Рабочая программа "Русский язык с увлечением" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Данный курс формирует у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, развивает интеллектуальные и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass_russkiy_yazyk_s_uvlecheniem.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»

3 класс

                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Пояснительная записка к курсу 

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, специфическими особенностями учебной мотивации. Курс «Русский язык с увлечением» позволяет формировать позитивное отношение обучающихся  к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения.

Курс «Русский язык с увлечением» составлен для обучающихся 3 классов. На проведение занятий отводится 34 часа 1 час в неделю.

Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:

  • способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
  • расширять лингвистический кругозор школьников;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности‚ связи теории с практикой, сознательности и активности наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.

Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться полученные обучающимися на уроках русского языка знания, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках;

3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждою ученика;

4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, & также необычностью формы преподнесения языкового материала.

Методы и формы организации занятий

Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».

Основные формы занятий

Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.

Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задания на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится в форме занимательных рифмовок.

Каждый вид заданий направлен на формирование определённых универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей.

Ожидаемые результаты от обучающихся: 

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
  • умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

Использование на занятиях и дома (при подготовке домашних заданий) электронных образовательных ресурсов позволит:

  • повысить качество обучения;
  • активизировать у школьников интерес к изучению русского языка;
  • повысить мотивацию, стремление к сотрудничеству.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)

Фонетика и орфоэпия 

Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые - мягкие, парные - непарные, звонкие - глухие.

Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными. Совершенствование навыка клавиатурного письма.

Лексика

Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах‚ синонимах‚ фразеологизмах, расширение словаря обучающихся. Работа со словарями, учебной и справочной литературой.

Состав слова (морфемика)

Родственные (однокоренные слова). Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок.

Морфология

Части речи.

Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных.

Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных, служебных слов.

Синтаксис

Различение предложений по цепи высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые, нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении. Предложения с  однородными членами с союзами и, а, но и без союзов. Простые и сложные предложения. Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений.

Орфография

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные в корне слова (ознакомление);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;
  • разделительные ъ и ь;
  • ь после шипящих на конце имён существительных;
  •  не с глаголами;
  • раздельное написание предлогов с другими словами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых  предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут формироваться:

- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради;

- ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- представление о своей этнической принадлежности.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-  проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению;

- открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты 

К концу третьего класса обучающийся должен  знать / понимать:

  • повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
  •  части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;
  • корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
  •  имена собственные;
  • парные согласные на конце слова, правила их правописания;

уметь:

  • находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён существительных; род, число имён прилагательных; род, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина падеж);
  •  писать раздельно предлоги со словами;
  • подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
  • находить в словах орфограммы на изученные правила;
  • различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
  • обозначать парные согласные на конце слов;
  • различать слова с разделительными ь и ъ;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё; ю, я, ь;
  • приводить примеры слов с нужными орфограммами.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Части слова. Корень. Орфограммы в корне слова (10 часов)

1

Части слова. Корень.

1

2 - 3

Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова.

2

4

Чередование согласных букв в корне.

1

5 – 6

Безударные гласные в корне.

2

7

Сложные слова и их правописание.

1

8 – 9

Непроизносимые согласные буквы в корне слова.

2

10

Удвоенные согласные буквы в корне слова.

1

Части слова. Приставка. Правописание приставок (6 часов)

11

Части слова. Приставка.

1

12 – 13

Безударные гласные буквы в приставках.

2

14

Удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня.

1

15 – 16

Разделительные Ъ и Ь знаки.

2

Части слова. Суффикс. Окончание и основа (3 часа)

17

Части слова. Окончание и основа.

1

18 – 19

Суффикс. Разбор слов по составу.

2

Части речи. Имя существительное (3 часа)

20

Имя существительное как часть речи: одушевленные и неодушевленные существительные.

1

21

Имя существительное как часть речи: род имен существительных.

1

22

Имя существительное как часть речи: число имен существительных, словообразование имен существительных.

1

Части речи. Местоимение (3 часа)

23 – 25

Местоимение как часть речи:

3

Часть речи. Имя прилагательное (3 часа)

26

Имя прилагательное как часть речи.

1

27

Имя прилагательное как часть речи. Род и число имен прилагательных.

1

28

Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Разбор прилагательных по составу.

1

Части речи. Глагол (3 часа)

29

Глагол как часть речи.

1

30

Глагол как часть речи: время глагола, неопределенная форма глагола.

1

31

Правописание частицы НЕ с глаголами. Неопределенная форма глагола.

1

Предложение. Виды предложений (3 часа)

32

Предложения: виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений.

1

33 - 34

Виды предложений: простые и сложные предложения. Главные и второстепенные члены предложения

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в 3 классе.« Forward» Английский язык 3 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд.

Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по английскому языку в 4 классе. « Forward» Английский язык 4 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд

Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по английскому языку для 4 класса . УМК «Английский язык», 4 класс, С.Г Тер-Минасова

Рабочая программа по английскому языку для 4 класса Срок реализации программы: 1 годУМК «Английский язык», 4 класс,авторов С.Г Тер-Минасовой, Л.М.Узуновой, Е.И.Сухиной,Москва Ак...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...

Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК «Английский язык. Brilliant» Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж. для 3 класса общеобразовательных учреждений

Программа учитывает и объединяет в своем содержании и структуре опыт, накопленный российским образованием и новейшие достижения в области филологии, педагогики, психологии и методики препо...