам предстоит ?(вспомним…, узнаем…, будем учиться…)
— Откройте стр 52, прочитаем  тему. Верно ли мы с вами определили тему?
—Верно.

Работают с текстом по карточкам,

Формулируют тему и цель урока,

Проверяют правильность определения цели, а так же ставят перед собой задачи на урок


Индивидуальная

Парная


Фронтальная




Фронтальная






Фронтальная

Слайд

Слайд

Учебник

Беседа, анализ

Беседа

воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу

Умение взаимодействовать со сверстниками
Понимать цели и задачи урока

К:Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологический высказывания.
П:Проявлять познавательную инициативу Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Актуализация знаний

Цель: актуализировать ранее полученные знания

Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Словесный метод (беседа), частично-поисковой




Практический

—Внимание на слайд. На слайде представлен ряд слов, но с пропущенными буквами.
Пл…ток        Д…рога               М…локо

  В…кзал          Г …зета               Ж…лезо

  К…смос         Р…кета                Обл…ко
 (он, мой)         (она, моя)            (оно, мое)
Давайте восстановим эти слова. Какой частью речи они являются?
Откройте тетрадь, запишите число, классная работа, не забывайте отступать два строчки от предыдущей работы. Задание: восстановите эти слова, распределите в три столбика.
По каким признакам вы распределили эти слова? (по родам)
Как вы определяли к какому роду относятся слова? (подставляли он, она, оно)
Какой частью речи являются эти слова? (местоимения)

Актуализируют свои знания о местоимении, слушают рассказ учителя

Фронтальная



Индивидуальная

Слайд

Тетрадь, слайд

Устная, письменная проверка знаний

Умение использовать ранее полученные знания

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Проявлять познавательную инициативу
К: Адекватно использовать речевые средства, допускать возможность разных точек зрения

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку  русского языка и к процессу получения новой информации

Работа над содержанием

Цель: отработка нового материала с использованием ранее полученных знаний

Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения, изучаемого материала.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:

существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.;

правил и построенных на их основе алгоритмов.

Установить правильность и осознанность изученного материала


Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

Словесный метод (беседа)

Практический

Словесный, частично-поисковой

Практический

Наглядный

Практический

Частично-поисковой, практический


Словесный (беседа), частично-поисковой

Словесный (беседа)

Частично-поисковой

Частично-поисковой, практический


Словесный (беседа, рассказ), практический

—Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях?
—Откройте учебник на странице 52, прочитайте правило. Что узнали из правила?
—У вас на столах лежит карточка. Давайте прочитаем ее название. «Исследовательская карточка». По ходу выполнений заданий вам нужно будет фиксировать полученные знания.
—Прочитайте задание с первой карточки.
«Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.»
Что вы только что прочитали?
Кто прочитает вслух?
Все ли вам понравилось в тексте, удачно ли построены предложения?
К какой части речи относится слово лиса?
Каким словом можно его заменить?
Поработайте в парах и замените данное слово лиса местоимением, так, чтобы предложения были построены правильно.
Прочитайте полученный текст. Для чего вы существительные заменили местоимением?
Правильно, чтобы не повторялись существительные в текст несколько раз, его заменяют существительным.

Так как местоимение -это слово, можно ли сказать, что это часть речи? (да) Можем ли мы назвать местоимение самостоятельной частью речи? Почему?
Заполните первую графу карточки.
Местоимение- это самостоятельная часть речи.

—В начале урока мы с вами читали текст Осеевой, поэтому вы с легкостью сможете заполнить вторую графу. Итак, давайте прочитаем, что нужно заполнить.

—Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

 Слайд:

МЕСТО

     

ИМЕНИ

Е

МЕСТОИМЕНИЕ

В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний

слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате

фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение"

выделяется основа и окончание.

– Какое открытие для себя сделали?

Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

                 Оно о себе такого мнения:

   Огромна роль местоимения!

Оно отдается делу сполна:

                 Местоимение заменяет имена!

Заполните вторую графу.

                Физминутка 

Выполните задание индивидуально. Затем обменяйтесь карточками- сделайте парную проверку, проанализируйте.
Замените имя существительное местоимением и поставьте к ним вопрос в предложениях.

1) По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и

сеяли на землю холодный мелкий дождь.

2) Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником.

3) Филин – красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета.  

На вопросы какой части речи могут отвечать местоимения?
Какие предметы может обозначать местоимение?
Вывод. Если местоимения заменяют имена существительные, на вопросы какой

части речи они отвечают? (на вопросы существительных). Местоимения могут

указывать как на одушевлённый предмет, так и на неодушевлённый. В

зависимости от этого они могут отвечать на вопрос кто? или что? Это начальная

форма местоимений.
Заполните следующую графу.

—Роль местоимений в предложении.

- Разберём их по членам предложения и обозначим части речи.

-Каким членом предложения являются местоимения?

- Какой сделаем вывод?

Вывод: в предложении местоимения бывают главными членами предложения –

подлежащими и второстепенными членами Заполните следующую графу.

Я сейчас прочитаю текст, а вы подумайте, о ком идёт речь?

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем

крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время

от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока

и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого

камина.

- О ком говорится в тексте?

- Видите, сколько у вас мнений.

 - А почему у вас не было однозначного ответа?

- В этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в

тексте, а местоимение не называет предмет, а только на него указывает.

Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного

и того же имени существительного)

Вывод. Местоимение указывает на предмет. (заполняем карточку).

 

Знакомство с личными местоимениями.

- У вас на парте лежат карточки, давайте прочитаем задание. Итак, вам необходимо ответить на вопросы, для этого верно подобрать местоимения .
Выполняете самостоятельно, затем проверим.
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? (мы)  

Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и

запомним.

- Как бы вы обратились к другу? ( ты)

С помощью какого местоимения, мы указываем тех, к кому обращаемся? (вы)!

 Определим их во вторую группу

- Про друга? (он)

- Про подругу? (она), о солнце (оно).

- Про детей? (они)

Определим их в третью группу.

Сколько групп у нас получилось? Как можно назвать эти группы?

Подумайте, почему местоимения называются личными?  Личными они

называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.

Итак, местоимения имеют лица:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они-  

Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы –

местоимения 2– го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем

говорят. Он, она, оно – местоимения 3–го лица, указывают на того, о ком

говорят, или на то, о чём говорят.

- Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 столбика? 

Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о

них? На сколько предметов они указывают? (Высказывания учеников.)

Аналогично второй столбик.

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько

предметов, лиц, т.е. бывают единственного и множественного числа.

Итак, запишем последний вывод в исследовательскую карточку.

Что же мы с вами выяснили в ходе нашего исследования?

Читают правило


Принимают установку учителя

Анализируют текст, читают вслух, исправляют речевые ошибки, применяют знания по новой теме,















заполняют карточку

Работают по исследовательской карточке

Заполняют исследовательскую карточку



Выполняют поисковую работу, заполняю пустые графы в карточке



Структурируют полученные знания

Делают открытия по новой теме


Слушают текст, анализируют его

Заполняют карточку

Выполняют задания, применяют только что полученные знания

Слушают учителя, анализируют поступающую информацию, высказывают собственное мнение, сравнивают

Фронтальная


Фронтальная



Индивидуальная





Фронтальная


Парная











Фронтальная


Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная, парная, фронтальная

Фронтальная


Фронтальная


Фронтальная

Фронтальная


Индивидуальная,

Фронтальная

Учебник


Учебник





Карточки








Карточки


















Исследовательская карточка

Исследовательская карточка, слайд

Исследовательская карточка, слайд

Карточки

Исследовательская карточка

Карточки









Карточки

Карточка


Карточки

Исследовательская карточка

Опрос








Опрос, письменная проверка знаний

Опрос

Беседа

Письменная проверка знаний

Беседа

Письменная проверка знаний

Письменная, устная проверка знаний

Беседа

Письменная проверка знаний

Письменная проверка знаний

Беседа, анализ

Письменная проверка знаний

Беседа, письменная проверка знаний

Беседа, письменная проверка знаний


Письменная проверка знаний

Уметь находить информацию в учебнике, формулировать устную речь

формирование представлений о местоимении, как части речи;

овладение нормами русского литературного языка, развитие умения правильно употреблять их.

формирование представлений о местоимении, как части речи;
распознавать местоимения среди других частей речи;

знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Умение работать с разными видами информации


формирование представлений о местоимении, как части речи;
распознавать местоимения среди других частей речи;
распознавать
знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно

формирование представлений о местоимении, как части речи;
распознавать местоимения среди других частей речи;
распознавать личные местоимения и определять их роль в речи;
знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно

П: работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений
самостоятельно работать с учебником русского языка; источником информации
К:слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу

принимать участие в обсуждении прочитанного

П. Строить рассуждения в форме простых суждений Контролировать свои действия в процессе его выполнения П: Проявлять познавательную инициативу Контролировать свои действия в процессе его выполнения Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

П: Проявлять познавательную инициативу Контролировать свои действия в процессе его выполнения

Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации К: Адекватно использовать речевые средства, допускать возможность разных точек зрения

П: работать по карточкам, учиться самостоятельно отбирать нужную информацию, ориентироваться в

К: Адекватно использовать речевые средства, допускать возможность разных точек зрения


П: работать по карточкам, учиться самостоятельно отбирать нужную информацию, ориентироваться в

К: Адекватно использовать речевые средства, допускать возможность разных точек зрения

Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализацииП: Проявлять познавательную инициативу Контролировать свои действия в процессе его выполнения

Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность работы со школьными принадлежностями

Стремиться к успешной учебной деятельности

Умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками

Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность работы со школьными принадлежностями

Стремиться к успешной учебной деятельности

Умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками

Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность работы со школьными принадлежностями

Стремиться к успешной учебной деятельности

Умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками

Стремиться к успешной учебной деятельности

Умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками

Итог
Цель:
выявление усвоения изученного материала; пробелов в полученной информации
Цель:Определение достижений целей.

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Практический

Проведение тестирования.  
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:  а) обозначает предмет  б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:  а) ель б) ем в) ты 5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: а) ты, мы б) она, он в) в, о 6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. а) Из леса доносилось пение птиц. б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
Проверка:  1. б) 2. а) 3. в) 4. в) 5. в) 6. б)

Итак давайте вспомним какова была цель нашего урока?
Мы достигли цели?

Выполняют тест, отрабатывают полученные знания



Подводят итог урока, анализируют полученный результат

Индивидуальная



Фронтальная


Фронтальная

Карточки

Слайд с ответами, устная проверка знаний

Умение применять ранее полученные знания

П: Проявлять познавательную инициативу Контролировать свои действия в процессе его выполнения
К:
 Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства

Адекватно судить о причинах успеха или неуспеха
в учении





Взаимодействие с учителем и одноклассниками,

Рефлексия

Цель:
Формирование навыков самооценки

Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

Словесный (беседа)

Давайте прочитаем, что же получилось в наших исследовательских карточках?
На ваших столах есть еще одна карточка, на которой вам нужно оценить свою работу в паре, после карточки сдать мне.

Анализируют проделанную работу, как самостоятельную (работа по исследовательской карточке), так и с паре

Индивидуальная




Индивидуальная

Исследовательская карточка








карточка

Наблюдение

Умение анализировать правильность выполнения своей работы

К: формулировать собственное  мнение

первоначальные навыки самооценки

Домашнее задание
Цель: самостоятельная отработка, обобщение и закрепление полученных знаний, выявление пробелов.

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
стр. 53 упр. 111. Правило стр. 52

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА

1.Местоимение – это ______________________________________

2.Употребляется вместо-___________________________________

3.Отвечает на вопросы:_____________________(нач.форма)

4. В предложении являются_________________________________

5. Не называют предмет, а __________________________________

6.Личные местоимения_____________________________________

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА

1.Местоимение – это ______________________________________

2.Употребляется вместо-___________________________________

3.Отвечает на вопросы:_____________________(нач.форма)

4. В предложении являются_________________________________

5. Не называют предмет, а __________________________________

6.Личные местоимения_____________________________________

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА

1.Местоимение – это ______________________________________

2.Употребляется вместо-___________________________________

3.Отвечает на вопросы:_____________________(нач.форма)

4. В предложении являются_________________________________

5. Не называют предмет, а __________________________________

6.Личные местоимения_____________________________________

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА

1.Местоимение – это ______________________________________

2.Употребляется вместо-___________________________________

3.Отвечает на вопросы:_____________________(нач.форма)

4. В предложении являются_________________________________

5. Не называют предмет, а __________________________________

6.Личные местоимения_____________________________________


Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.


Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.


Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.


Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.


Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.


Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Замените имя существительное местоимением и поставьте к ним вопрос в предложениях.

1) По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и

сеяли на землю холодный мелкий дождь.

2) Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником.

3) Филин – красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета. 

Замените имя существительное местоимением и поставьте к ним вопрос в предложениях.

1) По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и

сеяли на землю холодный мелкий дождь.

2) Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником.

3) Филин – красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета. 

Замените имя существительное местоимением и поставьте к ним вопрос в предложениях.

1) По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и

сеяли на землю холодный мелкий дождь.

2) Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником.

3) Филин – красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета. 

Замените имя существительное местоимением и поставьте к ним вопрос в предложениях.

1) По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и

сеяли на землю холодный мелкий дождь.

2) Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником.

3) Филин – красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета. 


Ответите на вопросы,  верно подобрав местоимения .
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? ____

-С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? _____

- Как бы вы обратились к другу? ______

С помощью какого местоимения, мы указываем тех, к кому обращаемся? ______

 - Про друга? _____

- Про подругу? ______, о солнце_____.

- Про детей? ____

Ответите на вопросы,  верно подобрав местоимения .
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? ____

-С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? _____

- Как бы вы обратились к другу? ______

С помощью какого местоимения, мы указываем тех, к кому обращаемся? ______

 - Про друга? _____

- Про подругу? ______, о солнце_____.

- Про детей? ____

Ответите на вопросы,  верно подобрав местоимения .
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? ____

-С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? _____

- Как бы вы обратились к другу? ______

С помощью какого местоимения, мы указываем тех, к кому обращаемся? ______

 - Про друга? _____

- Про подругу? ______, о солнце_____.

- Про детей? ____

Ответите на вопросы,  верно подобрав местоимения .
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? ____

-С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? _____

- Как бы вы обратились к другу? ______

С помощью какого местоимения, мы указываем тех, к кому обращаемся? ______

 - Про друга? _____

- Про подругу? ______, о солнце_____.

- Про детей? ____

Тест

1. Местоимение:
 а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.
2. Местоимение:
 а) отвечает на вопросы существительных
б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:  
а) обозначает предмет  
б) признак предмета
в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
 а) ель
б) ем
в) ты
5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: 
а) ты, мы
б) она, он
в) в, о
6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Тест

1. Местоимение:
 а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.
2. Местоимение:
 а) отвечает на вопросы существительных
б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:  
а) обозначает предмет  
б) признак предмета
в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
 а) ель
б) ем
в) ты
5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: 
а) ты, мы
б) она, он
в) в, о
6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль личных местоимений в речи. Сочинение. О себе.

В з классе (русский язык)  по программе ОС "Школа 2100" учащиеся пишут сочинение о себе. В данной презентации рассматриваетя вопрос об автопортрете, автобиографии, даётся план сочинения....

Роль личных местоимений в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение "О себе".

Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Роль личных местоимений в речи. Рр. Обучающее сочинение "О себе"...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Роль местоимений в речи. Личные местоимения.

Районный открытый урок в 4 классе...

Урок русского языка "Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, и 3 лица"

Урок русского языка "Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, и 3 лица"...

Местоимение. Роль личных местоимений в речи.

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. Тема урока "Местоимение. Роль личных местоимений в речи."...