УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный урок направлен на формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола. Использован проблемно- поисковый метод. Учащиеся учатся самостоятельно получать знания. Предлагаемые детям упражнения развивают мыслительные операции, устную и письменную речь, интерес к предмету. На основе решения проблемной ситуации через исследовательскую деятельность, учащиеся самостоятельно приходят к выводу: о согласовании существительного и глагола в числе и невозможности определения формы числа у глаголов неопределенной формы. Содержание урока способствует созданию ситуации успеха за счет доступности заданий и учета возможностей каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
ПО ЧИСЛАМ».
Цель: создание условий для усвоения способа определения формы числа глаголов через
алгоритмизацию деятельности учащихся
Задачи: - формирование понятий об особенностях формы числа глагола( у глаголов,
стоящих в неопределённой форме, форму числа определить невозможно),
о согласовании существительного и глагола в числе;
- формирование умений изменять глаголы по числам; определять число глагола;
- активизация мыслительной и творческой деятельности;
- развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать;
- развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку
деятельности
Оборудование: модель глагола- «человечек», схема «Изменение глагола по числам», панно- «Одуванчик», набор карточек для самостоятельной работы, панно из цветных кружков для физкультминутки, кружки-жетоны, для учета активности детей во время работы.
Ход урока.
Организационный момент.
-Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок. Размяли немного пальчики и приступили к работе. Каллиграфическая разминка.
а) - Запишите звенья разорванной цепочки, расположив их красиво на строчке. При написании каждого звена движение руки старайтесь не прерывать.
лллл оооо гггг аааа лллл гггг
- А теперь возьмите по одной букве от каждого звена и составьте новое звено: л о г а л г
- Попытайтесь это произнести. А кто был внимательным и увидел в нем секрет? Раскройте нам, пожалуйста, тайну записи. (ГЛАГОЛ)
-Запишите новое звено. Продолжите чередование на строчке так, чтобы было всего четыре звена.
б) А теперь познакомьтесь поближе с тем, чей секрет мы раскрыли, но не до
конца:
«На урок к нам сегодня пришло Удивительное существо Лишь к предмету оно подойдет- Быстро в действие его приведет».
- Что это за существо?
( Выставляется человечек - модель глагола.)
Это : странный человечек - глагол будет сопровождать нас на уроке.
Повторение знаний о глаголе. а) Устная работа.
( Выставляется панно одуванчика)
- Что это за предмет, к которому подошел наш гость?
- Какие действия он может выполнять?
- Как мы называем эти слова?
б ) Словарно-орфографическая работа.
- Объясните орфограммы и запишите предложение Одуванчик растет, (об)л...тает, цв...тет, (за)сыхает, ж...лтеет, б...леет. в) Устная работа. (После записи предложения в тетрадях.)
- Почему мы поставили запятые?
- Назовите главные члены предложения.
- Какой частью речи выражены сказуемые?
- Что мы уже знаем о глаголе?
- Назовите в предложении глаголы, обозначающие: действие, состояние, изменение признака
предмета.
- Какие ещё части речи вы знаете?
- Какая часть речи в нашем предложении явилась подлежащим?
- А какую мы не использовали?
- Устно распространите наше предложение, используя прилагательные.
- А сейчас, обратимся к известным частям речи и проведем некоторые исследования.
( Схема на магнитной доске.)
Введение новых знаний.
1.Создание проблемной ситуации.
- Выбери, на свой взгляд, верное утверждение для каждой части речи, опираясь на имеющиеся уже знания.
СУЩ. ПРИЛ. ГЛАГ.
ИЗМЕНЯЮТСЯ:
а) по числам;
б) по числам и падежам;
в) по числам, родам и падежам
2. Подводящий диалог.
- Что для вас было не удивительным?
- Почему? - А что мы еще не изучали?
- Какое изменение присутствует во всех утверждениях?
- Так на какой же вопрос нам надо найти ответ?
Открытие субъективно- нового знания.
а) - И вновь с нами наш странный гость .
- Послушайте его песенку о самом себе:
«Глаголу нравится читать,
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь!»
- А теперь задание.
- Назовите последний глагол в песенке.
- На какой вопрос он отвечает?
- Как мы называем такие глаголы? (выставляются вопросы)
- - Образуйте от него другие глаголы, которые отвечают на вопросы : что делает? что делают?
б) -А' б)- А теперь попытаемся дополнить ими предложения:
Девочка……………….. .
Девочки......................... .
Девочка желает………. .
Девочки желают……… .
- - На действие скольких предметов указывает глагол в 1 предложении?
- - На какой вопрос он отвечает?
- - Значит глагол в этом предложении стоит в форме какого числа?
- - Рассмотрим второе предложение.
- - На действие скольких предметов указывает глагол во 2 предложении?
- - На какой вопрос он отвечает?
- - Что здесь можно сказать о форме числа этого глагола?
- - Какие же изменения происходят у глаголов, когда меняется число? Назовите их окончания.
- Так, как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?
- Значит, можно сделать вывод: о согласовании существительного и глагола в числе.
- А теперь проанализируем два последних предложения, где мы употребили глагол «петь» в н.ф.
- На какой вопрос он отвечает?
- Можно ли по глаголу « петь» определить его число?
- Потому-то он и неопределенная форма, что число по нему определить нельзя.
- Что же нового для себя вы открыли о глаголе?
- Ребята, ответили мы на вопрос «Как изменяются глаголы?»
- Это и есть тема урока.
( открывается схема- изменение глагола по числам «Планета Глагол»)
Мн.ч.
глагол
Ед.ч. .
Реализация продукта.
а) Практическая работа. (Задание на доске.)
- А теперь постараемся наши знания применить на практике. Выполним задания, которые нам предлагает наш гость.
- Найдите «лишнее» слово, обоснуйте ответ.
Пашут, торчат, ловят, делает. Стучит, спешит, отвечают, скучает.
- Выпишите столбиком лишние слова, укажите форму числа, напишите через черточку новый глагол, изменив форму числа. ( Письмо с комментированием.)
- А из этой группы слов выпишите в строчку те слова, у которых форму числа определить нельзя. Ответ обоснуйте.
Зеленеть, подбирает, управлять, раскрывают, бежать.
Минутка движения
« А сейчас, минутка движения.
Выполним ее без промедления.
Пара каждая гуляет.
И задание выбирает».
( Дети выбирают карточки с заданием, гуляя по классу.) (Приложение)
б)Самостоятельная работа в парах.
( Под девизом «Пишут не рукой, а умом».) в)Проверка самостоятельной работы. Минутка отдыха для глаз.
(Панно из цветных кружков - цвета весны: красный, желтый, синий, зеленый.)
г) Устная работа с опорой на панно.
- Образуйте прилагательные с опорой на цвет кружков, а от них родственные глаголы в неопределенной форме, затем измените глаголы, поставив их сначала в форму ед.ч., а потом в форму мн.ч.
Минутка юмора.( Сценка.) Итог урока.
( Два ученика у доски)
- Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Помощи хочешь?
- Хочу!
- Какие глаголы вы услышали?
- А теперь изменим наш диалог.
(Два ученика обращаются ко всему классу.)
- Яму копали?
- Копали.
- В яму упали?
- Упали.
- В яме сидите?
- Сидим.
- Помощи хотите?
- Хотим.
- Какую работу мы проделали с глаголами?
( Превращение « глагола- человечка» из ед.ч. во мн.ч.) Задание на дом.
а) Упр. 20, стр. 138
- Совершите дома волшебное превращение глагола.
б) - Попробуйте придумать свое стихотворение по теме сегодняшнего урока.
- Послушайте мой образец:
Всем глаголам существительное
Право дало-
Менять форму числа:
На много или одно.
Только у глаголов неопределенной формы-
Беда!
Не знают они числа.
Рефлексия.
Раздача жетонов учителем детям; передача жетонов детьми самым активным учащимся по их мнению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....
Урок по русскому языку 3 класс по теме "Изменение глаголов по числам" по УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока с презентацией и самоанализом урока от учителя....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Изменение глагола по числам"
Тема урока: Изменение глагола по числам.Цель: формировать умение изменять глаголы по числам.Задачи: - образовательные: ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием су...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов по числам"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ( "Перспектива") по теме "Изменение глаголов по числам" с использованием сингапурских структур...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов по числам"
Цель: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Изменение глаголов по лицам и числам"
урок русского языка...
Урок русского языка в 3 классе. Тема " Изменение глаголов по числам" УМК "Перспектива"
Цели: Актуализировать умение определять главные члены предложения.Научить:— определять число глагола и обосновывать своё мнение;— определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение...