Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи
план-конспект урока по русскому языку на тему
Роль личных местоимений в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse_tema_razbor_mestoimeni.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема «Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи».
Цель: подвести под понятие «Морфологический разбор местоимений»
Задачи:
1.Учить выделять грамматические признаки местоимения как части речи, употреблять личные местоимения в речи.
2.Формировать умение употреблять личные местоимения в речи.
3. Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
УУД
Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль
Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные: 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебник, слайдовая презентация, кластер, звезды для самооценки (красные, желтые, синие), 12 звезд, 4 конверта с признаками, плакат самооценки.
Ход урока.
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат (УУД) |
I. Организационный момент (3 мин.). |
На доске -плакат. На доске | - Вот звёздное небо! -Что видно на нём? - Сегодня на уроке мы совершим путешествие к созвездию Знаний и увидим, как оно выглядит. - Давайте прочитаем, о чем вы должны помнить, работая на уроке. У вас у каждого по три звезды, которыми вы сами себя будете оценивать: Красная – вы все сделали правильно, Желтая – допустили 1 ошибку, Синяя – допустили несколько ошибок. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Звучит музыка. Я читаю слова. Эмоциональный настрой: ( на доске) -Мы уже многое знаем. -В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка. -У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить. -Мы имеем право на ошибку. Работа в тетради. | Личностные УУД воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II.Актуализация знаний. Формулирование темы урока. ( 5 мин.) | Звезда 1 Задание 1. Звезды: Род, число, лицо, существительное, личное, местоимение, начальная форма, одушевленное или неодушевленное | - К нам в гости пришел Звездочет и принес звездочки с заданиями. - Звездочет вместе с вами будет путешествовать к созвездию Знаний. Послушайте первое задание.
Звездочет поймал несколько звезд, упавших с неба и принес к нам. Прочитайте, что на них написано. - Как можно назвать слова, записанные на звездах? - Выберите среди них только те признаки, которые относятся к местоимениям. - Проверьте, все ли признаки выбрали. - Поднимите красную звезду, вы все сделали правильно. - Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? |
Достать звездочку и прочитать задание. Мы, у нас правило Местоимения, личные, Мы – 1 лицо, мн.ч.
Переворачивать звезды. Читают записи на звездах. Признаки частей речи. Род, число, лицо, местоимение, личное, начальная форма. Род, число, лицо, местоимение, личное, начальная форма. Самооценка Разбор местоимения как части речи. | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах. Регулятивные УУД Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
III.Открытие новых знаний. Постановка проблемы. (6 мин.).
| Звезда 2 Конверт Порядок разбора. Разбор в группах на листах Проверка Самооценка Собираю созвездие. на доске. Звезда 3. Созвездие Работа в парах в тетради. Проверка Самооценка | - Послушайте следующее задание. 2. Разберите в группах местоимение у нас. - У каждой группы на столе конверт с признаками местоимений. Откройте его, расположите эти признаки по порядку, чтобы разобрать местоимение как часть речи. - Произведите разбор на листах фломастером. - Защита у доски. Проверка. - Почему не определили род? - В каком лице можно определить род? - Командиры, проверьте, так ли ваша группа выполнила задание. - Задание было одно? - А как вы его выполнили? -Почему так получилось? - Прочитайте алгоритм разбора местоимения на с. 67. - У вас на столе кластер, сейчас мы его будем заполнять. - Обратите внимание на образец записи. - Какие слова сокращены? Как? - Уважаемый Звездочет принес ещё одну звезду. Послушайте задание. - Разберите местоимение как часть речи по алгоритму. - Работаете в парах. - Записываете в тетради. - Самопроверка. - Самооценка | Достаю звезду. Распределяют в группах. Разбор - у нас. Проверка Самооценка По- разному Мы не знаем порядка разбора местоимения. Чтение алгоритма на с. 67. Составляют кластер, а учитель – созвездие. Читаю задание. 1 ряд - вам, 2 ряд – нам, 3 ряд – тебе. Проверяют Самооценка | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 2. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД 1.Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться о совместной деятельности, работать в группах 4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2.Высказывать предположения на основе наблюдений. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Физминутка Звезда 4. (2 мин.) Звездочет приглашает вас на физминутку слайд 6 Созвездие Представьте, что вы звездочки. Вы летите в космосе, между другими звездами. Повторяйте движения за мной. | ||||
V. Углубление и обобщение изученного. (10 мин.) Словарная работа. | Шкатулка. тетрадь Этимология Словарь Сергея Ивановича Ожегова. тетрадь Работа в парах. Звезда 5 Созвездие Списывание текста. Звезда 6 Созвездие Разбор самостоятельно Самопроверка. Самооценка | - Звездочет пришел к нам в гости не с пустыми руками. У него в шкатулочке удивительный предмет. - А какой, вы узнаете, отгадав его загадку. - Запишите слово фонарь, подчеркните орфограммы. - Какие орфограммы вы подчеркнули? - Фонарь – (греч. турецк). род коробки со стеклами для держанья огня, света. - Прочитаем определение в словаре С.И. Ожегова. - Фонарь - осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света. - Составьте словосочетания со словом фонарь. Лучшие мы запишем в тетрадь. - Это ручные и шахтерские фонари, - А есть уличные фонари. - Вам известны Царь-колокол, Царь-пушка, а есть ещё «Царь-фонарь», который находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Фонарь этот, высотой более двух метров, весом 160 кг, несли обычно перед крестным ходом на Пасху восемь человек. 4. У Звездочета есть любимое произведение. 1) Прочитайте текст вслух, определите жанр. - Найдите речевые ошибки, - Как устранить эту ошибку. - Откройте учебник, найдите упр. 299, стр. 68. - Замените существительные местоимениями, чтобы получился красивый текст. 2) Чтение исправленного текста: Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и он увидел высоко-высоко в чёрном небе Звезду. «Какая она маленькая, - подумал Фонарь. – А так высоко забралась. Ей, наверное, страшно..». Но как раз Звезде не было страшно, потому что она не собиралась прыгать вниз. - Почему вы не заменили существительное Звезде? 3) Звездочет предлагает списать 1 варианту – 1 абзац, 2 варианту – 3 абзац. - Найдите и подчеркните личные местоимения. 4) Разберите местоимений как часть речи: 1 вариант – местоимение м.р. 2 вариант – местоимение ж.р. - Самопроверка. - Самооценка | Горит, но не огонь. Светит, но не звезда. Освещает путь в темноте, но не маяк. (фонарь) Записывают слово – фонарь и подчеркивают орфограммы. Ответы Читает ученик в словаре. Яркий фонарь, потухший фонарь, ручной фонарь, уличный фонарь, посветил фонарем (записывают 2-3 сочетания).
Сказка. Повтор имён существительных Фонарь и Звезда Заменить существительные местоимениями. Заменяют существительные местоимениями. В предыдущем предложении существительное Звезда уже заменено местоимением. 1 вариант – 1 абзац. 2 вариант – 3 абзац. Находят местоимения. Разбор местоимений самостоятельно: 1 вариант – он 2 вариант – она - Самопроверка. - Самооценка | Познавательные УУД Адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль. Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества в парах; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VI. Итог урока. | - Вот мы и завершили путешествие. - На что похоже созвездие Знаний? - Перед тем, как Звездочет отправится к себе, давайте повторим: - Какая тема урока была сегодня? - Повторим алгоритм разбора местоимения как части речи. - Ребята, а Звездочет хочет проверить, хорошо ли вы знаете личные местоимения. Он приготовил вам загадки. 1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (я) 2. Какие два местоимения мешают движению? (ямы) 3. Сколько личных местоимений в слове семья?(7) 4. Первый слог – личное местоимение, второй – звуки, которые издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква) | «На пятерку» Повтор алгоритма по созвездию. Отгадывают загадки. | ||
VII. Рефлексия. (3 мин.) | Рефлексия | - А сейчас оцените свою работу на уроке. - Доскажите фразу до конца и прикрепите свою звезду на наше небо. – Я научился разбирать местоимение как часть речи … - Спасибо за работу. | Отлично (красная звезда) Хорошо (желтая звезда) Нормально (синяя звезда) | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VII. Домашнее задание. (1 мин) | На доске | Упр.300, с. 68, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема: «Разбор местоимения как части речи».
Это конспект урока "Введение нового знания". Я очень люблю проводить такие уроки, так как именно на них ученики самостоятельно выдвигают тему, цели урока, строят проект и пробуют реализовать его...
Урок по русскому языку УМК "Школа 2100" " Разбор местоимения как часть речи"
Урок по русскому языку в 3 классе....
Урок русского языка по УМК "Школа -2100" по теме "Разбор местоимения как части речи"
Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Разбор местоимения как части речи" предназначен для учителей, работающих по УМК "Школа - 2100"....
Тема урока: Разбор местоимения как часть речи.
Урок обобщения и систематизации умений. Урок составлен по учебнику русского языка Бунеевой Р.Н., Бунеева Е.В., Прониной О.В.. Русский язык, часть 2.- М. «Баласс», 2012 год...
Роль личных местоимений в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение "О себе".
Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Роль личных местоимений в речи. Рр. Обучающее сочинение "О себе"...
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...
Местоимение. Роль личных местоимений в речи.
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. Тема урока "Местоимение. Роль личных местоимений в речи."...