Технологическая карта по русскому языку для 3 класса на тему "Времена глаголов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Самоанализ урока русского языка по теме:

"Времена глаголов".

Класс: 3.

Программа: "Школа России".

Предмет: Русский язык.

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы "Времена глаголов".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_glagolov.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.  Микунова Анастасия Сергеевна.

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема урока: «Времена глаголов».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Времена глаголов».

Задачи:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать умения: распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола -  форму времени, число.
  2. Формировать умения: проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.

Предметные (учащиеся научатся):

  1. Распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола -  форму времени, число.
  2. Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.

Развивающие:

  1. Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

  1. Формировать умения: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять обобщение изученного; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Формировать умения: владеть диалогической формой речи; обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу;
  2. учащиеся научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  3. учащиеся получат возможность научиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

  1. учащиеся научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  2. учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  3. учащиеся научатся осуществлять обобщение изученного; 
  4. учащиеся получат возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

  1. учащиеся научатся владеть диалогической формой речи;
  2. учащиеся получат возможность научиться обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников.

Воспитательные:

  1. Воспитать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
  2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные

  1. у учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  2. у учащихся будет сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник В. Г. Горецкий, М. В. Голованова,  Л.Ф. Климанова  «Русский язык» 3 класс, часть 2.

Интерактивное оборудование: смарт доска, компьютер, презентация.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный (объяснение)

Словесный (беседа)

Объяснительно – иллюстративный

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должен лежать учебник по русскому языку, рабочая тетрадь и пенал.

На слайде: «Делу время — потехе час».

- Как вы понимаете данную пословицу?

- В каком значении употреблено слово «время»?

- Приветствуют.

- Проверяют готовность.

- Отвечают на вопросы.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

К: владеть диалогической формой речи;

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа)

Объяснительно – иллюстративный

Проводит беседу о ранее изученном.

- Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду -

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи говорится?

- Что такое глагол?

- А как изменяются глаголы?

- Распределите глаголы в два столбика – ед.ч и мн.ч.

Разбудил, светит, побежали, ловит, посмотрели, распевают, идёт, идут, пишем, сверкает, наблюдают, ходишь.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Записываем на первой строчке:

Гг

- Во второй строке буква г пишется в соединении с буквами, которые стоят в алфавитном порядке:

га гб гв гг гд

- Прочитайте предложения на слайде.

Сегодня в классе дежурит Валя.

Вчера в классе дежурила Лиля.

Завтра в классе будет дежурить Никита.

- Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете, что это глаголы?

- Запишите эти глаголы в тетрадь.

- Сравните их. Чем они отличаются? Одинаковы ли эти глаголы по способу действия?

- Посмотрите ещё раз внимательно на слайд.

- Что общего между часами и глаголами?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи поставим на урок?

- Глагол.

- По числам.

- Действие происходит как бы в разное время.

- «Времена глаголов».

- Узнать, какие времена есть у глаголов; на какие вопросы они отвечают; научиться определять время глаголов.

Распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола -  число.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

К: владеть диалогической формой речи;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

  1. Выявление места и причины затруднения.

Словесный (беседа)

Практический (работа с учебником)

- Найдите глагол, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения.

- Поставьте вопрос к глаголу.

- Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?

- Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходили до момента речи.

- Какой вопрос можно задать?

- Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?

- Какой глагол называет действие, которое ещё не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи?

- Как будет называться форма времени этого глагола?

- Какие формы времени вы открыли?

- Как проверить наши предположения?

Организует работу с учебником.

- Сравните свой вывод с выводом

в учебнике на с. 112.

 - Верно ли ваше предположение?

- Дежурит.

- Наст. вр.

- Дежурила.

- Прош. вр.

- Будет дежурить.

- Буд. вр.

Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.

Распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола -  форму времени, число.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

К: владеть диалогической формой речи;

П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный (беседа)

Практический (работа с учебником)

- Давайте составим памятку - схему. Вам нужно написать напротив каждого времени глагола вопросы, и в какой момент речи это происходит.

(Проверка на слайде).

- Как определить время глагола?

Организует работу с упражнениями.

- Посмотрите на упражнение 195. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- По цепочки выполняем упражнение устно.

- Выполним упражнение 197.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Как вы понимаете «употреблены в переносном значении»?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите время и число глаголов в каждом предложении.

- По вопросу и значению.

К: владеть диалогической формой речи;

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

К: обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  1. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.

Словесный (беседа)

Практический (работа с учебником)

Объяснительно – иллюстративный

- Сейчас посмотрите на упражнение 198.

- Прочитайте стихотворения.

- Назовите тему этих стихотворений.

- Найдите глаголы. Определите их время.

- В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Докажите.

- Напишите первое стихотворение по памяти.

К: владеть диалогической формой речи;

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический

Объяснительно – иллюстративный

- Ребята, на слайде вам дан текст. Ваша задача переписать его и глаголы в скобках заменить на глаголы в нужном времени. Над каждым глаголом указать время.

Лена учится в третьем классе. Вчера она (писать) сочинение и (написать) его хорошо. Сейчас она (писать) диктант. Завтра Лена (писать) изложение. Дома она (прочитать) рассказ и (подготовиться) к его изложению.

- Ваше время закончилось, сдаём листочки.

П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Словесный (беседа)

Обобщение темы урока.

- Какая была тема нашего урока?

- Все ли задачи мы выполнили?

- Как изменяются глаголы?

- В каком времени могут стоять глаголы?

К: владеть диалогической формой речи;

П: осуществлять обобщение изученного;

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

- Ребята, если вам было всё понятно, то поднимите зелёный карандаш, если вы испытывали затруднения в изучении темы, то поднимите красный карандаш.

-Отлично! Спасибо вам за урок!

Р: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Самоанализ урока русского языка по теме:
"Времена глаголов".

Класс: 3.

Программа: "Школа России".

Предмет: Русский язык.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Времена глаголов».

Задачи:

Дидактические: научить распознавать глагол среди других частей речи; научить определять грамматические признаки - форму времени, число.

Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение искать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений.

Воспитательные: воспитать учебно - познавательный интерес к учебному материалу; вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.Ф. Климановой "Русский язык" 3 класс, часть 2; смарт - доска; презентация, разработанная учителем.

Урок начинается с мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, целью которого является создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Я предложила учащимся поработать с пословицей "Делу время - потехе час", для того, что бы узнать, как они понимают её и понимают ли правильно.

На этапе актуализации знаний учащимся предлагалось отгадать загадку, чтобы повторить ранее изученное о глаголе. Так же, на данном этапе я предложила учащимся распределить глаголы на два столбика - единственное число и множественное число. Это задание позволило сформировать такое поисковое действие, как смысловая группировка материала, так как учащиеся классифицировали глаголы по числам. На минутке чистописания предложила учащимся прописать соединение заглавной буквы Г и прописной г, и соединения с буквами, которые стоят в алфавитном порядке - га, гб, гв, гг, гд. Использовался метод подводящего диалога с предложениями на слайде для того, чтобы подвести детей к теме урока и коллективно определить задачи. Это задание позволило сформировать поисковое действие - выделение главного.

На этапе выявления места и причины затруднения учащиеся продолжили работать с предложениями на слайде для того, чтобы предположить по данным там глаголам, какое время они обозначают. Так же, была организована работа с правилом в учебнике. Данные задания позволили сформировать такие поисковые действия, как выделение главного и смысловая группировка материала.

На этапе построения выхода из затруднения учащимся было предложено сделать памятку - схему, пользуясь правилом из учебника. Это задание позволило сформировать такие поисковые действия, как выделение главного и смысловая группировка материала. Так же, на данном этапе учащиеся работали с упражнениями из учебника, что позволило сформировать поисковые действия на уроке.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи я предложила учащимся упражнение из учебника, где нужно назвать тему стихотворения, найти глаголы и написать стихотворение по памяти. Данное упражнение развивает память учащихся и позволяет сформировать такие поисковые действия, как выделение главного и смысловая группировка материала.

На этапе самостоятельной работы учащимся была предложена работа с текстом, который нужно было прочитать, глаголы в скобках изменить на глаголы в нужном времени и над каждым глаголом указать время. Данное задание позволяет сформировать такие поисковые действия, как выделение главного, смысловая группировка материала, самоконтроль и самопроверка.

На этапе включения нового знания в систему знаний и повторение проводилось обобщение изученного в форме фронтальной беседы, которая помогла систематизировать знания учащихся о глаголе.

На этапе рефлексия учебной деятельности проводилась рефлексия, которая была направлена на оценку эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Рефлексия позволила сформировать такое поисковое действие, как самопроверка и самоконтроль. Оно позволяет понять учащимся и мне, как учителю, всё ли выполнено, выполнено ли верно и при необходимости скорректировать, самостоятельно поправить себя.

Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал урока был посилен для учащихся третьего класса и был направлен на организацию поиска и выделения необходимой информации. Учащиеся выполняли такие поисковые действия, как выделение главного, смысловая группировка материала и самопроверка, самоконтроль. Учебная информация была привлекательна для детей, за счёт этого повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на урок. Поставленной цели урок достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Что такое глагол? Школа России.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.Учитель: Козлова Татьяна ВалерьевнаПредмет: русский языкКласс: 2Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс ...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числамПланируемые результаты:Предметные:знать особенности форм числа глагола;уметь изменять глаголы по чис...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...