Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Изменение глагола по числам"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Тема урока: Изменение глагола по числам.

Цель:  формировать умение изменять глаголы по числам.

Задачи: - образовательные: ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе, научить изменять глаголы по числам, отрабатывать правописание словарных слов, составлять правильно и логично предложения;

 - развивающие: развивать орфографическую зоркость, грамотную и логичную речь, мышление, память, внимание;

- воспитательные: воспитывать любовь к Родине, аккуратность при письме,  умение доводить работу до конца, слушать учителя.

 

План работы:

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания
  1. Словарная работа
  2. Объяснение нового материала
  3. Закрепление
  4. Итог урока
  5. Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_glagola_po_chislam.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изменение глагола по числам.

Цель:  формировать умение изменять глаголы по числам.

Задачи: - образовательные: ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе, научить изменять глаголы по числам, отрабатывать правописание словарных слов, составлять правильно и логично предложения;

 - развивающие: развивать орфографическую зоркость, грамотную и логичную речь, мышление, память, внимание;

- воспитательные: воспитывать любовь к Родине, аккуратность при письме,  умение доводить работу до конца, слушать учителя.

План работы:

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания

  1. Словарная работа
  2. Объяснение нового материала
  3. Закрепление
  4. Итог урока
  5. Домашнее задание


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент








Минутка чистописания



Словарная работа



















Физ.минутка



Сообщение темы и целей урока

























Изучение нового














































Физ.минутка







Работа по теме урока.















Закрепление изученного







































Итог урока






Домашнее задание.

(Слайд 1)

Всем ребятам дан звонок.

Он собрал нас на урок.

Встанем, подравняемся,

С трудностями справимся!

- Проверьте все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник, пенал.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Сейчас мы вспомним, как правильно писать заглавную и строчную букву м

и пропишем соединения

мо, ма, ме, мя, му, мн, мл, ми

(Слайд 2) Словарь: н…род, праз…ник, ч…тверг, ру…кий, здра…ствуй, М…сква.

- Почему слово «Москва» пишется с заглавной буквы?

(Слайд 4)

-Это не просто название города, но и столица нашей Родины - России. Мы должны ее любить и уважать, ценить и заботиться о достопримечательностях нашего города.

- Составьте предложение со словом Москва.

(свой пример: С каждым годом Москва растет и преображается)

- Выделите в предложении грамматическую основу, найдите орфограммы.

- Найдите на ленте букв буква а, я, э, е, щ,  б, п. Посмотрите на левое крыло доски, теперь на правое.

- Посмотрите на экран, записаны слова: плывет, читают, звенит, играют.

- Что объединяет эти слова?(Слайд 5)


- Что такое глагол?







- Что вы уже знаете о глаголе?





- Разделите эти слова на 2 группы


- По какому принципу разделили?

(Слайд 6)






- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?

-Запишите название темы в тетрадь

Цель нашего урока: сделать несколько открытий, связанных с темой урока (Слайд 7)

(На слайде 8 изображение: первая картинка- один самолет, вторая картинка – два самолета)

- Посмотрите на экран. Рассмотрите изображения. Чем они похожи, чем отличаются?



- Какое действие происходит на 1 рисунке?

- Какое действие происходит на втором рисунке?

Составьте нераспространенные предложения.

- Назовите глаголы в предложениях. Сравните их.

- Что изменилось в записи глаголов?

- Почему?









- Какое открытие мы сделали?

- Что обозначает глагол  в единственном числе?


- Что обозначает глагол  во множественном числе?

- Значит, как может изменяться глагол?

- Что изменяется в глаголе при изменении его по числам?

- Давайте проверим наш вывод по учебнику: с.4

- О каком открытии не сказано в учебнике?

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!


Продолжаем урок. Посмотрите, мы уже с вами сделали несколько открытий, прочитали правило в учебнике, теперь пришло время нам потренироваться в определении числа глагола.

Упражнение в распознавании числа глагола.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Выделите окончания, укажите число.

1-е предложение как образец:

Тропинка (что делает?) ведет в лес.

Лебеди (что делают?)………в теплые края.

(Что делает?)………….ночь.

(Что делают?) ………...снега.

Проверка. Слайд 10

- Сейчас мы сделаем еще одно открытие:

- На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?

- на какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе?

Применим наши открытия!

Упражнение 550 (устно).

-Прочитайте текст. Докажите, что это текст.


Прочитайте задание к этому тексту.

Если изменится число существительного, изменится ли число глагола и прилагательного, связанных с этим существительным по смыслу?













- Давайте прочитаем как изменится текст, если мы изменим число существительного.

- Сейчас мы разобрали это упражнение устно, а дома вы сделаете его письменно и озаглавите.

Далее раздается тест для проверки усвоения новой темы учащимися. (Приложение 1)

- Какую тему изучали?

-Какие открытия сделали?

- Кому урок понравился?

- Кто доволен своей работой?

- Молодцы, вы активно работали на уроке! Спасибо!

Упражнение 550 (озаглавить текст).

Приветствуют учителя.




Проверяют готовность к уроку.


Записывают.



Прописывают.



Записывают




- Название города










Лучший пример ученик записывает на доске





(отвечает учащийся у доски)




- эти слова одной части речи: Глагол

- Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что будет делать? Что сделает? и т.д.

- Чаще всего в предложении является сказуемым, есть глаголы-синонимы, есть глаголы-антонимы.

1 группа: Плывет, звенит;

2 группа: Читают, играют.

- В первой группе глаголы, которые обозначают действие одного предмета, а во второй - нескольких предметов.


- Изменение глагола по числам.

Записывают в тетрадь






- Изображены самолеты. На первом рисунке изображен один самолет, а на втором – два.




- Самолет летит


- Самолеты летят


Самолет летит. Самолеты летят.


- Окончание.

Глагол «летит» – обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе; глагол «летят» - обозначает действие нескольких предметов, значит глагол во множественном числе

- Глагол изменяется по числам

- действие одного предмета.


-действие нескольких предметов.

- по числам.


- Окончание.

- Учащиеся читают правило.

- При изменении глагола по числам, меняется и его окончание.














- Переписывают в тетрадь, вставляют подходящие по смыслу глаголы, выделяют окончания, указывают число.





Учащиеся меняются тетрадями с соседом.




- Что делает?


- Что делают?



- Все предложения связаны между собой по смыслу.

- Измените число выделенных существительных.



Да. Если раньше существительное было единственного числа, то и глагол и прилагательное были тоже единственного числа. Когда мы поставили это существительное во множественное число, то и глагол и прилагательное, связанные с этим существительным изменились и стали тоже множественного числа.  


- читают текст            

Тест.

  1. Какие из данных слов являются глаголами:

а) жить;

б) красивый;

в) смотрит;

г) дерево.

2. Выберите верное утверждение:

а) Глаголы изменяются по числам;

б) Глаголы не изменяются по числам.

3. Выберите глаголы единственного числа:

а) бегает;

б) изучают;

в) наблюдают;

г) рисует.

4. Какое слово в каждой группе является лишним. Подчеркните это слово:

а) видит, летают, убегает, смотрят;

б) догадывается, открывает, играет, растут;

в) замечает, ищет, девочка, покупает.

5. Выберите глаголы множественного числа:

а) смотрит;

б) читают;

в) рисуют;

г) отдыхает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...

Открытый урок по русскому языку 4 класс на тему "Изменение личных местоимений 3 лица по падежам"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Изменение глаголов по временам"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о глаголе, как части речи; формирование умений различать глаголы по врем...