Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
26.02.2018.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 26.02.18 Школа: ЧПК№1 Класс: 4-3 Урок: 2 Программа УМК: Школа России. Кабинет: 2 | Учитель: Меркушкина Л.А Студентка: Севостьянова И. 41 группы |
КОСПЕКТ РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»
Цель деятельности учителя: познакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.
Планируемые результаты:
Предметные:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; - упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
Личностные:
- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
- воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник 4 класс «Школа России», компьютер, проектор, доска.
Этапы урока Методы и приёмы | Хроно -метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Мотивация на положительный эффект урока Словесный метод: приветствие учителя | 1 мин. | Создание эмоционального настроения | -приветствовать учителя -осмысливать своё настроение - настраиваться на положительный урок | Л.: - воспринимать речь учителя, непосредственно обращённую к учащимся -смыслоопреде-ление, смыслообразо-вание К: умение устанавливать рабочие отношения Р: волевая саморегуляция |
II. Актуализация знаний и мотивация Группировка Словесный метод: объяснение задания | 3 мин. | - Ребята, откройте ваши рабочие тетради и запишите число, классная работа. - Выполнили? Хорошо. -Я прочитаю вам стихотворение: Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. От слов начала откусили Из книжки в норку утащили. - Ребята посмотрите на слайд. Как вы думаете, что нужно сделать? (Вставить пропущенные буквы) Сапоги, ботинки, костюм, платок, богатство, сейчас, салют, ракета, кастрюля, тарелка, семена, вагон, космос, километр. — На какие две группы можно разделить слова-отгадки? (Слова с безударными гласными и с парными согласными в корней) — Подберите проверочные слова. | - запись числа и классной работы в рабочих тетрадях -выполнять задание -группировать по типу орфограмм | П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно К:- общение и взаимодействие |
III. Постановка учебной задачи определение темы урока объяснение темы урока беседа подводить общий вывод | 3 мин. | - Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. Тема урока Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ. - Посмотрите на слайд и скажите, какого числа бывают личные местоимения? - Назовите местоимения единственного числа? Множественного? - Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица. - Давайте определим как местоимение определяется по лицам. - Кто может сказать о себе я? (Тот кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я первого лица) - я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты второго лица) -А тот человек который не участвует в разговоре, он третье лицо. --Это местоимение он она оно. -Попробуйте распределить местоимение во множественном числе по лицам. Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? (Мы) -При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы. -Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они. Работа с таблицей. -Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц. я, мы местоимение 1 лица ты, вы - 2 лица он, она, оно, они 3 лицо. Запомните и соблюдайте правила вежливости. 1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. 2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». 3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: «Будьте добры…» «Будьте любезны…» «Скажите, пожалуйста..» | - понимать тему урока -слушать -анализировать полученную информацию -отвечать на вопросы по поставленной теме урока -осмыслять информацию вынесенную в таблицу -слушать | П.: - устанавливать причинно-следственные связи; П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно |
IV. Открытие нового знания организация устной работы по учебнику Словесный метод: объяснение задания | 3 мин. | Упр. 108 (с. 52). (Устная работа по вопросам и заданиям учебника.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Назовите личные местоимения. — Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его.) Упр. 109 (с. 52). — Прочитайте. — Запишите личные местоимения. — Найдите в толковом словаре значение слова личный. — Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают налицо или лица.) — Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы.) — Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы.) — Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они.) | -устно выполнять упражнение из учебника -каллиграфически выполнять упражнение -отвечать на вопросы | К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности |
Динамическая пауза | 2 мин. | Видеофрагмент | -повторять упражнения | |
V. Первичное закрепление во внешней речи организация работы с учебником беседа работа с загадками | 7 мин. |
Упр. 110 (с. 53). — Прочитайте первое предложение. — Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он - сом.) — Прочитайте второе предложение. — Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она —ящерица.) — С какой целью в загадках используют местоимения? — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Два ученика выполняют на доске звуко-буквенный разбор слов.) 2. Работа над загадками — Выпишите местоимения, рядом запишите слова, которые они заменяют. Утром — Так заведено — Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт оно Розовой жар-птицей. (Оно — солнце.) А стемнеет - он придёт: Тоненький, смущённый, — Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. (Он — месяц.) Грациозна, и умна, И хитра немножко, Для мышей она грозна. Кто же это? (Она — кошка.) | -работать с учебником -отвечать на вопросы -разгадывать загадки -записывать местоимения в тетрадь | П.: - строить суждения в форме связи простых суждений об объекте Л.: - проявлять учебно-познавательный процесс к новому материалу |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: организация самостоятельной работы с проверкой по эталону | 7 мин. | - Давайте проверим, как вы усвоили материал с помощью теста. 1. Тест а) это слово; б) часть речи; в) член предложения. 2. Местоимение: а) обозначает предмет; б) признак предмета; в) указывает на предмет. 3. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных; б) глаголов; в) нельзя задать вопрос. 4. Местоимение бывает: а) единственного и множественного числа; б) только единственного числа; в) только множественного числа; 5. По родам изменяются местоимения: а) 1 лица единственного числа; б) 2 лица единственного числа; в) 3 лица единственного числа. | -выполнять самостоятельную работу -отвечать на вопросы теста -проверять по эталону | П.: - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логической цепи рассуждения |
VII. Рефлексия деятельности | 2 мин. | - Ребята, какова была тема нашего урока? - Мы выполнили поставленные цели? -Что мы делали на этом уроке? - Какое задание вам понравилось больше всего? -Почему? -Запишите домашнее задание: с. 55, упр. 116 Спасибо, до свидания. | -подводить итог урока -анализировать урок - записывать домашнее задание | Р.: - уметь адекватно воспринимать оценки и отметки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе "Роль личных местоимений в предложении"
Конспект урока русского языка в 3 классе "Роль личных местоимений в предложении".Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: добиться усвоения учащимися знаний ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"
Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...
Конспект урока Русский язык. 4 класс. Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.
Русский язык. 4 класс.Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о личных местоимениях; уточнить знания о синт...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе"Роль личных местоимений в речи". (28.02.2018)
Конспект и презентация к открытому уроку. 4 класс. Программа "Школа России"...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа".
Презентация к уроку "Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа". На уроке ведётся подготовка к выполнению заданий ВПР....