Местоимение. Роль личных местоимений в речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. Тема урока "Местоимение. Роль личных местоимений в речи."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 34.48 КБ |
презентация к технологической карте | 168.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение. Роль личных местоимений в речи"
Этапы урока, содержание (задания) | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу с вами урок русского языка. Посмотрите как много пришло к нам гостей. повернитесь к гостям улыбнитесь им, повернитесь друг к другу улыбнитесь, пожелайте успехов себе и своему соседу. Давайте сегодня работать дружно, активно | Приветствуют учителя, гостей настраиваются на предстоящую работу. | ЛУУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. РУУД: целеполагание |
2. Актуализация знаний. | 5 мин | - Давайте вспомним. Какой большой раздел мы начали изучать еще в первом полугодии? - Сегодня я предлагаю совершить путешествие в город "Части речи" и заглянуть в гости к одной из них. (вывешивает табличку) -Давайте подумаем какие жители в нем будут жить? (вывешиваются домики с названием ч.р.) -У какой части речи мы уже побывали в гостях? - Молодцы. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Словарная работа. -Молодцы! А теперь повторим словарные слова по теме "Имя существительное". - Возьмите из конвертика карточку розового цвета и не показывайте друг другу. Вы будете работать в парах. Давайте вспомним как нужно работать в паре. Прочитайте первое задание. (читаю я) 1. Прочитайте слова про себя. 2. Продиктуйте их друг другу. - Выполняйте. (предупредить о правилах посадки при письме) - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга и оцените работу. (смайлик) | - Части речи - Существительное, прилагательное, глагол, местоимение и др. Открывают тетради, записывают число, классная работа Берут карточки и выполняю задание Вспоминают правила работы в паре 1. Говори тихо и спокойно. 2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4. Делай замечания тактично, не груби. 5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю. Диктуют друг другу слова Проверяют и оценивают друг друга | КУУД: оформляют свою мысль в устной речи. ПУУД: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя и одноклассников, собственного опыта. |
Определение темы и задач урока. | 7 мин | Определение темы и задач урока - Договоритесь между собой и выберете одно слово из тех, что вы написали. Составьте и запишите с ним предложение. Составьте и запишите 2-е предложение про тот же предмет называя его другим словом, но не именем существительным. Закончили, положили ручки. Получилось у вас? -Что за слова вы использовали? Прочитайте что получилось. - В место какой части речи заняло в предложениях это слово. Как называются эти слова? - Значит у какой части речи мы будем гостить? Хорошо, это первая часть темы урока -Вы уже были знакомы с местоимением и 2 и 3 классах, кто скажет, что оно обозначает? - Проверьте свои высказывания на слайде. Послушайте стихотворение Тима Собакина. Слушайте внимательно от этого будет зависеть окружающая обстановка нашего домика под названием местоимение. Цветы. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин) -Какие местоимения вы услышали? Выходите и распределяйте их вокруг домика. Красиво у нас получилось? -Что хотел сказать вам автор стихотворения? - Как называются эти местоимения? - Запишем вторую часть нашей темы. Роль личных местоимений. -Какие задачи будем решать по этой теме? Вспомнить, что такое местоимение, каковы признаки личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения.) | Придумывают и записывают предложение с существительным Составляют и записывают предложение с заменой существительного Зачитывают предложения Отвечают на вопросы Слушают Отвечают, выходят к доске и распределяют местоимения вокруг домика. Высказывают мнения по поводу стихотворения Ставят задачи урока | КУУД: оформляют свою мысль в устной речи. ПУУД: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя и одноклассников, собственного опыта. |
4. Изучение нового материала. | 15 мин | - Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают на лицо или лица.) Прочитайте выписку из толкового словаря значение слова личный. Словарь Ожегова Личный ЛИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. Осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью. Личное наблюдение. Личное присутствие. Лично (нареч.) ответствен. Я лично (нареч.) проверял(т. е. я сам). • Личные местоимения в грамматике: местоимения, указывающие на лицо или предмет (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они). - Совпали ваши мнения? - А сейчас внимательно послушайте меня, я прочитаю вам небольшой текст. У меня есть дом. Дом стоит на берегу реки. У дома растет могучий дуб. Дом очень старый и имеет свою историю. -Понравился вам текст? А чем не понравился? Какими словами мы можем заменить слово дом? - Так зачем же нам нужны личные местоимения? Прочитайте правило на с. 52 - Возьмите конвертик и достаньте карточку оранжевого цвета. Постарайтесь заполнить самостоятельно таблицу. - Откройте учебник на с. 54 и проверьте. - У кого все правильно. Хорошо -Кто допустил ошибки? - Что нужно чтобы в дальнейшем вы не было ошибок? - Оцените себя. - Кто сможет рассказать по таблице о признаках личных местоимений? - Давайте поупражняемся в определении признаков местоимений выполнив упражнение 113. -Прочитайте задание. - Вам дан образец. Я думаю вы справитесь самостоятельно, а в помощь вам таблица. Проверка по эталону (в презентации) -Поднимите руки кто справился с заданием? Молодцы - У кого были ошибки? Что нужно сделать, чтобы избежать этих ошибок? - Оцените свою работу смайликом. | Высказывают мнения Читают с презентации выписку из толкового словаря Слушают Отвечают на вопросы Работают с учебником Заполняют таблицу в карточке Проверяют по эталону в учебнике Оценивают себя. Выполняют упражнение в учебнике Проверяют по эталону с доски Оценивают сами себя | ПУУД: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. РУУД: организация работы на уроке, КУУД: излагать свою точку зрения |
5. Динамическая пауза | 1 мин | - Ребята, а давайте сейчас с вами немного отдохнем, я предлагаю вам всем встать и повторять движения за мной. - Молодцы, теперь садитесь на свои места. | Внимательно слушают и выполняют все предложенные учителем упражнения | РУУД: принимают инструкцию педагога и четко ей следуют |
6. Закрепление изученного материала | 8 мин | - Ребята, сейчас мы посмотрим где могут употребляться личные местоимения. - Предлагаю поработать в группах. - Вспомним правила работы в группах Вы –команда! Будьте активны! Слушайте друг друга! Спорьте честно, искренне! Сделайте работу интересной! Возьмите из конверта карточку желтого цвета. У всех на карточках одни и те же загадки с пропусками. 1группа Ищет загадки где вместо точек встанет местоимение он 2группа - оно 3группа - она 4группа - они 5 группа - я 6 группа - мы - Назовите признаки данного местоимения. 1. Утром- так заведено- Разомкнешь ресницы, И к тебе идет оно Розовой жар-птицей. (Солнце) 2. По реке плывет бревно Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит…(крокодил) 3. Она везде летает, Жужжит, надоедает. (Муха.) 4. Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. (ива) 5. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. (фонарь.) 6. Там где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдет он, станет гладко, Будет ровная площадка. (бульдозер) 7. Есть они у детворы, Лихо мчат меня с горы! И Егорку, и Оксанку По дорожке катят … (Сани) 8. И в море не купаются, И нет на них щетинки, И все же называются Они морские… (свинки.) 9.Если дождик, мы не тужим — 10. Если мы отпустим руки, 11. Хотя я сахарной зовусь, 12. Я и дом украшаю, - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. -А теперь вернемся к учебнику и выполним упражнение 111. - Прочитайте предложения. - На кого или на что указывает местоимение? - Прочитайте следующее предложение. - К кому обращаются в этом предложении? (товарищ) - А почему к нему обращаются на вы, а мы знаем, что это местоимение мн.ч.? 1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. 2. Местоимения ты и вы неуместно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд) 3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд ) «Будьте добры…» «Будьте любезны…» «Скажите, пожалуйста..» - Закончим упражнение. - Запишите последнее предложение, подчеркните главные члены. - Какой частью речи выражено подлежащее? | Распределяются на группы и работают по заданию учителя Главный в группе загадывает загадки другим группам и называет признаки данного местоимения. Работают по учебнику. Читают предложения и отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетради последнее предложение и разбирают по составу | ПУУД: осуществлять поиск недостающей информации РУУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие. ЛУУД: выражать положительное отношение к процессу познания |
6. Подведение итогов | 1 мин | - Что мы сегодня узнали о местоимении? (личные местоимения) - Подумайте, чему вы сегодня научились? (определять число, лицо и род у 3-е лица ед.ч.) - Какую функцию выполняют местоимения в речи? (заменяют существительные) | Внимательно слушают и подводят итоги урока: - личные местоимения - определять у личных местоимения, число, лицо и род у 3-е лица ед.ч | КУУД (уметь оформлять мысли в устной форме) РУУД: (осуществлять итоговый контроль оценивать результаты своей деятельности) ЛУУД: анализ собственной деятельности на уроке |
7.Рефлексия | 1 мин | - Выберите для себя начало любого предложения и закончите: (начало фраз вывесить на доску) «Сегодня на уроке Мне было интересно…… Я научился… Мне было легко… Я теперь знаю… Мне было неинтересно… Мне было трудно… | Оценивают свою работу на уроке, заканчивают предложенные фразы | РУУД: умение дать словесную оценку |
8. Домашнее задание | 1 мин | - А теперь давайте запишем домашнее задание. Вам нужно в учебнике на странице 55 упражнение 117. - Всем спасибо за отличную работу, урок окончен. | Внимательно слушают и записывают домашнее задание | ЛУУД: умение выполнять домашнее задание КУУД: умение слушать и слышать других |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила работы в паре. 1. Говори тихо и спокойно. 2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4. Делай замечания тактично, не груби. 5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Словарь Ожегова Личный Л И ЧНЫЙ, ая , ое ; чен , чна . 1. Осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью. Личное наблюдение. Личное присутствие. Лично (нареч.) ответствен. Я лично (нареч.) проверял (т. е. я сам). • Личные местоимения в грамматике: местоимения, указывающие на лицо или предмет ( я, ты, он, она, оно, мы, вы, они ).
Самопроверка ВЫ (2-е л., мн. ч.) МЫ (1-е л., мн. ч.) ТЫ (2-е л., ед. ч.)
Свою речь к незнакомым людям начинайте так: «Будьте добры…» «Будьте любезны…» «Скажите, пожалуйста..»
Домашнее задание С траница 55 упражнение 117.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"
Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...
Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»
Этот урок был дан на городском семинаре. Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС....
Урок по русскому языку "Личные местоимения. Роль местоимений в речи"
Личные местоимения. Роль местоимений в речи. Урок изучения новых знаний и первичного закрепления....
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...
Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи
Роль личных местоимений в речи...
Урок русского языка, 4 класс. Тема: "Личные местоимения. Роль местоимений в речи".
Конспект урока по теме....
Русский язык. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.
Цели деятельности учителя: Формирование понимания о личных местоимения как часть речи. Формирование умений изменять местоимения по родам.Планируемы результаты:Знать правило о личных местоименияхЗнать ...