УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Данный урок направлен на формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола. Использован проблемно- поисковый метод. Учащиеся учатся самостоятельно получать знания. Предлагаемые детям упражнения развивают мыслительные операции, устную и письменную речь, интерес к предмету. На основе решения проблемной ситуации через исследовательскую деятельность, учащиеся самостоятельно приходят к выводу: о согласовании существительного и глагола в числе и невозможности определения формы числа у глаголов неопределенной формы. Содержание  урока способствует созданию ситуации успеха за счет доступности заданий и учета возможностей каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ  

ПО ЧИСЛАМ».

Цель:        создание условий для усвоения способа определения формы числа глаголов через

                   алгоритмизацию деятельности учащихся

Задачи:  - формирование понятий об особенностях формы числа глагола( у глаголов,

                   стоящих в неопределённой форме, форму числа определить невозможно),    

                   о согласовании существительного и глагола в числе;

                 - формирование умений изменять глаголы по числам; определять число глагола;

                 - активизация мыслительной и творческой деятельности;

                 - развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать;

                 - развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку

                   деятельности

Оборудование: модель глагола- «человечек», схема «Изменение глагола по числам», панно- «Одуванчик», набор карточек для самостоятельной работы, панно из цветных кружков для физкультминутки, кружки-жетоны, для учета активности детей во время работы.

Ход урока.

Организационный момент.

-Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок. Размяли немного пальчики и приступили к работе.                                                                                                                                   Каллиграфическая разминка.

а)        - Запишите звенья разорванной цепочки, расположив их красиво на строчке. При написании каждого звена движение руки старайтесь не прерывать.

лллл оооо гггг аааа лллл гггг

  • А теперь возьмите по одной букве от каждого звена и составьте новое звено: л о г а л г
  • Попытайтесь это произнести. А кто был внимательным и увидел в нем секрет? Раскройте нам, пожалуйста, тайну записи.  (ГЛАГОЛ)

-Запишите новое звено. Продолжите чередование на строчке так, чтобы было всего четыре звена.

б)        А теперь познакомьтесь поближе с тем, чей секрет мы раскрыли, но не до

конца:

«На урок к нам сегодня пришло   Удивительное существо                                           Лишь к предмету оно подойдет-                                        Быстро в действие его приведет».

  • Что это за существо?

( Выставляется человечек - модель глагола.)

Это : странный человечек - глагол будет сопровождать нас на уроке.

Повторение знаний о глаголе.                                                                                                                          а) Устная работа.

( Выставляется панно одуванчика)

  • Что это за предмет, к которому подошел наш гость?
  • Какие действия он может выполнять?
  • Как мы называем эти слова?

б ) Словарно-орфографическая работа.

- Объясните орфограммы и запишите предложение                                                                            Одуванчик растет, (об)л...тает, цв...тет, (за)сыхает, ж...лтеет, б...леет.                                           в) Устная работа. (После записи предложения в тетрадях.)

  • Почему мы поставили запятые?
  • Назовите главные члены предложения.
  • Какой частью речи выражены сказуемые?                              
  •  Что мы уже знаем о глаголе?
  • Назовите в предложении глаголы, обозначающие: действие, состояние, изменение признака        

   предмета.

-  Какие ещё части речи вы знаете?

-  Какая часть речи в нашем предложении явилась подлежащим?

-  А какую мы не использовали?

-  Устно распространите наше предложение, используя прилагательные.

  • А сейчас, обратимся к известным частям речи и проведем некоторые исследования.

( Схема на магнитной доске.)

Введение новых знаний.

1.Создание проблемной ситуации.

  • Выбери, на свой взгляд, верное утверждение для каждой части речи, опираясь на имеющиеся уже знания.

СУЩ.        ПРИЛ.        ГЛАГ.

    ИЗМЕНЯЮТСЯ:

а)        по числам;

б)        по числам и падежам;

в)        по числам, родам и падежам  

                                                                                                         

2. Подводящий диалог.

  • Что для вас было не удивительным?
  • Почему?                                                                                                                                           - А что мы еще не изучали?
  • Какое изменение присутствует во всех утверждениях?
  • Так на какой же вопрос нам надо найти ответ?

Открытие субъективно- нового знания.

а) - И вновь с нами наш странный гость .

   -  Послушайте его песенку о самом себе:

 «Глаголу нравится читать,

  Шуметь, бурлить, кипеть,

  Играть, работать и мечтать,

  Шить, жить, свистеть и петь!»

  • А теперь задание.

-  Назовите  последний глагол в песенке.

  • На какой вопрос он отвечает?
  • Как мы называем такие глаголы? (выставляются вопросы)
  • - Образуйте от него другие глаголы, которые отвечают на вопросы : что делает? что делают?

б) -А'           б)- А теперь попытаемся дополнить ими предложения:

                  Девочка……………….. .

                  Девочки......................... .

                  Девочка желает………. .

                  Девочки желают……… .

  • - На действие скольких предметов указывает глагол в 1 предложении?
  • - На какой вопрос он отвечает?
  • - Значит глагол в этом предложении стоит в форме какого числа?
  • - Рассмотрим второе предложение.
  • - На действие скольких предметов указывает глагол во 2 предложении?
  • - На какой вопрос он отвечает?
  • - Что здесь можно сказать о форме числа этого глагола?
  • - Какие же изменения происходят у глаголов, когда меняется число? Назовите их окончания.
  • Так, как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?
  • Значит, можно сделать вывод: о согласовании существительного и глагола в числе.

-  А теперь проанализируем два последних предложения, где мы употребили глагол «петь» в н.ф.

  • На какой вопрос он отвечает?
  • Можно ли по глаголу « петь» определить его число?
  • Потому-то он и неопределенная форма, что число по нему определить нельзя.
  • Что же нового для себя вы открыли о глаголе?
  • Ребята, ответили мы на вопрос «Как изменяются глаголы?»
  • Это и есть тема урока.

( открывается схема- изменение глагола по числам «Планета Глагол»)

        Мн.ч.

                                                            глагол                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                     Ед.ч.                .                                                                                                                                                                                                

Реализация продукта.

а) Практическая работа. (Задание на доске.)

  • А теперь постараемся наши знания применить на практике. Выполним задания, которые нам предлагает наш гость.
  • Найдите «лишнее» слово, обоснуйте ответ.

Пашут, торчат, ловят, делает. Стучит, спешит, отвечают, скучает.

  • Выпишите столбиком лишние слова, укажите форму числа, напишите через черточку новый глагол, изменив форму числа. ( Письмо с комментированием.)
  • А из этой группы слов выпишите в строчку те слова, у которых форму числа определить нельзя. Ответ обоснуйте.

Зеленеть, подбирает, управлять, раскрывают, бежать.

Минутка движения

« А сейчас, минутка движения.

Выполним ее без промедления.

Пара каждая гуляет.

 И задание выбирает».

( Дети выбирают карточки с заданием, гуляя по классу.) (Приложение)

б)Самостоятельная работа в парах.

( Под девизом «Пишут не рукой, а умом».)                                                                                            в)Проверка самостоятельной работы.                                                                                                   Минутка отдыха для глаз.

(Панно из цветных кружков - цвета весны: красный, желтый, синий, зеленый.)

г)        Устная работа с опорой на панно.

  •  Образуйте прилагательные с опорой на цвет кружков, а от них родственные глаголы в неопределенной форме, затем измените глаголы, поставив их сначала в форму ед.ч., а потом в форму мн.ч.

Минутка юмора.( Сценка.) Итог урока.

( Два ученика у доски)

  • Яму копал?
  • Копал.
  • В яму упал?
  • Упал.
  • В яме сидишь?
  • Сижу.
  • Помощи хочешь?
  • Хочу!

  • Какие глаголы вы услышали?
  • А теперь изменим наш диалог.

(Два ученика обращаются ко всему классу.)

  • Яму копали?
  • Копали.
  • В яму упали?
  • Упали.
  • В яме сидите?
  • Сидим.
  • Помощи хотите?
  • Хотим.

  - Какую работу мы проделали с глаголами?

( Превращение « глагола- человечка» из ед.ч. во мн.ч.)                                                                         Задание на дом.

а)        Упр. 20, стр. 138

         - Совершите дома волшебное превращение глагола.

б)        - Попробуйте придумать свое стихотворение по теме сегодняшнего урока.

          - Послушайте мой образец:

 Всем глаголам существительное

 Право дало-

 Менять форму числа:

 На много или одно.

 Только у глаголов неопределенной формы-

 Беда!

 Не знают они числа.

  Рефлексия.

Раздача жетонов учителем детям; передача жетонов детьми самым активным учащимся по их мнению.

                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Изменение глагола по числам"

Тема урока: Изменение глагола по числам.Цель:  формировать умение изменять глаголы по числам.Задачи: - образовательные: ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием су...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов по числам"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ( "Перспектива") по теме "Изменение глаголов по числам" с использованием сингапурских структур...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов по числам"

Цель:  формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам...

Урок русского языка в 3 классе. Тема " Изменение глаголов по числам" УМК "Перспектива"

Цели:  Актуализировать умение определять главные члены предложения.Научить:— определять число глагола и обосновывать своё мнение;— определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение...